Белорусские народные промыслы в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.

Ход занятия

Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?

Дети: Маня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель: У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.

Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Общий поклон, дети садятся.

Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.

- Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь. (презентация)

- Беларусь большая стана. Как вы думаете, почему ее так назвали?

- Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте). (слайд 2)

- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. (слайд 3, 4)

- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. (слайд 5)

- Беларусь богата лесом (слайд 6)

- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).

- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (Воспитатель показывает картинку или вносит образец торфяной земли). (слайд 7)

- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.

- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (слайд 9) (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации).

- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. (слайд 10)

- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (слайд 11)

- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. (слайд 12)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.

- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. (слайд 14, 15, 16)

- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.

- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.
Мы играли и плясали, много нового узнали.
Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.
Бывайте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой
Пусть он радостью, весельем
В душах отзовется.
А вот и угощение!

Воспитатель: Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)

После занятия дети едят каравай.

Список использованных источников:

Журнал "Куклы в народных костюмах", № 8 - 2012г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.

БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Подготовила воспитатель: КОНДРАТ О.Ю.

Народная культура – это история народа. Ремесла народных мастеров уходят дале.

Народная культура – это история народа. Ремесла народных мастеров уходят далеко в прошлое, и продолжая традиции предков, мы можем очень легко окунуться в обстановку наших дедов, прадедов и даже средневековья. Занимаются народным творчеством в Беларуси как индивидуальные мастера, так и многочисленные мастерские. Произведения наших мастеров можно увидеть на выставках-ярмарках, во время проведения различных праздников, а также в музеях и мастерских. Белорусские народные промыслы – это резьба по дереву, изделия из глины и керамики, из соломки, ткачество, чеканка. Существуют и современные виды народных промыслов, такие как биссероплетение, изделия из современных материалов.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ




ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ


ТКАЧЕСТВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ТКАЧЕСТВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ТКАЧЕСТВО

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКИ

ПЛЕТЕНИЕ КОРЗИН

БИССЕРОПЛЕТЕНИЕ


ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ НЕ ИСЧЕЗНЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ НАШЕЙ.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ НЕ ИСЧЕЗНЕТ ПОЛНОСТЬЮ И БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ НА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2946 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 168 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.07.2017 10326
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 116 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондрат Оксана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ материал для детских садов

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ материал для детских садов

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ материал для детских садов запись закреплена

Лэпбук "Декоративно-прикладное искусство Беларуси".
Модули :
1. Ткачество
2. Одежда и вышивка
3. Художественные изделия
4. Резьба по дереву
5. Гончарные ремесла
6. Белорусский фарфор
7. Плетение
Игры :
8. Наряди куклу
9. Виды белорусского орнамента
10. Собери узор белорусского орнамента
11. Собери узор на рубаху с вышивкой
12. Ткацкие узоры
Формат заламинированного лэпбука в собранном виде А4,
в раскрытом виде больше А3 ( А4+А4+1/2 А4 ).

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Народные промыслы Белоруссии

Издревле селились на этих землях скотоводы и земледельцы. Помимо основных занятий, они создавали предметы прикладного искусства из простых материалов, которые давала им окружающая природа: из дерева, липовой коры, корня, лозы, глины, бересты, соломы. Ткали из льняных ниток полотно, окрашивали его природными красителями. Весь мир образов художественных промыслов белорусов производит впечатление лиричного, светлого, исполненного особой поэтичности, напевности.
И это, несмотря на то что история Белоруссии изобилует драматическими событиями. Народ пережил нашествие монголов, немецких рыцарей, междоусобицы, набеги литовцев и польскую оккупацию, которая привела к насильственной католизации населения, вызвавшей активный протест, в результате которого треть жителей ушла в Россию. Вхождение в состав России осуществилось в XVIII веке и имело уже то положительное значение, что с этого времени ослаблялись иностранные притязания на белорусские земли.
Огромные разрушения принесла этому мирному краю фашистская оккупация в годы Великой Отечественной войны.
И все же через все перипетии истории народное искусство белорусов пронесло свои светлые идеалы, веру в торжество добра, высокое мастерство и особый вдохновенный мир фольклорных образов.
Белорусское народное искусство развивалось в тесном взаимодействии с искусством больших художественных стилей, и прежде всего барокко. Причем эти стили находили в образах народного искусства свою самобытную интерпретацию, более связанную с мифологическими представлениями, нежели с официальными идеями и канонами. Причин этому явлению много, но одна из наиболее значительных — это высокое развитие наряду с сельским городского художественного ремесла.
Большого расцвета художественная культура народа достигла в XVII веке.

Народные промыслы Белоруссии

Народные промыслы Белоруссии

Народные промыслы Белоруссии

Их фантазия восполняла достаточно скромное, не цветное убранство внутренних помещений, хотя и в интерьерах изб резьба использовалась достаточно широко. Резьбой покрывались посудники, верхи шкафов, комоды. И редко расписывались. Белорусы отдавали предпочтение натуральному цвету дерева. Только иногда дерево обрабатывалось растительным маслом, которое слегка тонировало и ярче выявляло его текстуру.
Деревянная посуда была красива прежде всего потому, что имела крепкие, выразительные формы, обладающие пластикой, упругим силуэтом, подчеркнутыми округлыми линиями. Посуда была без росписи и без резьбы. Для украшения такой посуды применялось иногда только выжигание простого геометрического, не перегруженного деталями орнамента. Сосудам нередко придавались формы птиц: ковшики были с изображением птичьих головок, солонки — в виде уточек. Все это было обобщенной стилизованной декоративной формы, красивых плавных очертаний. Особенно красивыми были белорусские резные ложки для всевозможных бытовых нужд. Предметы домашней утвари из простого дерева облагораживались так называемой фляндровкой, имитацией дорогих пород дерева.

Народные промыслы Белоруссии

Мельникова А.Г. Барсукова М.С., Суглоб Е.Я. Дер. Неглюбка, Гомельская область Полотенца (ручники) 1976—1977

Читайте также: