Беседа с детьми о пдд в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждый день все мы, вольно или невольно, становимся исполнителями одной очень важной роли — пешехода. И от того, как удастся ее сыграть, зависят наше здоровье и даже жизнь. Подсчитано, что более 25 % ДТП связано с недисциплинированностью и откровенным грубым нарушением Правил дорожного движения пешеходами. А пострадавшими в таких авариях кроме самих виновных пешеходов становятся и другие участники дорожного движения. Причем, доля раненых и погибших в результате ДТП пешеходов составляет половину от всех пострадавших! Эта цифра не может не вызывать серьезные опасения. Сложившаяся ситуация показывает, насколько важным становится обучение и воспитание законопослушных граждан, укрепление дисциплины пешеходов.

Итак, давайте разберем основные правила для пешеходов, которые регламентируют их поведение на улицах и дорогах.

Где разрешено двигаться пешеходам?

Правила определяют следующие места, где разрешено движение пешеходов:

— велосипедные дорожки (если это не мешает движению велосипедистов),

— если вышеперечисленные места отсутствуют, или движение по ним затруднено, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Вне населенного пункта пешеходы должны идти навстречу движению, а в населенном пункте — как навстречу, так и по ходу движения транспорта. Лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках, везущие санки, тележки и т.п., должны следовать по ходу движения транспортных средств (ТС).

Организованные группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам и только в сопровождении взрослых. При отсутствии тротуаров и дорожек в светлое время суток таким группам разрешается движение по обочинам. Водить группы детей по проезжей части запрещено!

Коляски и санки с детьми необходимо возить только по тротуару, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречному потоку пешеходов.

Каковы правила движения пешеходов в установленных местах?

— Идти надо, придерживаясь правой стороны.

— Обходить ремонтируемые участки и стоящие группы людей со стороны домов или с внешней стороны обочины.

— Особое внимание уделять выезду из дворов, мест стоянок ТС и АЗС.

— В местах, предназначенных для движения пешеходов, запрещается: играть, ездить на велосипедах, роликовых коньках, ходить, стоять и сидеть на бордюрных камнях и ограждениях дорог.

— Если какой-либо переносимый предмет упал на проезжую часть, то прежде чем его поднять, надо убедиться, что это не опасно.

— При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, пешеходы должны принимать меры к тому, чтобы четко выделить себя на дороге. С этой целью, по возможности, следует прикреплять к своей одежде световозвращающие элементы, позволяющие водителям распознать пешеходов в свете фар. В качестве таких элементов могут быть использованы специальная ткань, световозвращающая пленка, предметы, обработанные люминесцентными красителями, и т.д. Для школьников следует приобретать специальные ранцы с вставками — катафотами. При отсутствии вышеуказанных элементов необходимо надевать яркую верхнюю одежду, которая хорошо выделялась бы на фоне покрытия дороги. Такие меры особенно необходимы при мокрой дороге, когда распознать пешехода на дороге очень трудно.

Где разрешено переходить проезжую часть?

Правила строго определяют пешеходам места для перехода. На них водители обязаны уступать дорогу пешеходам. К таким местам относятся:

Если на участках дорог отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, переходить проезжую часть разрешается у перекрестков, по линии тротуаров или линии обочин.

— Когда пешеходные переходы и перекрестки в пределах видимости отсутствуют, а дорога не имеет разделительной полосы и ограждений, разрешается переходить дорогу под прямым углом к проезжей части, только в местах, где она хорошо просматривается в обоих направлениях, и только после того, как пешеход оценит расстояние до приближающегося ТС и его скорость.

На регулируемых перекрестках или пешеходных переходах пешеходы должны переходить проезжую часть только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика.

Как безопасно переходить проезжую часть?

Правила безопасного перехода следующие:

Определить на пересекаемой проезжей части одностороннее или двустороннее движение. Посмотреть налево и не выходя на проезжую часть посмотреть направо и убедиться в отсутствии ТС, двигающихся задним ходом, обгоняющих или объезжающих ТС на противоположной стороне проезжей части. Специальные ТС (снего-, поливоуборочные) или ТС, стоящие с левой стороны дороги, могут начинать движение и двигаться навстречу основному потоку.

Пешеходу не следует начинать переход, если ему придется ожидать проезда приближающихся ТС вне зоны разделительной полосы или островка безопасности, а непосредственно на середине проезжей части.

Переходя проезжую часть, пешеходы не должны без необходимости задерживаться или останавливаться на ней.

Следует постоянно наблюдать за ТС и не пытаться перебежать дорогу при их приближении. Пересекать проезжую часть всегда следует под прямым утлом, что улучшает обзорность с обеих сторон и сокращает расстояние.

При благоприятных условиях для перехода необходимо идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны перехода.

Пешеходы, не успевшие закончить переход всей проезжей части, должны пропустить ТС, ожидая возможности безопасного перехода на островке безопасности или разделительной полосе, а при их отсутствии — на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Во время перехода самым опасным участком является стоящее ТС, особенно крупногабаритное, или другое препятствие, ограничивающие обзорность. Обходить эти препятствия опасно как слева, так и справа, надо отойти от него на достаточное расстояние и убедиться в безопасности как слева, так и справа. Если это не возможно, то обходить стоящее препятствие следует со стороны, которая ближе к приближающимся ТС.

Что запрещается пешеходам?

Переходить проезжую часть дороги вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы. Как правило, эти дороги с интенсивным движением, обеспечивающие безостановочное движение ТС на высоких скоростях.

Выходить на проезжую часть дороги, не убедившись в личной безопасности и возможности создания опасности или препятствия для других участников дорожного движения.

— При приближении к пешеходному переходу ТС с включенным проблесковым маячком, пешеходы не должны выходить на проезжую часть, а находящиеся на ней обязаны немедленно вернуться на тротуар или обочину. Начинать переход можно лишь после проезда этого ТС и всех ТС сопровождаемой им колонны.

Описание: Беседа для младших школьников по правилам дорожного движения.

Знакомство и изучение правил безопасности на дорогах с целью предотвращения детского дорожного травматизма

расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре;

обобщить знания учащихся как вести себя на дороге, воспитывать культуру поведения, прививать желание выполнять правила дорожного движения в жизни.

Оформление: плакаты по теме ПДД, презентация.

Ход мероприятия

1 Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о правилах дорожного движения.

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить вам не мешало,

Но основные правила Движения,

Знать вы должны, как таблицу умножения.

Ребята, каждый день вы выходите из дома и попадаете на улицу, где множество правил, которые нужно соблюдать, чтобы не попасть в неприятную историю.

2 Основная часть Беседа :

Правила поведения на улице и дороге

Когда ты идёшь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице разрешается только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов.

Если тротуара нет, нужно идти навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда и водитель видит тебя, и ты видишь приближающуюся машину. Чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определённые места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками "Пешеходный переход" и белыми линиями разметки "зебра".

Прежде чем перейти дорогу нужно убедиться в полной безопасности. Для этого остановись у края проезжей части, посмотри налево, направо и опять налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Ещё раз посмотри направо, и если нет машин, закончи переход.

Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Если на пешеходном переходе или перекрёстке есть светофор, то необходимо руководствоваться его знаками. Никогда нельзя переходить улицу, если горит красный свет, даже если нет машин. Переходить можно только, на зелёный!

Переходи дорогу спокойно, не торопись. Опасно играть рядом с дорогой : кататься на велосипеде летом или зимой на санках или лыжах, для этого есть специальные площадки, скверы. Знай, правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни!

Правила дорожного движения всем людям нужно знать!

Нужно эти правила всегда соблюдать!

Если вдруг машина стала на пути

Выбегать на дорогу — не спеши!

Посмотри внимательно, ты, по сторонам,

Нет ли там опасности, всё ли видно вам?

Есть для пешехода специальный переход,

Скажет он водителю, что народ идёт.

Будет повнимательней тот, кто за рулём

Здесь опасность может быть - это знает он!

И ещё помощник - стоит в стороне

Огоньком зелёным подмигивает мне!

Если красным глазом смотрит на меня

Значит, на дорогу выходить нельзя!

Даже если очень опаздываешь ты

На дорогу эту ты не выходи!

Если видишь — с кем-то случилась вдруг беда

Вызывайте быстренько инспектора, друзья!

Во избежание несчастных случаев следует соблюдать правила дорожного движения, так как большинство несчастных случаев возникает по вине пешеходов. Помимо правил, регулирующих уличное движение, следует соблюдать и некоторые другие правила, которые основаны на нормах поведения и целесообразности.

В нашей стране, как и в большинстве стран, движение правостороннее. По возможности следует избегать движения против общего потока. Встречных следует обходить с правой стороны.

Даже при очень большом скоплении народа не стоит пробивать себе дорогу локтями и толкаться, а надо вежливо попросить пропустить. Если видите, что кто-то торопится, надо уступить дорогу.

Особое внимание следует уделять инвалидам, маленьким детям, родителям с детьми, пожилым людям. Но и они, в свою очередь, должны считаться с пешеходами и быть с ними вежливыми.

3. Творческая работа обучающихся

Давайте сейчас каждый из вас нарисует свой маршрут до нашего Центра внешкольной работы. Вы рисуете дороги, которые переходите, здания, мимо которых проходите, перекрёсток у здания ЦВР и само здание.

Звучит музыка, ребята рисуют.

У всех встречается проезжая часть или нет, и как вы ее переходите?

А теперь давайте вспомним, с какой стороны нужно обходить транспорт. Вот вы вышли из автобуса или машины. С какой стороны обойдете его?

Дети. Сзади, чтоб не задавил.

А теперь давайте посмотрим на знаки, которые вы видите на экране.

Каждый знак важен для нас.

Кто знает хоть какой-то знак, что он обозначает?

Учитель проводит объяснение тех знаков, которые ребята неправильно назвали или не назвали вовсе.

Найдите среди знаков тот, который разрешает переходить дорогу.

- Как он называется? (Пешеходный переход)

- Переходить улицу нужно грамотно.

- Кто из вас знает, как это делается? (Ответы детей.)

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Помни Таня, Юра, Сева,

Что смотреть надо

Как дойдёшь до середины,

То отсюда, с половины

Помни, Аня, Вика, Слава,

Что смотреть надо

В наше время невозможно

Жить без азбуки дорожной!

Чтоб дорогу перейти,

Ты внимательно гляди!

Педагог. Теперь давайте поиграем.

Как только я поднимаю красный свет светофора, вы должны все замереть. В том числе и водящий, который ловит зевак. Желтый свет - все прыгают на месте. На зеленый свет светофора вы шагаете или бежите. Тот, кто невнимательный, становится добычей водящего. Он внимательно следит за всеми.

Звучит музыка. Идет игра.

Педагог. Вот и закончился наш с вами разговор.

Давайте ещё раз вспомним, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, нужно соблюдать что? (ответы детей)

Передполагаемый ответ детей. Правила дорожного движения.

Педагог. С каждым годом на дорогах становится все больше и больше автомобилей. Остановить железный поток нам не под силу. Чтобы не случилось страшной беды, давайте всегда помнить, как нужно переходить дорогу. Если в месте вашего перехода через дорогу есть светофор, о чем мы должны помнить? (ответы детей)

Дети. Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора.

Педагог. На красный свет, что мы делаем? (ответы детей)

Дети. Стоим и ждем.

Педагог. На желтый свет, что мы делаем? (ответы детей)

Дети. Готовимся идти.

Педагог. На желтый свет мы тоже стоим и ждем. Ни в коем случае не начинайте идти на желтый свет светофора. Потому что может найтись машина, которая захочет проскочить на желтый свет. Скажите, а на дороге у нашего Центра есть светофор? (ответы детей)

Педагог. Как вы думаете, почему? Ведь если дорога рядом с детским Центром, то, конечно, много ребятишек будет переходить дорогу. А светофора нет? (ответы детей)

Дети. Там дорога не очень большая, потому есть пешеходный переход.

Педагог. Правильно. Там, где нарисован пешеходный переход, водитель обязан остановиться и пропустить пешехода.

Ребята, а какие переходы бывают еще? (ответы детей)

Педагог. Правильно. Они самые безопасные. В нашем селе не такое большое движение как в городе, поэтому подземного перехода у нас нет.

А, вдруг получилось так, что поблизости нет ни светофора, ни перехода, как тогда перейти на другую сторону дороги? (ответы детей)

Дети. Нужно посмотреть налево, потом посмотреть направо и, если нет машин, быстро перейти дорогу.

Педагог. При переходе любой дороги нельзя мешать движению транспорта и пешеходов. С этим мы с вами разобрались, как нужно переходить дорогу. Но ведь правил очень много. Их обязательно надо знать.

Педагог. На какие две части делится улица? (ответы детей)

Дети. Проезжая часть, по ней движутся автомобили; пешеходная часть называется тротуаром - по нему движутся люди.

Педагог. Можно ли выходить просто так на проезжую часть или на ней играть? (ответы детей)

Дети. Нельзя. Играть можно только на площадках, которые для этого предназначены, или в местах, далеких от проезжей части.

Педагог. Ребята, а как нужно ходить по тротуару? (ответы детей)

Дети. Пешеход должен идти по правой стороне.

Педагог. Да, верно!

Надеюсь, что вы всегда будете внимательны на улице и будете соблюдать, изучать, повторять правила уличного движения.

Помните! На дорогах трудностей так много!

Помните! На дорогах тысячи машин!

Помните! Перекрестков много на дорогах.

Помните! Правила движения только нас спасут.

БЕСЕДА 2. Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем.

БЕСЕДА 3. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

БЕСЕДА 4. Общие правила перехода улиц и дорог.

БЕСЕДА 5. Сигналы (жесты) регулировщика.

БЕСЕДА 6. Дорожные знаки.

БЕСЕДА 7. Где можно играть?

БЕСЕДА 8. Мы – пассажиры.

БЕСЕДА 9. Настольные игры по правилам дорожного движения.

БЕСЕДА 10. Обобщающее занятие.

БЕСЕДА 1. Мы идем в школу (1 час)

Цель: Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Словарь: маршрут, путь, дом, школа.

Классному руководителю нужно серьезно поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Пересекает ли он улицы, перекрестки, площади. Не следует оставлять на усмотрение ребенка выбор маршрута от дома до школы. Младшие школьники нуждаются в провожатых, однако, не всегда родители могут провожать своих детей на занятия. Дети приходят в школу самостоятельно. Поэтому далеко не безразлично, к какому маршруту привыкнет ребенок. До занятия учитель вместе с родителями и учеником обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Иногда школьнику приходится даже разъяснять, почему именно этот маршрут удобен и безопасен. Затем маршрут наносится на лист бумаги в виде схемы, где обозначаются все опасные участки дороги, а на обратной стороне листа записываются правила пешехода.

Разбирая схему маршрута, следует подробно рассказать об особенностях микрорайона, где находится школа. Затем, выбирая наиболее безопасный маршрут для каждого школьника, важно напомнить учащимся, что переходить улицу надо только по пешеходным переходам и только на зеленый сигнал светофора. С помощью учителя каждый ученик представляет свою схему безопасного маршрута в школу.

БЕСЕДА 2. Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем (1 час)
Цель : Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения; ознакомить с понятиями проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
Словарь: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Содержание: Давайте разгадаем загадку: В два ряда дома стоят. Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица.)
В городе есть дома, магазины, школа, есть улицы, дорога, перекрестки, много машин, велосипедов. Но надо соблюдать условие улицы: там должен быть порядок, дисциплина. А для того, чтобы никто не попал под машину, все должны соблюдать правила движения. Вопросы для детей.
1. Какие дома на нашей улице?
2. Какое движение на нашей улице — одностороннее или двустороннее?
3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
4. Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
5. Как обозначается пешеходный переход?
6. Как регулируется движение на улице?
7. Какие сигналы светофора вы знаете?
8. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены ?
9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
10. Как надо вести себя в автобусе?
11. Можно ли играть на улице?
Вот наша улица. По ее проезжей части мчатся автомобили. Едут автобусы и трамваи. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы. Должен знать их и ты.
1. Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями, либо
по пешеходным тоннелям.
3. На регулируемых перекрестках ожидайте появления зеленого сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика и переходите улицу тогда, когда поперечный поток транспорта не прекратится; при этом внимательно наблюдайте за транспортом, совершающим поворот.
4. Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности сначала посмотрите налево, а, дойдя до середины улицы, направо; идущий транспорт пропустите.

5. Ожидайте трамвай, троллейбус, автобус только на специально обозначенных посадочных площадках, не мешая движению транспорта, а где их нет, - на тротуаре, не создавая помех движению пешеходов.
6. Выйдя из трамвая, посмотрите направо, и только убедившись в полной безопасности, идите на тротуар.
7. Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, санках, самокатах на мостовой и тротуарах, не цепляйтесь за движущийся транспорт.
Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам - они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с тобой. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдет с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твердо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета - чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: ни шага с тротуара!

А если не в городе? Если не на улице, а на шоссе? Тогда правило звучит чуть иначе: дорога - для машин, обочина - для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу. Водитель вовремя тебя увидит, и ты вовремя заметишь машину.

Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах — уступать дорогу взрослым.

Транспорт движется по проезжей части улиц.

БЕСЕДА 3. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 час)
Цель: Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Словарь: Правила дорожного движения, тротуар, обочина, пешеход. Содержание: Прежде всего, необходимо усвоить, что такое Правила дорожного движения, для чего их важно выполнять.

Ходить следует по тротуару и пешеходной дорожке, строго придерживаясь правой стороны. Так мы не будем мешать встречным и дадим возможность тем, кто спешит, беспрепятственно обогнать нас, не выходя при этом на проезжую часть дороги.

За городом всегда следует ходить по левой обочине дороги. При движении по левой стороне обочины дороги можно вовремя увидеть автомобиль, автобус, грузовик и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части, позволяя транспорту беспрепятственно и не снижая скорости проехать мимо.

В том случае, если вдоль шоссе проложена пешеходная дорожка, нужно пользоваться этой дорожкой при ходьбе, придерживаясь правой стороны.

Особенно опасно на шоссе или на загородной дороге устраивать велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или на лыжах, приценившись к машине. Чаще всего подобная недисциплинированность заканчивается для детей трагически.

БЕСЕДА 5. Сигналы (жесты) регулировщика (1 час)
Цель : Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика.
Словарь : пешеход регулировщик, жест, жезл.
Регулировщик, которого нередко можно увидеть на перекрестке, управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя руками (часто держа в правой руке жезл) определенные жесты.
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянутые стороны или опущены — движение всем транспортным средствам и пешеходам запрещено. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора,
Если перегородил путь вытянутой рукой - тоже надо остановиться и подождать. Поднял жезл вверх - внимание. Можно считать, что на светофоре зажёгся жёлтый сигнал.
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены — автотранспорту разрешается движение прямо и поворот направо, трамваи движутся только прямо, пешеходам разрешается переходить проезжую часть (зеленый сигнал светофора). Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук, понятные всем участникам движения. Для нас, для пешеходов, сигналов немного.
Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом.

Если на улице большое движение, попросите взрослого помочь ее перейти. Не забудьте поблагодарить за помощь.

БЕСЕДА 7. Где можно играть? (1 час)

Цель: Формировать представления младших школьников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).

Словарь: опасность, дисциплина.

Задание и вопросы:
1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?
2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры?
3. Почему нельзя играть на мостовой?
4. Расскажи где можно играть?
5. Расскажи, где нельзя играть и почему?

БЕСЕДА 8. Мы – пассажиры (1 час)
Цель: Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Словарь: автотранспорт, общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Ученик 1: Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день и ночь-Зеленый, желтый, красный. Наш домик — светофор, Мы три родные брата, Мы светим с давних пор В дороге всем ребятам.

Ученик 2: Самый строгий — красный свет. Если он горит, Стоп! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт! Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: — Жди! Увидишь скоро желтый. В середине свет!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Правила ПДД (конспект).docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением

Классный час

Цели: познакомить с историей возникновения дорожных правил; повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Учитель: Слайд 1

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы собрались в этом зале поговорить о правилах дорожного движения.

- Ребята! Слайд 2

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить вам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать, как таблицу, должны умножения.

- Все люди и большие, и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?

- Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт.

- Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: Для пешеходов есть тоже правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

- Сегодня мы познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов.

- Отгадайте, что это? Слайд 3

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет. (Дорога) Слайд 4

- Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?

Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.

- Главное качество дороги - это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?

- Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки, Слайд 6, 7

чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца. Слайд 8 Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

- Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

Учитель : Слайд 10

- Все дороги состоят из двух частей: проезжей части и тротуара.

- Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.

Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.

- Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Необходим командир, который будет останавливать машины и пропускать пешеходов. Слайд 12

Ученик 8 Слайд 13

С площадей и перекрёстков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьёзный,

Очень важный светофор.

Он и вежливый и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улицах широких

Самый главный командир!

- Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.

- В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня. Слайд 15

- Светофоры бывают автомобильные, пешеходные, со звуковыми сигналами, а недавно в Казани был установлен говорящий светофор, который приятным женским голосом оповещает пешеходов о начале движения. Это неоценимая помощь незрячим людям.

Ученик 11 Слайд 16

Самый строгий - красный свет.

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешёл ты дорогу,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро жёлтый

А за ним зелёный свет

Скажет он – препятствий нет,

Смело в путь иди…

- А знаете ли вы почему были выбраны именно такие цвета? Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман, и в дождь. Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать. Красный и зелёный – это контрастные цвета. Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.

Слайд 17, 18

Выходя на улицу, вы становитесь ПЕШЕХОДАМИ! Поэтому нужно соблюдать Правила дорожного движения! Двигаться нужно только по тротуарам

и пешеходным дорожкам.

В местах, где движение регулируется светофором, переходить дорогу разрешается только на его зелёный сигнал.

Ученик : Слайд 19

- Прежде, чем перейти дорогу - ОСТАНОВИСЬ!

Прекрати все игры и разговоры, осмотрись по сторонам, ведь машина может быть скрыта за деревьями, высокими насыпями или другими препятствиями!

Если машин нет, переходи, но продолжай следить за дорогой, ведь обстановка в любой момент может измениться!

Как бы ты не спешил, никогда не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом (и не разрешай это делать друзьям!)

Ученик: Слайд 20

- Будь особенно внимателен, когда обзору мешает препятствие!

Стоящая у тротуара машина, кусты ларёк могут скрывать за собой движущийся автомобиль.

Сначала убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.

Ученик: Слайд 21

Не обходи стоящий на остановке автобус ни спереди, ни сзади.

Подожди, пока он отъедет, и только тогда начинай переходить.

Ученик: Слайд 22

Медленно идущий автомобиль может скрывать за собой машину, движущуюся с большей скоростью.

Пропусти медленно идущий автомобиль.

Ученик: Слайд 23

Будь осторожен, когда выходишь из подъезда. Ведь впереди - дорога!

Проходя мимо арки, будь особенно осторожен! Оттуда может выехать машина.

Ученик: Слайд 24

Внимание! Переходи проезжую часть по пешеходному переходу!

Ученик: Слайд 25

Внимание! Помни об этом всегда и везде: игра на дороге приводит к беде!

Ученик: Слайд 2 6

Внимание! Не хватайся за мимо проходящий транспорт!

Ученик: Слайд 2 7

Транспорт жди подальше от проезжей части!

Дождись, когда транспорт отъедет и только тогда переходи дорогу!

Ученик: Слайд 28, 29, 30,31,32

Внимание! Водитель велосипеда, знай и выполняй следующие правила!

Детям до 14 лет ездить по дорогам запрещается! Катайтесь по велосипедной дорожке! Кататься можно во дворах, в парках, на стадионах. Перед выездом проверь машину – всё ли в порядке? Нельзя ездить по дороге отпустив руль велосипеда!

Ученик: Слайд 33 Если тебе нет ещё 14 лет, то расскажи правила для велосипедистов своим старшим брату, сестре, друзьям и даже родителям! И не позволяй нарушать их!

Учитель: Слайд 34 Экскурс в историю. Проект первого велосипеда предложил в 1945 году великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Он нарисовал со всеми современными подробностями этот двухколёсный механизм, всем известный и привычный.

Это была деревянная машина с двумя деревянными колёсами без цепной передачи. На ней ездили, отталкиваясь ногами от земли.

Только спустя 20 лет получилась машина, которая своим устройством и внешним видом напоминала современный велосипед.

- Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.

Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Звать его ….. (дорожный знак). Слайд 35

- Что такое дорожный знак?

Слайд 36

Каждый из дорожных знаков

Свой совет даёт однако.

Коль собрался в дальний путь,

Ты про знаки не забудь.

С ними легче всем дорога!

- Почему одни знаки красного цвета, а другие синего? Потому что красного цвета это запрещающие и предупреждающие знаки, а синего - предписывающие знаки. Слайд 37, 38, 39, 40,

История милиции . Слайд 41

Первые дорожные знаки были приняты в 1909 году. Первые номерные знаки, которые крепились к каретам были сделаны из кожи. Первым жезлом была белая трость.

Учитель. Давайте подведём итог нашего занятия

- Почему появились правила дорожного движения?

- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?

- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?

Слайд 4 2

2. Когда и где появился первый в мире светофор:

А) в 1868 году в Лондоне

В) в 1921 году в Германии

С) в 1901 году в Франции

3. Сколько цветов имеет светофор для пешеходов:

А) три цвета (красный, жёлтый, зелёный)

В) один цвет (красный)

С) два цвета (красный, зелёный)

Дорожные знаки – наши друзья.

Надо их помнить, а путать нельзя.

Азбуку улицы помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет

Означает: ход нет?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место?

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

Кто из вас летит так скоро,

Что не видит светофора?

Выходя на улицу,

Вежливость и сдержанность,

А главное – внимание.

За улицей следи,

И только там, где можно

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

На дороге – все молчок!

Рот закрыли на замок!

На дороге – это ясно:

Идёт по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

- На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

- Мне наплевать на красный свет! –

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идёт

Бросая грубо на ходу:

- Где захочу, там перейду!

Шофёр , гляди во все глаза:

Нажми скорей на тормоза:

А вдруг бы заявил шофёр:

- Мне наплевать на светофор! –

И как попало ездить стал?

Ушёл бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел?

Ходил бы каждый как умел.

Тогда б на улице,

Где ты ходить привык,

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина едет на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину –

Всё понеслось и вкривь и вкось…

Прохожим скрыться в дом пришлось.

Ты у окна сидишь тоскуя,

Из дома выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу,

Чтоб только не спускаться книзу,

А в магазин идёшь по крыше –

Здесь безопаснее и тише…

Стоит на мостовой

Висит трёхглазый светофор.

И знает правила шофёр!

– Когда мы становимся пешеходами? (Когда мы идем по улице, переходим дорогу).
– А если мы сели в автобус, трамвай, то в этом случае кто мы? (Пассажиры).
(Учитель знакомит со статистикой ДТП по вине пассажиров и пешеходов).
– Ребята, это мало или много. Почему люди попадают в различные ДТП? (Нарушают правила безопасного поведения на дорогах).
– Да, вы правы. Причина именно в этом.

Беседа о безопасности.

Скажите, что такое безопасность?
Это значит оберегать себя от какой–либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности.
Ребята, как думайте, о чём будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, мы с вами будем повторять правила безопасного поведения на дороге и улице. Знание ПДД необходимо и детям и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно.

III. Работа по теме урока

1.Заполнение таблицы

У вас на столах лежат таблицы, заполните две колонки: какие правила знаю, какие правила хотел(а) бы знать. Третью колонку заполните в конце урока.

2. Повторение правил дорожного движения

(Учащиеся читают заранее подготовленные стихи и показывают знаки).

По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
Действует в стране.

Пешеходы на дороге
Были бы в опасности,
Но для них есть тротуар
Вдоль проезжей части.

Люди на обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.

Переход через дорогу
Мы всегда найдем:
Полосатая дорожка
Нарисована на нем.



Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.


Перекресток переехать
И дорогу перейти
Вам нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.

Регулирует движенье
Сложное приспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.

Если светофора
Нет на переходе,
Посмотрите влево
Прежде, чем пойдете.

Посреди дороги
Вправо посмотрите,
Транспорт пропустите,
А потом идите.

Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.

За барьером можно сразу
Под колеса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.

На проезжей части
Не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.

Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.

Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.


Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят (Дети)


Если друг велосипед
Мчит тебя быстрей ракет,
Никогда не нужно ехать
Там, где знак увидишь этот.
(Проезд на велосипеде запрещен)


Футбол – хорошая игра,
Пусть каждый тренируется
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах. (Жилая зона)


Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
И домчит вас быстро, ловко
Знак… (автобусная остановка)


Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)


Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.


Сообщает знак о том,
Что вблизи аэродром.
Коль услышишь шум ужасный,
Знай, что это не опасно.

4. Ситуации

Класс сидит группами (4 группы). Каждой группе даётся две ситуации. Учащиеся в каждой группе должны обсудить ситуацию и дать правильный ответ.

1. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку, у нее заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвезти. Кого подвез мальчик? (Никого нельзя катать на велосипеде)

2. Каждый раз, когда автомобиль подъезжает к перекрёстку, он его встречает. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.

3. Однажды Петя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?

5. Как правильно переходить дорогу на остановке – перед автобусом или за ним? Почему?

7. Коле исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили велосипед. Он обрадовался, сел на него и покатил. Мальчик объехал вокруг своего домика, проехал по двору и выехал на дорогу, направляясь к дому своего друга. Все правильно сделал Коля?

8. Оля вышла из автобуса и сразу побежала на другую сторону улицы. Правильно ли поступила Оля? Где и как надо переходить улицу, выйдя из транспорта?

В результате неправильного поведения происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые. Причина этого – нарушение правил.

– Каждой группе я раздам конверт с картинками. Вы должны внимательно рассмотреть картинки, обсудите и дайте правильный ответ по ситуации. (В конверте лежат картинки, изображающие правильные и неправильные действия детей при переходе проезжей части и т. д.)

– Я задаю вопрос, а группы по очереди говорят, разрешается или запрещается.
Играть на мостовой … запрещается.
Переходить улицу на зеленый сигнал светофора … разрешается.
Выбегать на проезжую часть … запрещается.
Переходить улицу по подземному переходу … разрешается.
Помогать старикам и старушкам переходить улицу … разрешается.
Болтать и громко смеяться в транспорте … запрещается.
Играть во дворе на специально отведенных площадках … разрешается.
Кататься на велосипеде, не держась, за руль … запрещается.
Идти по тротуару слева … запрещается.
Уступить место в транспорте пожилым людям … разрешается.
Катать на велосипеде своих друзей … запрещается.
Соблюдать правила дорожного движения … разрешается

IV. Итог урока. Рефлексия

Учащиеся заполняют третью колонку в таблице: что нового узнал(а) о ПДД. Вопросы, оставшиеся без ответа, будут домашним заданием на следующий урок по ПДД. Повторяют источники, где можно найти информацию.

Литература:

М.Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – Москва 2004.
М.А. Бочкарева. Культура общения, риторика и этика в начальной школе. – Ижевск 1996.

Читайте также: