Белорецк история города краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Белорецк (Belorezk) – небольшой промышленный город на Южном Урале, расположенный на реке Белая, в 250 километрах к юго-востоку от Уфы и в 84 км к северо-западу от Магнитогорска. Разница по времени с Москвой +2 часа. Население – около 67 тысяч жителей.

В городе находится одно из старейших металлургических предприятий России – огромный Белорецкий металлургический комбинат, являющийся одним из основных источников загрязнения экологии города.

Что касается туризма в Белорецке, он здесь почти не развит, поскольку каких-то особо интересных исторических или архитектурных достопримечательностей, ради которых стоит специально лететь сюда из других регионов России, здесь нет.

Отличное место для тех, кто хочет покататься на хороших трассах за приемлемую цену.

Ну а летом туристов наверняка заинтересует турбаза Арский камень , предлагающая любителям активного отдыха конные походы, водные сплавы на плотах и катамаранах, пешие маршруты по окрестным горам, спелеологические и велосипедные маршруты.

Для любителей экстремального отдыха, тут тоже найдется развлечение – на территории старого аэропорта, местный аэроклуб организовывает прыжки с парашютом. Всем желающим тут будут только рады.

Немного истории

Первое упоминание о городе зафиксировано в 1762 году, то есть тогда, когда на территории нынешнего Белорецка появился первый металлургический завод.

Если судить по хроникам тех лет, завод города Белорецка был самым мощным в Империи и поставлял наибольшее количество чугуна и стали.

Первыми поселенцами белорецкой земли стали крестьяне с пензенской, нижегородской и рязанской губерний, а также коренные башкиры из близ лежащих деревень. В 3 км от завода была построена небольшая деревенька под названием Ломовка (ныне р-он города) – название возникло от рода деятельности жителей. Практически все они занимались ломовым извозом.

Уже к 1773 году, население завода и рабочих деревень насчитывало порядка 1500 человек, из которых основным населением были русские.

Во время восстания 1773-1775 годов, в город нагрянули восставшие, во главе с Е. Пугачевым, который задержался здесь на целый месяц, ожидая подкрепления.

Вспоминая более поздние времена, хотелось бы упомянуть об ожесточенных боях в этих местах между Белой и Красной армией – именно от Белорецка, дивизии Блюхера начали свое движение на запад, в сторону Уфы.

С приходом Советской власти, заводчане и другие жители города стали жить заметно лучше – завод постоянно расширялся и модернизировался, что привело к настоящему металлургическому буму! В город стягивались все новые жители и специалисты, среди которых было много знаменитых и известных на весь Советских Союз людей.

Несмотря на то, что главное местное градообразующее предприятие Белорецкий металлургический комбинат за несколько столетий пережил немало кризисных периодов, он всё еще продолжает работать, специализируясь на выпуске проволочной-прокатной и канатной продукции.

И несмотря на постепенно сокращающуюся численность населения, Белорецк остается одним из крупнейших городов Республики Башкортостан.

Достопримечательности Белорецка

Поскольку за исключением нескольких дореволюционных зданий в центре, с точки зрения архитектуры Белорецк – в целом город, к сожалению никакой, расписывать в этом разделе особо нечего.

Белорецкий металлургический комбинат

На улицах Белорецка можно встретить много домов Советской эпохи, на которых еще осталась мозаика патриотического значения, портреты Ленина и всевозможные Советские лозунги.

Патриотические надписи в Белорецке

В городе имеется целый ряд памятников и музеев, которые наверняка захотят посетить любители истории – местный краеведческий музей, музей милиции (история преступлений и горы самодельного оружия тоже интересны многим) и недавно открывшаяся галерея искусств.

Местный краеведческий музей

Что касается памятников, то они установлены в честь Твердышева (основатель завода), Ленина (установлен на улице Ленина), Блюхера (на одноименной улице), Сталевару (видно при въезде в город со стороны Уфы).

Памятник сталевару – родоначальной профессии горожан

К местным достопримечательностям можно отнести плотину, не будь которой, затопило бы большую часть города.

К чему данная история – на вершине горы, этим двум собакам вырыли могилу и возвели памятный знак. Ежегодно, 9 мая, местные, приносят к могиле большие букеты цветов.

Водонапорная башня

Что примечательно – это самое высокое строение города (высота постройки 18 м, находится на высоте 513 м над уровнем моря). Сама конструкция сложена из красного кирпича и увенчана бельведером, на котором оборудована смотровая площадка.

После реконструкции (закончена в 2013 году), она обрела свой прежний облик во всей красе, но, к сожалению, вход в башню так и не открыли для посетителей, поэтому в ближайшее время посетить её не получится.

История Белорецка, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

В Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии в середине XVIII века промышленниками Мясниковым и Твердышевым был основан Белорецкий доменный завод на земле, которая была приобретена у Белокатайской волости. На предприятии велось литейное, проволочное и доменное производство.

В качестве основного поставщика руды выступала гора Атач, находящаяся в месте, где сейчас расположен Магнитогорск.

Кроме этого, руду на местный металлургический комбинат привозили из поселка Тукан, где было расположено Комарово-Зигазинское месторождение. В 1926 году к этому месту протянули ветку узкоколейки.

Первыми поселенцами на территории завода стали крестьяне из Пензенской, Рязанской и Нижегородской губерний, а также местное башкирское население. Недалеко от завода возник поселок Ломовка, которому дали такое название в связи с тем, что практически все его жители были ломовыми извозчиками, которые привозили на завод сырье. Работники завода заняли и поселок Арская, который тоже находился в близкой доступности от предприятия.

На территории завода действовали:

  • школа;
  • железная дорога;
  • больница;
  • рынок.

В середине весны 1774 года в этих краях появился Емельян Пугачев и пребывал там в течение трех недель. На заводе в это время был расположен центр восстания крестьян. В начале мая армия Пугачева отбыла на Казань.

В конце осени 1912 года с Запрудовки в Тирлян стал ходить поезд. А через год были закончены строительные работы по возведению участка доходящего до Белорецка. На протяжении длительного времени эта дорога служила ключевой транспортной магистралью для города и завода. Она соединяла станцию Запрудовка с другими населенными пунктами, включая Белорецк. Много лет узкоколейка входила в тройку дорог подобного типа Советского Союза по протяженности.

Накануне Октябрьской революции на заводе работали три мартеновские печи и две доменные, кроме этого проволочный и сутуночный станы. Работники предприятия были непосредственными участниками событий революции в уральском регионе.

В 1918 году заводчане сформировали Белорецкий полк, входящий в состав Уральской партизанской армии, которой командовал Блюхер.

В конце 1923 года населенный пункт официально стал городом.

Во времена СССР предприятие неоднократно подвергалось реконструкции и другим преобразованиям, завод начал выпускать новую продукцию, автоматизировались и механизировались производственные процессы.

В 1957 году на промышленной основе предприятия начал свою работу новый комбинат, к которому были присоединены сталепроволочно-канатный завод, Туканский рудник и Тирлянский листопрокатный завод. В полную силу комбинат заработал в военные годы.

Город расположен на реке Белой (приток Камы), в 245 км от города Уфы.

Главой администрации городского поселения Белорецк - Кусакин Игорь Васильевич [3] .

Вблизи города имеется аэропорт, ныне не действующий.

На территории города расположен горнолыжный центр Мраткино.

Содержание

История

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона писал о заводе:

в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии, в 60 верстах к западу от Верхнеуральска, на реке Белой, близ устья реки Нуры, на абсолютной высоте 1628 р. футов, под 53°58' северной широты и 53°49' восточной долготы. Основан в 1762 г. Твердышевым и Мясниковым на купленной башкирской земле Белокатайской волости, ныне вместе с Тирлянским заводом принадлежит Обществу Белорецких заводов. Поземельная дача завода 170041 десятина, из коих 152020 десятин под лесом, состоящим из сосны, пихты, ели и редко осины и березы. Местность вообще гориста; долины имеют суглинковую почву и довольно плодородны. Рудники лежат в 90 верстах от завода и за рекой Уралом, в Киргизской степи, в горе Атаче. Производство доменное, литейное, железоделательное и проволочное. При нём имеется 20 вододействующих колес, 6 турбин, 6 паровых машин и локомобиль (общее число сил 1232). В 1888 г. на нём выплавлено чугуна 728453 пуда, выделано железа 419906 пудов и железных изделий — 11081 пуд [4] .



Источником железной руды, как мы видим в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, служила гора Атач, которая находится на территории нынешнего города Магнитогорска [5] .

Так же источником железной руды и древесного топлива для Белорецкого металлургического комбината служило Комарово-Зигазинское месторождение в посёлке Тукан [6] , куда в 1926 году была проложена ветка Белорецкой узкоколейной железной дороги [7] .

179 000 десятин земли для Белорецкого завода было куплено у башкир за 300 рублей [8] .

Белорецкий завод был самым мощным. В 1777 году было выплавлено чугуна 110 131 пуд, в 1799 году — 154 212 пудов.

Заселили завод покупные русские крестьяне и коренные жители окрестных деревень-башкиры. В 2-3 верстах от завода появилась заводская деревня Ломовка, получившая свое название от рода занятий жителей: они были исключительно ломовыми извозчиками, поставляли на завод сырье. Заводские крестьяне поселились и в деревне Арской, расположенной в 12 верстах от места их работы. Деревни и завод заселили нижнегородские, пензенские и рязанские крестьяне. В 1773 году их насчитывалось 1724 человека, в том числе 840 мужчин, по V ревизии 1795 года — 651 мужчина и 737 женщин, в деревне Ломовке — 2152 человека, в том числе 1032 мужчины (д. 41). В 1859 году Белорецкий завод имел 5583 жителя, из них — 2681 мужчина. Они проживали в 1018 домах. На Белорецком заводе были лазарет, школа, базар, железная дорога. В деревне Ломовке 1868 крестьян проживали в 305 дворах. Сведений о деревне Арской за XVIII—XIX века нет. В 1926 году хутор Арский камень насчитывал 4, кордон Арский — 9 дворов хозяйств. Жители — русские. Село Ломовка состояло из 879 дворов и 4350 жителей. В 60-х годах XX века оно вошло в состав Белорецка.

Крестьянское восстание 1773—1775 годов в истории Белорецка и Белорецкого района

С горсткой казаков из личной сотни и башкир Пугачев Емельян отошёл к селу Ташла, затем за излучину реки Белой, прибыв сначала на Воскресенский завод, а затем на Белорецкий завод, где пробыл до 1 мая 1774 года. Причиной, по которой он получил передышку в целый месяц, послужила смерть командующего Бибикова, вызвавшая интриги среди генералов — генерал Голицын был недоволен назначением на этот пост генерала Щербатова. В результате разбитые и рассеянные по степи отряды восставших постепенно собрались на нижнем Урале, 5-6 мая восставшие штурмуют Магнитную крепость, во время штурма Пугачёв ранен в правую руку.

На заводе формировались отряды из работных людей и крестьян, создавалась новая администрация. Было налажено производство вооружения и боеприпасов [10] .

13 апреля 1774 года на Белорецкий завод прибыл Емельян Пугачев. Большая толпа жителей во главе с белорецким работным человеком Василием Акаевым хлебом и солью встречала крестьянского царя [10] .

Три недели на Белорецком заводе находился центр крестьянского восстания [10] .

Кинзя Арсланов собирает на завод башкирскую конницу для поддержки Пугачева [10] .

2 мая 1774 года войско Пугачева отправилось с завода на Казань [10] .

Белорецкая узкоколейная железная дорога (БЖД)

Узкоколейная железная дорога была построена в 1910—1914 годах для нужд Белорецкого металлургического комбината [11] .

Строительство началось в 1910 году, а уже в ноябре 1912 года первый поезд отправился с Запрудовки в Тирлян [12] .

В 1913 году закончено строительство железной дороги Запрудовка — Тирлян — Белорецк. Несколько десятилетий дорога была основной транспортной артерией для Белорецка и его предприятий [12] .

Железная дорога соединила станцию Запрудовка Челябинской области с Белорецком, а также с отдаленными поселками Инзер и Тукан [11] . Долгое время БЖД была одной из трех самых протяженных подобных дорог бывшего СССР [11] .

В 1915 году проводились изыскательские работы по строительству узкоколейной железной дороги Белорецк — Магнитная, но планам не удалось сбыться, так как началась Первая мировая война [13] .

История здравоохранения Белорецка

Первые упоминания о медиках Белорецка, дошедшие до нас из истории, датируются 1913 годом.

До прихода династий заводчиков

До прихода династий заводчиков

До прихода династий заводчиков

Приходит буржуй.

Приходит буржуй.

Приходит буржуй.

Лошади и баржи как вид транспорта

Лошади и баржи как вид транспорта

Лошади и баржи как вид транспорта

Белорецк: революция и гражданская война в Уральских горах

Белорецк: революция и гражданская война в Уральских горах

Белорецк: революция и гражданская война в Уральских горах

Календарь событий г. Белорецка

Календарь событий г. Белорецка

Календарь событий г. Белорецка (1743 - 2005 гг.)

О портале

  • Как добавить организацию?
  • Как добавить событие?
  • Как добавить новость?
  • Как добавить вакансию и резюме?
  • Как добавить авто?
  • Как добавить недвижимость?
  • Как добавить объявление?

Нашим пользователям

Нашим Партнерам

  • О нас
  • Платное размещение
  • Реклама на сайте
  • Политика конфиденциальности
  • Обработка персональных данных
  • Для правообладателей
  • Обратная связь

Мы в соц. сетях

Перепубликация материала или распространение любой информации с сайта г. Белорецка

Администрация сайта не несет ответственности за содержимое объявлений, материалов и правильность их написания!

Читайте также: