Бальмонт фейные сказки краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

- формировать умение осмысленно отвечать на вопросы по содержанию беседы и текста.

- развитие умения слушать стихи и читать их наизусть;

- развивать фантазию и воображение.

- воспитывать интерес и любовь к прекрасному.

– Действительно, в этой книжке 71 стихотворение о Фее и её друзьях из мира природы.

– Кого вы можете назвать, кто живёт в природе? (животные, птицы, насекомые, растения). Да, друзья Феи – это и букашки, и травинки, и птички, и разные зверюшки, и даже сказочные существа (чудища, гномы, Баба Яга). (Можно показать некоторые иллюстрации.)

Книга появилась в 1905 году и была посвящена маленькой дочке поэта, Нине Бальмонт – Н и нике, как звали её в семье (видимо, от детского произношения имени Ниночка).

Солнечной Н и нике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После – блеснёшь мне зелёными глазками, –

В них не хочу я росинок.

Вечер далёк, и до вечера встретится

Много нам: гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, — а если засветятся

Слёзки, пожалуюсь Фее.

– Какими чувствами проникнуто посвящение? (В нём звучит любовь, нежность.)

– Как Бальмонт называет свою дочку? (Ласково – Н и ника.)

– А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (Глазки, букетик, росинки, слёзки.)

– С чем поэт сравнивает слёзы? (Слезинки – росинки.)

– Давайте вспомним, что мы знаем о феях. Что это за существа? (Дети рассказывают, что они знают о феях.)

Сказала как-то мне Фея вод.

Я дал букетик ей из былинок,

И в трёх песчинках ей дал отчёт.

Одну песчинку я брошу в Море,

Ей будет любо там в глубине.

Другая будет в твоем уборе,

А третья будет на память мне.

Поэт рисует и мир снежных фей:

Катаясь на коньках,

На льду скользила Фея.

Снежники, тихо рея,

Рождались в облаках.

Родились — и скорей,

Сюда, скорей, скорее.

Из мира снежных фей

К земной скользящей Фее.

Красота окружающего мира всегда привлекала внимание творческого человека. Часто эта красота неприметна, ощущение радости от её созерцания доступно не всякому. Невнимательный и торопливый пройдёт рядом, не заметит, не остановится, не полюбуется. Чуткий к жизни природы человек умеет видеть необычное в самых привычных явлениях природы.

Говорили мне, что Фея,

Если даже и богата,

Если ей дарит Лилея

Много снов и аромата, –

Всё ж, чтоб в замке приютиться,

Нужен ей один листок,

Им же может нарядиться

С головы до ног.

Да, иначе быть не может,

Потому что всё в ней нежно,

Ей сама луна поможет,

Ткань паук сплетёт прилежно.

Так как в мире я не знаю

Ничего нежнее фей,

Ныне Фею выбираю

– Какой мы видим Фею?

– Почему она волшебница?

– Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею себе в помощницы? (Нежная, добрая.)

– А кто такая муза – знаете? Муза – это вдохновительница в каком-нибудь виде искусства (муза поэзии, театра, музыки – поэтому и муза!). Значит, в книге Бальмонта Фея – главная героиня и вдохновительница стихов.

– А какими мы видим фей в других произведениях? (Феи всегда добрые, готовы прийти на помощь.)

Давайте будем дружить с этой волшебной поэтической Феей, и возможно, она к нам ещё не раз прилетит в гости!

Вот и снова с нами поэтическая Фея – муза поэта Константина Бальмонта. А как выглядит в стихах поэта Фея? Какой мы её себе представим, если захотим нарисовать? (Ответы детей.)

У Феи – глазки изумрудные,

Всё на траву она глядит.

У ней наряды дивно-чудные,

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей.

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

Ещё ей платье подвенечное

Дал колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грёзой серебристою,

Зажглась алмазным огоньком.

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе с Светляком.

– Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (Колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет.)

– Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие слова использует поэт? (Дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый, серебристый, изумрудный.)

– Изумрудный – это какой цвет?

– А кто-нибудь представляет себе, что такое опал, топаз, хризолит и какие они?

(Это драгоценные камни: хризолит — золотисто-зелёный, опал – молочного цвета, топаз – дымчатый.)

– А с чем сравнивается в стихотворении ландыш? В чём он помогает Фее?

Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая.

Есть у Феи ещё сказочный помощник – ветерок.

В сказке Фейной, тиховейной,

Лёгкий майский ветерок

Колыхнул цветок лилейный,

Нашептал мне пенье строк.

И от Феи лунно-нежной

Бросил в песни мне цветы.

И умчался в мир безбрежный,

В новой жажде красоты.

А ещё через минутку

Возвратился с гроздью роз:

«Я ушёл, но это в шутку,

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Какой он, ветерок? (Озорник, будто живой.)

Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:

– Чем хороши прочитанные стихотворения? (Они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни.)

Я был в избушке на курьих ножках.

Там всё, как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у Старой две нитки бус.

Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны – и был таков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ

закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров.


Беседа с детьми "Сказка о микробах"

ЗОЖ: привитие культурно-гигенических навыков.


Цель: Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.Задачи: Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.


Картотека бесед второй младшей группы«Улыбка».


В помощь родителям. Игра и школа (беседа вторая)

Ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую оч.


Конспекты занятий-бесед вторая младшая группа. Как устроено тело человека.

Цель: Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Развивать у детей понимание значени.

В действительности же это мифически сказочный поэтический сад, продуманно, тонко и мастерски выстроенный не столько для детей, сколько для взрослых. Выстроенный на том образе Рая, который сквозь кристально-чистую, незапятнанную грехами детскую душу исповедует Константин Бальмонт.

Среди персонажей Фея, Светлячок, Росинка, Одуванчик, Светлоголовка, Русалка, гномы. Лирические пейзажные зарисовки, сказочно-бытовые сценки, ключевые образы Рая и Девы Марии, Солнца и Луны, Звезды и Моря, Неба и Земли, Лета и Зимы, Осени, Весны и, конечно, Мая и Красоты.

Стихи Бальмонт как бы незаметно помещает в сверкающую оправу драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней: алмаз, рубин, изумруд, топаз, жемчуг, хризолит, хрусталь, лунный камень, опал, коралл.

И конечно же в этом фантастическом райском саду благоухают цветы — главный символ окружающего нас бесконечно прекрасного мира: лилия, роза, ландыш, сирень, жасмин, гвоздика, колокольчик, кашка, василёк, незабудка, маргаритка, земляника, одуванчик, лён, бессмертник, бархотка, подсолнечник, лютик, ромашка, анютины глазки.

Вот лишь несколько избранных стихотворений из этого бессмертного поэтического цикла.

Солнечной–Нинике, с светлыми глазками —
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, —
В них не хочу я росинок.

Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

В сказке Фейной, тиховейной,
Лёгкий Майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный,
Нашептал мне пенье строк.

И от Феи лунно–нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.

Тонкий, узкий, длинный ход
В глубь земли мечту ведёт.
Только спустишься туда,
Встретишь замки изо льда.

Чуть сойдёшь отсюда вниз,
Разноцветности зажглись,
Смотрит чей–то светлый глаз,
Лунный камень и алмаз.

Там опал снежит, а тут
Расцветает изумруд.
И услышишь в замках тех
Флейты, лютни, нежный смех.

И увидишь чьих–то ног
Там хрустальный башмачок
Льды, колонны, свет, снега,
Нежность, снежность, жемчуга.

Тонкий, узкий, длинный ход
В этот светлый мир ведёт.
Но, чтоб знать туда пути,
Нужно бережно идти.

Одну песчинку я брошу в Море,
Ей будет любо там в глубине.
Другая будет в твоём уборе,
А третья будет на память мне.

Великому гению Данте поклонялись Пушкин, Вяземский, Батюшков, Тургенев. Но именно в эпоху Серебряного века, Русского Ренессанса, его глубокое поэтико-философское творчество стало особенно востребованным среди творцов русской поэзии. Александр Блок, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Главная, ключевая мысль Данте, заключена в том слове, которым завершается главный труд его жизни: всем (и даже звёздами!) движет именно Любовь.

Образ Рая, который, по-своему вторя Данте, выстраивает своей звенящей песенной поэзией Бальмонт, формируют стихия, цветок, красота.

Открывает свои сказки в стихах Бальмонт добрым обращением к ребенку:


"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

Сегодня отчётливо проявляется тенденция снижения интереса детей к чтению. Приоритет отдаётся телевидению, видео, компьютерным играм. Необходимо восполнить недостаток самостоятельного общения ребёнка с книгой.

Антология не является изданием энциклопедическим, в ней представлены не все ивановские прозаики и поэты, работавшие в литературе для детей. Цель данного издания – дать представление о творчестве наиболее известных авторов, восстановить имена несправедливо забытые, рассмотреть вклад писателей общей литературы в расширение круга детского чтения. В антологии не ставилась задача дать исчерпывающие сведения о каждом авторе – это в пределах данного издания невозможно. Цель гораздо скромнее: напомнить избранные известные страницы стихов и прозы наших земляков и познакомить с неизвестными произведениями.

Издание рассчитано на широкий диапазон читателей – учителей школ, воспитателей детских садов, родителей, интересующихся кругом чтения своих детей.

Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки, и кроты,
Как вы вновь мне стали близки!
Снова детские цветы.

Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.

Примечания

1. Ивановские писатели – детям: Антология / Вступ. ст., сост., подгот. текстов, биогр. справки И.Г. Дубровской. Иваново, 2007. (Библиотека ивановских писателей)

2. Бальмонт Е.А. От Шуи до Оксфорда //Встречи с прошлым. Вып. 5. М ., 1984. С. 93.

3. Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю. Образы детства в поэзии К.Д. Бальмонта // Солнечная пряжа. Науч.-попул. и лит.-худ. альманах. Иваново, 2007. Вып. 1.

4. Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю. Читаем стихотворения К.Д. Бальмонта // Начальная школа, 2005, № 11.

5. Тамаев П.М. Приглашение в мир детства. Новая книга // Раб. край. 2008, 18 марта.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Отличные стихи и. неинтересные рисунки. Книга довольно дорогая, поэтому над покупкой раздумывала долго. Качество и печати и изображений превосходное, листы белые, формат большой. Но сами иллюстрации скучные, неживые, и на мой взгляд, природа получилась у художника лучше, чем люди. Искаженные пропорции, однотипные лица. Бывает, что искажение только придает красоты, но не в этом случае. Разочарована.

Я,вообще, страстная "фанатка" Бальмонта. Мне нравится у него все! Ну вот все абсолютно. И когда несколько лет назад я нашла серию фейных сказок я подумала, что когда у меня появятся дети, я обязательно буду им читать эти стихи. И вот у меня есть две маленькие девочки и, наконец то, у меня есть эта чудесная книжка с волшебными, акварельными иллюстрациями. Возможно, кому то они покажутся не яркими, но это же Феины сказки. В моем понимании они такие и должны быть. Сама книжка большого формата (А4), с тиснением на обложке, плотные страницы, милые картинки. Но,поверьте, это ничто по сравнению со стихами. Цена. кто то скажет, что завышена, а я рада больше чем дети.

Читайте также: