Бен гур 2016 краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Микропересказ : Еврейский юноша из богатой семьи, пройдя через испытания, хочет освободить свой народ от римлян. Он встречается с Мессией и становится христианином.


Часть первая

В Аравийской пустыне встречаются египтянин Валтасар, индус Мельхиор и афинянин Гаспар. Каждый из них идёт в Иерусалим, чтобы стать свидетелем пришествия Бога, который принесёт в мир добро и справед­ливость. В ночном небе ярко вспыхивает звезда, как предзна­ме­нование, что Бог с ними.

— Вера моя не была бесплодна: Бог ответил мне!
— Как Он отвечает всем, кто с верой приходит к Нему, — сказал индус.
— Но, увы, — прибавил египтянин, — как мало тех, кто в состоянии понять, когда Он им отвечает!

Из Назарета в Вифлеем идут мужчина с беременной женщиной, Иосиф и Мария. По дороге они заезжают в Иерусалим, чтобы участвовать в переписи населения страны, из-за чего с трудом находят в Вифлееме ночлег. Ночью собравшиеся видят на небе яркую звезду — лестницу Якова.

В долине недалеко от Вифлеема пастухи пасут овец. Ночью сторож видит, как из разверзшихся небес льётся свет. Проснувшимся от его крика пастухам является божественной красоты человек с крыльями за спиной, возвещающий великую радость — в Вифлееме родился Бог Христос.

Люди посещают пещеру, где лежит младенец. По всей стране передаётся новость о рождении нового царя иудеев. Нынешний царь Иудеи Ирод созывает собрание, на котором один из учёных подтверждает рождение нового царя. Ирод вызывает к себе волхвов и спрашивает, где находится новорождённый, но волхвы только утверждают, что рождение нового царя спасёт людей от несчастий. Они приходят в Вифлеем поклониться младенцу.

Часть вторая

В Иерусалиме встречаются друзья детства — девятна­дца­тилетний римлянин Мессала, представитель одной из самых благородных семей Рима, оказавшей услугу самому императору, и семнадца­тилетний иудей Иуда Бен-Гур.

Проживший долгое время в Риме Мессала мечтает о карьере военного. Большее, на что может рассчитывать Иуда, — стать первосвя­щенником. Мессала предлагает другу перейти на сторону римлян, тогда он добьётся всего, но Иуда не хочет становиться предателем. Мать Иуды поддерживает сына: род Гуров — один из старейших и благороднейших еврейских родов, Иуда не может предать свой народ. Настанет день, когда евреи снова будут царствовать на своей земле.

Отец Иуды, князь Итамар Гур, пользовался наибольшим почётом среди знатных лиц в Иудее. Он умер десять лет назад, оставив жену с двумя детьми: сыном Иудой и дочерью Тирсой. Иуда хочет стать солдатом. Ненавидя римлян, он научится у них воевать, чтоб потом бороться против них.

Тирса с Иудой поднимаются на крышу дома посмотреть на шествие солдат. Неожиданно черепица, на которую опёрся юноша, падает с крыши и попадает в прокуратора, что вызывает восторг у народа. Люди срывают черепицу с крыш и бросают в солдат. Прокуратор остаётся жив.

Иуда надеется, что прокуратор вспомнит о заслугах его отца и поверит, что это случайность.

Но в дом врываются солдаты, избивают слуг и арестовывают мать и сестру. Напрасно Иуда просит Мессалу заступиться за них. Один из офицеров приказывает отвести женщин в башню и не причинять им вреда. Дом Гуров теперь переходит в собственность императора.

Возле колодца в Назарете останав­ливается конвой с измождённым арестантом, Иудой Бен-Гуром. Народ сочувственно смотрит на юношу, но никто не осмеливается подойти к нему. Появившийся плотник Иосиф со своим сыном узнаёт у конвоира, что арестант осуждён пожизненно за покушение на прокуратора. Сын Иосифа подносит Иуде кувшин с водой.

Часть третья

Проходит три года. Римский трибун Квинт Аррий на корабле отправляется в Рим. Он обращает внимание на одного из галерных рабов — Иуду Бен-Гура. Трибуна поражает спокойствие раба, его благородное красивое лицо.

Трибун вызывает раба к себе и узнаёт его историю. Аррий знал и очень уважал отца Иуды Бен-Гура.

Иуду тревожит, что он ничего не знает о матери и сестре. Если сестра была вместе с ним на крыше в тот роковой момент, то мать находилась в доме, она ни в чём не виновата. Иуда просит трибуна узнать что-то об их судьбе.

На корабль нападают пираты. Иуда спасает жизнь Аррию. В благодарность одинокий Аррий делает юношу своим сыном и наследником.

Часть четвёртая

После пятилетнего отсутствия Иуда возвращается домой. Случайно он слышит, что имущество его семьи досталось прокуратору, а где деньги, никто не знает. Симонид, бывший представитель Гура в Антиохии, открыл своё дело и нажил огромное состояние. Считают, что исходный капитал — это деньги Гуров. Его арестовали, пытали, но он ничего не сказал. Теперь Симонид калека, который не может ходить.

Иуда приезжает к Симониду в Антиохию, чтобы узнать о своих родных, но купец требует доказать, что перед ним представитель семьи Гуров. Юноша понравился дочери Симонида, Эсфирь, и она верит ему. Симонид рассказывает Эсфири, что был рабом у отца Иуды, потом получил свободу и стал его правой рукой, но вскоре женился на рабыне и снова стал рабом. Князь Гур полностью доверял Симониду, и законный владелец его богатства — Иуда. Но за то ли он вытерпел пытки, чтобы отдать своё состояние? Симонид поручает торговцу Маллуху выяснить личность Иуды.

В Антиохии проходят состязания колесниц, на которых Иуда знакомится с Маллухом. В одном из возничих он узнаёт Мессалу. Маллух и Иуда посещают священный Кастальский ключ. Вдруг посетители источника с криком разбегаются: кони Мессала понесли, и его колесница мчится прямо на них. Иуда останавливает коней и спасает посетителей, одним из которых оказывается египтянин Валтасар с дочерью Ирой.

Египтянин приглашает Иуду посетить палатки шейха Ильдерима, в которых он остановился. Маллух, как старый знакомый шейха, идёт вместе с юношей. Ильдерим ненавидит римлян, когда-то отнявших у него имущество. Иуда просит у шейха лошадей, чтоб выступить на состязании колесниц. Победив Мессалу, он узнаёт у римлянина, что стало с матерью и сестрой.

Приз получает не сильный, но искусный, и тот, кто только быстр, не может сравняться с тем, кто вместе с тем и мудр.

Маллух рассказывает Симониду о встрече с Иудой. Эсфирь боится за юношу и не хочет, чтоб он участвовал в состязаниях. Они надеются, что новорождённый, которого видел Валтасар, уже вырос. Скоро он станет царём иудеев и освободит евреев.

Мессала весело проводит время с друзьями. Его не пугает таинственный соперник, еврейский юноша, усыновлённый римским консулом.

Ильдерим доверяет Иуде своих чистопородных лошадей. От Валтасара Иуда узнаёт о новорождённом младенце. Он надеется, что младенец уже вырос и спасёт людей. Валтасар собирается отыскать его. Ильдерим советует юноше поговорить с Симонидом, более здравомыслящим, чем мечтатель Валтасар.

Мысли Иуды теперь заняты двумя женщинами: Эсфирь и Ирой.

Часть пятая

Мессала, узнавший, что юноша, усыновлённый консулом, — это Иуда Бен Гур, сообщает об этом прокуратору в письме. Нужно быть настороже, он может вернуть своё имущество. Симонид просит Ильдерима взять юношу под своё покрови­тельство. Прибывает консул Максентий, который занял место умершего Аррия. Всем не римлянам нужно быть осторожными, чтоб не конфисковали их имущество.

Ира приглашает Иуду прокатиться с ней по озеру на лодке. Прекрасная египтянка рассказывает юноше о своей стране и обещает прийти на состязание.

Ильдерим и Иуда встречаются в доме Симонида. Купец хочет отдать юноше состояние, но Бен-Гур возвращает всё Симониду. Он надеется, что купец поможет ему узнать судьбу матери и сестры. Также юноша даёт свободу Симониду и Эсфирь — отныне они больше не рабы.

Имея достаточно средств, Иуда может собрать войско на борьбу с римлянами. Для этого он решает продать имущество, доставшееся ему в наследство от Аррия. Помогающую ему Эсфирь он теперь считает своей сестрой вместо Тирсы.

Наступает день скачек. Мессала уверен в своей победе, весь зал носит его цвета, и все зрители поставили на него. Присутствие в состязаниях Бен-Гура вызывает у него смех.

Приятель Иуды ставит на друга крупную сумму и вынуждает Месаллу поставить всё состояние.

Во время состязаний Бен-Гур и Мессала сначала идут вровень, потом Мессала немного обгоняет соперника, напряжение среди зрителей нарастает, они делают ставки. На последнем круге Мессала ошибается, его колесница разбивается, а он падает под ноги бегущих лошадей. Бен-Гур выигрывает состязание. Мессала остаётся калекой, он теперь не сможет ходить.

Ира приглашает победителя посетить резиденцию её отца. Юноша ждёт встречи с прекрасной египтянкой, но дом оказывается пустым, а он попадает в западню. Вскоре туда приходит посланный Мессалой римлянин, чтобы убить его. Бен-Гур покупает убийцу и договаривается с ним обмануть своего врага.

Бен-Гур посвящает Симонида в свой план. Он тайно уедет в Иерусалим, чтоб найти там мать и сестру, а Симонид сообщит о его исчезновении. С Эсфирь он нежно прощается, но уже не как с сестрой.

Часть шестая

Новый прокуратор, Понтий Пилат, проводит ревизию в тюрьмах и обнаруживает там мать и сестру Бен-Гура, хитростью спрятанных в камере для прокажённых. Больных проказой женщин выпускают, и они, прежде чем присоединиться к другим прокажённым, приходят в свой дом. Туда же приходит добравшийся до Иерусалима Иуда. Увидев дома спящего сына, мать не решается ему показаться — пусть лучше он считает её и Тирсу мёртвыми.

Ни за возвращение здоровья и богатства, ни за всевозможные радости жизни, ни даже за самую жизнь она не решилась бы коснуться своими прокажёнными устами его щеки!

Дома Иуда застаёт свою старую служанку Амру, которая ничего не знает о его родных. Услышав, что они живут в долине прокажённых, Амра встречается с ними. Мать просит её приносить им пищу, но ничего не говорить сыну.

Иуда также узнаёт страшную правду о своих родных. Он пытается найти семью, но женщин выгнали из долины, и никто не знает, где их искать.

Иуда примыкает к восставшим против правителя, взявшего деньги из храма на строительство нового водопровода. Под его предводи­тельством народ добивается своей цели. Бен-Гур исчезает, оставаясь неизвестным героем и разбудив у людей надежду на нового царя.

Часть седьмая

Иуда обучает несколько легионов воинов пользоваться оружием. Он узнаёт о прибытии в Иерусалим пророка. По дороге в Иерусалим он встречает Валтасара с Ирой. Египтянка восхищается смелостью Иуды. Валтасару не терпится увидеть Спасителя. Ночью Иуда и Ира признаются друг другу в любви.

Часть восьмая

Проходит три года. Поселившись недалеко от Иерусалима, Иуда выкупает свой дом, в котором селятся Валтасар и Ира. Симонид с Эсфирь прибывают в Иерусалим и останав­ливаются в доме Гуров. Симонид догадывается о любви дочери к своему хозяину и предупреждает, что его сердце отдано египтянке. Хитрая и честолюбивая Ира, мечтающая попасть в Рим, смеётся над Эсфирь, которую Рим не интересует, и рассказывает несчастной девушке об их с Иудой любви.

Иуда ждёт прибытия в Иерусалим Спасителя в сопровождении двенадцати людей самого низшего класса. Иуда сам видел, как он творил чудеса, исцелял парализованных и прокажённых, превращал воду в вино и накормил двумя рыбами и семью хлебами пять тысяч человек.

Амра приносит еду двум изуродованным проказой женщинам, живущим в пещере возле Иерусалима. Она сообщает им, что есть возможность исцелить их. Мать с Тирсой решают встретить человека, который поможет им, на дороге в Иерусалим. По дороге Тирса падает, у неё нет больше сил идти. Весть, что Спаситель уже идёт по этой дороге, помогает ей встать.

Женщины встречают процессию из нескольких тысяч человек, которые приветствуют царя Израиля. Они хотят закидать камнями прокажённых, но Спаситель говорит женщинам, что сбудется то, о чём они просят. Недуг начинает отступать.

Идущий в процессии Иуда встречает исцелённых мать и сестру.

В Иерусалим на празднование Пасхи приходят люди. Среди них те, кто состоит в легионах Иуды. От них он узнаёт, что Спасителя хотят убить.

Ира говорит Иуде, что знает все его тайны. Она будет молчать, если он спасёт от нищеты Мессалу, которого египтянка любила всё это время.

Каждый поцелуй моего пальчика, который ты отнимал у него, ‹…› должен быть оплачен, заплати и за то, что я преследовала тебя притворной любовью и терпела тебя так долго, хотя и делала это для него.

Иуда прогоняет Иру. Теперь Эсфирь — его любовь.

Ночью Иисуса судят, и уже готово дерево для креста. Иуда хочет собрать легионеров, чтоб освободить Спасителя, но они присоединились к первосвя­щенникам.

В ужаснейший для мира день народ приходит на Голгофу, куда привели Иисуса. Чернь бьёт его палками, плюёт в него, толпа призывает к распятию. Иуда пытается собрать своих воинов, чтоб освободить Иисуса, но они отказываются: это не царь, при входе в Иерусалим он отказался от Бога. Но за свободу они будут сражаться.

Валтасару не удаётся пережить смерть Спасителя, Ира исчезает.

Проходит пять лет. За эти годы умирает мать Иуды. В дом, где Иуда живёт вместе с сестрой, женой Эсфирь и детьми, приходит неряшливо одетая Ира, которая убила Мессалу. Она поняла, что быть римлянином — значит, быть зверем. Эсфирь, ставшая христианкой, как и вся семья Иуды, предлагает Ире дружбу, но та уходит. Иуда тщетно пытается её найти.

Шейх Ильдерим оставляет Иуде всё своё имущество. Узнав, что Нерон преследует христиан, Иуда решает ехать в Рим и погребать с почестями погибших за веру, так как для римлян прах умерших и места их погребения священны. Эсфирь следует за мужем.

В римских катакомбах св. Калиста можно увидеть, на что употреблено богатство Иуды Бен-Гура.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

О чем Фильм Бен-Гур (Ben-Hur)

7.8

8 сентября 2016

Оригинальное название:
Ben-Hur

Страна: США

Год выхода: 2016

Премьера: 8 сентября 2016

Возрастное ограничение: 16+

Описание и сюжет

Иерусалим в самом начале нашей эры. Тогда город был частью Римской империи. Римлянина Мессалу вырастила знатная иудейская семья. Родной сын — Джуда Бен-Гур, и приемный — Мессала, стали братьями и лучшими друзьями. Но римлянин все же чувствует себя недооцененным и лишним. Он записывается в ряды римской армии и покидает Иерусалим.

Спустя три года Мессала возвращается вместе с римскими легионами, брошенными на подавление бунта. Прокуратором этих земель Рим назначает Понтия Пилата. Мессала обращается к названному брату Джуде с просьбой помочь ему повлиять на повстанцев, ведь семья Бен-Гура — одна из самых почитаемых в Иерусалиме. Джуда насилие не приемлет и соглашается поспособствовать Мессале, но не признается в том, что еврейские мятежники ему в чем-то понятны.

Бен-Гур даже прячет одного из раненых повстанцев у себя дома. Такой опрометчивый поступок обернется для Джуды трагедией. Преданный Мессалой, он будет сослан на галеры. Но долгие годы рабства не сломят Бен-Гура и не погасят его жажду мести…

Новая экранизация романа Лью Уолласа "Бен-Гур: История Христа" вышла на Западе еще в августе, и шквал ненависти, вызванный ею со стороны критиков и зрителей, не мог не насторожить российских любителей кино, которым небезразлична творческая судьба Тимура Бекмамбетова. Оправдалась ли их боязнь, что "Особо опасен" после выхода третьего голливудского фильма российско-казахского режиссера так и останется единственным вменяемым среди них? К сожалению, да.

Фото: kinopoisk.ru

"Бен-Гур" Бекмамбетова - далеко не первая попытка перенести эту книгу на экран. Самыми известными из предшествующих были фильмы 1925 и 1959 годов. Один из них стал классикой немого кино, другой - обладателем 11 "Оскаров". Режиссер явно хотел сделать все, чтобы его вариант был не ремейком какого-то из них, а новым прочтением оригинального текста. И, видимо, понимая, что это - примерно как экранизировать "Властелин колец" с видом, будто мир никогда не знал трилогии Джексона, перестарался.

Стремясь сделать героев глубже и интереснее, авторы новой картины нагрузили их лишними конфликтами, в связи с чем их мотивация постоянно хромает на обе ноги (даже когда они ее озвучивают), а повествование превращается в неудобоваримую кашу.

Например, главные герои - еврей Иуда (в русском дубляже - "Джуда"; видимо, чтобы не отвлекать и не смущать простодушного зрителя ненужными ассоциациями) и римлянин Мессала - из друзей детства стали почти родственниками. Что - как и некоторые другие детали сюжета - должно добавить драматичности. Но вместо этого одержимый местью Иуда (Джек Хьюстон, запомнившийся блестящей ролью Ричарда Хэрроу в "Подпольной империи") и вероломный предатель Мессала (Тоби Кеббел, "Рок-н-ролльщик") просто предстают импульсивными идиотами. И "заражают" остальных персонажей. Которые в мгновение ока непонятно почему превращаются из благородных мужей в форменных скотов. Или наоборот - из циничных меркантильных злыдней - в мудрых и щедрых наставников.

Фото: kinopoisk.ru

При этом если Иуда и Мессала хотя бы не страдают от недостатка таланта своих исполнителей - действительно хороших актеров, то на второстепенных героев (за некоторыми исключениями, в частности - Моргана Фримена) смотреть без уныния просто нельзя - особенно это касается героинь, большинству из которых можно смело выдавать премию Кристен Стюарт или орден Паулины Андреевой.

Но все вышеперечисленные недостатки, барахтающиеся в безбрежном хромакее, еще оставляли "Бен-Гуру" шанс стать просто паршивеньким "историческим фильмом" ниже среднего уровня. В категорию "стыдно смотреть" всего за несколько минут его переводит феерическая по своей смехотворности концовка.

Фильм Уильяма Уайлдера, несмотря на свой антигуманный хронометраж - почти четыре часа! - смотрится куда интереснее, чем двухчасовая поделка Бекмамбетова и его американских друзей. Даже знаменитая сцена гонки на колесницах образца 1959 года не уступает в зрелищности современной версии, а уж по части реалистичности - и вовсе выигрывает. И несколько наивный в своей экстатичной религиозности финал старой картины выглядит более чем достойно на фоне слезливо-умильного и фантастически нелепого хэппи-энда нового "Бен-Гура", который с успехом мог бы венчать самые презренные латиноамериканские мыльные оперы.

Так что на вопрос: "Зачем я это посмотрел?", которым задаются большинство посмотревших новый фильм Бекмамбетова, можно ответить: "Теперь вы видели, пожалуй, самый смешной финал в истории пеплумов (если таковым не считать "Житие Брайана по "Монти Пайтону")". А вот на вопрос: "Зачем они это сняли?" нам, наверное, не ответит никто.

Читайте также: