Белов катюшин дождик краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 05.07.2024

Есть в коллекционном фонде Центра В.И.Белова:
1) Белов, Василий Иванович.
Катюшин дождик / Василий Белов; художник С. Косенков. - Воронеж: Центрально-
Черноземное книжное издательство, 1969. - [28] с: цв. ил. - 100 000 экз.
Кн. с автографом.
Есть автограф: Белов, Василий Иванович
2) Белов, Василий Иванович.
Катюшин дождик: для мл. шк. возраста / Василий Белов; художник Б. И. Шабаев. - Вологда:
Северо-Западное книжное издательство. Вологодское отделение, 1972. - 32, с ил. - 225
000 экз.
3) Белов, Василий Иванович.
Катюшин дождик: для дошкольного. возраста / В. Белов; художник П. Багин. - Москва: Малыш,
1974. - 45, [1] с. : цв. ил. - 150 000 экз.
В других библиотеках ЦБС эти же издания повторяются.
4) В коллекционном фонде нет.
Описания на это издание нет ни в каталоге РГБ, ни в каталоге РНБ.
Три разных библиографических описания с сайта Воронежской ОУНБ:
Белов, Василий Иванович. Катюшин дождик [0+] / В.И. Белов; художник А.Г. Слепков — Воронеж:
Центрально- Чернозёмное книжное изд-во, 1984 .— 40с. : ил .— ISBN : 10р.
Белов, Василий Иванович. Катюшин дождик: [рассказы] / В. И. Белов— Воронеж: Центрально-
Черноземное книжное издательство, 1984— 38, [1] с: ил.
Белов, Василий Иванович. Катюшин дождик [Текст]: для дошкольного возраста — Воронеж:
Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984 — 40 с: ил.
5) Во всех каталогах (ЦБС, ВОУНБ, ВОДБ, РГБ, РНБ) только описания на издания №1-3.
Переиздания нигде не встречались.



Далее сосредоточимся только на вологодском издании 1972 года нас очень интересующем. Тираж вологодской книги Северо – Западного книжного издательства указан наибольший из всех, но так ли это было на самом деле и попробуем разобраться в нашем документальном исследовании с привлечением неопубликованных данных из Государственного архива Архангельской области.

При анализе документов из ГААО не только вопросы тиража издания привлекли наше внимание, но и работа художника, отношения писателя В.И.Белова с архангельским издательством, в принципе издательская политика того времени в отношении детской литературы и некоторые другие.

Сейчас офсетная печать является самым распространенным видом печати, который по праву называют классическим или традиционным, когда речь идет о печати по впитывающим поверхностям (картон, бумага).

Главные ее особенности – это высокое качество воспроизведения цветов и мелких деталей изображений, четкость, яркость, а также сокращающаяся стоимость одного экземпляра при увеличении тиража. Добавим, что при печати детских книг это очень важные преимущества. В художники книги предлагался В.А.Сергеев (ошибка имени в тексте письма Л.В). Но, как стало ясно из телефонного разговора, Владислав Александрович вынужден был отказаться от этого предложения Малкова. Череповецкий художник считал, что его гравюры не подходят для иллюстрации прозы, даже для детей, а вот поэтические сборники, это совсем другое дело и в них он может раскрыть весь свой творческий потенциал, что, собственно, и случилось в последующие годы. А художником книги стал вологодский живописец Б.И.Шабаев, который прекрасно справился с задачей и представил зримые художественные образы детской прозы В.И.Белова. Профессиональная работа художника Бронислава Шабаева понравилась в Северо – Западном книжном издательстве и в Москве, что не раз отмечалось в документах.

Отметим, что такой безоговорочно отменной работа художника (речь не только о Б.И.Шабаеве Л.В) признавалась не всегда, процесс художественного оформления книги был очень ответственным делом для издательства.

«С первых страниц захватывает тебя атмосфера добра, доверия, привета…

Из этого письма можно сделать и такой вывод, что работа над книгой началась не в декабре 1971 года, а как минимум на несколько месяцев раньше. И издание получилось чисто вологодское по автору, художнику и производителю.

Начинаются проблемы с плановым завозом бумаги для СЗКИ, но пока всё в пределах нормы и под контролем. Почему – то подумалось, что некоторую нервозность в производственный процесс внесла и смена руководства, ибо следующее письмо по нашей теме подписано уже другим директором издательства в Архангельске.

Следующее письмо, по нашей теме, пришло в Росглавиздат почти через год от нового директора СЗКИ 16 ноября 1972 года [4].

«Начальнику Главного Управления тов. Лебедеву Г.П.

Директор издательства (Е. Дрёмов).

Таким образом, к осени 1972 года положение дел с книгой Белова сложилось следующее. Росглавиздат предложил увеличить тиражи качественной детской литературы и количество экземпляров книги В.И.Белова в планах выросло со 180 тысяч, до 225 тысяч экземпляров. Но реально в 1972 году выпущено только 40 тысяч экземпляров. Сказалась нехватка хорошей офсетной бумаги, а к чести вологодских полиграфистов на некачественной бумаге они отказались печатать детскую книжку. Тут и забота о детях, и знак уважения к автору и художнику книги. Директор архангельского издательства просит высокое начальство допечатать 185 тысяч экземпляров до заявленного тиража в 1973 году. Из следующего письма мы узнаём, что такое разрешение было получено 13 декабря 1972 года и 11 января 1973 года в Москву ушёл уточнённый тематический план выпуска литературы в СЗКИ на 1973 год с приложением.

А вот и само письмо, в котором упоминаются эти две даты и это послание от 23 февраля 1973 года просто необходимо привести полностью и прокомментировать [5].

«Начальнику Росглавиздата тов. Лебедеву Г.П.



Дело не в принижении тиража и значения книги, а дело в том, что даже в советское время планирование и реальность иной раз расходились во много раз. История эта, возможно, чисто библиофильская. Ну, кому больше интересно, какой всё же был тираж книги, если в выходных данных указан неверный, в силу сложившихся обстоятельств. А в истории литературы случился факт непреднамеренного подлога и прецедент библиофильской редкости книги. А всё же, В.И.Белов получил гонорар за 225 тысяч экземпляров, как, видимо, было указано в договоре, или его тоже пришлось корректировать с извинениями в адрес писателя? Прошу учесть, что речь идёт об очень маленькой детской книжке В.И.Белова, которая даже не всегда учитывается как вышедшая в СЗКИ и история эта негромкая по значению. Но в творческой и издательской биографии большого русского писателя, как мы считаем, не должно быть мелочей.

2. Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф.1099, оп.1, ед.хр.110, стр.229.

3. Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф.1099, оп.1, ед.хр.110, стр.234.

4. Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф.1099, оп.1, ед.хр.140, стр. 53.

5. Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф.1099, оп.1, ед.хр.140, стр. 73.

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На зеленую пшеничку,
На густой ячмень.
Поливай весь день.

Дождик был хороший и очень ласковый. Катюша спела песенку еще два раза, и он не остановился. Ласточки и стрижи вылетели из домиков, засветилось солнышко, а дожпик все еще капал на Катюшу. Над полем встала красивая радуга.
Вечером счастливая Катюша сказала Антону:
__ Теперь я тоже скоро стану большая.
Антон был занят: он чинил самосвал, который привезла мама.
Мама расплела Катюше косички и уложила спать. Катюше всю ночь снились ласточки.
А утром Антону с Катюшей сказали, что надо ехать в город. На крылечке долго прощались. Бабушка утирала глаза передником. Потом дедушка подсадил на машину Катюшу, Антона посадили в кабину. Мама залезла наверх к Катюше. Катюша махала рукой дедушке, бабушке и Шарику. Антон в кабине внимательно разглядывал всякие стеклышки и стрелки. Машина заурчала и тронулась, а Шарик долго бежал за ней. Наконец он остановился, видно, устал.
Катюша уехала в город. Она все вспоминала Шарика и дедушку с бабушкой. Еще она вспоминала тот дождик.
После того дождика стала Катюша расти намного быстрее. Вскоре она стала совсем большая. Только даже когда стала большая, все равно часто пела песенку про дождик.


Теперь Катюша была самая счастливая. Они ходи, на сенокос вместе с мамой и сметали много стогов.

Однажды вышла на небо тучка и заслонила все солнышко. На лугу притихла трава, ласточки и стрижи спрятались в свои домики. Вскоре начался дождь. А гром не гремел, и молния не сверкала, потому что тучка была несердитая. В тот день все были дома.

— Вот и дождик пошел,— сказала мама.

— А куда он пошел?—спросила Катюша.— В магазин?

— Что ты, дочка,— засмеялась мама,— разве до; дик ходит? Это просто так говорят, что дождик пошел.

— А почему так говорят?—спросила Катюша. Мама сказала:

— Вот будешь большая и узнаешь, почему так говорю — А когда я буду большая?

— Мама, а я уже сейчас расту?

— Конечно, растешь,— сказала мама.— Вон и Шар растет, и травка растет. От дождика травка быстрее растет. Мама пошла на кухню ставить самовар, а Катюша долго думала, как она будет большая. Маленький Шар вертел хвостом, тоже, наверное, думал, как поскорее вырасти.

— Пойдем, Шарик, на улицу,— сказала ему Катюша. Нас дождик помочит, мы большие будем.

Шарик только того и ждал. Побежал с крылечка прямо под дождик, залаял от радости.

А Катюша не умела так быстро. Пока она с крылечка спускалась, дождик остановился. Поглядела наверх — нет дождика, одно теплое солнышко. А Шарик успел под дождем побегать, прибежал и отряхивается.

Прошло еще несколько дней. Шарик вырос после того дождика. А Катюша только чуть-чуть. И она часто сердилась на Шарика за то, что он без нее бегал под дождиком.

— Вредный Шар, вот ты кто!

И отворачивалась от него. Шарик вилял хвостом. Он чувстовал свою вину, моргал глазами. Катюше становилось жалко Шарика, она обнимала его и говорила:

— Не сердись, Шарик. Только без меня на дождик не бегай.

Мама научила Катюшу петь песенку про дождик, и Катюша каждый день выбегала на улицу. А такого дождика все не было. Была однажды гроза, и Катюша боялась выходить. В другой раз дождик шел ночью, когда Катюша и Антон спали.

Наконец вышла на небо опять такая же несердитая тучка. Пошел такой же теплый дождик. И вот Катюша сняла башмачки и заторопилась на лужок. Антона и Шарика дома не было. Катюша побежала на лужок одна. Шел тихий, ласковый дождик. Он капал на зеленый лопух, на траву и на Катюшину голову. Катюша остановилась и тихо запела мамину песенку:

На меня и на людей,

На зеленую пшеничку,

На густой ячмень.

Поливай весь день.

Дождик был хороший и очень ласковый. Катюша спела песенку еще два раза, и он не остановился. Ласточки и стрижи вылетели из домиков, засветилось солнышко, а дожпик все еще капал на Катюшу. Над полем встала красивая радуга.

Вечером счастливая Катюша сказала Антону:

__ Теперь я тоже скоро стану большая.

Антон был занят: он чинил самосвал, который привезла мама.

Мама расплела Катюше косички и уложила спать. Катюше всю ночь снились ласточки.

А утром Антону с Катюшей сказали, что надо ехать в город. На крылечке долго прощались. Бабушка утирала глаза передником. Потом дедушка подсадил на машину Катюшу, Антона посадили в кабину. Мама залезла наверх к Катюше. Катюша махала рукой дедушке, бабушке и Шарику. Антон в кабине внимательно разглядывал всякие стеклышки и стрелки. Машина заурчала и тронулась, а Шарик долго бежал за ней. Наконец он остановился, видно, устал.

Катюша уехала в город. Она все вспоминала Шарика и дедушку с бабушкой. Еще она вспоминала тот дождик.

После того дождика стала Катюша расти намного быстрее. Вскоре она стала совсем большая. Только даже когда стала большая, все равно часто пела песенку про дождик.

Петр Гринев едет на службу в Белогорскую крепость. По пути он попал в буран. Их спасает случайный встречный. Гринев дарит ему заячий тулуп. В гарнизоне Петр знакомится с Швабриным. Постепенно влюбляется в капитанскую дочь – Марию. Об этом узнает Швабрин. Дело доходит до дуэли. Любовь Петра взаимна, но родители запрещают сыну жениться. Тем временем Е. Пугачев нападает на крепость. Гринев не соглашался служить Пугачеву, и его должны были повесить, но Пугачев велел отпустить Петра. Навещая Машу, Гринев узнает, что Пугачев поручил Швабрину командование крепостью. Савельич, а затем и Петр, узнают в Пугачеве мужика, которому Петр подарил тулуп. Поэтому Гринев честно говорит о чем думает. Пугачева поразился этим, и Петра отпускают. Гринев собирается ехать в Оренбург. Он надеется взять подмогу и завоевать крепость, в которой осталась Маша, но из этого ничего не вышло. Вскоре Гринев получает весточку от Марии: Швабрин пытался заставить выйти за него замуж. Петр едет сам. По пути они попадают в плен. Гринев опять встречается с Пугачевым. Тот обещает сам наказать Швабрина, что и делает. Когда Гринев возвращался домой, его арестовывают. Маша отправляется к родителям Петра, а сам остается воевать. После победы над Пугачевым Гринева арестовывают по доносу Швабрина. Маша отправляется к императрице просить за Петра. Она, случайно не зная того, разговаривает с императрицей. Гринев был помилован.

Читайте также: