Банк заданий по функциональной грамотности по английскому языку в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).

Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Горбачева М.А.

Функциональная грамотность учащихся 4-х классов по английскому языку

Задание 1

A. THE MOST POPULAR SPORT IN THE UK

B . TABLE TENNIS

C. ROWING RACE

D. HORSE RACING

E. TENNIS TOURNMENT

Wimbledon is the oldest tennis tournament in the world. It started in 1877. The players wear white clothes. About 500,000 people go to Wimbledon every year to watch the matches. People sit quietly during the matches. Children called ball boys and ball girls collect the tennis balls during the matches. They work quietly and they run quickly to collect the balls.

Football is the most popular sport in the UK. The FA Cup is a very old football tournament. Every year about 760 football teams play matches against each other. About 90,000 football fans go to Wembley Stadium to watch the FA Cup final every year. They often sing football songs very loudly. They always shout happily when their team scores a goal.

The Boat Race is a rowing race along the river Themes in London. The race is between Oxford University and Cambridge University. The first race was in 1829. Every year, about 250,000 people go to watch the race. The rowers work as well as a team and they make the boats move very fast.

Royal ascot is a very old horse racing event. It started in 1711! About 300,000 people go to watch it every year. People dress very smartly for this event. The women often wear amazing hats. The horses warm up before each race by walking slowly around the ‘walking ring’. When the race starts they run very quickly.

Ответы к заданию 1

Прочитайте тексты и установите соответствие между текстами и их заголовками: к каждому тексту, обозначенному цифрами 1-4, подберите соответствующий заголовок, обозначенный буквами А-Е. Используйте каждую букву только один раз. В задании есть один лишний заголовок.

Прочитайте тексты еще раз. Придумайте и запишите один общий заголовок для всех текстов 1-4. Обоснуйте свой выбор.

Petra in Jordan is an old, hidden 1 city in a rocky 2 desert. To look at the hidden city, you must walk between high rock walls in the mountains. It is a wonderful place.

hello_html_28639535.jpg

A group of people called the Nabateans 3 built Petra about 2,500 years ago. They often lived in tents 4 but they were good builders. There were some Nabatean houses at Petra. The houses were very strong, with stone walls and stone roofs. The buildings were inside the rocks. They were like big, beautiful caves 5 . For about 500 years, Petra was a capital city and there were a lot of people.

hello_html_m78d83c51.jpg

Years later, the Nabateans left Petra. For hundreds of years, there were no people in Petra. But in 1812, a Swiss explorer 6 called Johann Ludwig Burckhardt was the first European visitor to the city.

In 1989, Petra was in the film Indiana Jones and the Last Crusade 7 . After that, the city was famous all over the world.

Today, some people call Petra the Rose-Red City. If you come to Petra you can see the beautiful buildings. Petra is one of the seven wonders of the world 8 . Lots of people visit the city every year.

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников
1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Что же такое функциональная грамотность?

Как устроен банк заданий?

Наши эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.

Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога.

Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок.


С учениками 1-4 классов отрабатываем метапредметные навыки

С учениками 5-9 классов развиваем:

  • Читательскую грамотность
  • Математическую грамотность
  • Естественнонаучную грамотность
  • Креативное мышление


Каждое задание представлено в виде ситуации с 3 уровнями сложности. Разработано > 10 различных типов и форматов заданий.


Как использовать?

Что получает педагог?

При разработке банка заданий мы учли проблемы, с которыми педагог сталкивается, работая с темой функциональной грамотности:

Работа над функциональной грамотностью требует много времени. Когда педагог находится в рамках жесткого планирования, чрезвычайно сложно найти ресурс на создание практико-ориентированных заданий.

Мы предлагаем проработанный банк готовых ситуаций, охватывающий все основные виды грамотности. Задания сформированы в нужной последовательности для полноценного освоения материала.

Дидактические задания PISA непривычны, в образовательном процессе мы работаем с такими формами заданий крайне редко.

Каждая ситуация прорабатывается в формате PISA, чтобы и педагогу, и ученику было легче привыкнуть и понять логику исследования.

Отсутствие методического аппарата и качественной методической помощи для учителя, не ясен алгоритм преподавания функциональной грамотности.

Каждое задание сопровождается дидактической карточкой с подробной инструкцией об отработке навыка, а также рекомендациями по включению заданий в учебный процесс.

Кроме того, в пакет входит серия вебинаров для учителей. Отдельно разработан курс повышения квалификации от специалистов в теме PISA.

t1633350074aa.jpg

Мы используем иностранный язык в повседневной жизни: работаем за компьютером, смотрим видеоролики, слушаем музыку, общаемся в соцсетях, участвуем в конкурсах и викторинах. При этом люди больше путешествуют, тем самым осваивают культуру другой страны.

Направления функциональной грамотности:

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда учитель знакомит детей с числительными от 1 до 12.

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

1+8 = ….. (one plus eight is nine)

9+11 = …. (nine plus eleven is twenty)

Типовые задания на формирование финансовой грамотности:

Задача: знакомство с денежной системой Великобритании.

1. Put the coins A-G in order of value.

t1633350074ab.jpg

2. How much do the coins A-F add up to altogether? Which of the following items can you buy with this sum of money?

t1633350074ac.jpg

3. Which coins will you use to pay for each of the items you can buy?

4. Imagine you bought the items below yesterday. In pairs act out dialogues, as in the example.

А: What did you buy yesterday?

B: I bought 2 bottles of cola.

A: How much does it cost?

B: They cost 52 p altogether.

5. You are in a shop. You have 1 pound. Use the pictures in Ex. 2 to act out dialogues.

А: How much is this bar of chocolate, please?

B: it is thirty-five pence.

A: Here is a pound.

B: Thank you. Here is your change, sixty-five pence.

Например , Make a poster about the coins in your country. Stick or draw pictures and label them. Use information from the internet to find pictures .

Задача: развитие умения делать выписки, на основе которых составляется плакат (постер).

t1633350074ad.jpg

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:

t1633350074ae.jpg

1. What animals do you think the text is about?

2. Think of two questions you can ask about Indian animals.

3. Describe any of the animals.

4. Think of three animals you can see at a zoo.

Читательская грамотность. Это одно из направлений финансовой грамотности. Это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Любое задание ученик должен прочитать, поэтому это базовое направление. В процессе обучения у учащихся часто возникают проблемы при работе с текстом.

Типовые задания – это задания, направленные на поиск в тексте конкретной информации.

Например , Read the dialogue and mark the sentences 1-6 T (true) or F (False).

t1633350074af.jpg

Задания, направленные на формирование функциональной грамотности, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности. Так как целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения, то можно отметить, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Читайте также: