Беседы об изобразительном искусстве в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Одним из важных условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое дает заряд развитию способностей воспринимать прекрасное и наслаждаться красотой, а также творить по законам красоты.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным наследием. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.

Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные принципы современной дидактики и уметь их творчески реализовывать на практике.

Современные принципы обучения представляют собой, с одной стороны, методическую конкретизацию традиционных дидактических принципов (принцип научности обучения, принцип сознательности, принцип систематичности, принцип последовательности и систематичности, принцип наглядности и др.) с учетом специфики изобразительного искусства как учебного предмета, с другой сравнительно новые направления (принцип проблемности, принцип междисциплинарной взаимообусловленности и взаимодополняемости).

В своей работе я хочу более подробно обозначить принципы обучения истории искусств в начальных классах.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целом педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения изобразительному искусству базовой культуры личности: нравственной эстетической, культуры труда, общения, жизнедеятельности и т.п. Реализация принципа воспитывающего обучения связана с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных творческих и познавательных способностей с учетом интересов учащихся.

Используя силу воздействия истории изобразительного искусства на школьников, преподаватель изобразительного искусства имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе.

Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание чувств, умения глубоко переживать, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства, связанные с увиденными произведениями искусства.

Принцип научности при проведении бесед по истории изобразительного искусства в начальных классах способствует использованию проблемных ситуаций на занятиях изобразительного искусства, специальному обучению наблюдать, что в свою очередь развивает у учащихся познавательную активность, креативность и дивергентность мышления, творческую инициативу, образное представление, фантазию и т.д.

Следом за ним назовем принцип наглядности, который требует постоянного обращения к самим произведения искусств как источнику познания.

В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием. Принцип сознательности и активности учащихся и принцип связи теории с практикой - также одни из важнейших дидактических принципов.

Познавательный материал по истории изобразительного искусства преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип преемственности, последовательности и систематичности. Преемственность касается содержания обучения изобразительному искусству, его форм, способов, стратегией и тактик взаимодействий субъектов в учебном процессе, личных новообразований обучаемых. В каждый временной интервал педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перевода учащихся от простых к более сложным художественным задачам, формам познания, поведения и решения творческих заданий.

В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса формирования интереса и приобщения школьников к истории искусств на уроках изобразительного искусства, планирует усвоение, повторение, закрепление и форм контроля.

Серьезный момент в педагогике – связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему.

Принцип посильности и доступности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психологическом здоровье.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

  1. наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;
  2. наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
  3. наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у учащихся младшего школьного возраста. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для детей этого возраста: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки я стараюсь устранить, ведя систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

Восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:

  • а) развитие отзывчивости к произведению;
  • б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;
  • в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.

Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети младшего школьного возраста не обладают еще способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством. Об этом свидетельствуют их часто очень скупые, мало развернутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к суждениям "нравится" или "не нравится", "красиво" или "некрасиво".

Цикл бесед по изобразительному искусству России в форме сказки я предлагаю для работы с детьми младшего школьного возраста.

В своей работе я придерживаюсь определенной методики знакомства обучающихся с изобразительным искусством, направленной на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия:

Чтобы урок был эффективным, я продумываю количество произведений, отобранных для показа, и возможности их восприятия обучающимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, всей совокупностью содержания и выразительных средств. Это воздействие зависит от свежести восприятия, от заинтересованности детей. В то же время важно помнить, что урок восприятия искусства не должен быть пустым, вялым и будто бы "легким". Он должен быть содержательным и наполненным преодолимыми для детей задачами.

Вместе с тем уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются одним из ведущих звеньев в развитии ребенка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети в младшем школьном возрасте получают на таких уроках: сведения из истории нашей страны, о природе и окружающем мире, о труде и производстве.

Особенность мышления детей заключается в том, что развернутые речевые реакции на произведения искусства у них возникают под влиянием вопроса учителя, активизирующего восприятие, в то время как при самостоятельном ознакомлении с произведением потребность говорить может и не появиться. Обучающиеся могут ограничиться молчаливым рассматриванием, посмеяться, если им что-то понравится.

В практике уроков по изобразительному искусству я стараюсь активизировать отклик на произведение искусства при помощи музыки, поэзии (краткие поэтические тексты).

Восприятие произведений детьми - интеллектуальная и эмоционально - творческая деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов. Характер связи этих компонентов я учитываю при разработке урока по изобразительному искусству и организации восприятия произведений детьми.

Уроки знакомства с изобразительным искусством России включены в тематическое планирование по ИЗО с учетом тематической и содержательной целостности каждого учебного года. Они логически связаны с другими занятиями как звенья одной цепи.

В своей работе я использую следующие средства обучения:

  1. Графические (репродукции картин, рисунки учащихся).
  2. Технические (мультимедийный проектор, подготовленные мной презентации к каждому уроку)

Для осуществления мотивации учебно-познавательной деятельности школьников я использую следующие приёмы:

За время работы над данной темой мной достигнуты некоторые положительные результаты, что позволяет говорить об эффективности проведение бесед по изобразительному искусству России для детей младшего школьного возраста в форме сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения.

 Содержание: 1.Место уроков-бесед в системе обучения изо по изобразительному искусству. 2. Значение бесед об искусстве в начальных классах. 3. Подготовка к уроку – беседе. 4.Произведения искусства, рекомендуемые для ознакомления в начальных классах: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5.Художественное восприятие и методы его формирования.

Место уроков-бесед в системе обучения изо по изобразительному искусству:

Значение бесед об искусстве в начальных классах:

  • В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениям живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
  • Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения. Беседы об искусстве знакомят с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определённой эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.
  • Знакомство с изобразительным искусством направлено на понимание прекрасного в искусстве и жизни, на развитие любви к природе и родине, на умение сопереживать.

Подготовка к уроку – беседе :

Структура уроков – бесед:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский Гуманитарный колледж

Беседа на уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Школьными программами по изобразительному искусству предусмотрены специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. При проведении бесед учитель знакомит учащихся начальных классов с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. Систематическое ознакомление с произведениями искусства пробуждает у детей эмоционально-творческое начало, воспитывает интерес к искусству, расширяет представление об окружающем мире.

Беседы в 1-3 классах проводятся в начале, середине или конце урока в течение 5-10 минут. В одной беседе показывается не более 2-3 произведений (можно только одно или два в сравнении). В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки. В одном уроке - беседе можно показать и проанализировать до 5 произведений.

Беседа используется обычно в первой части урока, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

Методика организации и проведения бесед по изобразительному искусству заключается в следующем:

I. Подготовка учителя к беседе.

1. Подбор репродукции картин художников, произведения декоративно-прикладного искусства (согласно программному содержанию).

2. Ознакомление с искусствоведческой и методической литературой.

3. Разработка конспекта беседы (учет возрастных особенностей учащихся, продумывание характера вопросов, использование художественно-дидактических игр, упражнений и других методов активизации познавательной активности учащихся: сравнение, проблемные вопросы, использование знаний, полученных на других уроках).

II. Проведение беседы.

Общая структура беседы:

а) демонстрация произведения при молчаливом рассматривании ( с привлечением музыкального фона, литературного ряда);

б) предложение найти произведение среди других (оформленных на классной доске выставки).

4. Подведение итогов.

Беседа пройдет более эффективно, если будет соблюдаться ряд условий:

- эмоциональный рассказ учителя;

- применение музыкальных и литературных произведений;

- эффектный показ произведения (слайды, фрагменты диафильма, демонстрация отдельных частей картины);

- методически грамотно построенная беседа.

В конце беседы можно порекомендовать детям, найти в домашней библиотеке репродукции картин художников, посетить музеи, выставочные залы, почитать с родителями искусствоведческую литературу. За интересные и содержательные ответы можно поставит учащимся оценки, а также устно отметить тех детей, кто принимал активное участие в беседе.

В сюжетном рисовании, когда младших школьников учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы. Рисование на темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагога оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют, как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей, учитель еще раз учит школьников способам замысливания образа.

На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания.

В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки – одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

______________ М.В. Сафронова

Рабочая программа

по предмету

Срок реализации программы 4 года

(разработана и составлена на основе программ:

Пояснительная записка

Изобразительное искусство для детей - это прямой путь к всестороннему гармоничному развитию личности учеников. Беседы об изобразительном искусстве способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию мировоззрения: сферы их духовных интересов и убеждений, нравственного и эстетического идеалов.

Программа поможет ребенку войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства, формировать представления о жанровых и видовых особенностях искусств, различных художественных техниках, познакомит с крупнейшими ведущими художественными музеями страны и мира. В том числе обязательным является знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, отстаивавших в борьбе идеалы своего времени, что способствует постижению духовного опыта человечества.

Сформировать устойчивый интерес учащихся к изобразительному искусству, потребность в творческом самовыражении. Развить особое художественно-эстетическое восприятие мира. Способствовать созданию уникальной для каждого ученика модели мира, развитию творческого потенциала (формированию стратегии и навыков построения бесчисленного множества реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности), построению системы отношений школьника с окружающей действительностью.

Выработать навыки анализа произведения искусства, учитывая конкретную историческую обстановку, в которой оно возникло.

Развивать зрительно-образную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, чувственно-эмоциональную сферу, эстетическое чувство понимания прекрасного, нравственные идеалы, художественный вкус, механизмы поиска и создания личностных смыслов, индивидуальную картину мира (модель), потребность в самовыражении через творчество.

Воспитывать интерес к искусству, отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, единство содержания и формы произведения, понимание общественного значения данного произведения, формировать объективность и самостоятельность оценки позиции автора, связь содержания искусства с личным опытом, творческую активность.

Требования к уровню подготовки учеников

Ученик должен знать виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; иметь представление о работе с книгой по искусству.

Оценка успеваемости по данной программе производится один раз в полугодие в форме зачета (ученик обязан предоставить реферат по заданной теме).

Современные подходы в преподавании изобразительного искусства предполагают следующие направления деятельности учителя-художника:

-организация проектно - художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;

Занятие проводится 1 час в неделю, в год 34 часа. Курс рассчитан на 4 года обучения.

Помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, требуется введение современных средств обучения (мультимедийное оборудование).

Читайте также: