Беседа о русском языке для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

"Ты наш друг, родной язык".

· Вызвать интерес к русскому языку.

· Формировать образную и выразительную речь.

· Расширить кругозор учащихся.

· Развивать образное и логическое мышление.

Ход мероприятия

«Учите русский — годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда,

Учитель: Сегодня мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно.

- Что такое пословицы? Для чего они нужны?

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему- то поучают

И от беды нас берегут.

1. Век живи –. (век учись).

2. Делу время –. (потехе час).

3. Ветер рушит горы, а слово –. (дружбу).

4. Слово не воробей, … (вылетишь, не поймаешь).

- Найди ошибки в пословицах.

1. Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)

2. Кашу соляркой не испортишь. (маслом)

3. Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)

4. У мышки глаза велики. (у страха)

5. На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)

6. Друг познаётся за завтраком. (в беде)

1. Слова состоят из звуков? (да)

2. Звуки мы можем увидеть? (нет)

3. Звуки мы слышим и произносим? (да)

4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки? (да)

5. Гласные бывают твердые и мягкие? (нет)

6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо? (да)

7. Ударный гласный слышится ясно? (да)

8. Парные согласные на конце слова проверять не надо? (нет)

- В пропущенные места вставьте подходящие буквы.

1. О С _ _ А 1. На этой осе в октябре позолота. (осина)

2. О С _ _ А 2. А эта растёт на лугу у болота. (осока)

3. _ О С _ А 3. С этой спит в колыбели малыш. (соска)

4. _ О _ С _ _ _ _ А 4. А эта по классу крадётся, как мышь. (подсказка)

У учащихся прикреплены на груди плакаты с нарисованными знаками препинания.

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал Чудак - Восклицательный знак.

(Вбегает Восклицательный знак).

Никогда он не молчит. Оглушительно кричит.

Восклицательный знак. Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец. Притащился кривоносый Вопросительный знак

Задает он всем вопросы.

Вопросительный знак. Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец. Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые. Мы особо занятые,

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Точка с Запятой. Если нет над вами точки, запятая - знак пустой.

Чтец. Прискакало двоеточие, прикатило многоточие.

(Появляются Двоеточие и Многоточие.)

Двоеточие. Нет. Постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой.

Потому что я в два раза больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

Чтец. Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие. Если вам угодно знать.

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Чтец. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак. То есть как?

Чтец. Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак. То есть как?

Чтец. И сказала точка, точка - одиночка.

Точка. Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

1. Отгадайте зашифрованное слово:

1. Отгадайте зашифрованное слово:

Из песни Трубадура выпиши все существительные, которые услышишь

СИЛА + ПЕНЬ = плод. (Апельсин)

ЛОБ + ГУСЬ – С = птица. (Голубь)

ОН + ЕЛЬ = зверь. (Олень)

ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое. (Уголь)

Из букв слова ПРОСТОКВАША за 2 минуты составить слова.

Ложка –кошка – окошко – немножко.

Подушка –лягушка – старушка – подружка.

Подведение итогов соревнования.

Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе Работа над ошибками. 1. Пропуск или замена буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: ученик, звонок. 2. Большая буква.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час 4 класс

Тема: Наш великий русский язык.

Цель : Содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

I. Мотивация. Поиск проблемы.

Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Над чем вы сейчас смеялись?

Ну и что, может так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

(Так говорить нельзя. Это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать).

Что бы вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

(Мальчику нужно учиться правильно и красиво говорить.)

А вам нужно этому учиться, или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

II. Постановка цели и задач урока

Наш классный час мы посвящаем русскому языку.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

III. Актуализация знанй

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.

И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

- С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

IV. Первичное закрепление.

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их местами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.

Я сегодня так устал, что всю ночь спал….

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_6.jpg

Свои вещи нужно содержать в порядке,…

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_7.jpg

Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_8.jpg

Лёва …. и начал кричать и топать ногами.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_9.jpg

Почему ты не говоришь правду, а всё время ….

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_10.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_11.jpg

Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/07/s_5a294814590bd/s766369_1_12.jpg

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос …. да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье - …. а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Декабрь год …., а зиму …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

V. Рефлексия Подведение итогов занятия

Я считаю, что величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Продолжите фразы:

Сегодня я понял …. Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил… Сегодня я поучился…

М.Лермонтов РУСАЛКА

Дорогие ребята! Давайте поговорим о нашем родном русском языке.

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.

♦ В наказание за что Господь смешал языки? Что из этого вышло?

♦ Почему построенный потомками Ноя город назвали Вавилоном?

Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.

Родной язык

Язык наш прекрасный —

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

И рассказы, и сказки —

Наш великий язык!

♦ Как вы думаете, почему русский язык называют богатым?

Правильно! Потому что в нем очень много слов, позволяющих нам говорить и писать ясно, четко и красиво.

Представьте, что вы были на концерте и слушали певца, голос которого произвел на вас сильное впечатление. Вы можете назвать его голос красивым, прелестным, чарующим, чудесным, прекрасным, обворожительным. Все эти слова близки по смыслу, но между ними можно найти различия.

♦ Попробуйте подобрать близкое по смыслу выражение к слову огромный.

Есть слова и выражения, противоположные по смыслу, например: светлый — темный, день — ночь, подниматься — спускаться.

♦ Попробуйте подобрать подобные выражения к словам: горячий, быстро, молчать.

Русский язык богат словами, позволяющими выразить оттенки любого чувства. Например, о человеке, находящемся в грустном настроении, можно сказать: он грустит, невесел, печален, тоскует. А веселую песенку можно назвать задорной, радостной, зажигательной, бодрой.

♦ Попробуйте объяснить значение следующих выражений: чесать языком (болтать попусту); прикусить язык (замолчать); тянуть за язык (пытаться заставить человека о чем-то рассказать).

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, потешки, загадки, считалки. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости.

Многие слова созданы самим народом, некоторые пришли к нам издалека, из других стран. Так, слово школа пришло к нам из Греции, портфель — из Франции, конфета — из Италии, а футбол — из Англии.

Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударения в словах. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался поколениями наших предков, и каждое слово в нем — словно крупица чистого золота!

Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть такие строки:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Ответьте на вопросы

1. Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?

2. Богат ли русский язык словами, позволяющими выразить оттенки чувств?

3. Как народные пословицы, поговорки, загадки, потешки обогащают русский язык?

Материал разработан для проведения внекласссного мероприятия в начальной школе в рамках Дня родного языка. Содержит письменные и устные задания творческого, познавательно-исследовательского характера по языковым особенностям. Способствует развитию интереса в изучении языковой направленности.

Цели и задачи: познакомить учащихся со значимым событием – днём родного языка, научить отмечать звуковые и письменные особенности языков, воспитывать толерантность, интернационализм, способствовать развитию словарного запаса, кругозора, мыслительной деятельности, интересу в изучении русского языка и иностранных языков.

Форма проведения: внеклассное мероприятие в начальной школе.

Ход мероприятия

Человек родился. Это счастливое событие происходит ежесекундно на всей нашей огромной планете Земля. Малыш будет слышать речь близких ему людей. Затем сам начинает запоминать и говорить этим же, ставшим родным для него языком. Мой родной язык – русский язык. Для кого из вас, ребята, русский язык также является родным? А для кого родной другой язык? Назовите, какой.

Задание 1. С первых дней своей жизни родители дают своему малышу имя. А знаете ли вы, что означает ваше имя? (Ответы детей).

Как же звучат ваши имена на других языках? Например, имя Ангелина аналогом является Анжелина (Португалия), Анджелина (Италия), Анхелина (Испания), Анжелин (Франция), Энджелина (Англия), Анделина (Чехия).

А вот как звучат некоторые привычные нам русские имена на других языках мира. (Видео)

Задание 2. Да, по имени человека часто можно определить, к какой культуре и нации он относится. Например, сказка про Ивана – русская. Мне попалась народная сказка, где главного героя звали Джузеппе. Какая это была сказка:

а) шведская, б)французская, в) чешская, г) итальянская, д) испанская?

Задание 3. Что триста лет назад означало слово виктория, ставшее затем именем:

а) госпожа, б) удача, в) чужбина, г) победа, д) разруха?

Задание 4. Педро Санчес Гарсиа – испанец. Его папу зовут Антонио Санчес Родригес, а маму – Мария Гарсиа Веласкес. Хуан Фернандес Гомес тоже испанец. Как могут звать его родителей:

а) Федерико Гомес Лопес и Тереса Санчес Фернандес

б) Диего Фернандес Гарсиа и Лусия Санчес Родригес

в) Хосе Гомес Фернандес и Хуана Гарсиа Лопес

г) Алехандро Фернандес Лопес и Луиза Гомес Гарсиа

д) Мигель Гарсиа Фернандес и Рамона Фернандес Санчес

Задание 5. По-русски Ваня, по-армянски Ованес. А как это имя по-испански:

а) Иоанн, б) Ян, в) Жан, г) Хуан, д) Юхан?

В мире насчитывается около 7 тысяч языков. Самые распространённые: китайский, английский, испанский, арабский, русский, немецкий, португальский и др.. Язык – это не только средство общения, в нём отражается жизнь каждого народа, его культура, его душа. Каждый язык уникален, интересен, достоин внимания и уважения. Давайте посмотрим, как звучат некоторые из языков мира.

Видео мульт “Смешарики говорят на разных языках мира

Из 7 тысяч языков мира более половины находятся на грани исчезновения, а некоторые уже совсем утрачены. Это связано с исчезновением носителей этих языков, с массовыми переселениями, объединением народов, когда люди начинают говорить на языке большинства. Во все времена языки рождались, жили, умирали. Но никогда ранее они не исчезали так быстро, как в наше время. Каждый месяц в мире исчезают два языка.

21 февраля объявлен Всемирным Днём родного языка. Он направлен на сохранение прежде всего исчезающих языков. В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них хранит в себе знания, связанные с традициями и культурой конкретной народности.

Задание 6. Какого языка не существует:

а) турецкого, б) грецкого, в) венгерского?

Многие языки похожи между собой по звучанию речи. Например, славянские языки – белорусский, украинский, русский, болгарский.

Задание 7. Какие профессии по-болгарски называются

РАЗУЗНАВАЧ, КОВАЧ и ЧИСТАЧ:

а) уборщик, разведчик, кузнец;

б) разведчик, кузнец, уборщик;

в) уборщик, кузнец, разведчик;

г) разведчик, уборщик, кузнец;

г) кузнец, разведчик, уборщик.

Некоторые слова звучат одинаково на разных языках мира.

Задание 8. По названию породы СПАНИЕЛЬ можно догадаться, что эта порода собак происходит из:

а) Сингапура, б) Японии, Г) Исландии, г) Испании, д) Италии

Задание 9. Какая часть дома по-голландски называется TRAP (читается ТРАП):

а) стена, б) крыша, в) лестница, г) окно, д) дверь.

Задание 10. Слова КАШНЕ, КАШПО и ПЕНСНЕ пришли в русский язык из французского. Во французском языке каждое из них составлено из двух слов. Как выглядят их буквальные переводы:

а) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос,

б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;

в) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;

г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;

д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.

Задание 11. Даны венгерские слова и их переводы на русский язык:

korso@-кувшин, korso@ba-в кувшин, ha@zbo@l-из дома, asztalba-в стол, ha@z-дом.

Как будет по-венгерски СТОЛ, ИЗ КУВШИНА, В ДОМ:

а) asztal, korso@ba, ha@za

б) asztalb, korso@bo@l, ha@z

в) asztal, korso@bo@l, hazbo@l

г) asztal, korso@bo@l, hazba@

д) asztal, korso@bo@l, ha@zba

Задание 12. Среди всех книг, созданных человечеством, первое место по общему тиражу изданий составляет Библия. Слово библия пришло в русский язык из греческого. Тем же путём в русский язык попали и некоторые другие родственные ему слова. Что означает слово библия по-гречески:

Задание 13. По-итальянски СПАСАТЬ-salvare, СПАСАЮ-salvo, ГОВОРИШЬ-parli, ПОЮ-canto, ГОВОРИТЬ-parlare, ПОЁШЬ-canti. Как будет по-итальянски ПЕТЬ и СПАСАЕШЬ:

а) cantore, salve

б) canti, salvare

в) cantare, salvi

д) cantare, salva

Задание 14. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: Неторопливый сын быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Осетинская: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: Как заяц в ананасе.

Многообразие языков является огромным достоянием всего человеческого наследия.

В России государственный язык – русский. На нём говорят около 140 миллионов россиян. “Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ, его культура, его язык”, – сказал А.Н. Толстой.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в умелых руках оно в состоянии творить чудеса”, – завещал всем нам И.С. Тургенев.

Читайте также: