Беседа трех святителей краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

ИНЫЕ ВОПРОСЫ, В КАКОЙ ДЕНЬ И ЧАС СОЗДАЛ ГОСПОДЬ ПЕРВОГО АДАМА И ПРОЧЕЕ ОБ ЭТОМ

Из чего был создан Адам? Из восьми частей, в шестой день сотворения земли, в шестой час дня, а мера его тела — двадцать четыре локтя.

Кто первый пророк на земле? Адам.

За сколько лет до распятия Христа он пророчествовал? За пять тысяч пятьсот тридцать восемь лет.

Что означает: стоит дерево в цвету, а под ним корыто, а на дереве сидит голубь, и, срывая цветы, кидает их в корыто, цветов не уменьшается, а корыто не наполняется? Дерево — земля, а цветы — люди, корыта — могилы, а голубь — смерть.

Что есть божие в мерах и что без меры? Милость божия без меры, а наказание в мерах.

Что означает: от двоих нельзя убежать, двоих нельзя догнать? От смерти невозможно убежать и от старости, а молодость и жизнь невозможно догнать.

Что значит: двое стоят, двое идут, двое расходятся? Двое стоят — небо и земля, двое идут — солнце и луна, двое расходятся - день и ночь.

Что такое: ни небо, ни земля, но живое и имеет внешний образ, на нем рождаются пернатые птицы, и из тех птиц двое смотрят, трое созидают, одна повелевает? Имеет облик человек, а пернатые птицы — это глаза, руки, язык; когда начнешь писать, глаза смотрят, руки созидают, язык повелевает.

Рай создан раньше, чем Адам, или Адам раньше рая? Рай сотворен раньше Адама как жилище для него, уготованное богом, а потом создан Адам, и введен был в рай, и пробыл в нем от шестого часа до девятого; также и муки уготованы раньше грешников.

Почему бог родился от женщины, крестился водою и распят был на древе? Как Адам был прельщен женщиной и изгнан из рая, так и бог, мстя дьяволу, родился от женщины; Адам вкусил от древа и изгнан из рая; бог на древе распростер руки, дьявола победил древом; водою потопил он весь человеческий род за грехи его, потому и бог крестился водою и обновление даровал всему миру.

Какие три вещи чем не могут насытиться? Глаз — зрением, ухо - слухом, гортань — сладостию.

Что есть мера от востока до запада? Солнце, луна и звезды.

Какой первый грех на свете? Зависть и превозношение.

В чем самая большая погибель для человека? Славолюбие, сластолюбие, сребролюбие.

Что для человека лучшее? Лучшее для человека — угодить богу и спасти душу; не тот мудр и хитер, кто грамотен и речист,— если и владеет он всей землей, а душу свою погубит, он ничтожен; тот и хитер и мудр, кто свою душу спасет и будет жив вечно.

Что самое худшее для человека? Отчаяние, непокаяние. Такой человек не наследует царства небесного, а кающегося бог любит: больше бог для людей, чем отец для детей.

Что для человека лучше и полезнее? Телесное здоровье и доброе счастье, — если человек находится при смерти, то богатство и сытость не нужны ему.

Что для человека слаще всего? Слаще всего человеку грех: не надолго сладок, а навеки мучает.

Что есть подвижного у человека? Подвижнее всего у человека слово да огонь, ибо от слова погибают многие царства и творится добро и зло, а от огня, от одной искры его, сгорает все.

Что всего быстрее и резвее у человека? Глаза и мысль человеческая, в мгновение ока доходящая до небес.

Что значит: ни псам, ни свиньям не нужно золото и серебро? Безумным и жестокосердным людям не нужны дорогие слова.

Кто раньше Адама родился с бородой? Козел.

Из чего созданы звери и скот? Из земли, до Адама и после Адама.

Что значит: птица ростом с воробья, а мяса в ней как в телке? В азбуке слов немного, а написанных книг великое множество.

Что значит: четыре орла снесли одно яйцо? Четыре евангелиста написали святое Евангелие.

Что означает: двенадцать кузнецов куют двенадцатью молотами на одной наковальне? Наковальня — слово божие, а двенадцать кузнецов — двенадцать апостолов несут на четыре стороны света слово божие по всей вселенной, и во второе пришествие Христа будут поставлены престолы, тогда они сядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых.

Что значит: стоит конь на пустом гумне, нет у него ни травы, ни жита, а он всегда сыт? Нищий человек, не имеющий ничего, славит бога — и всегда бывает сыт.

Что значит: горе тому городу, где царь юн и бояре его рано пьют и едят? Город — человек, а царь юный — непостоянный ум, а бояре его — помыслы, обдумывающие земное и небесное там и здесь.

Что такое: ковчег, и в нем Ной, и голубь, и лист и сучок масличный? Ковчег есть церковь, а Ной — Христос, а голубь — святой дух, а лист и масличный сучок — это милость даруется нам человеколюбием божиим.

Что значит: стоит белый щит, а на нем сидит сокол; прилетела злая сова и отогнала сокола? Белый щит — этот свет, а на нем сидит сокол — это правда; а прилетела злая сова — это кривда, и отогнала правду, а ложь — кривда осталась.

Что сильнее всего в человеке? Сильнее всего в человеке правда и любовь; такой человек не побоится ничего; правда и любовь спасает человека от смерти, а если человек воскрешает мертвых и передвигает горы, но нет в нем ни любви, ни правды, то он — ничто.

Что человеку удивительнее всего? Небо и земля и все дела всевышнего.

Что тяжелее всего переносить человеку? Тяжелее всего учить глупого и упрямого: вода поднимает большие корабли, а малого камня не поднять и целому морю; невозможно ни моря вычерпать, ни мертвеца воскресить, ни наполнить дырявое судно, — так и глупого и упрямого человека всем миром не научить.

Что для человека надежнее всего? Надежнее всего для человека добрый разум, умного человека и в чужой стране знают, а глупого и безумного и в своем городе ненавидят; как попутный ветер — радость кораблю, так и добрый разум — украшение человеку.

Что значит: был некий город, и в нем жили царь с царицею и любимыми друзьями; и пришел в город высокоумный вельможа, и захватил город, а царя из города выгнал; а когда его любимые друзья разбегутся, тогда в том городе заплачет царица, одна, словно плененная голубица? Град этот — человек, а царь — ум, а царица — душа, а друзья — мысли, а высокоумный вельможа — хмель.

Как велики планеты? Мудрецы нам сообщают, что луна столь широка, что закрывает всю землю, кроме рек и морей; а солнце вдвое больше луны, а планеты такие же, как луна.

Отчего нам кажутся звезды маленькими? Высота — земное творение, и как если бы солнце стояло так же высоко, как и звезды, то нам бы таким же оно казалось, как и звезды.

Теперь расскажи о луне. Луна меньше других планет и проходит ближе всех к земле, оттого весь мир судят по ней.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №04-04-00291а.

// (л.1) Краткия вопросы и ответы, избранные от Святаго Писания

Ответ: То есть: 1.Престоли, 2.Господьствия, 3.Начала, 4.Власти, 5.Силы, 6.Херувими, 7.Серафими, 8.Архангели, 9.Анггели.

3.Вопрос: Что суть десятаго чина несть?

4.Вопрос: Чем отпадшее место наполнитися имать?

Ответ: Праведными душами, от века сего угодившими Богу.

Ответ: То есть [34] первое: прежде рожества Дева, второе: в рожестве Дева, третие: и по рожестве паки пребывает Девою.

7.Вопрос: Что суть высота небесная, широта земная, глубина морская?

Ответ: // (л.3) Высота небесная – Отец, широта земная – Сын, глубина морская – Дух Святый.

8.Вопрос: Что суть рози на земли?

9.Вопрос: Что суть восточнии высокопарнии орли едино яйце сънесли?

Ответ: То есть четыре евангелиста святое евангелие написаша и святей Церкви предаша // (л.3об.) верующим во Христа Бога нашего.

10.Вопрос: Кого Бог нарече перваго на земли?

Ответ: Денницу, иже свержен бысть за гордость свою за четыре дни создания Адамова.

Ответ: Премудрость – Христос, Сын Божий, а Храм – Пресвятая Богородица.

Ответ: То есть седмь святых отец вселенския соборы.

13.Вопрос: Что суть святое Евангелие?

14.Вопрос: Что суть Престол в Церкви Святей?

Ответ: То есть гроб Господень.

15.Вопрос: Что суть в церкви Царския врата?

Ответ: То есть предверие гроба Господня.

Ответ: Ризы Пресвятыя Богородицы.

17.Вопрос: Что суть Жертвенник?

Ответ: То есть ясли Господни.

18.Вопрос: Что суть Агнец на блюде?

19.Вопрос: Что суть аббон в церкви против Царских врат?

Ответ: То есть камень гроба Господня.

20.Вопрос: Что суть диакон на аббоне // (л.5) ектению провозглашает?

Ответ: Тогда проповедает ангел Господень о вопрошении слове Божии.

Ответ: То есть апостол Мелхиседек и служитель престолу Христову и святым тайнам Его.

22.Вопрос: Что суть скуфия священническая?

Ответ: То есть терновый венец. // (л.5об.)

23.Вопрос: Что суть у скуфии четыре клина?

24.Вопрос: Кто восхищен бысть до третияго небесе?

Ответ: Святый апостол Павел.

25.Вопрос: Чего у Бога несть?

Ответ: То несть неправды в Нем.

Ответ: Адам нерожден умре, а рожден не умре – Илия и Енох, а в столп слан претворися Лотова жена за ослушание слова Господня, и стояти будет до втораго и страшнаго пришествия Христова.

27.Вопрос: Кто бысть первый пророк на земли?

28.Вопрос: Кто сниде в рай прежде Христа?

29.Вопрос: От коликих частей сотвори Бог перваго человека Адама?

Ответ: От осми творе // (л.7об.) ний: 1 – от земли; 2 – от моря; 3 – от каменя; 4 – от огня; 5 – от солнца; 6 – от облак; 7 – от ветра; 8 – от Святаго Духа. Толкование: тело – от земли, кровь – от воды, кости – от камени, теплота – от огня, очи – от солнца, мысль – от облака, дыхание – от ветра, душа – от Святаго Духа.

30.Вопрос: Много ли со // (л.8) ставов в человеке?

Ответ: Двести сорок шесть.

Ответ: Триста шестьдесять пять.

32.Вопрос: Много ли зубов в человеке?

Ответ: Тридесять два.

33.Вопрос: Како сотвори Бог Адама?

34.Вопрос: Много ли Адам время пребысть в раю?

Ответ: От шестаго // (л.9) часа и до девятаго.

35.Вопрос: По изгнании из рая, где Адам жилище имел?

Ответ: В земли Мадиамстей, идеже повеле ему Господь трудитися, от поту лица своего снести хлеб свой, а жене его, Евве, рече, яко в печалех родити чада своя, и тако дод // (л.9об.) несь пребывает в мире.

Ответ: Адам от земли сотворен и в землю пошел. И потому земля – мати, а Адам – сын ея.

37.Вопрос: Сколько лет Адам жил на земли?

Ответ: Девятьсот триде // (л.10) сять лет. Тогда и умре, и погребен во Иеросалиме.

38.Вопрос: Кто бысть первый мертвец на земли?

39.Вопрос: Кто дважды смерть вкуси?

Ответ: Лаза // (л.10об.) рь четверодневный – его воскреси Господь от мертвых на уверение своему воскресению уже четверодневна суща лежаща во гробе, и по востании [35] своем поживе во острове Кипрском, и там паки вторицею умре.

40.Вопрос: Что суть: твой отец мне // (л.11) отец, тебе дед, а мне муж. Ты же мне брат, а я тебе мать?

Ответ: Лот праведный, живый в Содоме и Гоморе, а не прикоснуся к беззаконию их, а однако же, когда изведен бысть из Содома со дщерми своими, тогда от них упоен бысть хмелным квасо // (л.11об.) м. И падоша с ним блудно, и быша ему в жены. Егда же родиша себе детей, тогда же быша детем по отце сестре, а по смешению и по рождению чад своих матери быша им.

Ответ: Водян замок – чермное море, древян ключь – жезл Моисеев, заяц убеже – Моисей с людьми израильскими, а ловец – гонимый за ним фараон со всем воинством своим утопе.

42.Вопрос: Что суть четыре вещи содержат мя пе // (л.12об.) чалию века сего суетнаго?

Ответ: 1 – яко имам умрети, 2 – не вем когда, 3 – каково разлучение будет души от тела, 4 – не вем, тамо где обрящуся.

43.Вопрос: Кто поп непоставлен, а диакон – отметник, а певец – блудник?

44.Вопрос: Стоит град на пути, а пути к нему нет, идет посол нем, несет грамоту ненаписану, дает читать безграмотному.

Ответ: Град есть Ноев ковчег плавал по водам потопным, а посол нем – то есть чистая го // (л.14) лубица, а грамота неписана – масличный сучец, и принесе к Ною в ковчег, а безграмотный – Ной праведный.

45.Вопрос: Где тот ныне Ноев ковчег?

Ответ: На горах Араратских.

Ответ: Жив // (л.14об.) гроб – в мори кит рыба, а в нем мертвец был Иона пророк, три дни и три нощи Богу моляся.

Ответ: Море толкуется – чаша с вином, а пять столпов – пять пер // (л.15) стов держат чашу. Царь же есть тело, а царица – душа. Тело убо утешается, а душа трепещет.

48.Вопрос: Когда весь мир возрадовася?

49.Вопрос: Коликих лакот Ноев ковчег сотворен бысть?

Ответ: Триста лакот в // (л.15об.) длину, двести лакот в ширину, тридесять – в высоту.

50.Вопрос: Кто научи кланятися на восток?

Ответ: Моисей пророк и боговидец на горе Синайстей.

Ответ: Святый апостол Иоан Богослов.

52.Вопрос: Который святый непогре // (л.16) бен есть?

Ответ: Святый апостол Иоанн Богослов.

53.Вопрос: Кто пядию землю измеривый, а дланию небеса покры?

54.Вопрос: Кто есть еще во чреве матерни Богу поклонил // (л.16об.) ся?

55.Вопрос: Что суть единаго искахом, а три обретохом, а истиннаго не познахом, но показа нам мертвая // (л.17) девица.

Ответ: Егда благоверный царь Константин и царица Елена восхотеша любовию своею взыскати крест Господень, и обретоша три креста, и не познаша, который крест Господень. Егда же принесоша мертвую девицу и положиша оныя кресты на ню, от двух кресто // (л.17об.) в не бысть знамения, от Господня же креста бысть велие и неизреченное чюдо: положиша крест Господень, тогда девица оживе. И прославиша Бога о познании креста Христова.

Ответ: То есть царь Давид: имел у себя един псалтырь, двадесять дщерей, то есть 20 кафизм, 150 сынов – 150 псалмов, горнее место // (л.18об.) – глава его, два [36] источника – то есть очи его, ис которых текли слезы, которыми очищал грехи своя.

57.Вопрос: Что есть тайна сия?

Ответ: Словеса сия – печать дара Духа Святаго.

58.Вопрос: Видех жену, висящу посреди моря, и змия, лежаща при ногу ея. Егда хоще // (л.19) т родити отроча, а змий пожираше и.

59.Вопрос: Что суть че // (л.19об.) тыре гоголя на земли?

Ответ: Восток, юг, запад, север.

60.Вопрос: Кто бежит, а кто гонит?

Ответ: День бежитъ [37] , а нощь гонит.

Ответ: День с нощию, а живот со смертию. // (л.20)

62.Вопрос: Что суть: два стоят, а два идут и два минуются?

Ответ: Два стоят – небо и земля, а два идут – солнце и луна, два минуются – день и нощь, а все суда Божия ожидают.

63.Вопрос: Кто суть по обетованию рожденный?

64.Вопрос: Кому послах Бог первую грамоту на землю?

Ответ: Сифу, сыну Адамову, котораго по повелению Божию анггел святый взят на высоту небесную и пока // (л.21) за ему движение планет небесных, звездное украшение и течение солнца и луны, и научи того грамоте, и писать, и всякой премудрости.

65.Вопрос: Что суть: роди мя отец, а аз родих жену, а жена моя роди себе дети, отцу моему матерь?

Ответ: Бог со // (л.21об.) зда Адама, и вынув из него ребро, и созда ему жену Евву, от нея же родишася мнози языцы, из них же возсия Пресвятая Богородица, матерь Христу Богу нашему.

Ответ: Иерей – царь Иеросалимский. // (л.22)

67.Вопрос: Который пророк неродивыйся, а Господа виде?

Ответ: Исайя пророк еще во чреве матерни виде Господа.

68.Вопрос: Что есть невозможно на земли три вещи минути?

69.Вопрос: Приидоша два праведника ко грешнику просити милостыни. Он же даде им более Царства небеснаго.

Ответ: Два праведника – Иосиф и Никодим – просиша тело Господа нашего Исуса Христа сняти // (л.23) со креста к Понтийскому Пилату.

70.Вопрос: Прииде богатый к нищему, прося милостыни, он же и не хотя даде ему?

Ответ: Богатый – Христос Бог наш – прииде на Иордан ко Иоанну, требуя крещения. Он же отрицашеся, но обаче крести.

Ответ: Милость Божия – без меры, а казнь – в меру.

72.Вопрос: Что есть на земли всех честнея?

Ответ: Христово Рождество, яко человек человеком родился плотию.

73.Вопрос: Что есть на земли // (л.24) сквернее?

74.Вопрос: Что есть от века сего вечнейшее?

Ответ: Христово крещение, яко от Отца с небесе гласом свидетельствовано о Христе Исусе, и Дух Святый сниде.

75.Вопрос: // (л.24об.) Кто крестил Пресвятую Богородицу?

Ответ: Кто? Святый апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Ответ: Господь с четырмя анггелома.

77.Вопрос: На колицех сребренницех продаде Июда Господа нашего // (л.25) Исуса Христа?

Ответ: На тридесятих сребренницех.

78.Вопрос: В каждом сребреннице колико литр?

79.Вопрос: Что одна литра стоит?

Ответ: Шестьдесят рублей.

80.Вопрос: В тридесятих среб // (л.25 об.) ренницех много ли всех литр?

Ответ: Сто шестьдесять осмь литр.

Ответ: Сто пятьдесят осмь тысячь рублей.

82.Вопрос: Кто отца убив и на матери женился? // (л.26)

Ответ: Июда Искариотский.

83.Вопрос: Что суть: стоит древо, имея на себе красныя цветы, а под древом стоит корыто, на древе же сидит птица и щиплет со древа красныя цветы и мечет в корыто. Корыто убо цветов // (л. 26 об.) не наполняется, красныя цветы со древа не умаляются?

84.Вопрос: Бысть, рече, некий град, украшен зело всякою предивною добротою. В нем бо царь и с царицею живяше, имеющи у себя слуги и вельможи. И прииде // (л.27об.) к царю гордый и высокоумный вельможа, слуг всех разогна, а царя с престола съверже, токмо остави едину царицу, аки твердо заклепанную голубицу.

Ответ: Град убо есть мир сей, царь же – человек, а царица – душа, слуги – руце и нозе, а гордый вель // (л.28) можа – хмелное питие. Егда человек много упиется, тогда всех чювств лишается и падает, но токмо ради души своея едва жив есть.

85.Вопрос: Что есть: посеченный несекомаго пресяче?

Ответ: Жезл Моисеов посечен бе от корени древа, а // (л.28об.) несекомое – Чермное море. И когда Моисей простре руку на море, и удари по водам, и раздели Чермное море сюду и сюду.

Ответ: Жерновы есть мир, мелющия // (л.29) – душа и тело: душа подъемлется, а тело оставляется.

Вопросы ндравоучителные

87.Вопрос: Что есть живый мертваго биет, а мертвый [39] кричит, и на крик много людей стекаются, и спасение получают?

Ответ: Живый есть поно // (л.29об.) марь в церкви, мертвый же есть колокол. Егда же начнет в него бити, он начнет звонити. Людие же гул его слышаще, и к церкви идуще Богу молитися.

Ответ: То есть ветр.

89.Вопрос: Какая мати дети своя сосет?

Ответ: Мати есть море, а дети ея – ре // (л.30об.) ки, яже в море текут.

90.Вопрос: Что есть: не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет?

91.Вопрос: Есть на свете птица мала возрастом: глас имеет тонок, а нос – долок, криле – тонки, а ноги // (л.31) – долги; от которой князи и боляре в полатах укрываются, а простые людие с нею борются. Кто птицу убиет, тот свою кровь пролиет.

Ответ: То есть комар.

92.Вопрос: Есть на свете ни зверь, ни птица, а // (л.31об.) крыле имеет. И когда она летает, и кто ей попадется, всякого умерщвляет. И везде она ложится и садится, токмо камени боится – на него не садится.

Ответ: То есть аспид.

Ответ: То есть хмель.

94. Святый апостол Варфоломей вопроси святаго апостола Андрея Первозваннаго, како и киим образом праотец наш Каин родися, и како рукописание прадед на // (л.32об.) ш Адам даде диаволу?

Выписано из древних и рукописных Страстей Христовых харатейных. Аминь.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

ИНЫЕ ВОПРОСЫ, В КАКОЙ ДЕНЬ И ЧАС СОЗДАЛ ГОСПОДЬ ПЕРВОГО АДАМА И ПРОЧЕЕ ОБ ЭТОМ

Из чего был создан Адам? Из восьми частей, в шестой день сотворения земли, в шестой час дня, а мера его тела — двадцать четыре локтя.

Кто первый пророк на земле? Адам.

За сколько лет до распятия Христа он пророчествовал? За пять тысяч пятьсот тридцать восемь лет.

Что означает: стоит дерево в цвету, а под ним корыто, а на дереве сидит голубь, и, срывая цветы, кидает их в корыто, цветов не уменьшается, а корыто не наполняется? Дерево — земля, а цветы — люди, корыта — могилы, а голубь — смерть.

Что есть божие в мерах и что без меры? Милость божия без меры, а наказание в мерах.

Что означает: от двоих нельзя убежать, двоих нельзя догнать? От смерти невозможно убежать и от старости, а молодость и жизнь невозможно догнать.

Что значит: двое стоят, двое идут, двое расходятся? Двое стоят — небо и земля, двое идут — солнце и луна, двое расходятся - день и ночь.

Что такое: ни небо, ни земля, но живое и имеет внешний образ, на нем рождаются пернатые птицы, и из тех птиц двое смотрят, трое созидают, одна повелевает? Имеет облик человек, а пернатые птицы — это глаза, руки, язык; когда начнешь писать, глаза смотрят, руки созидают, язык повелевает.

Рай создан раньше, чем Адам, или Адам раньше рая? Рай сотворен раньше Адама как жилище для него, уготованное богом, а потом создан Адам, и введен был в рай, и пробыл в нем от шестого часа до девятого; также и муки уготованы раньше грешников.

Почему бог родился от женщины, крестился водою и распят был на древе? Как Адам был прельщен женщиной и изгнан из рая, так и бог, мстя дьяволу, родился от женщины; Адам вкусил от древа и изгнан из рая; бог на древе распростер руки, дьявола победил древом; водою потопил он весь человеческий род за грехи его, потому и бог крестился водою и обновление даровал всему миру.

Какие три вещи чем не могут насытиться? Глаз — зрением, ухо - слухом, гортань — сладостию.

Что есть мера от востока до запада? Солнце, луна и звезды.

Какой первый грех на свете? Зависть и превозношение.

В чем самая большая погибель для человека? Славолюбие, сластолюбие, сребролюбие.

Что для человека лучшее? Лучшее для человека — угодить богу и спасти душу; не тот мудр и хитер, кто грамотен и речист,— если и владеет он всей землей, а душу свою погубит, он ничтожен; тот и хитер и мудр, кто свою душу спасет и будет жив вечно.

Что самое худшее для человека? Отчаяние, непокаяние. Такой человек не наследует царства небесного, а кающегося бог любит: больше бог для людей, чем отец для детей.

Что для человека лучше и полезнее? Телесное здоровье и доброе счастье, — если человек находится при смерти, то богатство и сытость не нужны ему.

Что для человека слаще всего? Слаще всего человеку грех: не надолго сладок, а навеки мучает.

Что есть подвижного у человека? Подвижнее всего у человека слово да огонь, ибо от слова погибают многие царства и творится добро и зло, а от огня, от одной искры его, сгорает все.

Что всего быстрее и резвее у человека? Глаза и мысль человеческая, в мгновение ока доходящая до небес.

Что значит: ни псам, ни свиньям не нужно золото и серебро? Безумным и жестокосердным людям не нужны дорогие слова.

Кто раньше Адама родился с бородой? Козел.

Из чего созданы звери и скот? Из земли, до Адама и после Адама.

Что значит: птица ростом с воробья, а мяса в ней как в телке? В азбуке слов немного, а написанных книг великое множество.

Что значит: четыре орла снесли одно яйцо? Четыре евангелиста написали святое Евангелие.

Что означает: двенадцать кузнецов куют двенадцатью молотами на одной наковальне? Наковальня — слово божие, а двенадцать кузнецов — двенадцать апостолов несут на четыре стороны света слово божие по всей вселенной, и во второе пришествие Христа будут поставлены престолы, тогда они сядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых.

Что значит: стоит конь на пустом гумне, нет у него ни травы, ни жита, а он всегда сыт? Нищий человек, не имеющий ничего, славит бога — и всегда бывает сыт.

Что значит: горе тому городу, где царь юн и бояре его рано пьют и едят? Город — человек, а царь юный — непостоянный ум, а бояре его — помыслы, обдумывающие земное и небесное там и здесь.

Что такое: ковчег, и в нем Ной, и голубь, и лист и сучок масличный? Ковчег есть церковь, а Ной — Христос, а голубь — святой дух, а лист и масличный сучок — это милость даруется нам человеколюбием божиим.

Что значит: стоит белый щит, а на нем сидит сокол; прилетела злая сова и отогнала сокола? Белый щит — этот свет, а на нем сидит сокол — это правда; а прилетела злая сова — это кривда, и отогнала правду, а ложь — кривда осталась.

Что сильнее всего в человеке? Сильнее всего в человеке правда и любовь; такой человек не побоится ничего; правда и любовь спасает человека от смерти, а если человек воскрешает мертвых и передвигает горы, но нет в нем ни любви, ни правды, то он — ничто.

Что человеку удивительнее всего? Небо и земля и все дела всевышнего.

Что тяжелее всего переносить человеку? Тяжелее всего учить глупого и упрямого: вода поднимает большие корабли, а малого камня не поднять и целому морю; невозможно ни моря вычерпать, ни мертвеца воскресить, ни наполнить дырявое судно, — так и глупого и упрямого человека всем миром не научить.

Что для человека надежнее всего? Надежнее всего для человека добрый разум, умного человека и в чужой стране знают, а глупого и безумного и в своем городе ненавидят; как попутный ветер — радость кораблю, так и добрый разум — украшение человеку.

Что значит: был некий город, и в нем жили царь с царицею и любимыми друзьями; и пришел в город высокоумный вельможа, и захватил город, а царя из города выгнал; а когда его любимые друзья разбегутся, тогда в том городе заплачет царица, одна, словно плененная голубица? Град этот — человек, а царь — ум, а царица — душа, а друзья — мысли, а высокоумный вельможа — хмель.

Как велики планеты? Мудрецы нам сообщают, что луна столь широка, что закрывает всю землю, кроме рек и морей; а солнце вдвое больше луны, а планеты такие же, как луна.

Отчего нам кажутся звезды маленькими? Высота — земное творение, и как если бы солнце стояло так же высоко, как и звезды, то нам бы таким же оно казалось, как и звезды.

Теперь расскажи о луне. Луна меньше других планет и проходит ближе всех к земле, оттого весь мир судят по ней.

Солдатская беседа

Беседа первая

Беседа вторая

Беседа вторая Дмитрий Родин: Зная о теме нашей сегодняшней беседы, я постарался к ней как-то подготовиться. Ваши историки заявляют о том, что архаичный украинский язык существовал уже в XIII веке. А формироваться он начал аж в VI веке! Что вы об этом думаете?Андрей Ваджра:

Беседа третья

Беседа третья Дмитрий Родин: После длительного перерыва мы наконец-то продолжаем наши беседы об украинской мифологеме. Надо заметить, что Ваши предыдущие интервью "Полярной Звезде" вызвали серьезный резонанс в сетевом сообществе. Тексты активно перепечатывались. Было

Беседа четвертая

Беседа четвертая Дмитрий Родин: Сегодня мы продолжаем разговор украинской культурной мифологеме. Несмотря на то, что обоснованных возражений относительно сказанного вами так и не последовало, идеи ваши воспринимаются нелегко. Для многих, то о чем вы рассказываете

Беседа пятая

Беседа пятая Дмитрий Родин: После продолжительного перерыва, мы вновь возвращаемся к украинской политической мифологии, которая, я так понял из ваших слов, наложила свой странный отпечаток на украинский язык, идентичность, культуру, мировоззрение многих людей, живущих

СВЕТСКАЯ БЕСЕДА

СВЕТСКАЯ БЕСЕДА Отец Пётр очнулся не сразу. Какое-то, вероятно, долгое время ему казалось, что он на каких-то гигантских качелях качается в междузвёдном пространстве, что каждый размах качелей длится сотни, а, может быть, и миллионы лет, и что, вот-вот, он качнётся к той

ДРУЖЕСКАЯ БЕСЕДА

ДРУЖЕСКАЯ БЕСЕДА Валерий Михайлович проснулся с приятным чувством усталости, покоя и чистоты. В каморке или горнице, где он спал, в углу мирно и приветливо теплилась лампадка, образов в полутьме разобрать было нельзя. Маленькое окошко было прикрыто ситцевой занавеской, и

О церкви Трех Святителей у Красных ворот, или История московского барокко

ГЛАВА 40. О том, что, на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме

ГЛАВА 40. О том, что, на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме Константин уже окончил тридцатилетие своего царствования и трех сынов в разное время провозгласил василевсами.

Беседа в Кремле

Беседа в Кремле Все же удивительнее всего было не то, что марш-бросок генерала в Сибирь вроде бы не особенно тревожил его потенциальных конкурентов на будущих президентских выборах (небрежно подготовленная и проведенная поездка Лужкова не в счет), особенно удивляло,

Беседа с президентом

Беседа с президентом Не по нашему выбору советско-американские отношения долгое время характеризовались напряженностью, которая сказывалась на всей международной обстановке. Советский Союз такого состояния отношений не хотел и его возникновению не способствовал.28

15. Арест Христа и арест Рема Беседа с Пилатом и беседа с Нумитором

15. Арест Христа и арест Рема Беседа с Пилатом и беседа с Нумитором 15.1. Что сообщают Плутарх и Ливий Мы уже видели, что Плутарх и Тит Ливий иногда путали Ромула (Христа) и Рема (Иоанна Крестителя), перенося евангельские события с одного на другого. Ярким примером служит

15.6. Беседа Пилата с Христом и беседа Нумитора с Ремом

15.6. Беседа Пилата с Христом и беседа Нумитора с Ремом По Плутарху, царь Нумитор долго беседует с молодым Ремом, восхищается его умом, мужеством, необычайно высоким ростом и гордой душой, см. выше. Мы уже говорили, что Андроник-Христос действительно был необычайно высок, и

Красота мира Божиего - в каждой травинке, в горных вершинах, в облаках, в иконах, в храмах, в слове Евангелия и в молитвах. В самом человеке заложена Творцом искра Образа Божиего. Любви всем, радости и счастья от соприкосновения с красотой

воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Рассказ об одном шедевре. Никифор Савин. Беседа Трех Вселенский святителей





Никифор Савин. Беседа Трех Вселенский святителей. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь отмечает Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Единый день памяти всем троим установлен не случайно — все трое жили почти в одно и то же время (IV — начало V века), были служителями Церкви, авторами многих богословских сочинений. Считается, что святых Василия и Иоанна объединило еще одно деяние - унификация текстов Божественной Литургии, приобретшей со времени их жизни те характерные особенности, которые сохраняются и поныне. Именно поэтому два из употребляемых в Церкви чинопоследования Божественной Литургии носят имена святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Совместное празднование Вселенским святителям было учреждено в конце XI столетия, когда, как полагают, возник спор между верующими о первенстве среди этих иерархов. Конец разногласиям положило чудесное явление всех троих Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, исполнившему волю святителей: учредить им общий праздник в знак равенства их заслуг. В памятниках церковного искусства святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста изображали и поодиночке, и всех вместе. Их образы можно встретить в мозаиках и на фресках, на иконах и в миниатюрах рукописей, содержащих тексты их сочинений.


Никифор Савин. Беседа Трех Вселенский святителей. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Святитель Иоанн Златоуст составляет толкование на послание апостола Павла. Миниатюра Гомилий святителя Иоанна Златоуста. XII в. Библиотека Амброзиана, Милан. Италия

Евангельское учение, Слово Божие, несли людям евангелисты — составители четырех Евангелий, апостолы — авторы многочисленных посланий, Отцы Церкви, чье литературное наследие было необычайно обширным и разнообразным по содержанию. Среди святоотеческих текстов особое место занимали Гомилии (Беседы) святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, оформившиеся, как уже упоминалось, из их проповедей, произнесенных перед паствой во время служб. Сборники гомилий нередко иллюстрировались. Подобно иллюминированным Евангелиям, они могли сопровождаться портретами авторов. Так же, как и Отцы Церкви на иконе из Третьяковской галереи, святители показаны сидящими на епископских тронах. В их руках — развернутые свитки и перья; позы выражают сосредоточенность и самоуглубленность.


Необычайно выразительно и символично само колористическое решение, используемое Дионисием. Особая роль отводится на фресках небесно-голубому цвету. Он един и для изображения неба, которое образует фон композиции, и для изображений струй и потока воды, которые словно изливаются с небес, указывая на богодухновенность святоотеческих писаний. Тема распространения Слова Божия на земле оказывается ведущей для росписи всей верхней зоны Рождественского храма. В этом нетрудно убедиться, окинув взором фрески купола, парусов и лобовых частей сводов. В зените купола помещена полуфигура Христа Вседержителя, в парусах — изображения четырех Евангелистов, в лобовых частях сводов — образы Вселенских учителей.


Семен Хромой (?) Беседа Трех святителей (Добрые плоды учения). Начало XVII в. Из церкви Вознесения в селе Васильевском Ильинского района. Пермская государственная художественная галерея


Никифор Савин. Беседа Трех святителей. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Главным храмом в них являлся Благовещенский собор в городе Сольвычегодске, начатый строительством в 1560 году по инициативе родоначальника торгово-промышленной династии Аники Федоровича Строганова. Строительство, а затем и украшение собора продолжали его потомки — дети, внуки, правнуки, так что к середине XVII века домовая церковь представляла один из самых внушительных по архитектурному решению и наиболее богатый по внутреннему убранству храм. Центральный объем собора был окружен малыми придельными храмами, в каждом из которых имелись свои иконостасы. Один из приделов был освящен во имя Трех Вселенских святителей. Именно здесь находилось несколько образов, связанных с посвящением придела. Иконы для Благовещенского собора писали лучшие иконописцы, многие из которых были связаны с московскими царскими мастерскими. Заказы Строгановых могли выполняться в Москве или непосредственно в Сольвычегодске, в иконных горницах, устроенных на дворе именитых людей поблизости от Благовещенского собора. Строительство церквей в других частях имения, уже не столь обширных и величественных, вызывало желание украсить их интерьеры иконами, напоминавшими о Благовещенском храме. Именно поэтому многие образы из числа написанных для церквей пермских вотчин воспроизводят иконографию сольвычегодских икон почти буквально.


Никифор Савин. Беседа Трех святителей. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконописец Никифор работал в изысканной мелочной манере, которая, по-видимому, необычайно импонировала Строгановым. Неслучайно они охотно заказывали у мастера иконы. Как явствует из приведенного выше выборочного списка его произведений, иконописец преуспел в разработке сложных многофигурных композиций, создавая иконы на разные сюжеты. Все они отличаются многоплановостью построений, изяществом пропорций фигур, естественностью и обоснованностью поз и жестов, гармоничностью колористических решений. При всем том композиции икон необычайно динамичны, даже в тех случаях, когда изображенные персонажи представлены сидящими или в позах молитвенного предстояния. Индивидуальный почерк мастера особенно ярко проявляется в характере разработки иконных горок, которые сами по себе не менее динамичны, чем персонажи. Их остроконечные лещадки (уступы) прихотливыми контурами взбегают вверх. Мастер добивается потрясающего эффекта их внутреннего невещественного свечения.


Никифор Савин. Преставление Иоанна Богослова. Начало XVII в. Церковь Покрова на Рогожском кладбище в Москве

Автор книги — Н.В. Пивоварова, известный специалист по древнерусскому искусству. Подготовленный ей увлекательный, живой и при этом научно компетентный текст вкупе с многочисленными иллюстрациями делает книгу незаменимым справочным и учебным пособием. Она будет полезна и профессионалам, и тем, кто только начинает изучать духовную культуру нашего Отечества.

Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Рус­ской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений

Читайте также: