Беседа с детьми по картине в доу

Обновлено: 07.07.2024

Активизация словаря: богатырь, меч, кольчуга, копьё, щит, лук, стрелы.

Обогащение словаря: богатырские доспехи, палица, булава, колчан, атаман, податаман, есаул, богатырская застава.

- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга).

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (шлем).

3. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что догадались? Конечно же… (меч).

4. На левой руке у героя висит

Тяжёлый, блестящий и кругленький… (щит).

- Молодцы, отгадали загадки и правильно нашли отгадки.

- Ребята, а кому принадлежат эти вещи? (богатырям).

- Посмотрите, здесь ещё остались картинки богатырских доспехов. Как они называются, знаете?

- Вот это …. (булава). Булава — ударное оружие в виде тяжёлого металлического шара на рукоятке с шипами.

- Как называется это оружие? Палица - ударное оружие, представляющее дубину, часть ствола дерева, суженную в том конце, за который держат рукой.

- Это что за оружие? (лук и колчан со стрелами). Колчан - особая сумка-чехол, в которой носились стрелы.

- Чтобы владеть таким оружием, каким нужно быть? (могучим, сильным, метким).

- Скажите, какими качествами ещё обладали богатыри? (смелые, бесстрашные, отважные, храбрые, ловкие).

- Ребята, а хотели бы вы совершить путешествие в далёкое прошлое на богатырскую заставу?

Посмотрите внимательно на картину В.Васнецова

Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны.

Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

- Как вооружён Илья Муромец? (с правой руки свисает тяжёлая железная булава, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копьё).

Воспитатель : одет он в кольчугу железную, на голове шлем. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь кровь проливать напрасно не станет. Стоит под ним богатырский конь, слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой. Если он двинется, то кажется, загудит земля от его поступи.

Вот как в былинах описывается Илья Муромец:

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из – под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

-Кто находится по правую руку от И. М.? (Добрыня Никитич.)

Воспитатель : Как вы думаете, что обозначает имя Добрыня?

- Кто же третий богатырь? (Алёша Попович)

Воспитатель : Алёша Попович- поповский сын. Самый молодой из них.

Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. Он держит своё любимое оружие – лук с калёной стрелой. А на боку висят гусли. Он воин и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

- Давайте вспомним, какая основная цель была у богатырей? (не пропустить врага, защитить родную землю).

Воспитатель : А вы хотите быть такими же сильными как богатыри? Подходите все сюда.

Богатырь - вот он каков: Показывают силача

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, и мы, смотри, Поднимаем руки высоко вверх

Станем, как богатыри!

- Ребята, как бы вы назвали эту картину?

- Какой богатырь вам нравится? Что бы вы о нём рассказали?

- Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)

- Что чувствуется во взглядах, позах богатырей?

(Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом.)

- Какие чувства вызывает у вас картина? (Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам? (Любить и беречь свою Родину.)

Ой, Вы гой еси, богатыри да русские!
Ай, седлали вы коней добрых.
Да стояли Вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси во веки веков.

- А сейчас я вам раздам картинки с богатырскими доспехами, вы их дома раскрасите, а потом принесёте в детский сад, и мы посмотрим, какие доспехи у вас получились.

- Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.

- Развитие творческого воображения.

- Развивать связную речь, речевой слух.

- Развивать устную речь, обогащая словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами

- Познакомить детей с жанром живописи - пейзаж.

- Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.

- Формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины.

- Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображённом на ней.

- Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.

- Добиться возникновения эмоционального отклика на изображённое художником на картине.

- Воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составлении рассказа по ней.

Оборудование и материалы

- видеоролик с зимней тематикой,

- видеопрезентация с произведениями известных художников,

- музыкальная запись произведений

Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.

Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки.

Подбор слов, определений к предметам и объектам.

Слушание звуков зимней природы (аудиозаписи).

Методы и приемы беседа, рассматривание картины, художественное слово, рассказ, игра, художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.

Активный словарь: пейзаж, художник, картина, пейзажист, живописец

I часть занятия

Воспитатель рассказывает детям:

- Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковые.

- А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.

- А почему радостными? (ответы детей).

- Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревня в белоснежных шубах.

- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны, и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Здравствуй, матушка зима!

Воспитатель. Вы узнали, какое музыкальное произведение прозвучало?

- Откройте глаза и осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.

- Ребята, эту картину, написал великий художник Иван Иванович Шишкин.

Дети рассматривают картину 1-2 минуты.

Давным-давно у нас в России жил замечательный художник И.И. Шишкин. Он любил природу, лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опёршись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.

II часть Основная (беседа)

А теперь рассмотрим картину более внимательно.

- Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.

- Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

- Какой же это лес?

- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?

- Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.

- А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.

- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.

- А есть ли тут маленькие елочки и кусты?

Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.

- Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?

- Что больше всего привлекло его внимание?

Да, снег в этом еловом бору!

- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.

- Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?

Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

Дремлет лес под сказку сна … С. Есенин

- Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.

- Какая же по настроению эта картина?

Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите какая музыка подойдет к этой картине.

Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Вдалеке мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги. Ребята, а говорят, что снег белый, но мы видим, что на переднем плане он розовый, а на освещенной стороне желтый.

- Какого цвета небо?

- Еще что мы видим?

- Посмотрите, прилетела ворона, но даже ее карканье не разбудит спящий зимний лес.

Послушайте мой рассказ об этой картине.

«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.

На картине И.И. Шишкина изображён ельник – лес из елей.

- А как называется лес из осин – осиновых лес – осинник.

- Лес из ольхи – ольховый лес – ольховник.

- Лес из берёз – берёзовая роща – березняк.

- Лес из дубов, дубовая роща – дубрава.

- Лес из сосен – сосновый бор, сосняк.

Воспитатель. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И.И.Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина.

— Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

А пока вы внимательно будете её рассматривать, я почитаю стихотворение

И стоит он, околдован,

Околдован лес стоит,

Не мертвец и не живой-

И под снежной бахромою,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Чудной жизнью он блестит.

Легкой цепью пуховой…

-Что изображено на картине? (Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

— Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).

— А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (Потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри).

— Что вы видите на переднем плане картины? (На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).

— Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

Воспитатель. Опишите их.

Дети: Они стройные, величавые, могучие.

Воспитатель. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

Учитель: Почему так решили?

Дети: Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

Воспитатель. Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

— Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).

— Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).

— А каким художник написал небо? (Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи)

— Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

— Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.

— Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).

— Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).

— Мне кажется, в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб.

— Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.

— Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы

дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

III часть Заключительная

- Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?(Картины называются пейзажем.

- Что такое пейзаж? ( Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.)

- Какое время года изобразил И.И.Шишкин на этой картине? (На этой картине изображена зима).

- О чем нам рассказал художник? (О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? ( Картина тихая, спокойная, негромкая).

- Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей? ( Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте).

- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить с картиной и художником;

Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.

- Что может быть темным ? (Ночь,небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор.)

- Как об этом можно сказать по-другому?

- Как вы понимаете слово бедность ?Как об этом можно сказать по-другому?

- Как вы понимаете слово печаль ? Каким бывает печальный человек? (Горюет, печалится, грустит)

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.

- О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

- Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?

- Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

- Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

- А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Чем она вам нравится?

- Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

Далее следует рассказ воспитателя о картине:

«Сюжет картину В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дому в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми. Попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен. Шелковистые каштановые волосыспутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно – зеленый и красно – коричневый цвета.

Воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.


Детям показывают картину, на которой изображена деревня, занесённая снегом. Деревья с опустевшими гнёздами. Из труб домов дым идёт. С высокой горы дети катаются на санках, лепят снеговика.

Содержание беседы:
Воспитатель:
Птица-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром. (Л. Ульяницкая).

Читайте также: