Белорусский фольклор в детском саду на музыкальных занятиях

Обновлено: 01.07.2024

Презентация на тему: " Использование фольклора на музыкальных занятиях Консультация музыкального руководителя Горшковой Татьяны Викторовны ГБОУ СОШ 508." — Транскрипт:

1 Использование фольклора на музыкальных занятиях Консультация музыкального руководителя Горшковой Татьяны Викторовны ГБОУ СОШ 508.

2 Значение фольклора Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"народ, "лор"- учение. Фольклор - это народная мудрость. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.

3 Детский фольклор Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.

4 Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня, разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу.

7 Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: - Народная песня. - Народная хореография. - Народные игры. - Народные музыкальные инструменты.

9 Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Народные инструменты на занятиях

11 Народные игры на занятиях Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству.

12 Народные танцы на занятиях Фольклорная музыка для детей должна обладать рядом особенностей: - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей; -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).

13 Народная песня на занятиях Детские песни которые я использую в работе поделены мной на 4 группы: 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 3) песни с припевом; 4) песни-пере гудки. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.

14 С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: Петушок, Ладушки, Зайка, Солнышко, Сорока – сорока и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.

15 В нашем детском саду предметно –развивающая среда и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.

16 Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.

Различные аспекты приобщения дошкольников к музыкальному фольклору рассматриваются в настоящее время в рамках работ таких белорусских ученых, как А.А. Гримоть, А.П. Орловой, Олега Михайловича Алехновича, Галины Александровны Борташевич, О.Н, Анцыпирович и др.

Основной задачей музыкального воспитания детей дошкольного возраста выступает формирование и развитие их музыкальной культуры, в данном случае значительные возможности в достижении обозначенной задачи представляет использование потенциала белорусского музыкального фольклора. Музыкальная культура личности состоит из таких компонентов, как музыкальность (музыкальные способности ребенка) и музыкально-эстетическое сознание (интерес к музыкальной деятельности, эстетические переживания, музыкальные предпочтения, знания о музыкальном искусстве и его произведениях).

В формировании определенных компонентов музыкальной культуры ребенка музыкальный фольклор имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе приобщении дошкольников к музыкальному фольклору.

Музыкальные способности:

-Эмоциональная отзывчивость на музыку. Песенные произведения, включающие в себя различные интонации-эмоции (заклики, выкличники, уздыхи, имитацыи) способствуют более глубокому пониманию дошкольниками образного и эмоционального содержания музыки.

- Чувство ритма. Развитие музыкально-ритмического чувства должно основываться на усвоении детьми системы ритмических эталонов. Фольклорный материал позволяет усвоить определенное количество таких эталонов, что связано с многоразовым дублированием в разных произведениях типовых для фольклора определенных ритмических рисунков.

- Ладовое чувство – способность определить ладовые функции звуков мелодии в отношении тоники и других ступеней. Чувствование эмоциональной выразительности мелодии.

В процессе формирования музыкально-эстетического сознания музыкальный фольклор успешно способствует развитию интереса детей к музыкальной деятельности. Единство в одном произведении многих элементов (песни, танца, игры на музыкальном инструменте) позволяет каждому ребенку проявить себя в наиболее интересных для него видах музыкальной деятельности и одновременно заставляет участвовать в других.

Связь фольклора с явлениями окружающей действительности делает музыкальный материал более доступным и интересным для восприятия дошкольниками, позволяет выйти за рамки исключительно музыкальной деятельности.

Не менее важны и такие специфические возможности фольклора, как расширение знаний дошкольников в области жанрового разнообразия (считалки, потешки, заклички и т.д.); расширение представлений о тембровых особенностях традиционных белорусских музыкальных инструментов, их названий и внешнего вида.

В фольклоре отражены различные стороны действительности: природы, жизнедеятельности человека, показано нравственно-эстетическое отношение человека к явлениям действительности, отображен нравственно-эстетический опыт его поведения. Музыкальный и эстетический язык белорусского музыкального фольклора прост по форме и содержанию (песня) (что важно для детей данного возраста), однако с его помощью выражаются высокие нравственно-эстетические идеалы человека. Самый распространенный музыкальный жанр, с которым происходит первоначальное знакомство ребенка – колыбельная – небольшие по содержанию; в этих песнях есть качества, необходимые для развития первых музыкальных навыков. Воспринимая данную мелодию, которая состоит из 1-2 нот, дошкольники развивают чувство ритма, учатся усиливать звучание на сильных долях такта, понимать и определять характер звучащей музыки.

В методике по знакомству с произведениями фольклора должен иметь место принцип преемственности. Подбор песен в медленном темпе, что первоначально более актуально для разучивания. Музыкальные фразы небольшие по объему должны быть. Учитывая данные особенности в репертуар необходимо включать песни небольшие по объему, но с яркими, выразительными образами. Подбирая певческий репертуар, необходимо учитывать диапазон голоса детей, уровень речевого развития. Важной особенностью песенного фольклора является исполнение музыкальных произведений без аккомпанемента. Использование такого пения в работе с дошкольниками позволяет более эффективно работать над формированием чистоты интонирования, способствует развитию мелодического слуха. Белорусская народная песня доступна для дошкольников с точки зрения усвоения ее содержания и выразительных средств, этому способствуют содержащиеся в песне элементы игры, шутки, сказки. В белорусской народной песне заложены большие возможности для развития у детей способности усваивать интонационные, гармонические, ладовые, ритмические ее особенности, навыков инструментального исполнения, музыкально-ритмических движений, инструментальной и вокальной импровизации (элементарное музицирование).

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движение, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создание на их основе игр).

Таким образом, национальный музыкальный фольклор, использование которого в воспитании дошкольников обусловлено современными социокультурными условиями, владеет большими возможностями в музыкальном развитии дошкольников, формировании компонентов его музыкальной культуры.

Цель исследования - разработать и обосновать приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной литературы.
2. Определить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о белорусском фольклоре.
3. Разработать методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ………………………………………………………………..…. 5
1.1 Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста………………..….. 5
1.2 Специфика общения детей старшего дошкольного возраста….…………………………… ………………………………………….11
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ……………………….……………………. 17
2.1 Уровень ознакомления дошкольников с белорусским фольклором………. 17
2.2 Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором в процессе общения с педагогом …. 19
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы…………. …………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 26
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

1222_КР_Ознакомление с белорусским фольклором в процессе общения_29.docx

Министерство образования Республики Беларусь

«Белорусский государственный педагогический университет

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором в процессе общения с педагогом

студентка 220 группы заочной

формы получения образования

Яковлева Валерия Павловна

доцент, кандидат педагогических наук

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ…………………………………………………… …………..…. 5

1.1 Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста………………..….. 5

1.2 Специфика общения детей старшего дошкольного возраста….…………………………… ………………………………………….11

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ……………………….……………………. 17

2.1 Уровень ознакомления дошкольников с белорусским фольклором………. 17

2.2 Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором в процессе общения с педагогом …. 19

2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы…………. …………… 21

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………. 28

Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все сферы жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности. Это привело к изменению ценностных ориентаций. Этот процесс характеризуется интенсивностью обновления мировоззренческих позиций, ориентирующих систему образования на создание условий оптимального интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения.

В педагогике в последнее время все увереннее набирает силу культурологический подход, который ориентирует педагога на то, чтобы народная культура Беларуси, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Во многих районах, городах Беларуси и России сохранились неповторимые традиции народного творчества. Но чаше всего они сохраняются как наследие прошлого, как собрание прекрасных экспонатов музеев. Чтобы не утерять интерес подрастающего поколения к своим традициям, народному мастерству, необходимо как можно раньше приобщать юные души к пониманию и восприятию этих произведений искусства, открыть для них этот удивительный мир.

Цель исследования - разработать и обосновать приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором.

1. Осуществить анализ научной литературы.

2. Определить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о белорусском фольклоре.

3. Разработать методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с белорусским фольклором.

В процессе решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ материалов эксперимента.

Объект исследования: процесс ознакомления белорусским фольклором.

Предмет исследования: технология ознакомления старших дошкольников с белорусским фольклором в процессе общения с педагогом.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ

1.1 Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Колыбельные были одними из первых произведений детского фольклора, которые обратили на себя внимание собирателей и начали включаться в фольклорные сборники. Форма и художественные особенности колыбельных песен обусловлены их назначением (успокоить ребенка, укачать его). Все они очень простые по композиции, с выразительным ритмом и богатой рифмой. Определённая напевность, нежность в колыбельных песнях создается повторением слов и звуков, употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и звукоподражаний.

Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке — заряд исключительной эмоциональной силы. В репертуаре детей — неистощимый запас традиционных дразнилок, и создают они их с присущей им меткостью иронических характеристик и лукавой издевкой.

Загадки, заклички, скороговорки, дразнилки, игры, считалки, жеребьевки отличаются удивительной поэтической изощренностью и основаны на чувстве ритма и чувстве слова. В считалках, скороговорках, дразнилках, поддевках, издевках большое значение имеет само звучание слова — звукоряд.

Скороговорки неоценимы для развития правильной дикции детей. Они являются важным подспорьем в работе учителя, воспитателя, музыкального руководителя, логопеда.

Возрастающая самостоятельность в действиях определяет следующий этап в игре, когда дети начинают сами, без помощи и руководства взрослых, организовывать свое время. Многие игры этого периода носят подражательный характер, когда участники игры делают то же самое, что и ведущий; другие представляют собой сложное явление, когда каждый участник выполняет определенную роль и каждый этап игры сопровождается соответствующими ему приговорами, словесными формулами.

В настоящее время художественно-эстетическом образовании дошкольниов важную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

Народные песни хранят в себе начала глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа.

Г.А. Борташевич [5] отмечает, что детские песни представляют собой разные по происхождению и содержанию произведения. Многие из них раньше входили в репертуар взрослых.

В детских песнях передаются моральные взгляды народа, показывается труд и отношение к нему. Многие из песен очень тактично, с легким юмором критикуют хвастовство, боязливость (песнi пра казла).

Полностью перешли в детский репертуар и песни-заклички, которые представляют собой короткие приговоры или песни, обрашенные к солнцу, дождю, насекомым, птицам, растениям. Это очень древние произведения, которым когда-то придавалось магическое значение. В них сохранилось оживление природных явлений, характерное для людей далекого прошлого. Заклички были непосредственно связаны с хозяйственными интересами крестьян, с их заботой о благосостоянии, что также свидетельствует о ранней их принадлежности к обрядовой поэзии.

О.М. Олехнович и Н.В. Рахчеев [2] подчеркивают, что слушая или исполняя простой напев детской песни, дети развивают чувство ритма, учатся усиливать звучание на сильных долях текста, понимать и чувствовать характер музыкальных произведений. Первые музыкальные произведения содействуют также приобщению детей к белорусской культуре с детства, воспитывают чувство Родины.

О.Н. Анципирович [3] отмечает, что музыкальный фольклор традиционно является тем универсальным материалом, на основе которого:

- формируются первоначальные представления ребенка о национальных традициях, быте, истории, характере народа;

- формируются компоненты музыкальной культуры личности;

- накапливается словарь наиболее характерных для национальной культуры музыкальных интонаций, своеобразных “эталонов” национального музыкального языка.

Танец — один из самых древних видов народного творчества в Беларуси. Белорусский танцевально-песенный фольклор необыкновенно разнообразен и богат. Необычайно широк круг его сюжетов и тем. По игровым, обрядовым, календарным и трудовым танцам можно получить представление о характере, жизни и быте народа.

Важный фактор формирования маленького человека — белорусские национальные праздники, которые воплощают в себе интеллектуальный, эмоциональный, духовный опыт предков. Их использование позволяет обратиться к традициям народа и способствует преемственности поколений. Народные (календарно-аграрные, семейные, религиозные) праздники отражают своеобразие быта и культуры народа, присоединяют детей к его идеалам, основу которых составляют духовность, человечность, благородство, национальное достоинство и трудолюбие [7, с. 21].

Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры народа. Произведения народных мастеров отражают самобытность народа, его эстетические представления о красоте, любовь к родному краю [6].

Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие, как традиционность образов, сюжетов, приемов, совершенство образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста.

Необходимым условием развития личности ребенка является использование в работе народного творчества. Народное искусство как часть материальной культуры обладает непреходящей нравственной, эстетической и познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает, по мнению А.И. Курилович, огромное воздействие на ребенка при помощи форм, красок, звуков, ощущений [14].

Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников отмечали многие ученые (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, З.А. Богатеева, В.А. Силивон и др.).

В настоящее время народное искусство широко используется в воспитании детей. Изделия различных промыслов, современные изделия декоративного искусства и поделки, выполненные руками воспитателей, используются на занятиях, в оформлении дошкольных учреждений, в качестве сувениров.

Богатые традиции белорусского народного творчества явились прочной основой, на которой выросло современное национальное прикладное искусство.

Таким образом, сегодня становится очевидным, что разговор об общечеловеческих ценностях бессмысленна без связи лица с традициями своего этноса. Поэтому ведущей методологической основой образования и воспитания является принцип преемственности традиций, который наиболее успешно можно осуществить через приобщение детей к этнографическому материалу. Приобщение к творчеству белорусского народа помогает дошкольникам осознать себя как представителей нации с самобытной культурой, увидеть места своего народа в мировом сообществе.

Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного творчества на импровизационной основе, развивают фантазию, художественно-образное мышление детей. Фольклор стоял у истоков народной педагогики, ибо в интересной и занимательной форме передавал подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих в окружающем мире жизнедеятельных процессах.

Различные аспекты приобщения дошкольников к музыкальному фольклору рассматриваются в настоящее время в рамках работ таких белорусских ученых, как А.А. Гримоть, А.П. Орловой, Олега Михайловича Алехновича, Галины Александровны Борташевич, О.Н, Анцыпирович и др.

Основной задачей музыкального воспитания детей дошкольного возраста выступает формирование и развитие их музыкальной культуры, в данном случае значительные возможности в достижении обозначенной задачи представляет использование потенциала белорусского музыкального фольклора. Музыкальная культура личности состоит из таких компонентов, как музыкальность (музыкальные способности ребенка) и музыкально-эстетическое сознание (интерес к музыкальной деятельности, эстетические переживания, музыкальные предпочтения, знания о музыкальном искусстве и его произведениях).

В формировании определенных компонентов музыкальной культуры ребенка музыкальный фольклор имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе приобщении дошкольников к музыкальному фольклору.

Музыкальные способности:

-Эмоциональная отзывчивость на музыку. Песенные произведения, включающие в себя различные интонации-эмоции (заклики, выкличники, уздыхи, имитацыи) способствуют более глубокому пониманию дошкольниками образного и эмоционального содержания музыки.

- Чувство ритма. Развитие музыкально-ритмического чувства должно основываться на усвоении детьми системы ритмических эталонов. Фольклорный материал позволяет усвоить определенное количество таких эталонов, что связано с многоразовым дублированием в разных произведениях типовых для фольклора определенных ритмических рисунков.

- Ладовое чувство – способность определить ладовые функции звуков мелодии в отношении тоники и других ступеней. Чувствование эмоциональной выразительности мелодии.

В процессе формирования музыкально-эстетического сознания музыкальный фольклор успешно способствует развитию интереса детей к музыкальной деятельности. Единство в одном произведении многих элементов (песни, танца, игры на музыкальном инструменте) позволяет каждому ребенку проявить себя в наиболее интересных для него видах музыкальной деятельности и одновременно заставляет участвовать в других.

Связь фольклора с явлениями окружающей действительности делает музыкальный материал более доступным и интересным для восприятия дошкольниками, позволяет выйти за рамки исключительно музыкальной деятельности.

Не менее важны и такие специфические возможности фольклора, как расширение знаний дошкольников в области жанрового разнообразия (считалки, потешки, заклички и т.д.); расширение представлений о тембровых особенностях традиционных белорусских музыкальных инструментов, их названий и внешнего вида.

В фольклоре отражены различные стороны действительности: природы, жизнедеятельности человека, показано нравственно-эстетическое отношение человека к явлениям действительности, отображен нравственно-эстетический опыт его поведения. Музыкальный и эстетический язык белорусского музыкального фольклора прост по форме и содержанию (песня) (что важно для детей данного возраста), однако с его помощью выражаются высокие нравственно-эстетические идеалы человека. Самый распространенный музыкальный жанр, с которым происходит первоначальное знакомство ребенка – колыбельная – небольшие по содержанию; в этих песнях есть качества, необходимые для развития первых музыкальных навыков. Воспринимая данную мелодию, которая состоит из 1-2 нот, дошкольники развивают чувство ритма, учатся усиливать звучание на сильных долях такта, понимать и определять характер звучащей музыки.

В методике по знакомству с произведениями фольклора должен иметь место принцип преемственности. Подбор песен в медленном темпе, что первоначально более актуально для разучивания. Музыкальные фразы небольшие по объему должны быть. Учитывая данные особенности в репертуар необходимо включать песни небольшие по объему, но с яркими, выразительными образами. Подбирая певческий репертуар, необходимо учитывать диапазон голоса детей, уровень речевого развития. Важной особенностью песенного фольклора является исполнение музыкальных произведений без аккомпанемента. Использование такого пения в работе с дошкольниками позволяет более эффективно работать над формированием чистоты интонирования, способствует развитию мелодического слуха. Белорусская народная песня доступна для дошкольников с точки зрения усвоения ее содержания и выразительных средств, этому способствуют содержащиеся в песне элементы игры, шутки, сказки. В белорусской народной песне заложены большие возможности для развития у детей способности усваивать интонационные, гармонические, ладовые, ритмические ее особенности, навыков инструментального исполнения, музыкально-ритмических движений, инструментальной и вокальной импровизации (элементарное музицирование).

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движение, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создание на их основе игр).

Таким образом, национальный музыкальный фольклор, использование которого в воспитании дошкольников обусловлено современными социокультурными условиями, владеет большими возможностями в музыкальном развитии дошкольников, формировании компонентов его музыкальной культуры.

Читайте также: