Бармен адгур краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

А вот рассказ Искандера про бармена Адгура написан совершенно в другом ключе. Действие рассказа происходит в шестидесятых годах. Про милицию здесь тоже мало что хорошего сказано. Наоборот, с полной откровенностью милиция в рассказе изображена как исполнитель убийства, как киллер. Да, этот бармен остался жив, но это случайно. Ведь киллер свой последний выстрел делал на крылечке районного отделения милиции, при скоплении толпы милиционеров. Но, нет, этого лейтенанта милиции никто не задерживает, а вот Адгура арестовывают. Парень боится за свою жизнь, старается не потерять сознание, не заснуть в палате, пока друзья и родственники ничего не знают. В книге так и говорится, что все куплены, по крайней мере, могут быть куплены. И опасения парня не лишены основания. Ведь это именно его, жертву, сажают за решётку за хранения оружия, а его киллер делает в милиции вполне успешною карьеру и становится за короткий срок майором.

Роман (цикл новелл) Фазиля Искандера, который сам автор отнёс к жанру плутовского романа. Центральное произведение в творчестве писателя.

Истории романа картины жизни Чегема, неспешной сельской жизни, любви, ненависти, мести и воздаянии. Большинство из них повествуется как рассказ от третьего лица — воспоминания много повидавшего на своём веку пожилого Сандро, которыми он делится с безымянным автором романа. Жанровая принадлежность историй весьма разнообразна: драма, сказка, притча, детектив.

В произведение входит:

Джамхух — Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски [= Джамхух — Сын Оленя; Джансух — Сын Оленя или евангелие по-чегемски] (1981)

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Награды и премии:


лауреат
Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры, 1989 // (роман в новеллах)

лауреат
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973 (Итоги читательского интернет-голосования)

лауреат
Ясная Поляна, 2011 // Современная классика

Номинации на премии:


номинант
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973

Похожие произведения:

rrq64k, 14 февраля 2014 г.

Героев Искандера надо познавать, читая о них страницу за страницей неторопливой прозы. Ими надо любоваться так, как любуется ими автор, надо представить себе всю их жизнь на протяжении почти что века, оценить их человеческие качества, прощать с улыбкой их маленькие слабости и, в конце концов, полюбить это вымышленное горное село Чегем, полюбить Абхазию, природу края и его простые законы. По его произведениям пытались снимать фильмы, но неудачно. Проза Искандера намного объемнее и шире любого фильма, она имеет свой запах, свой вкус, свою ауру, ее нельзя брать с наскока, ее надо читать и перечитывать, смаковать, как вкусное вино или спелую виноградину, ее надо носить в своем сердце и только тогда можно попытаться перенести ее на экран. И то не факт, что получится.

Не хочу выделять никакое из его произведений – все достойны внимания и прочтения. Прочтения неоднократного, вдумчивого, со смакованием и обсасыванием мозговых косточек. Такой писатель…

Elessar, 30 апреля 2014 г.

Увеличивает разрыв между читателем и текстом, конечно, и абхазская культура, малопонятная нынешним русским. Искандеровская Абхазия обетованная ушла в прошлое, забрав с собой и мудрых старцев, и записных балагуров-остряков, и босоногих работяг-пахарей, и весь этот милый патриархальный мирок целиком, и с тех краёв вдруг полезло что-то настолько мерзкое и непотребное, что самым эндуристым эндурцам и не снилось. Сейчас идеи чести, рода, мудрости, гармонии с природой — далеко не первое, что приходит в голову в связи с Кавказом и горцами. Время Сандро стало для нынешних русских мифом, слишком далёким от того, что мы видим своими глазами. Потому-то и так трудно понять общество, в котором можно убить врага и скрыться от правосудия в лесу, но каким-то чудом все ещё не истребили друг друга подчистую. Да и прыжки на лошади через стол, за которым играют в нарды, с трудом укладывается в голове у законопослушного горожанина.

Интересно почитать и размышления о судьбах страны, путях развития, месте интеллигенции в будущем России. То есть, простите, Союза, потому как в торжество демократии автору как-то не очень верилось. Вообще, примечательно, что прямо обвиняя Сталина, Искандер даже не сомневается в жизнеспособности системы вообще. Просто не тот человек прорвался к власти — протяни Ленин подольше, будь Троцкий порешительней, расскажи юный Сандро отцу о чужаке с карабином, глядишь, и пошла бы история какой-то новой, невиданной для нас колеёй.

Ещё примечательна манера автора постоянно отвлекаться от основной сюжетной линии того или иного рассказа, хоть на помянутые выше рассуждения, хоть на милые, но никак не относящиеся к делу байки. Повествование становится похоже на раскидистое дерево, по которому мы взбираемся не абы как, лишь бы поскорее на вершину, а мимо всех самых спелых плодов, чтобы как следует полакомиться. Здесь нужно иметь терпение — лазать бывает довольно утомительно, да и не каждый плод придётся по вкусу. Я вот, кстати, посмотрел хорошенько, что такое мамалыга. Бедняги, как они вообще это кушали?

Помимо особенностей национальной кухни любопытно и то, что цикл назван в честь Сандро, хотя этот вздорный и неприкаянный парень-мужчина-старик мне сразу не понравился, да и на страницах романа мелькает чем дальше, тем реже. Вероятно, нужно было родиться абхазцем образца этак 1920-х, чтобы понять, как умение пить не пьянея и травить байки может сравняться с проницательностью и рассудительностью Кязыма или трудолюбием и благородством Махаза. Кроме этих двух, в романе предостаточно героев на самый любой вкус, даже если появляются они всего пару раз. Прелесть в том, что многих мы увидим в самые разные годы и при самых разных обстоятельствах. Вот тот же Кемал, он и степенный неторопливый мужик за сорок, и молодой бесстрашный офицер, и вовсе мальчонка, объедающийся вместе с сестрой спелой вишней. Жалко только, что кое-кого мы так и не увидим ещё раз, хотя Фазиль Абдулович вроде как собирался. Любопытно ещё и отношение автора к героям, ибо книжка в какой-то степени (интересно, в какой?) автобиографична. Поди разбери, какая тема тоньше и деликатнее — собственная родня или свергнутые тираны.

Словом, книжка далась мне нелегко, хотя были моменты, за которые я готов простить очень многое. Это и сцена с признанием автора в любви матери, и история смерти Кязыма, и обе главы, написанные от лица животных, особенно та, где рассказчиком выступает мул старого Хабуга. И, пусть даже поначалу мне хотелось забросить чтение, роман сумел меня очаровать и увлечь. Думаю вернуться к нему спустя время, перечесть главу-другую. Как знать, может, житейская мудрость Искандера и засияет для меня новым светом. Никогда не знаешь заранее.

iskender-leon, 26 декабря 2015 г.

Именно форма романа позволила собрать, сшить как лоскутное одеяло, целостную картину жизни горной страны и её жителей. Повествуя о людях разных социальных слоёв и возрастов, об абхазах горных и долинных, о представителях других этносов, в разное время и при разных обстоятельствах, он ненавязчиво предлагает читателю понимание своей родины настолько глубокое, насколько это возможно для человека, никогда в ней не бывавшего.

Ещё одно часто употребляемое выражение хочется применить к автору. Фазиль Искандер – Ум, честь и совесть, больше чем писатель, диагност человеческих душ, умелый психолог-самоучка и мудрец. Человечище!

Роман, в общем-то, реалистичен, за исключением одной легенды и двух глав, написанных от имени животных, но если представить себе, что между реализмом и магическим реализмом есть четкая граница, то книга эта находится так близко к ней, как только возможно. Мальчишки из Чегема, несясь по улице, вполне могут сбить с ног Дуга Сполдинга, испытывающего свои новые летние туфли.

Отдельно хотелось бы отметить, что на протяжении почти века, при большом количестве социальных потрясений, Искандер не нашел сколь-нибудь значимого повода для описания межэтнических конфликтов. Абхазы, грузины, мингрелы, русские, греки, армяне, персы и многие другие национальности мирно уживались между собой вплоть до конца 80-х годов. Как говорится, и откуда что берётся…?

С романом я познакомился ещё весной, главное произведение Фазиля Искандера стало для меня первым. А сейчас, под конец года, огляделся и понял как мало из созданного этим выдающимся писателем, ещё осталось мною непрочитанным. И только об этом я и могу пожалеть.

Дяде Сандро около восьмидесяти лет. Он статный, стройный пенсионер с седыми волосами, белесыми усами и бородой. Пожилой мужчина любил остроумно и увлекательно рассказывать о своей жизни. Вся его жизнь являлась чередой занимательных событий. В юном возрасте у дяди Сандро стал проявляться незаурядный ум, сильный темперамент и тяга к авантюрам.

Однажды Сандро был любовником княгини и его ранил ревнивый соперник. Тогда же заночевав у знакомого армянина, Сандро помог ему договориться с вооруженными меньшевиками, которые вломились в дом для грабежа.

Дядя Сандро не утруждал себя колхозным трудом. Он любил рассказывать и шутить. В селе имелось молельное дерево грецкого ореха. Дядя Сандро был как бы хранителем и гидом старого дерева. Местные комсомольцы сожгли дерево, из которого выпал труп мужчины. Предположили, что это останки исчезнувшего бухгалтера, а убил его дядя Сандро. Его арестовали. Сидя в тюрьме Сандро познакомился с приехавшим в город руководителем Абхазии Нестором Лакобой. Вскоре нашелся бухгалтер живой и невредимый. А дядя Сандро блеснул талантами танцора и рассказчика во время застолья, где присутствовал Нестор Лакоба.

Дядя Сандро вырастил красавицу дочь Тали, любимую внучку Хабуга. Ее талантами восхищались все жители села. Но Тали сбежала с полукровкой Багратом. Вскоре она родила двух сыновей.

Дядя Сандро выбрал жизненную позицию, которая позволила ему прожить жизнь с удовольствием, не изменяя себе и традициям предков.

Роман учит, что нужно подстраиваться под жизненные изменения, но при этом не терять себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Искандер. Все произведения

Сандро из Чегема. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Кандид Касторович Тарелкин решает имитировать свою смерть.Причины для этого у него есть. Жить он старался на широкую ногу, а денег не было, сильно задолжал кредиторам. А тут ещё украл письма своего начальника, генерала Максима Кузьмича Варравина

Главный герой романа – Друд – человек, наделенный невероятной способностью. Его уникальная способность заключается в умении летать, подобно полету во сне.

Инопланетные создания далекой галактики. Они давно прекратили испытывать какие-либо чувства и эмоции Они обнаруживают воздействие которое оказывает с планета земля и начинает разрушать бесчувственный мир созданный чуждым умом дальней вселенной

Однажды в школу пришел человек с интересной внешностью – небольшого роста, с черными спутанными волосами и темными навыкат глазами. Он искал директора. Придя в кабинет секретаря, он представился Бамбусом.

Когда началась война, никто не понял. Я весело махал уходящему на фронт отцу и смеялся, еще не осознавая, что произошло и какое будущее ожидало нас. Знания приходили постепенно – в письмах с фронта

А вот рассказ Искандера про бармена Адгура написан совершенно в другом ключе. Действие рассказа происходит в шестидесятых годах. Про милицию здесь тоже мало что хорошего сказано. Наоборот, с полной откровенностью милиция в рассказе изображена как исполнитель убийства, как киллер. Да, этот бармен остался жив, но это случайно. Ведь киллер свой последний выстрел делал на крылечке районного отделения милиции, при скоплении толпы милиционеров. Но, нет, этого лейтенанта милиции никто не задерживает, а вот Адгура арестовывают. Парень боится за свою жизнь, старается не потерять сознание, не заснуть в палате, пока друзья и родственники ничего не знают. В книге так и говорится, что все куплены, по крайней мере, могут быть куплены. И опасения парня не лишены основания. Ведь это именно его, жертву, сажают за решётку за хранения оружия, а его киллер делает в милиции вполне успешною карьеру и становится за короткий срок майором.

Содержание

История создания

Сюжет

Истории романа картины жизни Чегема, неспешной сельской жизни, любви, ненависти, мести и воздаянии. Большинство из них повествуется как рассказ от третьего лица — воспоминания много повидавшего на своём веку пожилого Сандро, которыми он делится с безымянным автором романа. Жанровая принадлежность историй весьма разнообразна: драма, сказка, притча, детектив.

Сандро крестьянин, сын старого Хабуга и обитатель большого дома, прожил долгую жизнь полную ярких событий. Не раз на него покушались. Он был любовником сванской княгини. Выступал в фольклорном ансамбле песни и пляски. Впоследствии дядя Сандро прославился как тамада — один из самых знаменитых в своих краях.

Место действия, главным образом, село Чегем. Село реально существовало – но ныне заброшено [7] . Также события происходят в различных местах (вымышленных и реальных) Абхазии: Мухусе, Батуме, Кенгурске, Анастасовке. География реальных мест соблюдена и описана в романе достаточно точно [3] :255 . Важное место действия и неодушевлённое действующее лицо романа, вокруг которого кипит жизнь и разворачиваются события — молельное дерево, древний орех, растущий с незапамятных времён на окраине села. Недаром последняя новелла романа, повествующая об угасшей жизни в Чегеме, рассказывает о конце молельного ореха, обрушившегося от старости.

Пристальное внимание в произведении уделено обычаям и абхазскому этикету, подтверждение которым можно также найти в абхазском кодексе моральных правил Апсуара и Нартском эпосе. Подробно описываются обычаи, связанные с родом, очагом, родственными отношениями. Очень важное значение в сюжете играют обычаи связанные с кровной местью. Апофеозом истории о мести становится новелла о пастухе Махазе, убившем своего родственника за то, что тот обесчестил его дочерей [8] .

Таким образом, в романе затронуты многие предметы детские воспоминания, сложное религиозно-этническое противостояние народностей населяющих Кавказ, сталинские репрессии, коллективизация [2] .

Персонажи романа

  • Дядя Сандро — легендарный тамада, главный герой произведения.
  • Тётя Катя — жена дяди Сандро
  • Хабуг — отец дяди Сандро
  • Тали — дочь дяди Сандро
  • Кязым — бригадир сборщиков табака.
  • Махаз — младший брат Кязыма

Проблематика

Сандро из Чегема (Грузия)

Жанровую принадлежность произведения сложно определить однозначно, но, прежде всего литературоведы относят роман к эпосу. Главный герой произведения — народ. Особое обаяние сюжетных перипетий в родоплеменном характере взаимоотношений у абхазцев, обычаями вместо законов, гармонии с естеством. Для героев романа бог — природа, а обряд причащения происходит за вкушением мамалыги и распитием вина. Фазиль Искандер в интервью говорил о том что роман повествует о детстве человечества [10] . Пётр Вайль, анализируя роман Фазиля Искандера, усмотрел близкую аналогию с замкнутым миром изображённым в цикле о Йокнапатофе. Американский юг на переломе времён описанный Уильямом Фолкнером по духу очень близок к Чегему. Таким образом роман происходит родом из народного эпоса и одновременно становится диалектическим разрушением эпоса [11] .

Роман нельзя отнести к тем произведениям своего времени, которые откровенно бросали вызов цензуре и тоталитарному режиму. Однако, за мягкой иронией и философским взглядом на мир явственно проглядывает сатирическое изображении власти и лидеров государства [12] . Один из основных конфликтов — столкновение советского общества развитого социализма с патриархальным укладом абхазской провинции. Отчётливо различимая политическая и публицистическая подоплёка — важная составляющая романа, неотделимого от времени и общества. Вожди (Сталин, Берия, Хрущёв), которым уделено значительное внимание в сюжете романа, оказываются неожиданным образом противостоящими другой группе героев — простым крестьянам. В этом несоразмерном противопоставлении ещё раз проявляется плутовская, карнавальная составляющая произведения [11] [9] .

Абхазия — идеальный эксперимент по стыковке доклассового общества с бессклассовым, древней морали с моральным кодексом, архаичного сознания с социалистической сознательностью. Искандер в Чегеме нашел не только кладезь фольклора, но и социальный эксперимент, действующую модель общества. Теперь есть Абхазия географическая, историческая и искандеровская, в которой он раскрывает "значительность эпического существования маленького народа"

Экранизации и постановки

Отдельные новеллы из цикла Сандро из Чегема неоднократно экранизировались:

Читайте также: