Беседа по картине три богатыря в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Во времена, когда у славян не было азбуки, люди хотели передавать из поколения в поколения память о великих и значительных событиях, замечательных и выдающихся людях, об удивительных явлениях природы и о непривычных обычаях соседних народов.

- Как же это можно было сделать?

Передавались все эти знания через устное народное творчество. От одного рассказчика к другому. Каждый рассказчик считал необходимым что-то добавить в рассказ, чем-то его приукрасить. Так постепенно реальные люди и события превращались в легенду.

С появлением на Руси письменности эти сказания постепенно начали записывать. Сегодня можно по пальцам перечесть людей, которые сумеют правильно, с точки зрения традиции, прочитать былину. И когда-то, в давние времена, таких людей тоже было немного.

Можно сказать, что это была такая профессия - сказитель, или Боян, как их называли. Бояна брали с собой в долгое и опасное плавание по северным морям, чтобы команда не заскучала в дороге, и платили ему за его творчество деньги; Боян обязательно был при княжеском дворе, веселил князя и его гостей.

Былины - это русские народные эпические песни. Значит, былину нужно было петь, тянуть, в чем заключалась трудность исполнения былины. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку. Настоящий сказитель былины берет в руки гусли и нараспев, не спеша, рассказывает о "событиях давно ушедших дней, преданьях старины глубокой".

- Кто же они, богатыри, главные герои русского эпоса, былины?

Вы без труда, наверное, сами назовете их имена: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Народ наделил богатырей – высокими физическими и моральными качествами: силой мудростью, смелостью – национальными чертами русского народа

- Назовите имена богатырей, изображенных на картине. (Три былинных героя, три всадника стоят богатырской заставой. В центре Илья Муромец, слева на картине – Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович)

- Что их объединяет? (богатыри зорко охраняют русскую землю. По словам самого художника, они "примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого?")

В лице 3-х богатырей весь русский народ стоит на страже границ своей Родины.

- Расскажите об Илье Муромце. Как он одет? Какой у него характер?

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец (крестьянский сын из города Мурома), славный богатырь. Илья Муромец - спокоен, уверен в себе, нетороплив. У него ясные очи, благородное русское лицо, борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Нет такой силы, которая могла бы не только выбить его из седла, но даже подвинуть его. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль. Он готов к бою, но не торопится напрасно проливать кровь людскую.

- Расскажите о других богатырях - Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Какие они? Как вооружены?

По правую руку от Ильи Муромца – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Он искушен в боях и забавах. Он умеет играть на гуслях и песни петь. Одет богато и нарядно. Добрыня Никитич нетерпеливо сжимает рукоять меча, глаза зорко всматриваются в даль.

Алеша Попович – самый младший из богатырей, тоже храбрый и смелый, но не такой сильный. Но, где не взять силой он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Он хитрый, ловкий, находчивый. Его конь ждет команды – уши навострены. Сбоку у богатыря видны гусли, видно любит он веселиться.

- Где богатыри охраняют границу, какой пейзаж?

Богатыри находятся на фоне степного пейзажа. Степь покрыта ковыльной травой, небо – свинцовыми тучами. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. За холмами к северу – Русь. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

- Какие чувства вызвала картина в целом?

В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми. Картина вызывает чувство гордости за наш народ. Эта картина памятник воинской славы русского народа. Трудно представить себе богатырей в другом виде, чем на картине Виктора Васнецова

5. Беседа о художнике – В. Васнецове.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был очень впечатлительным мальчиком и надолго запомнил сказки, которые слышал в детстве. Позже он все это воплотил в своем творчестве.

Писал богатырей Васнецов со своих современников - крестьян, друзей, родственников. Прототипом Ильи Муромца был крестьянин Владимирской губернии Иван Петров. В лице Добрыни Никитича угадываются черты самого Васнецова, а внешность Алеши Поповича напоминает одного из сыновей усадьбы Абрамцево С.И. Мамонтова - Андрея.

Важную роль в картине играет пейзаж. Являясь лирическим продолжением главной темы картины, он воплощает широту, раздолье и величавость русской природы под стать могучим натурам богатырей.

Былины повествуют о борьбе русских людей против врагов. Народ наделил богатырей – высокими физическими и моральными качествами: силой мудростью, смелостью – национальными чертами русского народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа по картине В.Васнецова "Богатыри"

-учить детей рассматривать картину;

-развивать связную речь, воображение;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.

Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего занятия “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.

- Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)

Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

- Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

- Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

-Что такое задний план картины?

-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

- Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

- Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

- Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

- Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

- Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

- Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

- Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

- Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Физкультурная минутка.

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш занятие закончено, всем спасибо.

1. Познакомить детей с творчеством художника В. М. Васнецова.

2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.

3. Учить детей понимать сказочность содержания картины, видеть роль природы в передаче состояния героев.

4. Развивать познавательный интерес детей к русской истории.

Материалы и пособия: репродукции картин В.М.Васнецова "Богатыри", "Алёнушка", "Иван-царевич на сером волке", портрет В.М. Васнецова, компьютер, проектор.

Я недавно была в очень интересном месте. Называется КАРТИННАЯ ГАЛЛЕРЕЯ. Это удивительное место, наполненное красотой. Там живут картины. Я предлагаю вам побывать там и узнать много нового и интересного.

Перед детьми портрет Виктора Михайловича Васнецова.

Посмотрите, это портрет знаменитого русского художника В. М. Васнецова. Он жил очень давно. Родился и вырос в деревне. С детства он любил слушать сказки. Зажгут, бывало в избе лучину (это деревянная палочка, её поджигали и огонь освещал избу). Так вот горит лучина, потрескивает, огонёк колеблится из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, что вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то Леший, не то Баба- Яга. Маленький Витя представлял себе различные сказочные персонажи. И когда он подрос, пошёл учиться в школу, учась, он часто рисовал и у него это очень хорошо получалось. А потом он пошёл учиться в Академию, где учат художников. Васнецов учился очень хорошо, много работал. Он придумал себе дом, очень похожий на сказочный дворец-терем, устроил в нём мастерскую, где писал картины. Сейчас в этом доме музей (показать иллюстрацию) .

Виктор Михайлович писал разные картины: пейзажи, портреты и картины на сказочные темы. Сегодня мы с вами познакомимся с тремя его такими картинами. Вот она первая картина.

Посмотрите, кто догадался, о ком эта картина?

- Как вы догадались, что это сказочные персонажи? ( по одежде )

- Расскажите об одежде ( вспоминают название предметов одежды: кафтан, кушак, парча и. т. д .)

- Как вы думаете, откуда Царевна? Она русская или заморская? Почему (ответы детей) .

- Похож её наряд на русский? Чем отличается?

- Посмотрите на лица героев? ( Они испуганные ). Почему?

- Как вы думаете, что с ними случилось? ( Иван царевич похитил Елену- прекрасную у царя Далмата )

Посмотрите, как художник передал это в картине. Иван царевич бережно прижимает к себе царевну, как будто хочет её защитить, уберечь.

- Какой пейзаж окружает героев?

Могучие дубы, сосны, дремучий, густой непроходимый лес и героям трудно пробираться сквозь такую чащу. В лесу сумрачно, кажется, что ветви и коряги похожи на руки и хотят задержать, поймать Ивана царевича

- Кто помогает Ивану царевичу? Рассмотрим волка. Как бежит волк? ( быстро ). Как вы это определили.?

Вспомните, как заканчивается сказка? И в картине художник показывает нам, что-то светлое, сказочное. (ветка яблони распускается в мрачном лесу, её нежно-розовые цветы так же прекрасны, как чувства героев.

- Как вы думаете, к какой сказке эта картина?

- Что изображено на картине?

- Где сидит девушка?

- Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой судьбе. Вечер. гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, темные волосы рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув застыли молодые березки и осинки. Осень. Пожелтевшие листья падают на поверхность воды. Над головой Алёнушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь ее успокоить. Общий тон картины не яркий, в нем преобладаю темно-зеленые и красно-коричневые цвета.

- Как относится художник к героине. Как вы это поняли?

- Какие чувства вызывает эта картина?

А вот еще одна картина И.В.Васнецова "Богатыри".

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне, русичи: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

- Кто такие богатыри?

- Назовите имена богатырей, которых вы знаете?

- С кем воевали богатыри и за что?

Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри?

-Чем они отличаются?

-Чем отличаются их кони?

- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? ( Готовность защищать Родину от врагов.)

- Кто изображён на картине художника Васнецова?( Три богатыря )

- Кто находится в центре картины?( Илья Муромец).

- Как вы догадались, что это Илья Муромец?( Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь .

В центре картины - крестьянский сын Илья-Муромец, самый старший и мудрый. Он восседает на черном коне, левой рукой придерживая поводья и копье, а правой прикрывая глаза от света. Обратите внимание, на его руке, приложенной ко лбу, висит булава - древнерусское оружие - утолщенный на конце железный жезл. Невероятно тяжелым должен быть он на самом деле. Но художник, подчеркивая мощь и силу Ильи Муромца, показывает, что богатырь как бы даже и не замечает его тяжести, пристально вглядываясь за горизонт.

- Кто слева от Ильи Муромца?( Добрыня Никитич )

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена, наготове держит свой меч.

- Кто справа от Ильи Муромца?( Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. )

Справа самый юный витязь - Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела. Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

- Куда смотрит каждый из богатырей?( Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов )

- Что охраняют богатыри?( Землю русскую, её границы )

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным: щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.

А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей. Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

- А готовы ли вы, ребята, защитить нашу землю русскую? Тогда предстоят нам испытания великие. Готовы ли преодолеть их?

- Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями?

Наше путешествие по картинной галерее подошло к концу.

- С каким художником мы сегодня с вами познакомились?

- Какие картины он нарисовал?

Я очень надеюсь, что теперь картины Васнецова вы будете узнавать и не спутаете с другими художниками. Вы были внимательны и теперь сами сможете рассказать об этой картине друг другу, своим родителям.

Задачи: учить детей рассматривать картину; развивать связную речь, воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.

Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего классного часа “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.

- Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)

Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

- Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

- Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

-Что такое задний план картины?

-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

- Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

- Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

- Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

- Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

- Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

- Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

- Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

- Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш классный час закончен, всем спасибо.

В селе Лопьял Вятской губернии, у сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны, было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т. д.

Над картиной "Богатыри" В. М. Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок "Богатырей" (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины : число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево, но все основные черты композиции уже были созданы ранее.

Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:

Под славным городом под Киевом

На тех на степях на Днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович.

Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П. П. Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".

"Не обижают ли кого" – вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П. М. Третьяковым для галереи.

Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри"в старшей группе.

1. Формировать умения дошкольников составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине, использовать все компоненты устной речи. С помощью взрослого составить план рассказа и придерживаться его.

2. Развивать связную речь; память, внимание, мышление. Обогатить словарь словами : - Русь, богатырь, кольчуга, былина, палица, лук, колчан.

3. Воспитывать уважение и любовь к Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.

Предварительная работа: Беседы с детьми о том, что такое изобразительное искусство.

-Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем. (Россия – самая большая, огромная, красивая, богатая страна в мире.)

- Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? (Нет, она была маленькой. Называлось она Русь. Хорошо жилось на Руси-матушке.

Послушайте поговорку "Славна богатырями земля русская".

- Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

Смена деятельности (встают вокруг столов, рассматривая картинки с богатырями)

- Кто такие богатыри? (Воины, борцы, защитники, силачи)

- А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие, уверенные, бесстрашные, мужественные, решительные, героические, доблестные.

-А что они делали, чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов, защищали, охраняли Русь)

- А что может быть богарырским? (конь, меч, свист, удар.)

- А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок, поэм.

- А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. что было давным-давно).

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “ Богатыри”.

Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

- Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

- Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

-Что такое задний план картины?

-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

- Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

- Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

- Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

- Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри : Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

- Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

- Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

- Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

- Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш занятие закончено, всем спасибо.

Занятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова

Занятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова Творческое наследие знаменитого русского, советского художника Ю. А. Васнецова велико и разнообразно. Но именно детская книга принесла.

Читайте также: