Беседы об искусстве для детей в художественной школе 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Похоже, точно изобразить человека, предмет или пейзаж, запечатлеть его на столетия, сохранить для потомков было одной из главных задач искусства. Тысячи людей обращались к художникам с такими заказами. Портреты кисти Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Рембрандта, Гойи, русских художников – Кипренского, Брюллова, Репина – это изображение модели такой, какая она есть, или немного приукрашенной.

Но в середине XIX века появилась фотография. И живопись изменилась. Теперь для того, чтобы получить портрет, достаточно было посетить фотографа. Он вставит в фотоаппарат пластину или плёнку со светочувствительным слоем и через короткое время заказчик получит портрет, очень похожий, дешёвый, да ещё и в нескольких экземплярах. Многие стали посетителями фотоателье, а затем и сами научились фотографировать. Значит, живописи следовало искать для себя другие задачи. Так появились полотна, изображавшие жизнь света и воздуха, внутренний мир человека, его размышления и переживания. Этого не достичь при помощи фотоаппарата. Но такая живопись оказалась понятной далеко не всем.

Графика возникла как вспомогательный вид искусства: для будущего живописного произведения выполнялись подготовительные рисунки. Они оставались у художника, их не ценили и долго не хранили.

В Средние века была изобретена гравюра. Гравюра – это изображение, нанесённое каким-либо острым инструментом на твёрдую поверхность, вырезанное.

Если затем эту поверхность покрыть краской и с помощью пресса прижать к ней лист бумаги, то на бумаге останется отпечаток – оттиск. Таких отпечатков можно сделать несколько десятков или даже несколько сотен. С изобретением гравюры стало возможным размножать книги, тексты молитв, карты, документы и рисунки. С появлением гравюры во много раз увеличилось количество людей, которым стало доступно какое-либо изображение.

Позже графика выделилась в самостоятельный вид искусства. Художникиграфики разработали собственный художественный язык – линии и пятна, тона. Они научились варьировать толщину линии, достигать необходимой фактуры, даже имитировать цвет в чёрно-белом изображении. Графические приёмы прекрасно подошли для портретов, книжных иллюстраций, репортажных зарисовок, карикатур.

В основе скульптуры – всегда фигура человека или животного. В этом виде искусства очень редки изображения неодушевлённых предметов, почти не встречаются пейзажи.

Правда, в ХХ веке появилась скульптура, которая создаёт абстрактные формы. Однако они тоже связаны с изображением человеческих действий или состояний. Поэтому живопись, графика и скульптура относятся к изобразительному искусству.

А вот архитектура основана на ином принципе. Планируя дом, храм или дворец, архитектор не стремится что-либо изобразить. Он исходит из требований функции (что в этом помещении будут делать, как оно будет использоваться), размеров, прочности, учитывает климат местности. Архитектурный образ создаётся совсем иными, неизобразительными приёмами. Так, строители готических соборов стремились к тому, чтобы дух молящегося воспарял к небу под звуки мессы. Поэтому готические интерьеры очень высоки, построены на ритме вертикальных линий. Античный храм, напротив, рождает ощущение равновесия, соразмерности всех частей между собой, гармоничной связи с человеком. Поэтому в нём строго уравновешены горизонтали и вертикали, а колонны напоминают человеческие фигуры. Для архитектуры важен ритм, форма, соотношение между частями и целым, пропорции.

Ещё один вид искусства – декоративно-прикладное – сродни архитектуре. В нём также главное – функция, предназначение предмета. К декоративно-прикладному искусству относят мебель, посуду, ткани, одежду. Они используются в повседневной жизни. Изготавливая их, мастер заботится об удобстве, и только после – о красоте. Оформление не должно затмевать основного предназначения предмета, мешать им пользоваться. Чем бы ни был украшен предмет – росписью, резьбой, вышивкой, – украшение второстепенно. Мастер располагает элементы украшения по форме предмета, использует ограниченную цветовую гамму, повторяет или варьирует один и тот же мотив. Изображение в декоративно-прикладном искусстве стилизовано.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой была первая задача живописи и почему с появлением фотографии живопись изменилась?

2. Для чего первоначально использовалась графика? Что такое гравюра? Для чего она служила?

3. Чем отличается художественный язык графики?

4. Почему архитектуру нельзя назвать изобразительным искусством? Какие задачи решает архитектура?

5. К чему ближе декоративно-прикладное искусство: к живописи или к архитектуре? Почему?__

Цель: заложить основы изобразительной грамоты; развитие познавательного интереса.

-образовательные: знакомство с профессией художник, различными жанра м и живописи в изобразительном искусстве;

-развивающие: развитие художественного вкуса; внимания, речи, памяти, мышления; формирование и развитие творческих способностей учащихся, инициативности, любознательности, активности;

-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного.

Форма проведения: беседа.

  • интерактивная доска, проектор;
  • картины и репродукции;
  • альбомы русских художников;
  • стеллаж.

Слайд 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя беседа пойдет об изобразительном искусстве.

Мир искусства велик и разнообразен. А изобразительное искусство не только древнейшее из его видов, но и, пожалуй, самое огромное – за долгие века и эпохи накоплено множество творений – картин Слайд 2 , скульптур Слайд 3.

Слайд 4-6. Художники, авторы произведений искусства, изображают окружающий мир таким, каким видим его все мы и таким, каким видит его один-единственный человек – сам художник.

Благодаря художникам мы знаем, как выглядели известные, великие люди – писатели, поэты, композиторы, государственные деятели и сами художники – ведь фотография появилась только в 19 веке, так что у нас нет фотографий ни Пушкина Слайд 11 , ни Лермонтова Слайд 11 – только портреты.

Художники писали портреты друг друга, а также свои портреты ( Слайд 12). А кто, ребята, знает, как это называется. (ответ: автопортрет).

Слайд 15-16. Еще пример о Москве. Москва древняя и современная.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Картины художников многоцветны. А благодаря чему, ребята . (ответ: краскам).

А где художники берут краски . (ответ: у природы).

Мы можем их назвать благодаря солнцу – отражаясь и преломляясь солнечные лучи дают разные цвета. Где мы увидеть эти цвета, ребята . (у радуги). Слайд 19. Сколько их . (семь).

Слайд 20. Ребята, кто может назвать цвета радуги. (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

А кто знает фразу помогающую запомнить эти цвета? . (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Слайд 21.

Ребята, а давайте немного поиграем. Я буду называть цвет, а вы предмет живой или неживой природы этого цвета.

Слайд 23. Красный – помидор, машина, мак

Слайд 24. Оранжевый – апельсин, морковь, абрикос.

Слайд 25. Желтый – цыпленок, солнце, одуванчик.

Слайд 26. Зеленый – трава, лягушка, кузнечик.

Слайд 27. Голубой – небо, вода, незабудки.

Слайд 28. Синий – василек, слива, синий кит.

Слайд 29. Фиолетовый – баклажан, сирень.

Слайд 30. Белый – снег, зайка зимой, перышко.

Слайд 31. Черный – чай, ворон.

Слайд 32. Коричневый – кофейные зерна, какао-бобы (шоколад), земля.

Слайд 33. Серый – слон, мышь, туча.

Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют:

Слайд 34 Кистями и красками пишут живописцы ;

Слайд 35 Карандашом, углем, тушью, пастелью рисуют графики ;

Слайд 36 А объемные изображения из глины, пластилина, камня, дерева – лепят, ваяют, высекают, создают – скульпторы .

Произведения художников называются подлинники или оригиналы. Они хранятся в музеях, а чтобы все желающие могли с ними познакомиться – делают репродукции, т.е. подлинники фотографируют, затем в типографиях печатают книги и альбомы. Благодаря репродукциям, художники становятся известными всему миру.

Слайд 37. Ребята, а теперь отгадайте загадки. Что художнику нужно для работы?

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой. (кистью) Слайд 37.

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный —

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Всё раскрасит. (акварель) Слайд 37.

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Это друг надежный ваш

И художник — . (карандаш) Слайд 37.

Если ему работу дашь –

Зря трудился карандаш.(ластик.) Слайд 37.

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький. (фломастер) Слайд 37.

Познакомимся: я — краска,

В круглой баночке сижу.

Захочу картинки к сказке

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная. (гуашь) Слайд 38.

В пузырьке ее найдем,

Контур тонко обведем.

Кто запачкался — под душ!

Черной краской красит . (тушь) Слайд 38.

Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня — . (палитры) Слайд 38.

Теперь о картинах. Они бывают старые и помоложе, большие и поменьше, но у всех картин всех времен есть два общих качества – они изображают мир в цвете на плоскости.

Слайд 39. Для работы над будущей картиной художники укрепляют ее на специальном станке – мольберте.

Проверим, ребята, правильно ли вы запомнили жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет) .

Слайд 41. Пейзаж

Слайд 42. Натюрморт

Слайд 43. Портрет

А теперь давайте определим, каких жанров картины у нас сегодня на мероприятии мы видим (картины представлены на стеллажах).

Но знайте, что жанров больше: исторический (Слайд 44) , бытовой (Слайд 45), батальный (Слайд 46) , сказочно-мифологический и другие.

Слайд 47. А теперь, ребята, отдохнем и отправимся на природу, где проведем веселую зарядку. ФИЗМИНУТКА.

Ребята, вы любите рисовать? А как вы думаете, может ли каждый, кто захочет написать прекрасную картину, которую возьмут в музей . (ответы детей).

А что для этого нужно . (талант). Да, ребята, нужен талант. Особый художественный дар и еще – надо много и упорно учится.

Давайте посмотрим, как Незнайка захотел стать художником, и что из этого вышло.

Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

«Мне кажется, лицо немного криво.

Тут Апеллес прервал нетерпеливо:

Древнегреческий художник Зевксис жил в середине Iтысячелетия до нашей эры. Зa свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал давать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.

Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их ( Слайд 50).

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился мастерскую Паррасия.

- Где же твоя картина? - спросил он.

- Вон там, за ширмой, - ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму - его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!

Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же - художника.

Все на свете боится времени. Оно разрушает постройки и скульптуры, затемняет лак и покрывает трещинками красочный слой на картинах. К сожалению, произведения искусства страдают не только от времени: повредить, а то и полностью уничтожить бесценные сокровища способен человек.

Пример: во время ВОВ фашистами было уничтожено множество культурных ценностей. В том числе были обречены на гибель картины знаменитой Дрезденской галереи в Германии. Фашисты при отступлении спрятали полотна в сырой шахте, где их случайно обнаружили советские воины-освободители. Картины были в плачевном состоянии.

Слайд 51. Но, к счастью, есть такая профессия – реставратор. Эти люди умеют укреплять и восстанавливать поврежденные, а порой разрушенные произведения искусства.

Осторожным тампоном пылища снята,

На поблекшие краски налипшая плотно,

Невесомая кисть, как бы вскользь, мимолетно

Над веками плывет, воскрешая цвета,

И под нею рождается вновь красота,

Что казалась утраченной бесповоротно.

У реставраторов всегда есть много работы. И так хочется, чтобы великие произведения искусства жили долго и радовали, и вдохновляли, и облагораживали нас своей красотой.

Слайд 52. Были рады пообщаться с вами, ребята, и открыть для вас этот удивительный мир – мир изобразительного искусства. Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии 2класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии для 2класса.

Рабочие программы для 3класса по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии

Рабочие программы по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 3класса.


Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и музыки "Снег глазами учёных, художников, композиторов"

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и сопоставления видения одного и того же предмета с позиций разных учебных предметов средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.


Интегрированный урок по окружающему миру, изобразительному искусству
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданской росписью. Рисование узора в полосе
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданской росписью. Рисование узора в полосе
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детская художественная школа №1 городского округа Тольятти

Рабочая программа

учебного предмета ПО.02.УП.01

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

Автор: Кабина Лариса Анатольевна

Наименование раздела

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

1 полугодие

2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие навыков восприятия искусства.

Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Формирование навыков восприятия художественного образа.

Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

Обучение специальной терминологии искусства.

Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

Общая характеристика видов искусства.

Пространственные (пластические) виды искусства.

Динамические (временные) виды искусства.

Синтетические (зрелищные) виды искусства.

Язык изобразительного искусства.

6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.

Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Общий объем времени в часах

Аудиторные занятия 49.5

Виды искусства

Вводная беседа о видах искусства

Пространственные (пластические) виды искусства

Графика и живопись как виды изобразительного искусства

Скульптура и архитектура как виды изобразительного искусства

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Народные ремесла, ремесла родного края

Динамические (временные) виды искусства

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Литература и музыка как виды искусства

Синтетические (зрелищные) виды искусства

синтетическими (зрелищными) видами искусства. Танец, театр, кино

Жанры изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусства

Жизнь природы в творчестве русских художников

Дети в изобразительном искусстве

Эмоции в картинах художников

Сказка в изобразительном искусстве

В мастерской художника

Прекрасное вокруг нас

Прекрасное вокруг нас (красота и история вещей)

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Народное искусство

Древние образы в народном искусстве

Орнамент – как основа декоративного украшения

Русская изба. Дом в системе языческого мировоззрения восточных славян.

Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.

Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного

Ведущие художественные музеи мира

Ведущие музеи России

Значение культурного наследия в истории человечества


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (срок освоения 1 год)

1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.

Самостоятельная работа : работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

2. Раздел «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ

Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.

Самостоятельная работа : выполнение несложных графических и живописных упражнений.

Тема: Скульптура и архитектура как вид изобразительного искусства.

Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

Самостоятельная работа : выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

2.3 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид
изобразительного искусства. Народные ремесла, ремесла родного края.

Самостоятельная работа : выполнение эскизов предметов декоративно - прикладного искусства.

3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Литература и музыка как виды искусства

Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов.

Самостоятельная работа : прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Танец, театр, кино.

Самостоятельная работа : работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). Просмотр детского кинофильма.

Самостоятельная работа : рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов, работа с репродукциями известных художников.

Тема: Жанры изобразительного искусства.

Самостоятельная работа : посещение выставочного пространства.

5.3 Тема: Жизнь природы в творчестве русских художников.

Знакомство с творчеством живописцев , которые все свое творчество посвятили изображению природы, это- Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. Образ Родины в пейзажах художников.
Самостоятельная работа : п резентация “История одной картины”.

5.4. Тема: Дети в изобразительном искусстве.

Особый мир теплых и сокровенных чувств, раскрывающийся в творчестве художников разных эпох.

Самостоятельная работа : работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

Тема: Эмоции в картинах художников

Изучение эмоций человека на картинах великих художников, позволяющих не только расширить представление учащихся об эмоциональных человеческих проявлениях, но и одновременно, приобщаться к искусству, изучая и знакомясь с картинами.

Самостоятельная работа : работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

Тема: Сказка в изобразительном искусстве

Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.

Тема: В мастерской художника

Творческая деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.)

Самостоятельная работа : знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

6.1. Тема: Прекрасное вокруг нас (красота и история вещей)

Беседа об истории вещей, познакомитесь со старинными обрядами и традициями. Красота между изобретением и подражанием природе .

Самостоятельная работа : рассказ истории развития предметов

Функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, ног и тела). История костюма. Народный костюм.

Самостоятельная работа : зарисовка исторического костюма

6.3. Тема: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Символическоий характер языка герба как отличительного знака, его составные части, символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, символы и эмблемы в современном обществе .

Самостоятельная работа : зарисовка средневекового герба

7.1. Тема: Древние образы в народном искусстве

Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи. З накомство с заклинательным орнаментом — древними образами-символами: солярными знаками, знаками воды и земли, растений.

Самостоятельная работа : набросок орнамента-образа

7.2. Тема: Орнамент – как основа декоративного украшения

Орнаменты: история, содержание, мотивы, виды и стили; место орнамента в искусстве народов, социальная основа; морфологическая структура элементов у различных народов мира и эпох. Способы конструирования и художественно-образного моделирования орнамента .

Самостоятельная работа : зарисовка орнамента.

7.3. Тема: Русская изба. Дом в системе языческого мировоззрения восточных славян.

Традиционные типы домов. Типы изб. Дворы. имение, усадьба, флигель.

Самостоятельная работа : зарисовка фасада избы

7.4. Тема: Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.

Внутреннее пространство избы , мебель и убранство избы , домашняя утварь. Красный угол.

Самостоятельная работа : зарисовка фрагмента интерьера избы

8.1. Тема: Ведущие художественные музеи мира

Самостоятельная работа : посещение музея.

8.2. Тема: Ведущие музеи России

Богатство и разнообразие художественной культуры России. Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка, Художественно-архитектурный музей-заповедник "Петергоф", экспозиция и выставки. Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор". Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село". Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в".

8.3. Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.

Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность.

Самостоятельная работа : подготовка к зачету

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

Знание особенностей языка различных видов искусства.

Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

Владение навыками восприятия художественного образа.

Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).

V . ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ

учащихся

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой

атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит

объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X -начала XX века - М., 1989

Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993

Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990

Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - С-П. Государственный русский музей.- 1996

Каменева К. О чем рассказывают яблоки. - М., 1986

Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. - Тверь, 1998

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981

Русский народный костюм. Государственный исторический

Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. - М., 1995

Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. - С-П., 1970

Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. - М., 1981

Учебная литература

Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. - АРТ - РОДНИК, издание на русском языке, 2002

Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983

Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. - М., 1997


Творение человека, сделанное с любовью, превращается в волшебный мир образов. Люди с древних времен стали замечать, как меняется самочувствие в лучшую сторону, когда он слышит красивую музыку, наблюдает за интересными танцами, рассматривает привлекательные скульптуры или изображения.

Кропотливая работа над образами, будь то картина, музыкальное произведение, театральное представление или художественная литература нас побуждает ощущать этот мир по-новому — удивляться, созерцать, восхищаться и думать. Эту работу можно охарактеризовать одним словом – искусство.

Люди искусства выражают свои чувства и мысли необычным и непривычным языком. Художники могут рассказать нам о событии, не проронив ни слова. Для этого они используют язык живописи — краски. Инструмент музыканта, который передает нам свое настроение – это его голос, дыхание, руки и ноги. Все мы наблюдали как раздувает щеки трубач, или проворно перебирает пальцами пианист, как зажимает аккорды гитарист.

Об искусстве хочется говорить и писать вечно.

Люди, посвящающие себя искусству, безусловно любят свое занятие, оно затягивает их полностью. Только при такой огромной любви к своему делу создаются шедевры, вызывающие при помощи языка искусства эмоции, переживания у наблюдателей.

Мы восприимчивы ко тому, что нас окружает. Приобщаясь к искусству человек становится другим – культурным, добрым и отзывчивым. Его кругозор расширяется.


Веяние моды, развитие технологий – все это влияет на развитие искусства в целом. Сегодня приобщиться к искусству может каждый, это вполне доступно. Главное желание и упорство.

Конечно, среди людей есть ценители искусства, есть критики, а есть и безразличные. Однако, даже в самые тяжелые военные годы писали стихи, сочиняли песни, рисовали картины. Потому что без духовной пищи человеку прожить также сложно, как и без естественных потребностей.

В ролике ниже вы узнаете еще больше интересных фактов из мира изобразительного искусства, а также увлекательный рассказ о гении — Леонардо да Винчи.

Смотрите еще по теме:

Арт-терапия, как искусство, которое исцеляет

Цените искусство! Ведь это основная составляющая культурной деятельности человека и отражение нашей души.

Читайте также: