Беседа с детьми о муравьях в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

1. Организационнный момент

А) Вспомним число, день недели, время года (1-2 ребенка говорят, все затем хором повторяют).

Солнышко проснулось,
Солнышко нежно улыбнулось
Село на крылечко своего дома
Солнышко пьет чай, радуется новому дню.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, вы были когда-нибудь на лесной поляне? Я приглашаю вас вместе со мной прогуляться по лесной поляне, послушать её звуки и поближе познакомиться с её обитателями.

На лесной поляне все вокруг нас радует: ярко светит солнце, поют птицы (послушаем), цветут цветы, летает бабочка, прыгает кузнечик, гудит жук;
Бабочка, кузнечик, жук - это насекомые. В природе все взаимосвязано. Без насекомых погибли бы птицы, не цвели бы цветы, насекомые их опыляют, перенося на лапках пыльцу.

3. Введение в тему

На нашей планете живёт очень много насекомых.

Посмотрим, какие все они разные и красивые.

Это - стрекоза, пчела, комар, жук (показ картины)

У всех насекомых есть голова, туловище, крылья, ноги.

Самый главный орган чувств у насекомых – это усы, и они очень разнообразные.

Они все разной окраски. Питаются насекомые пыльцой, травой, некоторые поедают вредных насекомых.

Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, в дуплах.

4. Изучение нового

Сегодня вместе вспомним и поближе познакомимся с муравьем. Как и у всех насекомых, у муравьев есть голова, грудь, утолщенное брюшко, три пары маленьких ножек, очень подвижные усики, сильная челюсть.

Муравьев называют санитарами леса, там, где много муравьев, лес здоровый и чистый. Муравьи защищают лес от вредных насекомых. Санитары леса среди птиц – это дятел. Среди зверей – волк.

Муравьи живут в домах, которые они строят сами, называются они муравейниками, на самом деле – это лишь его верхняя часть. Главная часть муравейника уходит глубоко под землю. Свои дома они строят из мелких веточек и хвоинок. Муравьи склеивают с помощью своей слюны веточки и хвоинки маленькими кусочками глины и земли, при чем делают очень аккуратно, только в одном направлении - сверху вниз, что бы во время дождя вода стекала, не попадая в муравейник.

Муравьи очень трудолюбивые. Покажем, как они трудятся.

Физминутка

Посмотрим, как живут муравьи в своих домах. (показ презентации)

Мы узнали, что муравьи живут большой и дружной семьей, где у каждого свои обязанности.

Встречаем наших муравьев.

  1. Я - муравьиная царица, откладываю яйца, я самая главная.
  2. Я – муравей-солдат, охраняю вход в муравейник. (Муравьи-солдаты закрывают все ходы и выходы, придется опоздавшему ночевать на улице).
  3. Я – муравей-фермер. Приношу еду для всей семьи. (А едой для муравьев служат семена, травы, жучки, гусеницы, мушки и личинки.)
  4. Я – муравей-пастух, слежу за стадом особых жучков (особые жучки – это тля, тля пьет сок из листьев, муравьи подбегают, щекотят усиками, и тля тут же выделяет молоко, муравьи-пастухи собирают эти капельки и несут в муравейник).

У нас большая и дружная семья!

5. Закрепление

а) Мы много узнали о жизни муравьев. Скажите одним словом, какие они муравьи?

Муравьи - сильные, трудолюбивые, дружные, лесные санитары, выносливые, маленькие, кусачие.

Пальчиковая гимнастика

Раз трудяга-муравей
Отыскал травинку,
Потащил ее домой,
Надрывая спинку.

б) Возьмите конверт. В конверте лежит разрезная картинка, соберите эту картинку.

- Настя, какая картина у тебя получилась?

- Маша, какая картина у тебя получилась? У всех получился муравей? Молодцы! Все справились с заданием. Всё соберите и положите в конверт.

6. Релаксация

Муравей и голубка (экологическая сказка)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться.
Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и захотел захлопнуть. Муравей пополз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

7. Обобщение

8. Итог

Ох и долго мы гуляли на лесной поляне, хорошо, что не заблудились. Хорошая прогулка у нас получилась! Вы справились со всеми заданиями, старались отвечать полным ответом. Молодцы! От муравьев вам подарок! (картинка-раскраска)

Цель: вызвать интерес к окружающему миру.

Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.

Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Совершенно верно, это муравей.

Стихотворение

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках, а население одного муравейника иногда такое, как население небольшого городка.

Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.

(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали?)

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.

Трудовая деятельность

Цель: воспитание трудолюбия.

(Если есть возможность взять на прогулку лупы, по желанию детей можно рассмотреть насекомых вблизи – полюбоваться.)

Цель: Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни.

Воспитывать интерес к жизни этих насекомых.

Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.

Прослушайте и отгадайте следующие загадки:

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму. (Пчела)

Самый сильный на планете,
Бегает среди травы.
Дом построит лучший в свете,
На опушке у сосны.
Это — маленький трудяга.
Знаете разгадку вы? (Муравей)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник – … (Муравей)

Правильно - это пчела и муравей. Кто из вас знает, что может объединить этих двух насекомых?

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: Почти все насекомые прячутся от дождя, солнца и непогоды в щели, ямки и т. д., а где живут муравьи и пчелы? В домиках.

Как называются эти домики? Муравейник и улей. А дикие пчелы живут в дупле. И если пчелам люди помогают делать домики для жилья, то муравьи все делают сами.

А сейчас я хочу познакомить вас с рассказом Л.Н. Толстого о случае из жизни муравьев "О муравьях".

Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.

Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место

Что вы узнали из рассказа о муравьях? Выслушать ответы детей, обобщить.

Верно вы подметили, ребята, муравьи – это очень интересные насекомые, живущие огромной семьей. Они ведут активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Муравьи - организованные насекомые и каждый муравей трудится для всего муравейника. Муравей способен поднимать груз, в несколько раз больше его самого.

Живут муравьи в муравейниках. Каждый муравейник построен из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веток. Верхняя часть муравейника насыпная, а основная часть – подземная. Жилище не простое, в нем много входов и выходов, коридоров. В подземной части муравейника чистота и порядок. Вот как в загадках описывается муравейник:

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

Дом построен самый лучший.

Из хвоинок, из иголок

Самый лучший в мире город.

Ну что же, а теперь давайте отдохнем:

Подвижная игра "Муравьи и слон" (Один водящий - слон, остальные муравьи. Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души". Дети танцуют как хотят. Слон: " Расшумелись муравьи, Надоели мне они. Слон пошел гулять, Муравьев топтать!" Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего).

Как вы думаете, ребята, а чем питаются муравьи? Ответы детей.

Взрослые муравьи питаются другими насекомыми: они или охотятся на них, либо подбирают умерших. Поэтому их и называют лесными санитарами, ведь они все несут в свой домик. Так же муравьи едят грибы, листья растений, семена, нектар цветов. Вся пища, которую собирают муравьи относится в муравейник и уже там распределяется между всеми членами семьи. А маленьких муравьишек кормят молочком тлей. Тля тоже насекомое, которое выделяет сладкое вещество, а муравьям оно очень нравится. Поэтому как люди разводят коров, так и муравьи заботятся о тлях и охраняют их от вредителей.

Воспитатель: что едят муравьи мы теперь знаем, а нужны ли вообще муравьи лесу, природе или нет? Как вы думаете, ребята?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает, дополняет:

Кроме того, муравьи являются дополнительной пищей для дятлов, которые уничтожают жуков-короедов, ими кормятся глухари, тетерева и даже синицы.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

И совсем не устаёт.

Воспитатель: Недаром муравьям посвящено множество пословиц, поговорок и изречений. Давайте вспомним некоторые из них.

Муравьи сообща и льва одолеют.

Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.

Муравей слаб, но камень рушит.

Мал муравей телом, да велик делом.

Мурашка мурашке рада.

Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.

У муравья голова с просяное зернышко, а ума — чулан.

Муравей не велик, а горы копает.

Муравей не по себе ношу тащит, да никто ему спасибо не скажет.

А есть ли у муравьев враги?

Главные враги муравьев – это кабаны. Но бывает, что и человек разрушает домики этих насекомых. Поэтому не разрушайте в лесу муравейники и не позволяйте это делать другим. Муравьи - полезные насекомые и нуждаются в нашей защите и охране.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект НОД в средней группе по экологии. Он поможет детям в интересной и увлекательной форме познакомиться с муравьями, научит беречь не только муравьев но и всех насекомых.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о насекомых;

Развивать творческое воображение и мышление детей;

Воспитывать желание заботиться о природе закреплять правила поведения в лесу.

Словарная работа: муравейник, муравей, трудолюбивый, самый сильный, санитар леса.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические: объяснение, показ, рассказывание, игры и игровые упражнения.

Методические приемы:

Организационный момент.

Флора: Здравствуйте, ребята! Я фея Флора и пришла к вам сегодня из леса. Я люблю все живое и это все берегу. Сегодня нас ждут интересные приключения и игры. Мне хотелось бы, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение, а для этого – дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Дети становятся в круг, берут друг друга за руки.

Сюрпризный момент. Создание игровой мотивации.

Флора: Расскажу я вам ребята, интересную историю. Однажды, гуляя в лесу, я увидела муравейник. Остановилась и стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка, который забрался на вершину муравейника. Вдруг подул сильный ветер , он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть каким он был?

Я успела его зарисовать. Где же мои рисунки? (достает из корзинки) .Вот рисунок, а у меня еще есть, ой, что это с ним случилось? (рисунки разрезанные на части). Мои рисунки разорвались! Вы поможете их собрать?

Флора: Ребята, посмотрите на своих муравьев. Расскажите мне, какие они? Что у них есть? (Ответы детей)

Флора: Ой, кто-то шевелится у меня в корзинке? (Заглядывает в корзинку). Ребята, видимо это тот самый муравьишка! (достает из корзины муравья сделанного из природного материала)Его ветром занесло в мою корзину. Что же делать ведь муравьи живут только в своем доме. А вы знаете, где живут муравьи? Как называется дом муравьев?

Дети: Муравейник.

Флора: Правильно. Муравьи живут в муравейнике: большой и дружной семьей. Живут только в своем доме. Муравьишка расстроился, что очутился так далеко от него. Поможем муравью добраться до своего домика?

Флора: Сейчас мы с вами отправимся на лужайку и посмотрим есть ли там муравейник? Но чтобы попасть туда надо пройти через болото. Готовы?

Флора: Тогда в путь!

Флора: Вот добрались до полянки. Садитесь на бревнышки (дети садятся на стульчики) и послушайте про муравейник и муравьев.

Рассказ воспитателя(Флоры) про муравейник.

Флора: Как вы уже сказали дом муравьев называется муравейник. Муравьи – великолепные строители! Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.

Муравьиный дом очень крепок. Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо. А строят они его из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

Флора: Ребята, а вы знаете, что муравьев называют санитарами леса? Как вы думаете почему? (ответы детей). Если дети затрудняются ответить воспитатель рассказывает о муравьях как санитарах леса.

Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Флора: А чем питаются муравьи? (Ответы детей) – воспитатель подводит итог.

Флора: Муравьи любят семена трав, грибы, зерна, насекомых, жучков, бабочек, гусенец.

- воспитатель предлагает детям выбрать картинки на которых изображены предполагаемые враги муравьев и объяснить свое мнение. Если дети затрудняются воспитатель дополняет их ответ.

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы.

Флора: Мы с вами узнали много нового и интересного про муравьев и муравейники, но совсем забыли про нашего муравьишку. Как же ему помочь? Вот летит божья коровка. Мы ее поймаем и спросим, не видела ли она поблизости муравейник.

Физминутка.

Флора: А я поймала божью коровку. Она говорит, что муравейник расположен вон там…. (воспитатель называет какой-либо ориентир в группе)

Дети подходят к картинке с изображением муравейника.

Флора: Ну вот, муравьишка, и твой дом. Отправляйся туда. (Воспитатель сажаем муравья на ватман). Ребята, а как вы думаете, какие правила надо выполнятьчтобы не обижать муравьев?

Воспитатель предлагает детям картинки-знаки. Дети рассказывают что обозначает та или иная картинка.

Флора: Ну вот. Мы с вами помогли муравью добраться до до своего домика. Вспомнили правила обращения с насекомыми. А что нового вы еще сегодня узнали про муравьев? Чем питаются муравьи? Какие враги есть у муравьев?

Читайте также: