Беседы по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Всем нам нужно быть терпимыми по отношению друг к другу.

Содержимое публикации

Ребята, посмотрите, все вы из одной группы, все вы дети, но вы все разные: отличаетесь друг от друга внешностью, поведением, увлечениями: кто- то любит рисовать, кто-то заниматься спортом, кто-то любит читать, а кто-то любит животных. И это просто здорово, потому, что вы дополняете друг друга, вам хорошо вместе. Вы все разные и в этом самая большая ценность! Каждый из вас уникален и необходим. И все вы должны жить в мире с собой и другими.

- А какие народы проживают на территории Российской Федерации? (ответы детей)

- Посмотрите ребята, у меня не хватит пальцев, чтобы перечислить народы, живущие в России, а уж тем более в мире. Но у нас у всех один дом – это наша планета Земля. На нашей планете живут люди разных национальностей, разного цвета кожи и вероисповедания; живущие в разных условиях и говорящие на разных языках. Самое большое счастье жить под мирным небом, без войны. Вам уже говорила я, что в некоторых странах идет война. В этих военных конфликтах страдают мирные жители, но самое главное – страдают дети. Ни один ребенок не должен испытывать ужасы войны. А из-за чего происходит война – из-за того, что некоторые начинают считать себя сверхнацией, а остальных - людьми второго сорта. Но этого быть не должно. Поэтому, мы с вами должны с уважением и пониманием относится к другим таким разным и непохожим друг на друга людям разных национальностей, быть терпимыми к различиям.

Почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга?

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы…

А вот почему люди говорят на разных языках.

По легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Все взрослые и дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

- Почему все взрослые и дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

(Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.)

- Вы должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать их беде.

Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Всем нам нужно быть терпимыми по отношению друг к другу. Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Люди, которые хотят жить в мире, должны сами себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство и называется оно–толерантность.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность.

Физкультминутка

- Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по- разному. Давайте научимся (дети встают парами напротив друг друга)

Поприветствуем по Японски: сложить руки (как в молитве на уровне груди) и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

По Тибетски: показать язык.

По русски: обнять друг друга.

- Все сели, продолжим дальше.

- Как вы себя чувствуете в группе?

- Комфортно ли вам?

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Можно ли в нашей группе жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в группе считают толерантными?

А теперь давайте прочитаем вслух толерантные нормы поведения:

 Можно выразить свое отношение к другому пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

 Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

 Не делай другому того, от чего больно тебе.

 В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

 Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

 Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

 Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

 Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.

Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность, искренность, прощение, равенство, самоотверженность, мужественность, вспыльчивость, раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость, поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость, ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
(ответы детей)

- Как относились к гадкому утёнку другие птицы? (Гнали его, клевали, щипали, говорили ему гадости, подсмеивались над ним).

- Почему они так к нему относились? (Потому что он был не похожим на других)

- Тяжело было утёнку, как вы думаете?

Конечно, тяжело, он оказался изгоем в своём обществе, никому не нужным.

- Хотели бы вы оказаться на месте утёнка?

- Почему нет? (Никому не нравится, когда к нему плохо относятся)

- Толерантны ли были по отношению к гадкому утёнку птицы?

- А бывает в жизни так, что люди относятся плохо к какому-то человеку: говорят обидные слова, обижают его и человек чувствует себя изгоем в обществе, никому не нужным?

- Хотели бы вы оказаться на месте этого человека?

- Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Принимать других людей такими, какие они есть, уважительно относиться к другим людям.

- А, сейчас, я вам предлагаю выполнить несколько заданий.

- Обведите свою ладошку на цветной бумаге, вырежьте её, напишите на ней своё имя и приклейте на ватман. А потом приклейте человечков.

- Это наш маленький мир. Здесь частичка каждого из вас. Посмотрите ещё раз, какие мы разные, но какие все особенные и нужные друг другу.

- Давайте, мы с вами сейчас все вместе дружно подарим нашей планете себя с красивой улыбкой. Вот вам каждому по смайлику. Представьте, что это вы, но без улыбки. Каждый из вас должен нарисовать смайлику свою улыбку, а затем наклеить на рисунок своего улыбающегося смайлика.

После выполнения задания, все вместе рассматривают то, что получилось.

- Ребята, необходимо жить дружно, в мире и в согласии людям разных народов.

Цели: Формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление, прививать любовь к природе, бережное отношение .

ВложениеРазмер
v-mire-prirody.rar 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление, прививать любовь к природе, бережное отношение .

Введение в тему.

(Дети отвечают.) Молодцы! Сегодня мы проведем с вами беседу - викторину о природе, поговорим с вами об окружающем нас мире.

  • Что видно только ночью? (Звезды, луна)
  • Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
  • Без рук, без ног, а бежит. (Вода)
  • Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  • В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб)
  • Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)
  • На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец)
  • Ползун ползет, иглы везет. (Ёж)
  • Как все это назвать одним словом? (Окружающая природа)
  1. Основная часть
  1. Явления природы
  • Что такое погода?

(Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.)

  • А как же узнать, какая погода нас ждет сегодня? Завтра? Через неделю?(Для этого существует метеослужба и метеорология)

Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютер. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты.

Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевизору, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.

Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. Погодные спутники ведут фотосъемки днем и ночью, используя специальные камеры.

А теперь загадки о явлениях природы:

Ребята, а кто такие звери? А вы знаете что…

Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим.

А первый на селе работник. (Лошадь)

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает.(Медведь)
  2. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

На всех глядит он свысока. (Жираф)

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

  1. Не дерево, а суковато. (Олень)
  2. Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих.(Лев)
  3. Самый крупный хищник.(Белый медведь)
  4. Она похожа на тетрадь в линию.(Зебра)
  5. Серовато, зубовато,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Поговорим о птицах. Что вы о них знаете?

Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать.

Это африканский страус. Он достигает 2,5 метра в высоту и весит более 135 кг.

Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. Взрослые птицы весят около 13 кг.

Скорость полета у разных птиц очень разная. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км., преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 247 и 320 км. в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри – от 80 до 88 км в час.

Теперь отгадайте о птицах загадки:

  1. Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь)
  2. Днем молчит, ночью кричит. (Филин)
  3. Начальник не велик, а долго спать не велит. (Петух)
  4. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока)
  5. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (Пингвины)
  6. Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
  7. Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист)
  8. Самая певучая птица России. (Соловей)
  9. Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается от паразитов)
  10. Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)

Насекомые - кто они такие? Каких насекомых вы знаете?

На нашей планете живет 2 млн видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см. длина жука – голиафа более 20 см. наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука – трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель – 3,5; муха – 2; златоглазка всего лишь 0,5 км. зато слепни летят с быстротой до 40 км в час.

Угадайте о ком речь?

  1. Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк)
  2. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
  3. Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.(Муравьи)
  4. Ниток много – много,

А в клубок не смотает,

Одежду себе не шьет,

А ткань всегда ткет. (Паук и паутина)

  1. Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться. (Таракан)
  2. Летающий кровопийца. (Комар)
  3. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? (Сверчок)
  4. Что случится с пчелой после того. Как она ужалит? (Погибнет)
  5. Сколько ног у паука? (Восемь)
  6. Не солнце, не огонь, а светит. (Cветлячок)

Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные - что вы знаете о них?

Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды.

Угадайте теперь о ком я говорю?

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

По – французски говорит

По – блошьи прыгает,

По человечьи плавает. (Лягушка)

  1. Кто на себе дом носит? (Улитка)
  2. Не кузнец, а с клещами. (Рак)
  3. Кровь пью, а а жизнь даю. (Пиявка)
  4. Он превращается в лягушку. (Головастик)
  5. Неядовитая змея. (Уж)
  6. Кого поймал Емеля? (Щуку)
  7. Кто ходит в каменной рубахе?(Черепаха)

Мы не можем представить себе природу без зеленого наряда. Что я имела ввиду? А какие виды растений вы знаете? Посмотрите -сколько в нашем классе живых растений, давайте назовем их. А посмотрите какие изображены на доске? Назовите.

Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, период социализации ребенка, время установления отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром природы и собственным внутренним миром.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются их познавательные интересы и способности.

Задача педагогов начальной школы - обеспечение успешности социализации учащихся, что очень важно для вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

Научить детей мыслить, открывая для себя окружающий мир - важная задача педагога. Каждый решает ее по-своему, опираясь при этом на опыт коллег.

Предлагаемые разработки уроков по окружающему миру в 1-4 классах составлены с учетом новых подходов, образовательных целей и особенностей различных программ обучения.

Содержание их направлено на развитие у младших школьников умения наблюдать, экспериментировать, самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Занимательные материалы и игровые сюжеты помогут учителю активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету.

Материалы предназначены учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня.

Предложенные нестандартные формы уроков: уроки- путешествия, уроки-игры, уроки-викторины - способствуют успешному усвоению младшими школьниками знаний о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе.

В содержании уроков учтены общие образовательные цели, возрастные особенности учащихся, их способности опираться на личный уровень подготовки.

Содержание уроков может быть использовано учителем в качестве дополнительного материала для индивидуальных занятий с учащимися, во внеклассной работе, а также полезно воспитателям группы продленного дня.



Пословицы и поговорки об Осени для младших школьниковПословицы и пословицы на осеннюю тему для учащихся начальной школы, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Батюшка-сентябрь не любит баловать. • В ноябре зима с осенью борются. • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. • В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. • В ноябре снег надует — хлеба прибудет. • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, .


Пословицы и поговорки про Лето для младших школьниковПословицы и пословицы на летнюю тему для учащихся начальной школы, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Август — густарь, страды государь. • Август — разносол, всего вдоволь. • Август крушит, да после круглит. • Август-ленорост припасет холст. • Бог с рожью, а черт с костром. • В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять. • В августе серпы греют, вода холодит.


Пословицы и поговорки про весну для младших школьниковПословицы и пословицы на весеннюю тему для учащихся начальной школы, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден. • Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. • Апрель обманет, под май подведет. • Апрель с водой, а май с травой. • Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет. • В апреле земля преет. • В апрел.


Зимние пословицы и поговорки для детей начальной школыПословицы и пословицы на зимнюю тему для младших школьников, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Береги нос в большой мороз. • Будет зима, будет и лето. • В чужие края зиму не пошлешь. • Все зимой сгожается, что летом урожается. • Готовь зимой телегу, а летом — сани. • Два друга — мороз да вьюга. • Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит. • Декабрь глаз снегами тешит.



Пословицы и поговорки о хлебе для детейНародные суждения о хлебе. По существу, эти пословицы глубоко вскрывают различие жизни сытых и голодных, запечатлевают отчаяние терпящего холод и голод. Хлеб — батюшка, вода — матушка. * * * Хлебушко — калачу дедушка. * * * Хлеб хлебу брат. * * * Худ обед, когда хлеба нет. * * * Щи да каша — еда наша. * * * Хлеб да вода — мужицкая еда. * * * Жива душа калачика чает. * * * Кашу маслом не испортишь. * * * Курица по зёрнышку клюёт, да сыта живёт. * * * Мель.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.

МОУ – СОШ д. Новые Ивайтёнки

Брянская область Унечский район

Классный руководитель: Малышева Л. А.

Цель: формировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.

Задачи: 1. Учить детей делать добрые дела, искоренять вредные привычки

2. Воспитывать стремление делать добро, противостоять злу

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД: самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Предметные: получат представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, плакаты

Учитель

– Ребята, сегодня у нас особенный урок, на котором должен состояться деловой полезный разговор.

Но сначала посмотрите в центр газеты.

– Какое у него настроение?

– Грустное, печальное, озабоченное.

– Когда человеку грустно?

– У вас оказались разные мнения. давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Первый корреспондент

Я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, о чем пойдет речь.

Через нос проходит грусть

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем

– Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таковым бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп.

Когда в комнате много людей, окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.

– Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?

– Проветривать комнату, стирать пыль влажной тряпкой.

– Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.

Учитель

Назовите вредные привычки, которые тоже загрязняют воздух.

(Ответы учащихся: к вредным привычкам относится курение. Человек, который курит, приносит вред не только своему здоровью, но и людям, которые находятся вместе с ним).

Учитель

Если бы ты был мэром города, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь?

слайд

1. Установка очистительных сооружений на предприятиях города.

2. Опрыскивание городских улиц водой.

3. Озеленение улиц.

4. Сжигание опавших листьев.

5. Вынос промышленных предприятий за черту города.

Вывод. Если люди не будут беречь воздух, то солнце может навсегда скрыться за тучами и тогда на Земле будет мрачно, холодно и жизнь остановится.

Учитель

– Вот видите, ребята, вы правильно все объяснили и небо стало чистое и голубое! (Уберем микробы).

– Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент

Не умыться, не напиться

Листику не распуститься

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о воде.

Больше всего воды в океане, а еще вода находится в реках, морях, ручьях. Снег – это тоже вода. Облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. Чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь!

(Ответы учащихся: экономно расходовать; не оставлять открытыми краны; беречь воду от загрязнения; не бросать мусор в реки и озера, не мыть в них машины, велосипеды; на фабриках строить очистные сооружения, чтобы очищать воду).

Учитель

Какое значение для здоровья людей имеет вода?

(Ответы учащихся: закаливание – обливаться холодной водой, купание в водоемах, умываться по утрам и вечерам, чистить зубы)

Вывод. Чтение стихотворения о воде.

Учитель

– Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Вы правильно ответили на вопросы. Уберем грязные пятна.

– Какой красивой и чистой стала страничка. Чистый воздух, чистая вода!

– Эти плакаты будут нам напоминать о бережном отношении к неживой природе.

Третий корреспондент

Следующая страничка нашей газеты – страничка жизни.

Посмотрите на эту страницу. На ней черные круги и квадраты. Мы сможем убрать их, если научимся правильно вести себя в природе и делать добрые дела.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом

Жизнь летает мотыльком

Шустрым бегает зверьком

В облаках кружится птицей

Скачет по ветвям куницей

Жизнь прекрасная вокруг

Человек природе друг!

Учитель

Только не всегда человек относится к природе как к другу.

– О каких правилах вы бы напомнили им?

(Ответы учащихся:
– Нельзя вытаптывать траву, ходить по дорожкам.

– Нельзя рвать лесные цветы, разводить костер.

– Не оставлять после себя мусора.

– Не шуметь, так как шум пугает животных).

Учитель

Правильно, в природе лучше слушать ее музыку, ее песни.

– Кто из вас когда-то помог беззащитным животным?

Учитель

Животные как люди, окружающие тебя нуждаются в защите, сочувствии и помощи.

А сейчас проверим домашнее задание. По желанию вы должны дополнить предложение:

Вообразите, что вы находитесь у колодца, где загадываются желания.

Учитель

Ваши ответы говорят о том, что у вас есть большое желание приносить людям радость, делать добрые дела.

Убираем черные круги и квадраты.

– Посмотрите как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу.

Прежде чем предоставить слово следующему корреспонденту скажите:

– Где вы проводите большую часть времени?

(Ответы учащихся: дома, в школе)

– Посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Четвертый корреспондент

Ребята, все вы любите слушать музыку! Почти у всех есть любимые певцы и группы. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор

И конечно, репродуктор,

И еще магнитофон

– Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй гражданка у окна,

Вы же в доме не одна

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы учащихся: им не нравится, когда шумно, поэтому нельзя громко включать магнитофон)

Учитель

Очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик.

– Какую речь нам хочется слушать?

(Ответы учащихся: спокойную, тихую.)

– некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть дверью или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно.

Резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат.

Учитель

Видите, сколько звуковых загрязнителей вокруг нас. Одни стрелки громкие, резкие. Другие – волны музыки, спокойные речи.

Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.

– Чтобы в школе и дома был звуковой комфорт, что могут сделать дети?

(Ответы учащихся: не кричать, не включать громко музыку)

Учитель

Убираем стрелки и оставляем красивые волны.

Продолжим работу по нашей страничке.

– Образуйте от этого слова однокоренные слова (один, одинокий).

Работа над стихотворением

– Почему так названо стихотворение?

– Почему мальчик решил уйти из дома?

– Над чем он размышлял?

– Уйдет ли мальчик от родителей?

Ребята, если у вас возникли разногласия, спор с друзьями, учителями или родителями, надо спокойно поговорить, в одном случае простить, в другом помолчать, уступить, в третьем случае попросить прощения, но никогда не принимать решений, которые бы причинили боль твоим близким.

– Кому одиноко среди людей?

(Ответы учащихся: старым, пожилым людям, инвалидам)

– Правильно, чтобы скрасить их одиночество, что вы, ваши родители должны делать?

(Ответы учащихся: не забывать наших бабушек, дедушек, звонить им почаще, навещать их)

Учитель

Подведение итогов. Релаксация.

- Посмотрите, какое большое, яркое сердце нарисовано. Это наше сердце.

- Пусть это сердце будет копилкой добрых дел. Сейчас каждый из вас напишет на маленьком сердечке свой добрый поступок.

- Вы сейчас будете подходить и приклеивать свои бумажные сердечки с добрыми поступками на сердце.

- Какое красивое стало наше сердце, засияло разными красками, пусть оно всегда остается таким.

Итог урока: Человек улыбается – ему хорошо от наших добрых слов жить в чистом мире. Он здоров и рад, что его окружают добрые люди.

Читайте также: