Беседа для начальной школы о пользе чтения

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока приобщение детей к чтению и формирование бережного отношения к книге.

- создание условий для ознакомления с историей книги, значением их в жизни человека.

- познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

Развивающие:

- расширение кругозора учащихся;

- стимулирование читательской активности, развитие интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

- развитие бережного отношения к книге.

-закрепить правила общения с книгой

Оформление: выставка книг, учебников; выставка рисунков.

Ход мероприятия

Библиотекарь:

- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

Библиотекарь читает стихотворение:

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

Чтение стихов о книге (читают три ученика, подготовленные заранее).

Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.

Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.
Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.
Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!

Библиотекарь:

Нет ни одного поэта и писателя, который не написал бы много хороших слов о книге.

Вот так, ребята относился к книге великий Горький.

Книга — чудо еще и потому, что в самой невзрачной обложке, в самом мизерном виде она может аккумулировать в себе энергию, перед которой меркнут все адовы силы плутония или стронция. Книга движет историю, направляет общественную жизнь и народное чувство, формирует человека.

Вот так писал о книге Ю.Нагибин.

Билиотекарь : Скажите мне ребята, зачем нужна книга? Как вы к ней относитесь?

Ответы детей:

Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Прочитав книгу можно узнать весь мир. Книга – наш помощник в учёбе.
Книга помогает много знать, учиться разным наукам.

Книга увеличивает запас слов. Она учит нас понимать, что говорят и пишут другие.

Библиотекарь: Раньше не было компьютеров, не было множества различных программ по телевидению, не было интернета, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир.

Сейчас по-другому. И многие дети перестали читать книги, информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась?

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой . Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки – славяне писали на берёзовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. Слайд 5

И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга.

Класс делится на три команды, каждая команда получает по конверту, в котором лежат отдельные слова. Кто соберет быстрей пословицу, тот и победит.

П о с л о в и ц ы:

1) Книга—друг человека.

2) Книга – ключ к знанию.

3) Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.

4) Прочел хорошую книгу – встретился с другом

5) Книга поднимает настроение и развивает речь.
6) Книга твой друг, без нее, как без рук.

Победители поднимают руку.

Библиотекарь: Молодцы! Быстро справились. Проверяем.

Команды зачитывают пословицы.

Библиотекарь: Ребята, а ведь книги тоже живут в

своем доме. Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте

з а г а д к у:

Сколько сказочных героев в доме том живет!
Но, не только ими он и славен.
Там много-много разного еще!
Туда придя, я в мир особый погружаюсь.
А вроде, и невзрачен он:
Стоят на бесконечных полках
Дружными рядами книжки одна за другой.
Но, только лишь я их открою,
Я в мир чудесный этот погружаюсь с головою!
Не знаю, даже, что и выбрать,
Чтоб взять с собой домой.
Наверно, все уже вы догадались,
Как называется волшебный этот дом?

Ученики. Библиотека.

- А самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве.

У вас на столе у каждого лежит книга. Рассмотрите её. Я вам буду называть основные части книги, а вы должны их найти каждый на своей книге.

Внешнее строение книги. ( Беседа с учащимися)

Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой, из картона, тогда её называют переплётом.

Суперобложка – поверх твёрдого переплёта иногда надевается ещё одна бумажная обложка. На ней помещён какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.

Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.

Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения.

- Что изображено на иллюстрациях в вашей книге?

Внутреннее оформление книги.

Откроем книгу. Перед вами ребята титульный лист . На нем напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.

Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой , а рисунок в конце главы называется концовкой .

Библиотекарь: Ребята, а назовите, пожалуйста, какие у вас дома есть любимые книги. (Ученики называют.)

Вы назвали много книг. Но их огромное множество. Перечитать все – жизни

не хватит. Книги могут жить веками. Но чтобы их сохранить, нужно относиться к ним бережно .
-Вспомните правила обращения с книгой

Не бери книгу грязными руками.

Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.

Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.

Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.

Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.

Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.

Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.

На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.

Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

Помогите мне узнать героев из любимых сказок ( разгадать кроссворд, раздать каждому ученику).

По горизонтали:

4. Кукла из театра Карабаса Барабаса (Пьеро)

8. Самая сильная девочка на свете (Пеппи)

9. Правитель страны, в которой жил Чиполлино (Лимон)

10. Полицейский Страны дураков (Бульдог)

11. Шарманщик, смастеривший Буратино (Карло)

12. Пёс, который жил в деревне у дяди Фёдора (Шарик)

13. Художник из Цветочного города (Тюбик)

14. Вожак стаи волков, приютивший Маугли (Акела)

По вертикали:

1. Архитектор из Солнечного города (Арбузик)

2. Малышка, которая познакомила Незнайку с автоматами Шахматного городка (Ниточка)

Цените книги, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

ВложениеРазмер
lektsiya_dlya_shkolnikov._o_polze_chteniya.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для школьников.

Подготовила: Тугушева М.А.

Цель - убедить в пользе чтения.

Оформление и оборудование - выставка книг, рисунки по теме “Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, наставленных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами…. Учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далекие от наших глаз вещи…..”- сказал Ян Амос Коменский.

С чего все начиналось, вы знаете?

Давайте заглянем в историю. Первая книга….

Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда еще не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его “Илиаду” и, “Одиссею” издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как их назвали греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.

Один человек завел у себя библиотеку из этих людей-книг. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учебных предметах. Заговорил о том, как люди пировали в старину.

-Об этом есть славное местечко в “Илиаде”- сказал Ицел.- Приведите ко мне “Илиаду, “- приказал он управляющему.

Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:

- Прости, господин! У “Илиады” заболел живот! Он не может подняться!

С появлением письменности книги стали записывать.

Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали. На них писали иглой. Подравняв края, листы сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.

А вы что скажите о книгах, которые можно растопить? Речь пойдет именно о восковых книгах. Это изобретение, как и множество других, принадлежат древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек – дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.

Получившаяся квадратная выемка заливалась воском - желтым или окрашенным в черный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них продевались шнурки , которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тот час стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Представьте себе, вы взяли себе почитать длинную - предлинную шагов в 100. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу то же нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми разными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.

Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернется. Начинай сначала, потом появились книги кожаные, т. е. написанные на пергаменте. Для пергамента придумывали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: эта, как правило, огромный, тяжеловесный том в прозрачном переплете из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплет от царапин, на нем укрепляли медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундук, Тем более, что она запиралась замочками и застежками. Дорогие книжные переплеты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.

С появлением бумаги, самого дешевого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались в ручную.

На греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями. Это алфавит древнего языка. Ученые определили, что диску 4000 лет. Вот вам пред история книгопечатания.

А теперь интересные факты.

Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.

Думаю, ребята, вы поняли, как книги всегда ценились и какими сокровищами считались.

С большим уважением говорили о книгах многие классики. Вот одно из них, послушайте.

О пользе, которую принесет труд, выложенный в чтение:

“Во - первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своими собственным, законно полученными достоянием, в- третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…..”

Сейчас проведем маленький тест. Каждый из вас получит листочек на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом мы проведем итоги и выясним, какой жанр литературы самый популярный в нашем классе.

Повторяются ли произведения, и если повторяются то какие.

Снова в печке огонь шевелится, С Доброй помощью карт секстанта

Кот клубочком свернулся в тепле, С полустертой запиской в руке

И от лампы по книгам ложится Капитана, несчастного гранта,

Мирный круг на вечернем столе. Но безвестном найдем островке.

Вот и кончены наши заботы: Ты увидишь леса Ориноко,

Спит задачник, уснула тетрадь. Города обезьян и слонят

Руки тянутся к книге. Ну что ты? Шар воздушный, плывя невысоко,

Будешь, мальчик, сегодня читать? Ляжет тенью на озеро Чад.

Сжаты льдом без огня и компаса, А в коралловых рифах, где рыщет

В полумраке арктических стран “Наутилус”, скиталец морей,

Мы спасем чудака Гаттераса, Всколыхнется глухое кладбище

Перейдя ледяной океан. Затонувших в бою кораблей.

По ущельям, подземными озерами Что прекрасней нет таких приключений

По пещерам во тьме и пыли, Веселее открытий, побед,

Совершим с непреклонным задором Мудрых странствий, счастливых крушений,

Путешествие к центру земли. Перелетов мез звезд и комет.

И прочитанный том закрывая,

Благодарно сходя с корабля,

Ты подумай, мой мальчик, какая,

Тайны полная ждет нас земля.

Послушайте, что сказал Борис Пастернак:

“Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся - и больше ничего.”

Токование - забота природы о сохранения пернатых, ее внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…

Без нее духовный род не имел бы продолжения. Он перевелся бы. Ее не было у обезьян.

Ее писали. Она росла, набиралась ума, видала виды,- и вот она выросла и - такова. В том, что ее видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.

А недавно думали, что сцены в книге - инсценировки, это - заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащий в нас.”

Не умение найти и сказать правду - недостаток, которою никакими умением говорить неправду не покрыть. Книга - живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.

Сейчас я прочитаю строки из статьи: “ Вещи и книги А. И. Лиходеева. Мне кажется, что именно напрасно про книги так, что начинаешь осознавать всю их ценность. Хочется поделиться с вами тем, что я узнала. Я выписала эти строки и хочу их вам прочесть.

“Овеществленные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет и сопровождают нас всю жизнь.

Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.

Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что - то безразличное, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Им неважно, кому они служат. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, живут, пока служат.

Книги без собеседника мертвы.

Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник - они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости, в них вложены страсти.

Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет.

Мы размышляем о своем бытие, а в книгах уже давно были проложены троны наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобрели.

Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей или вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы.

Люди одинаково пользуются вещами. Для того, чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по своему. Один читает в ней то что написано , другой не то, что написано, а то что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живет в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, не численное, предопределенное.

Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.

Потому что время, попавшее в книгу застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Иногда оно жжет их и топчет в отчаянии и злобе.

Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят (листьями) крыльями…..

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто еще не родился, с тем кто ушел навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…..”

Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир.

Им это легко сделать - для этого не нужно сходить с полок.

Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.

Они поднимают тосты за своих собратьев, которые радуются и должны родиться, чтобы сказать о нас.

И веселятся весельем мудрости….

Воистину золотые слова. Но мне хотелось бы завершить наш разговор египетским прославлением писцов; которое перевела на русский язык Анна Ахматова

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писание заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передает это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Да, действительно: человек умирает, а за него после смерти правительствует Книга. Книга в литературе - то же, что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В ней изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая сила, даже…. власть.

Цените книги, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг.

Сочинение-рассуждение о пользе чтения (конспект урока и презентация)

Конспект отражает структуру первого урока из двух, запланированных на написание сочинения-рассуждения. В ходе урока ученики анализируют публицистический текст В. Пьецуха с проблемной, языковой, композ.


Польза чтения при изучении иностранного языка

Польза чтения при изучении иностранного языка.


Статья о пользе чтения

В данной статье приводятся убедительные для родителей факты, которые мотивируют последних уделять большее внимание культурному развитию своих детей через чтение.


О пользе чтения.

В эпоху компьютеризации необходимо прививать ребенку любовь к чтению. Чтение способствует улучшению грамотности, обогощает словарный запас, учит грамотно и красиво излагать мысли.


О пользе чтения книг на иностранном языке

В данной статье говорится о пользе чтения книг на иностранном языке, даны рекомендации для правильного выбора книги и для успешного чтения. Эти советы должны помочь школьникам и студентам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оформление и оборудование: выставка книг, рисунки по теме.

Ход мероприятия.

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют

добрые книги, полные благих наставлений, примеров,

нравственных заветов, законов и благочестивых правил.

Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами…

учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют

Ян Амос Коменский.

Первая книга… Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда ещё не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Один человек завёл у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен быть стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учёных предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.

Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:

С появлением письменности книги стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги, каких только книг не придумывали! В Индии, например, существовали книги на пальмовых листьях. На них писали иглой. Подравняв края, листья сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.

А что вы скажите о книгах, которые можно растопить?

Речь пойдёт именно о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.

Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них проделывались шнурки, которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Представьте себе, вы взяли почитать книгу длинную-предлинную – шагов в сто. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу тоже нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми резными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.

Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернётся. Начинай сначала. Потом появились книги кожаные, то есть написанные на пергаменте. Для пергамента придумали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: это, как правило, огромный, тяжеловесный том в прочном переплёте из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплёт от царапин, на нём укреплялись медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундучок, тем более что она запиралась замочками или застёжками.

Дорогие книжные переплёты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.

С появлением бумаги, самого дешёвого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались вручную.

А теперь интересный факт.

Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.

Книги всегда ценились и считались сокровищами.

Каждый из ребят получает листочек, на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом подводятся итоги и выясняется, что самый популярный жанр литературы среди учащихся – приключения, фантастика.

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасём чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По ущельям, подземным озёрам,

По пещерам, во тьме и пыли,

Совершим с непреклонным задором

Путешествие к центру земли.

С доброй помощью карт и секстанта,

С полустёртой запиской в руке

Капитана, несчастного Гранта,

На безвестной найдём островке.

Ты увидишь леса Ориноко,

Города обезьян и слонят,

Шар воздушный, плывя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет

Всколыхнётся глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей.

Что прекрасней таких приключений,

Веселее открытий, побед,

Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелётов меж звёзд и комет?

И прочитанный том закрывая,

Благодарно сходя с корабля,

Ты подумай, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждёт нас земля.

Как много можно познать из книг, многому научиться, многое понять и найти ответы на вопросы.

Токование – забота природы о сохранении пернатых, её внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…

Без неё духовный род не имел бы продолжения. Он перевёлся бы. Её не было у обезьян.

Её писали. Она росла, набиралась ума, видала виды, - и вот она выросла и – такова. В том, что её видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.

Неумение найти и сказать правду – недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.

Книги без собеседника мертвы.

Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них вложены страсти.

Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретён.

Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы.

Люди одинаково пользуются вещами. Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живёт в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое.

Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.

Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Иногда оно жжёт их и топчет в отчаянии или злобе.

Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят крыльями…

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседник, который придёт отделить плевела от зёрен.

Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир. Им это легко сделать – для этого не нужно сходить с полок. Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.

Они поднимают тосты за своих собратьев, которые рождаются и должны родиться, чтобы сказать о нас.

И веселятся весельем мудрости…

1. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?

2. Сколько путешествий совершил Гулливер, герой книги Джонатана Свифта? (Восемь)

4. Назовите автора и название сказки, которая начинается так:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

(Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок)

Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

Собака Тотошка, чучело Страшила,

железный Дровосек, трусливый Лев)

(Эрист Теодор Амадей Гофман)

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

Подведение итогов.

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передаёт это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Да, действительно: человек умирает. А за него после смерти представительствует Книга. Книга в литературе – то же. Что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В неё изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая и магнетическая сила, даже…власть.

Цените книга, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

Цели: расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: выставка книг из школьной библиотеки, из домашних библиотек восьмиклассников.

Подготовительная работа с детьми: за 2–3 дня до классного часа предложить детям заполнить анкету “10 самых любимых книг” с целью определения круга чтения детей; по результатам анкеты выявить самых активных читателей и предложить подготовить рассказы на тему “Моя любимая книга” Задача рассказа – заинтересовать одноклассников, побудить их к чтению этой книги.

Ход классного часа

I. Вступительное слово “Самая лучшая система информации”

  • первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
  • второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;
  • третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о. ”. Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов?

(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)

Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

II. Проблемный вопрос: “Станет ли книга пережитком прошлого? ”

Классный руководитель: Книга - это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио телевидение, И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книжек стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но. Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?

  • Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.
  • Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.
  • Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь - хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.
  • Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.
  • Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, ас компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и “глюков”.
  • Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.
  • Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь.
  • А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.
  • Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.
  • Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.
  • Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Классный руководитель: Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

III. Книжная викторина

Классный руководитель: Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

  1. Так называют заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист)
  2. Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (Факсимиле)
  3. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)
  4. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
  5. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)
  6. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)
  7. Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор)
  8. Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка)
  9. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)
  10. Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)
  11. Одной из первой славянских рукописных книг было “Остромирово Евангелие”. В каком веке оно появилось? (XI в.)
  12. В XV в. в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем? (Иоганн Гутенберг)
  13. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)
  14. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона “Корсар”! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестеллер)

Что ж, приятно было убедиться, что большинство из вас знакомо с книгой, знает ее биографию и строение.

IV. Интерактивная беседа по теме “Круг чтения”

Классный руководитель: Вы обратили внимание на эпиграф к сегодняшнему классному часу? (Читает эпиграф). Мне кажется, это очень точное и остроумное замечание, которое касается круга чтения каждого из нас. У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть еще любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О. Уайльд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?

  • У людей, которые читают только фантастику или детективы, низкая культура, потому что они не читают классику, серьезную литературу.
  • Те, кто любит классику, философию, -люди высокой культуры, они не станут тратить время на детективы и дамские романы.
  • В общем, те, кто не читает анекдоты и всякие приколы, - культурные люди, а те, кто не читает классику и философию, некультурные.

Классный руководитель: А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит?

Классный руководитель. Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека. А цитату Оскара Уайльда можно заменить другой фразой: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”.

V. Рассказы детей по теме “Мои любимые книги”

Классный руководитель: Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: “Эта книга перевернула всю мою жизнь”. Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля “Красное и черное”. Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

- Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии. Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: “Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно” Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя?

(Дети рассказывают о книгах)

Ребята, познакомившись с вашими анкетами, я поняла, что многие из вас читают без разбора, без системы. Хотелось бы дать вам мудрый совет одного знакомого библиотекаря: “Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду”.

VI. Заключительное слово “Самая читающая страна”

Классный руководитель: Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку “книжных червей”, оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Нравственно-эстетическое воспитание в начальной школе

Классный час для 4 класса. Роль книги в жизни человека (беседа)

Задачи:

- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека книгой;

- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.

Ход мероприятия

I. Беседа учителя (ведущего).

1. Вопросы для беседы (примерные):

1) Для чего предназначена книга?

Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.

2) Чем является книга для человека?

Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают пас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества.

3) Чтение - что это такое?

Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества.

4) Для чего пишет писатель?

5) Каково же назначение чтения?

Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.

6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?

Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нем, принимать правильные решения.

Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь — на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.

Целесообразно предварительно провести анонимный письменный опрос учащихся, тогда вы получите полное представление об отношении своих питомцев к книге и чтению. Исходя из полученного результата опроса, планируется беседа, разрабатываются вопросы к ней.

Вопросы письменного опроса (примерные):

1. Какие ты предпочитаешь читать книги:

а) научно-популярную; б) художественную (указать жанр); в) научно-техническую; г) всё без разбору; д) периодику (указать - какую); е) вообще не читаю?

2. Для чего ты читаешь:

а) чтобы занять себя чем-нибудь; б) расширить свой кругозор, узнать что-то новое; в) повысить уровень своего образования; г) потому что надо; д) посоветовал друг, подруга; е) потому что книга считается модной в этом сезоне; ж) не утруждаю себя чтением?

3. Назовите свои любимые произведения:

а) кто автор; б) не помню; в) не читал.

4. Назовите классиков:

а) русской литературы; б) зарубежной литературы; в) не помню.

5. Посещаешь ли ты библиотеку, как часто:

6. Имеется ли дома у тебя своя личная библиотека:

Ниже приводятся исторические факты, которые заинтересуют ребят, значительно расширят их кругозор. Учащиеся сами могут подготовить небольшие коротенькие выступления, своего рода литературно-исторический калейдоскоп, о занимательных и интересных фактах и событиях.

Знаете ли вы о том, что.

В сезон 1906-1907 гг. среди петербургских игроков гремело имя В. Семичева. Когда этот мелкий банковский чиновник приезжал в Купеческий клуб, вокруг стола, где он играл, собиралась сотенная толпа. Бледный, с трясущимися холодными руками, Семичев сгребал со стола золото и кредитки и передавал их двум своим братьям, сидевшим позади него. За полтора месяца он выиграл 240 тысяч рублей. Погубило же Семичева загадочное упрямство: он поставил себе целью непременно выиграть четверть миллиона. До заветной суммы оставалось всего десять тысяч, когда произошло страшное — в одну минуту Семичев спустил весь свой выигрыш. Это было сильным ударом для него. Проиграв всё, Семичев застрелился в клубном туалете. Эта история так потрясла завсегдатаев Купеческого клуба, что многие из них стали бояться испытывать судьбу и, выиграв 500-600 рублей, спешили уехать из клуба.

Алан Александр Милн (1882-1956), английский драматург и романист, автор многочисленных юмористических рассказов, запомнился потомкам благодаря сказке, сочинённой почти случайно, между делом, для развлечения своего маленького сына - Кристофа. Нет такого ребёнка в нашей стране, который бы не был знаком с маленьким медвежонком по имени Вини-Пух и его друзьями. Благодаря талантливому переводчику и сценаристу Борису Заходеру (он не только перевёл сказку, но и написал сценарий, по которому был сделан мультипликационный фильм), Винни стал одним из любимейших сказочных персонажей детворы.

Это интересно

Специалисты подсчитали: чтобы прочесть все вышедшие книги, читая по 6 часов в день, потребовалось бы 200 тысяч лет.

II. Праздник Книги.

Ведущий. Вам, ребята, наверняка, хорошо знакома эта ripe красная книга о маленьком деревянном человечке и его удивительных похождениях?

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Слова М. Дахие Музыка В. Плешака

1. Всем известен мальчик Буратино,

Всем известна девочка Мальвина

И когда-то очень, очень страшный

Буратино — добрый наш попутчик,

Сказки детства я не знаю лучше.

Золотой в той сказке найден ключик –

Дверь в прекрасную страну.

Всем девчонкам и мальчишкам

Буратино другом стал.

Он в коротеньких штанишках

2. За одной мы партой занимались,

Над одними книжками склонялись

И лучам весенним улыбались

Голубым апрельским днём.

Детство где-то вдалеке растает.

Люди все из сказок вырастают.

Только сказки всё же ожидают,

Кем же станут малыши.

Получился ли из вас,

Или страшный Карабас?

З. Всем известен мальчик Буратино,

Всем известна девочка Мальвина

И когда-то очень, очень страшный

Буратиио (потирая ушибленный лоб). Ой, ты кто?

Пиноккио (морщась от боли). А ты кто?

Буратино . Как это - кто? Я - мальчик, естественно.

Пиноккио. И я - мальчик.

Буратино (встаёт, обходит вокруг Пиноккио, пристально вглядываясь в него). Постой, постой! Кого-то ты мне напоминаешь. (Чешет затылок.)

Пиноккио (удивлённо). И ты мне вроде как знаком. (Встаёт с пола, отряхивает одежду.)

Буратино (начиная терять терпение). Слушай, откуда ты такой взялся?

Буратино (перебивая). Как?! И ты тоже? Ах, ты самозванец! А я-то думаю, кого же ты мне напоминаешь: ты - это я! Хочешь к моей известности примазаться? (Сжимает кулаки.)

Пиноккио (заикаясь). Слушай, а, по-моему, это ты под меня подделываешься. На свете только один деревянный мальчик - это я! (Бьёт себя в грудь.)

Буратино (фыркая). Вот ещё, как бы не так! А вот и нет!

Пиноккио (в свою очередь сжимая кулаки). А вот и да.

Буратино. Ну, держись! Сейчас я тебе покажу, кто из нас настоящий, самозванец несчастный!

Пиноккио (поддразнивая, задорно). Попробуй только!

Между мальчиками завязывается потасовка, переходящая в драку. Но тут слышится взволнованный голос, появляется Мальвина.

Мальвина (укоризненно покачивая головой). Мальчики, мальчики! Как можно драться? Ведь это довольно глупо. Любой спор можно разрешить и без помощи кулаков.

Пиноккио. Фея с голубыми волосами.

Буратино (в сторону). Ну, вот и здесь достала, подраться как следует не дала.

Мальвина (всплёскивая руками и удивлённо переводя взгляд то на одного, то на другого). Ой, мальчики! До чего же вы похожи друг" на друга, прямо как близнецы-братья. (обращается к Буратино) Буратино, а ты мне не говорил, что у тебя есть близкие родственники.

Буратино (насупившись). С чего ты взяла, что он (тыкает пальцем, в Пиноккио) - мой брат? Самозванец по имени Пиноккио, вот кто он.

Пиноккио (обиженно). Сам такой.

Мальвина (подходит к одному, потом, к другому, стучит по голове, задумчиво произносит). Хм, довольно странно. Ты (обращается к Пиноккио) из дерева, и ты (поворачивается к Буратино) тоже, судя по звуку, сделан из дерева (разводит руками) . Ничего не пойму: два деревянных, непослушных мальчика - это уже слишком! Здесь, очевидно, произошло недоразумение. Действительно, один из вас - явный самозванец!

Буратино и Пиноккио (вместе). Это не я! Это он (показывают, друг на друга пальцем).

Завязывается потасовка, Мальвина в ужасе закатывает глаза. Выходит ведущий.

Ведущий (разнимая драчунов). Мальчики, успокойтесь, пожалуйста! Я совершенно не вижу причин для драки.

Пиноккио (насупившись, кивает головой в сторону Буратино). А чего он меня самозванцем обзывает? Ещё неизвестно, кто

самозванец из нас (показывает своему обидчику кулак, тот фыркает и насмешливо притопывает ногой).

Мальвина. Мет, они оба просто невыносимы.

Ведущий (обнимая сказочных персонажей). Ребята, давайте жить дружно! Ссориться вам совершенно ни к чему. Каждый из вас по-своему прав.

Пиноккио и Буратино (вместе). Как это?

Ведущий. Присаживайтесь, я сейчас всё вам объясню. (Персонажи садятся.) Когда-то очень давно итальянский писатель Карло Лоренцини, известный больше под вымышленной фамилией - Коллоди (он жил во Флоренции, родился 24. 11. 1826 года, умер 26. 10. 1890 года), автор публицистических очерков, рассказов, комических сценок, активный участник национально- освободительного движения (революции 1848 года), написал детскую повесть о маленьком деревянном человечке и его похождениях. В повести вымысел переплетался с реальностью. Главный герой повести - ожившая марионетка, озорной, ленивый мальчик. Он попадает в самые неприглядные истории, причиняя горе своему названному отцу - бедному Джеппетто. Но смекалка, доброта и отзывчивость, а также ряд обстоятельств помогают простой деревянной игрушке стать настоящим человеком.

В 1908 году произведение впервые было переведено на русский язык (потом в 1924 и 1959 годах). Примерно в это же время, в другом конце земного шара жил русский мальчик - Алёша Толстой (родился 10 января 1883 года по новому стилю, недалеко от Самары). Он очень любил читать книги, а одним из его любимейших произведений стала книга о Пиноккио. Прошли годы, мальчик стал известным писателем, автором прекрасных, талантливых произведений: стихов, рассказов, повестей, романов. Много произведений он написал и для детей, среди которых есть замечательная сказка о весёлом деревянном человечке - Буратино.

Буратино. Выходит, что Пиноккио - мой старший брат?

Теперь, мальчики, вам понятно, почему вы так похожи между собой? Прообразом русского Буратино стал итальянский Пиноккио. ..

Мальвина (в восторге хлопает в ладоши). Ой, как всё интересно! Мальчики, вы действительно почти как братья! Да пожмите, наконец, друг другу руки и помиритесь! (Пиноккио и Буратино неуверенно протягивают друг другу руку в знак примирения, потом, неожиданно для окружающих и для самих себя, крепко обнимаются, смущённо хлопая друг друга по плечу.)

Буратино (обращаясь к Пиноккио). А ты действительно стал настоящим мальчиком, без всяких дураков?

Мальвина (морщит носик). Буратино! Подбирай выражения.. .

Пиноккио (кивая головой). Ага.

Буратино (переминаясь с ноги на ногу). Слушай, а ты мне расскажешь, как стать человеком'?

Пиноккио. Ну, конечно, брат!

Буратино (с надеждой). А. ты. мне поможешь стать настоящим человеком?

Пиноккио. Пойдём, Буратино, нам предстоит долгий разговор.. .

Мальвина (сгорая от любопытства). Ой, мальчики, а мне можно с вами?

Пиноккио кивает головой в знак согласия.

Буратино (вздыхая). Куда же мы без тебя денемся. пошли.

Мальвина подхватывает .мальчиков под руки. Оживлённо разговаривая, персонажи уходят.

2. Выставка книг, просмотр стенгазеты.

Можно предложить учащимся решить кроссворд, ответить на вопросы викторины, представленные в стенгазете.

В классной стенгазете можно поместить, наряду с интересной информацией из мира книг, различные кроссворды, вопросы к викторине, объявив, к примеру, что трёх первых учащихся, успешно справившихся с заданиями, помещенными в стенгазете, ждёт приз - сборник увлекательных шарад и кроссвордов или же просто интересная книга и т. п.


1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.)

3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)

4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)

5. Сказочный персонале, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце. (Кощей.)

6. Верный друг Вини-Пуха. (Пятачок.)

7. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.)

8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. (Карабас.)

10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)

11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Мальвина.)

12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)

2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)

9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. (Тортила.)

1) Из чего папа Карло выстругал Буратино? (Из полена.)

4) Как звали мальчика-робота из фантастической повести Евгения Велтистого? (Электроник.)

5) А его друга-двойника? (Сергей Сыроежкин.)

6) Как расшифровывается имя удивительной собаки Рэсси, которую, как и Электроника, изобрёл знаменитый профессор Громов? (РЭС - Редчайшая Электронная Собака, сокращённо - Рэсси.)

7) Как звали шестилетнего мальчика, решившего оставить свою семью и переехать со своими друзьями - собакой и котом - на местожительство в деревню? (Дядя Фёдор.)

8) Почему мальчик оставил свою семью? (Родители не разрешали держать дома домашних животных.)

13) Как звали обладателя удивительной волшебной лампы? (Алладин.)

15) Вспомните имя кота, который вместе со своим хозяином совершил удивительное путешествие в эту страну. (Кот Кузя.)

16) Доктор из Цветочного города в сказочной повести Николая Носова? (Доктор Пилюлькин.)

III. Итоги мероприятия.

Определяют победителей среди участников, правильно решивших кроссворд, ответивших верно на вопросы викторины. Награждают победителей и вручают памятные сувениры (по возможности).

Читайте также: