Банальность зла ханна арендт краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Один из самых значительных философов XX века. Ученица и муза Хайдеггера. Она пережила Холокост, рассказала о банальности зла и объяснила природу тоталитаризма.

1. Немецкая интеллектуалка

Ханна Арендт родилась в начале XX века в буржуазной еврейской семье. Её родители были глубоко ассимилированы и никогда не проявляли особого интереса к иудаизму и собственной национальной культуре.

Арендт росла как типичная немецкая интеллектуалка. Она получила фундаментальное философское образование в Марбургском и Гейдельбергом университетах. Училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса, посещала протестантский теологический семинар Рудольфа Бультмана, защитила диссертацию об идее любви в учении св. Августина и получила за неё докторскую степень.

Родительские деньги помогали не думать о заработке, поэтому всё свое время Арендт отдавала философии, которой занималась с 16 лет. Она ещё в юности овладела древнегреческим и латынью, и с лёгкостью читала источники в оригинале. Арендт заметно выделялась среди студентов. Её сокурсники вспоминали, что едва она начинала говорить, как всё внимание переключалось на неё.

2. Любовница Хайдеггера

Философия для Арендт стала не просто отвлечённым знанием, но настоящей страстью. И в этом качестве она нашла место не только в её сочинениях, но и в личной жизни.

В 1924 году Арендт стала ученицей Мартина Хайдеггера, который преподавал в Марбургском университете. Философ заметил и оценил новую студентку, она же открыто восхищалась им. Через какое-то время, хотя Хайдеггер был женат и старше на 17 лет, у них завязался тайный роман.

Правила и условия устанавливал философ. Он тщательно скрывал свою связь с Арендт, поэтому настаивал на строжайшей конспирации. Ханна не предъявляла никаких претензий и не ставила Хайдеггера перед выбором между собой и семьей. Их отношения продлились весь 1924 год, потом Арендт переехала в Гейдельберг. Но переписка продолжилась и время от времени Хайдеггер встречался со своей бывшей студенткой.

Последующие трагические события развели Хайдеггера и Арендт по разные стороны. Однако Ханна сохранила привязанность к своему учителю на всю жизнь. После войны она возобновила переписку с Хайдеггером и была одной из главных его защитниц от обвинений в нацизме.

Конечно, Арендт с болью принимала сотрудничество Хайдеггера с НСДАП, но она была склонна видеть в этом не его злую волю, но личную трагедию – как человека и как мыслителя.

Но в то же время Арендт не могла быть счастлива с Хайдеггером, так как не могла в полной мере быть собой. Он видел в ней, прежде всего, просто женщину, пусть и очень умную. Принять же тот факт, что Ханна тоже философ Хайдеггер не мог. Он практически не читал, что она пишет и не обсуждал её идеи всерьез. Его интересовала лишь собственная мысль.

3. Жизнь еврейки

После прихода к власти нацистов, когда преследования евреев приобрели масштабный и санкционированный государством характер, Арендт стала сотрудничать с главой Сионистской федерации Германии. Она тщательно собирала данные о преследовании евреев. За эту деятельность была арестована гестапо, но по счастливой случайности была освобождена.

Но Арендт не только разделила судьбу своего народа, подверглась гонениям и едва не погибла, но и все эти годы продолжала осмыслять, что значит быть евреем, каково положение еврейского народа в мире.

4. Права человека

Своего рода положительный идеал еврея Аренд видит в фигуре парии – то есть человека, исключенного из любого сообщества. Только это позволяет опереться на всеобщность человечности. При этом еврей оказывается исключен и из еврейства.

Арендт утверждает приоритетность общечеловеческого, которое, однако, устанавливается только через сознательное изъятие себя из национального сообщества и принятия роли парии. На практике это означало попытку построить новое политическое пространство, не завязанное на идею нации.

Тем самым от еврейства она переходит к вопросу о глобальном человеческом сообществе. Евреи, как представители нации-парии, способны стать проводником того нового политического принципа, который даст новые гарантии соблюдения естественных и неотъемлемых прав каждому человеку – в независимости от его национальности.

5. Банальность зла и Истоки тоталитаризма

Идейные истоки тоталитарной трансформации общества Арендт видит в концепциях антисемитизма и империализма, давших о себе знать ещё в XIX веке. Век XX породил такое явление как масса, в которой тоталитарный движения и находят возможности для осуществления.

Арендт была одной из первых, кто попытался осмыслить страшные трагедии XX века, и её работа до сих пор сохраняет свою актуальность.

Главная мысль, к которой пришла Арендт, изучая личность немецкого офицера и детали его преступлений – очень часто зло совершают обычные, посредственные люди. Эйхман был одним из них. Старательный немецкий бюрократ, он никогда не проявлял особой ненависти к евреям и просто стремился хорошо делать свою работу. Вот только работа эта заключалась в массовых убийствах людей.

Арендт показывает, что причиной зла может стать не только злая воля, намерение причинить вред, но и вполне обывательские и сами по себе безвредные соображения – желание выслужиться, страх потерять работу.

В условиях тоталитарной машины человеку необходимо прикладывать дополнительные усилия, чтобы услышать голос совести, не закрываться от действительности ложью и глупостью, не впадать в самообман.

Эйхман искренне считал, что не сделал ничего плохого. Он выполнял свой долг. Вместо страшного злодея Арендт увидела человека массы, который утратил собственную субъектность, превратившись в бессмысленный придаток тоталитарного механизма.

6. Изгнанница

Израиль же встретил книгу крайне враждебно. Кроме прочего, Арендт рассматривала вопрос о попустительстве евреев Холокосту, о недостаточной их воле к сопротивлению. И прежде всего, затрагивала тему вынужденного сотрудничества руководителей еврейских общин с нацистами.

Арендт не могла сделать ставку на нацию, даже на еврейскую, принадлежность к которой никогда не скрывала. Она считала, что создание еврейского государства не решает проблем, поставленных XX веком и не гарантирует невозможность возникновения тоталитарных режимов вновь.

Более того – Арендт выступала за создание демилитаризированного государства Израиль-Палестина, в котором евреи и арабы могли бы жить вместе. Сионизм же создает государство, которое вольно или невольно нарушает права арабского населения.

Но Арендт отвергала еврейский национализм также, как и немецкий. Она отстаивала идеи универсализма и считала, что именно опора на универсальное является существенной характеристикой положения еврея в современном мире.

Арендт мечтала построить мир, в котором не только евреи обретут свою землю обетованную, но и каждый член человеческого сообщества получит право на родину – в независимости от национальной принадлежности.


Это понятие вызвало серьезные споры, и некоторые люди считают, что это означает освобождение нацистского руководства от их преступлений, хотя Ханна Арендт всегда выступала против этой интерпретации.

Резюме

Концепция

Однако для Арендт банальность зла не в теории или концепции, а в фактах. Она предлагает это в качестве наблюдения. Это необычное явление; однако это можно увидеть в поведении обычных людей. Банальность зла, как ее описывает Арендт, - это, прежде всего, урок процесса, урок, которому у него есть лишь частичные объяснения.

В соответствии с замечаниями Виктора Клемперера о развитии стереотипов в нацистской среде, Ханна Арендт показывает, что использование языковых клише снижает осведомленность о действиях. Эти готовые выражения, используемые механически, мешают воображению; они вызывают неспособность поддаваться влиянию того, что человек делает, и, когда человек прикрывается банальной одеждой, поддерживает его бездумность.

Посмотрите на войну глазами солдат

Со времени представления этого доклада Ханной Арендт прошло почти полвека, и появляются социологи, располагающие новыми источниками, отличными от источников по делу Эйхмана. Некоторые источники недавние. Таким образом, на протяжении Второй мировой войны британцы систематически подслушивали тысячи немецких заключенных, размещенных в бараках, гравировали на восковых дисках отрывки, которые представляли им особый интерес, а затем выполняли их расшифровки. Протоколы не публиковались до 1996 года. Исследователи не сразу осознали неопубликованный характер сохранившихся таким образом источников. Он не был до 2003 года , что Sönke Neitzel выпустила первые экстракты. Харальд Велцер (директор Центра междисциплинарных исследований памяти в Эссене) присоединился к этому исследованию, поскольку объем работы был огромным. Расшифровка стенограммы составляет 48 000 страниц, что касается британцев, но Соединенные Штаты сделали то же самое с немецкими заключенными, а в Национальном управлении архивов и документации в Вашингтоне есть еще 100 000 страниц. Записанные разговоры солдат принадлежали подводникам, солдатам ВВС, но также и немецкой армии (во вторую очередь итальянской). Это были люди всех званий: офицеры, унтер-офицеры, солдаты. Темы, которыми занимались пленные, были очень многочисленны: стратегия, организация системы подчинения, моральный дух войск, индивидуальная реакция на экстремальные ситуации при потоплении торговых судов, сбитие самолетов, изнасилования, массовые убийства мирных жителей, детей. Масса стенограмм дает представление о разрыве между тем, что эти солдаты считают обыденными действиями в их собственном контексте, и тем, что обычный читатель считает верхом зла и бесчеловечности.

До открытия этих архивов исследователям приходилось использовать очень проблемные источники для поддержки своих исследований восприятия насилия и склонности к убийству: файлы расследований (файл Эйхмана в Иерусалиме очень большой), письма с почты в армии. , свидетельства очевидцев. Все эти источники омрачены одинаковой и гигантской проблемой: слова, рассказанные истории написаны со всей совестью и имеют адресата, прокурора, жену, которая остается дома, публику, с которой мы хотим поделиться своим опытом. С другой стороны, истории этих солдат, записанные воском, носят спонтанный характер и не имеют особого намерения. Они говорят то, что думают, иногда переходя от петуха к ослу. Они не знают, что их слышали или записывали, и это происходило в течение длительных периодов полуизоляции. Они были записаны в то время, когда средства записи не были так широко распространены, как сегодня, и поэтому они не представляли себе такую ​​процедуру прослушивания в записи. Более того, они говорили в то время, когда никто не знал событий окончания войны и ее исхода. Для них пространство будущего оставалось открытым, а для нынешних читателей это пространство было закрыто более полувека. Спонтанность, конечно, не гарантирует уверенности в получении обязательно точных показаний: хвастовство, хвастовство, смущение, стыд, более скрытная личность могут быть столькими препятствиями на пути к искренности разговора, о которых солдаты не знают. Однако их говорящее пространство отличается от нашего, и элементы, которыми может похвастаться оратор, отличаются от тех, которые используются сегодня другими объектами экспериментов.

До Харальда Вельцера и Зёнке Нейтцеля другие авторы искали объяснения поведения и менталитета преступников более низкого ранга, чем Эйхман. В имеющихся немецких документах используется собственный бюрократический язык, который позволяет скрыть индивидуальные чувства за стандартной фразеологией. Следовательно, они являются наименее надежными свидетельствами, объясняющими банальность массовых убийств.

Зигмунт Бауман

По мнению Баумана, современная цивилизация была не достаточным условием Холокоста, а необходимым условием. Рациональный мир современной цивилизации сделал его вообразимым. Поставленная цель: избавиться от евреев. Физическое истребление - наиболее эффективный способ добиться этого. Далее следует лишь проблема сотрудничества и планирования между различными государственными службами по объединению: технологии, бюджета, необходимых ресурсов.

Банальность зла во вселенной советских концлагерей

ГУЛАГ длилась гораздо дольше , чем нацистские лагеря и унесли много жизней. Однако здесь ни методичной резни, ни газовой камеры. Депортированные были приговорены к работе в таких ужасных условиях, что большинство из них умерло от истощения, если они не стали жертвами суммарных казней или пыток.

Светлана Алексиевич , лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, за всю свою работу собрала сотни свидетельств в виде интервью с людьми, которые жили в ГУЛАГе или во времена сталинских репрессий в СССР . Совершенство системы угнетения, пыток и убийств, созданной представителями власти, также подчеркивается жертвами или даже полным изменением ценностей, когда палач представляет себя жертвой силы, властью которой он является. слуга.

Философ и писатель Юлий Марголин родился в еврейской семье в Пинске . После поселения в Палестине в 1936 году он вернулся в Европу, чтобы навестить свою семью в 1939 году, когда западная Польша была захвачена немцами. Затем он укрылся в своем родном городе, оккупированном русскими, вторгшимися в восточную часть Польши. Русские заставляют его сделать выбор: принять советское гражданство или вернуться в ныне немецкую часть Польши. Для него обе перспективы немыслимы, потому что он хочет иметь возможность вернуться в Палестину . Затем он был арестован Советским Союзом за нарушение паспортного законодательства, что отправило его в исправительно-трудовой лагерь ( ГУЛАГ ), из которого он не был освобожден до 1945 года.

Распространенные неверные толкования

Этот раздел необходимо переработать (июль 2021 г.) .
Необходима реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его или обсудите области, требующие улучшения .

  • Концепция банальности зла не оправдывает виновных в преступлениях. Для Ханны Арендт это не вопрос сведения к минимуму преступлений, совершаемых в соответствии с этой концепцией.

Дальнейшее развитие

Библиография

Фильмография

Рекомендации

«[. ] конференция в Ванзее, которая проводится в январе 1942 года, является решающим поворотным моментом, который окончательно избавляет его от всяких сомнений. "

Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме.jpg

В написанной ей по итогам процесса книге Арендт анализирует происходившие события, стараясь дать им стороннюю оценку.

Как пишет Михаэль Дорфман: "После выхода книги Арендт большинство израильских друзей порвали с ней отношения, не оценив иронии и сарказма. Арендт в Израиле бойкотировали более 30 лет" [1] .

Содержание

Краткий пересказ содержания книги

— стр.135 английского издания книги

Критика издания и книги

Критика книги Арендт

Критика русского издания 2008 года



До выхода этой последней книги были написаны десятки эссе, в которых периодически затрагивались вопросы, вызывавшие непонимание со стороны евреев. В частности, она не одобряла Балтиморскую программу 42-го года и не примирилась с разделом Палестины после 1948 года, проча израильтянам дальнейшую изоляцию от всего мира и эскалацию конфликта с арабским окружением. Но если до публикации книги о процессе над Эйхманом позиция Ханны вызывала лишь непонимание, то после нее иначе как гневом назвать обуявшие евреев чувства было нельзя.


В Холокосте она обвинила не только нацистов. Из жертв в разряд соучастников она перевела и самих евреев. Причем не только представителей юденратов, создававшихся немцами на оккупированных территориях, но и в принципе евреев, в первую очередь европейских. Вина их, по мнению Арендт, крылась в самообмане, в сладкой надежде, что все обойдется. Обвинила в слепой вере в государство и откладывании, казалось, столь очевидного бегства. Обвинила в послушании главам общин, которые произносили успокоительные речи вместо призывов к действию.


Обиднее всего, что таких ошибок не так уж много — если бы перевод был отредактирован, то мы бы все с благодарностью им пользовались. Но в нынешнем состоянии каждый отдельный пассаж доверия не вызывает. А без такого доверия из книги можно получить только самое общее — примерное — представление об идеях Арендт. Но если издатели действительно отказались от редактуры потому, что хотели превратить русское издание в идеологическую акцию, то со своей точки зрения они поступили вполне разумно — такие акции обычно и адресованы тем, кому обо всем хватает примерных представлений.

Читайте также: