Белый бог краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Мама 13-летней Лили (София Псотта) уехала на три месяца в Австралию, оставив на лето дочь бывшему мужу Даниэлю (Шандор Жотер), который работает санитарным экспертом на мясоперерабатывающем заводе. У Лили есть пёс метис лабрадора и шарпея по кличке Хаген. Сварливый отец девочки не переносит собак, и его квартира не предусмотрена для содержания питомцев. Хаген привлекает внимание назойливой соседки, которая вызывает спецбригаду для отлова собак. В сеттинге, в котором разворачивается действие фильма, государство установило налог на собак-полукровок. Не желая платить, Даниэль оставляет Хагена на автостраде, невзирая на протесты Лили.

Хаген скитается по улицам, переживает все ужасы бродячей жизни: питается объедками и удирает от муниципальных работников, преследующих беспризорных собак. В конечном итоге пёс попадает к человеку, который хочет сделать на нём деньги, выставив на собачьи бои. Хаген проходит жёсткий тренинг: ему вкалывают различные препараты, отрабатывают хватку и точат клыки. Он превращается в бойцовую собаку, лишённую доброты и нежных чувств. Одновременно с тем, как внутри Хагена зреет воля к восстанию, мы наблюдаем за подростковым бунтом Лили, которая ведёт себя опрометчиво и беспечно, регулярно ослушиваясь отца.



Роковой укус послужил приговором — собаку готовили на усыпление. В последнюю минуту Хагену удается напасть на охранника и помочь остальным бездомным собакам, выброшенным на улицу своими хозяевами, освободится из клетки. Остается только бежать, бежать что есть сил, но цель лишь одна — настигнуть тех, кто превратил жизнь в кошмар. Улицы опустели, люди напуганы, а Лили намерена вновь увидеть когда-то любимую дворняжку…

He failed his Bar examinations because he preferred horse-racing, the ‘dogs’ and dancing. — Он провалил экзамен на адвоката, ибо предпочитал бывать на скачках, собачьих бегах и танцах;

The dog was wagging its tail / barking loudly / gnawing at a bone. — Собака виляла хвостом / громко лаяла / грызла кость;

His faithful dog shall bear him company. — Верный пес скрасит его одиночество.

Тут-то главный герой фильма – а это именно пес – впервые сталкивается с так называемым человечеством. Он видит, с какой жестокостью отлавливают на улицах бездомных собак городские службы. Он проходит через массу испытаний, пока они не достигают пика: новый пленивший его хозяин, избивая, воспитывает в нем ярость. Он готовит его к собачьим боям. Именно после боев пес решает взбунтоваться. Это не личный бунт. Наш пес – доминантный. Он – лидер. Ему удается собрать вокруг себя агрессивную стаю примерно из трехсот собак. Эта стая развязывает кровавую смертельную войну против ненавистного человечества. Ударный эпизод – когда она берет штурмом один из городов: улицы заполняет сметающая все и вся яростная свора.

Но куда интереснее в этом фильме не метафоры, а конкретика. Это актуальная для нас картина – речь об отношении общества к собакам и вообще животным. Только такая наивная защитница зверья, как Брижит Бардо, могла пригрозить родной Франции, что вслед за Депардье рванет в Россию, поскольку там к животным относятся лучше (после этого во французских соцсетях возникла шутка: пусть Россия отдаст нам Pussy Riot, а мы ей взамен — Бардо, Депардье и Мирей Матье). Венгрия в фильме слегка вымышленная, но очень похожа на нашу реальную страну. Поэтому параллели фильма с реальностью напрашиваются.

Налог на собак – вымысел? Ничего подобного. В верхах уже звучала идея ввести такой налог, причем на всех собак скопом. Хотя налог, по логике, можно вводить только тогда, когда государство хоть что-то само тратит на содержание собак: строит площадки для выгула, сеть урн для сбора продуктов собачьей жизнедеятельности или, как в Турции, спасает бродячих псов: там их стерилизуют, снабжают чипами и отпускают на волю (!).

О нем можно говорить и как о своего рода профессиональном кинематографическом подвиге. Ведь режиссер Корнел Мундруцо и его команда снимали триста реальных бездомных псов. Как они сладили с этой оравой, как заставили ее выполнять коллективные действия, необходимые для развития сюжета, только им самим ведомо.

Кстати, всех псов до единого после съемок пристроили.

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Собака бывает кусачей только от жизни собачей.


Фильмы, выступающие в защиту экологии, исчезающих видов или агитирующие за гуманное обращение с животными в целом не являются чем-то новым, стильным, или оригинальным. Почти каждый из нас слышал хотя бы раз о “Землянах” 2005-го, пускал слезу на советском фильме про собаку с чёрным ухом, и видел плакат с выпрыгивающей из воды касаткой Вилли. Некоторые даже умудрились употребить этот троп как связующее происходящее на экране звено в полномасштабных высокобюджетных лентах - “Планеты обезьян” и тот же “Спасите Вилли”.

Не осталась в стороне и хоррор-индустрия. Сколько всего было отснято фильмов об очередной четвероногой жертве садистов в белых халатах, которая после укола с угрожающего вида субстанцией начала рвать глотки своим тюремщикам, а заодно и каждому, кто попадается в поле зрения? Клише “трусливый жестокий человек тиранит беззащитных зверушек”, хоть и не теряет актуальности, но уже мало кого способно удивить, являясь классическим примером катализатора слезоотделения и горестных вздохов.

Но венгерскому режиссёру Корнело Мундруцо удалось сделать эту избитую схему вновь бьющей в самое нутро, когда он использовал ее в своей истории, идеально комбинирующей трагедию, масштабные сцены, кровь и насилие, а также ненавязчивый месседж, образуя в итоге кино, обреченное когда-нибудь стать культовым.

Первая же сцена это подтверждает, тут слова бесполезны, такого еще не было.


В дальнейшем, нам дается завязка этой истории: девочки-подростка по имени Лили (единственный персонаж-человек, чье имя произносится в кадре), переехавшей к отцу, для которого новая обязанность и ответственность, оставшаяся от бывшей - что угодно, только не повод для радости; её собаки - метиса Хагена, который любит слушать игру хозяйки на трубе; и их жизни в серо-синем доме, где взаимодействие между жильцами (соседей здесь нет) - чистый тлен в лучших традициях Сигарева или Балабанова.

После "стука" от престарелой женщины с противоположного конца коридора в муниципальную службу надзора за домашними животными и неудовлетворительного, по отцовским стандартам, поведения, очередная поездка домой оканчивается тем, что собаку посреди дороги выбрасывают из машины, оставляя наедине с собой - и всем остальным миром.

Что только люди не делают. Нет ничего, чего бы они не сделали.


Не считая себя достаточно квалифицированным, чтобы давать оценку и анализ такого явления, как “актерская игра животных” на экране, к тому же, главную роль здесь исполнили попеременно сразу две собаки-близнеца, могу лишь с уверенностью сказать, что более изощренного, достоверного, болезненного и отвратительного перевоплощения безобидного и доверчивого пса в свирепого зверя, дышащего яростью, со времен “Куджо” 83-го не было.



Работы человеческой составляющей каста также на должном уровне - данный фильм стал актерским дебютом 17-летней Жофии Псотты, которая лично выполняла все музыкальные номера, Шандор Жотер очень хорошо показал ожесточившегося и несчастного человека с грузом боли в груди, проходящего сквозь кошмар родителя, чтобы научиться понимать и сопереживать, и опытная актриса из Венгрии Лили Монори была по-хорошему мерзка в роли гнусной и аморальной работницы собачьего приюта Бев.

“Белый Бог” представляет из себя всё то лучшее, из чего он сделан и на что способен - произведение совсем не развлекательное, непростое и не легко смотрящееся: предельно-жесткий и безжалостный психологический триллер, холодно показывающий и многие болезни общества, и серьезные болезни отношений между двумя самыми близкими людьми.

И все это преподносится абсолютно хладнокровно, спокойно и рационально - с подробнейшим фокусированием на единственном, кто не может хоть как-нибудь оборонять себя, что в чужих глазах - просто ловля в петли дворняг, а в наших - на момент просмотра, - сцена, достойная “Списка Шиндлера”.

В фильме, длящемся 121 минуту, нету ни одного фрагмента, позволяющего хотя бы частично ослабить напряжение от вязкого ощущения собственной беспомощности, одиночества, и буквально физического чувства холода.

На последнее активно работает отличная операторская работа: длинные, плавные планы, перемежающиеся с отснятыми вручную кадрами, в которых подрагивающий объектив камеры создает необходимое чувство дискомфорта, мельчайшая детализация, резкая, яркая цветовая гамма, преобладающая во второй части хронометража - все это создает непрекращающийся калейдоскоп тревоги, изрядно выматывающий зрителя к концу фильма.

Аналогично хорош саундтрек - “Венгерская Рапсодия” Франца Листа, проходящая, в той или иной версии, неизменным мотивом через весь сюжет, вплоть до самого конца, на фоне мрачных струнных, очень напоминающих работу Хильдур Гуднадоуттир в “Джокере”.

С последним “Белого” роднит не только музыкальное сопровождение, но и динамика многих сцен, погонь и драк, равно как и тяжелый, мрачный тон повествования, не отягощенный такими вещами, как надежда на лучший исход, взаимопонимание, милосердие и компромисс. Если подумать, и тот, и другой фильм - воплощение образа длительных страданий одного забитого существа, достигающих в итоге своего пика, и зажигающих искру хаоса и ненависти, из которой в прогнившем до костей, по крайней мере, с точки зрения протагониста, мире, разгорается грандиозное пламя, пожирающее всех и вся.


Кульминация же, несмотря на, казалось бы, оконченную притчу о рождении чудовища одним чудовищным миром, которое окончательно уничтожило в себе любые намеки на то, кем оно было в начале своего пути, сводится к сиюминутному перемирию между двумя смертельными врагами.


Перемирию, которое режущим по живому исполнением Жофией Псоттой "Венгерской Рапсодии" на трубе, финальными словами ее экранного отца, и финальным общим планом всех героев, лежащих последние секунды мира на асфальте, после чего неминуемо должна последовать расправа, окончательно закрепляет за фильмом статус лучшей работы Мундруцо, заслуженно получившей свою “Пальмовую Ветвь”, а также одного из лучших фильмов в жанре драмы, триллера и “социального” хоррора последних лет.

Читайте также: