Балет светлый ручей краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Постановку придумал Федор Лопухов , выдающийся балетмейстер РСФСР, в 1935 году. Ему помогал драматург и театральный критик Адриан Пиотровский (позже он был репрессирован) , а музыку к балету написал Дмитрий Шостакович.

В первом акте завязывается сложный и запутанный сюжет. Оказывается, одна из артисток узнает в одной из девушек свою подругу детства Зину. Муж Зины очаровывается столичной танцовщицей и начинает за ней ухаживать, вызывая у жены чувство ревности. На самом празднике урожая один из дачников в возрасте влюбляется в молодую балерину, а его моложавая жена – в партнера балерины. И они все назначают друг другу свидания. Зина плачет, так как расстроена поведением мужа. Танцовщица уверяет подругу, что ей неинтересны его ухаживания, и она предлагает разыграть ее мужа, пожилого дачника и его жену. Смысл шутки таков: балерина переодевается в костюм партнёра и идёт на свидание с женой дачника. Партнёр, переодевшись в балерину, должен встретиться с дачником, а Зина, облачившись в костюм балерины, пойдёт к своему мужу. Замысел одурачивания всеобще одобряется.

(Интересно, сколько раз вам пришлось перечитать абзац выше, чтобы понять, о чем речь? Напишите в комментариях)

Действующие лица

Описание


Действие спектакля происходит в тридцатые годы двадцатого века в колхозе, расположенном в одном из районов Северного Кавказа.

Артисты приехали, и вдруг среди прибывших гостей Зина узнаёт старую знакомую, вместе с которой она когда-то занималась в балетной школе. Вероятно, что-то непредвиденное случилось в жизни девушки, ведь после окончания хореографического училища она оставила мечту стать профессиональной танцовщицей, вышла замуж и с супругом уехала работать в колхоз. Давние приятельницы, ненадолго уединившись, оживлённо начинают вспоминать былые годы учёбы. Вскоре к ним подходит Пётр. Агроному очень понравилась городская артистка и он сам, того не замечая, начинает ухаживать за гостьей, чем вызывает у жены чувство ревности.

Потом артистов повезли в одну из полеводческих бригад, где их уже с нетерпением ждут колхозники. После знакомства начинается импровизированная торжественная часть, на которой, приветствуя передовиков производства, гости дарят им ценные подарки. Небольшая официальная часть плавно перетекает в задорные танцы, в которых принимают участие не только работники колхоза, но и подоспевшие на гулянье любопытные дачники. Развеселившийся Гаврилыч уговаривает гостей, чтобы и они станцевали перед селянами. Импровизированный танец артистов на каждого зрителя производит своё особое впечатление. Жена дачника не может оторвать взора от партнёра балерины, а пожилой дачник и Пётр от балерины. Агроном был так очарован эффектной артисткой, что теперь его скромная жена казалась ему совсем непривлекательной. Заметив увлечение мужа, Зина сильно расстраивается, а окружающие тем временем продолжают танцевать и радостно веселиться.


Наступает вечер, и колхозники приглашают гостей пройти к столу покушать. Когда все расходятся, пожилой дачник просит свидания у балерины, а его жена тем временем назначает встречу партнёру танцовщицы. Затем Пётр демонстративно провожает городскую гостью, а Зина настолько этим огорчена, что не в силах сдержать своих слёз. Гаврилыч и оставшиеся молодые люди утешают девушку, но вдруг, видно почувствовав неладное, возвращается артистка. Она заверяет свою бывшую приятельницу, что Петр ей совершенно безразличен, и на ухаживания агронома балерина отвечать не собирается. При этом артистка уговаривает Зину рассказать односельчанам о своём танцевальном таланте. Девушка соглашается и демонстрирует собравшимся в тот момент людям свои хореографические способности.

Неожиданно балерине приходит в голову идея. Она предлагает разыграть Петра, а заодно пожилого дачника и его жену. Смысл шутки таков: балерина переодевается в костюм партнёра и идёт на свидание с женой дачника. Партнёр, переодевшись в балерину, должен встретиться с дачником, а Зина, облачившись в костюм балерины, пойдёт к своему мужу. Замысел одурачивания всеобще одобряется.

Наступает ночь. Сельская молодёжь собралась на посиделки. К ним присоединяются прибывшие столичные артисты и дачники. Пётр, пожилой дачник и его жена незаметно напоминают своим пассиям о ночных свиданиях. Заметив это, молодые люди решают приступить к осуществлению задуманного плана. Все определённые ранее герои начинают переодеваться: балерина в костюм партнёра, партнёр и Зина принимают образ балерины. И даже колхозный тракторист Коля, натянув на себя костюм собаки, очень хочет поучаствовать в розыгрыше. Между тем девушка Галя жалуется присутствующим, что она тоже приглашена на свидание приезжим гармонистом, и это ей совсем не нравиться. Молниеносно было принято решение подшутить и над музыкантом, а потому на встречу с гармонистом Галя пойдёт с Колей-собакой. На свидании Коля изображал злого пса и постоянно кидался на неудачливого ухажёра, который впоследствии всё же понял, что над ним весело подшутили.


В установленное место на свидание с балериной приходит пожилой дачник. Там же назначила встречу с партнёром балерины и жена дачника. Заметив своего мужа, она притаилась среди деревьев и стала наблюдать за тем, как её благоверный обхаживает прекрасную танцовщицу. На самом деле это переодетый в женское платье партнёр балерины, но в темноте дачник не заметил подмены. Всё происходящее не нравиться жене дачника, которая прогоняет своего муженька палкой, а её пугает страшная собака. Однако вскоре в костюме танцовщика появляется балерина, которая едко издеваясь над дачницей, уводит её. Теперь настало время свидания Петра и балерины. На эту встречу по шутливому заговору приходит Зина, переодетая в столичную гостью. Пётр не узнаёт свою жену, а она в свою очередь шутит, дразнит его и в конечном итоге таинственно исчезает.

Наступает утро праздничного дня. Пётр с нетерпением ждёт выступления балерины, которая ему очень понравилась. Однако на сцену выходят не одна, а две одинаковые танцовщицы, лица которых закрыты масками. После окончания танца взволнованный Пётр направляется к артисткам. Маски снимаются. Тайна раскрыта. Агроном, догадавшись, как его разыграли, смущённо просит у своей жены прощения. Пётр осознал, что его жена Зина не только прекрасна, но и талантлива. Праздник в самом разгаре. Все весело продолжают отмечать День урожая.

Фото:

Минкус Баядерка
Баядерка краткое содержание



Интересные факты

К концу 1934 года двадцативосьмилетний Шостакович был весьма именитым композитором, чьи произведения с успехом исполнялись не только в России, но и за её пределами. Ко всему прочему в его окружении встречались известные люди, в той или иной степени связанные с политикой. Дмитрий имел дружеские отношения не только с маршалом Тухачевским и знаменитым режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, но также и с другими ведущими деятелями культуры, которые открыто сотрудничали с новой советской властью. Незаметно Шостакович попал под наблюдение представителей из Кремля, стремящихся сделать из него композитора, подчиняющегося указаниям власти.

Дмитрий Шостакович

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Комедийный балет в 3 актах (4 картинах).

Композитор Д. Шостакович, сценаристы Ф. Лопухов и А. Пиотровский, балетмейстер Ф. Лопухов, художник М. Бобышов, дирижер П. Фельдт.

Премьера состоялась 4 апреля 1935 года в ленинградском Малом оперном театре.

Действующие лица:

  • Зина, затейница
  • Петр, агроном-практикант
  • Классическая танцовщица
  • Классический танцовщик
  • Модест Петрович, пожилой дачник
  • Его жена, молодящаяся дачница
  • Гаврилыч, старый колхозник
  • Узбек
  • Кубанец
  • Кавказец
  • Галя, школьница
  • Гармонист
  • Доярка
  • Колька, тракторист
  • Артисты

3. Праздник урожая. Все ждут выступления гостей. К изумлению Петра на эстраде с Партнером танцуют две балерины. В одной из блестящих танцовщиц он узнает свою работящую скромницу жену. Он умоляет о прощении и получает его. Прибегает каяться Дачник, над ним смеются. Праздник завершается общими танцами.

А. Деген, И. Ступников

. Группа советских артистов едет на Кубань, где она встречается с кубанскими колхозниками. Эта встреча происходит впервые. Колхозники, полагая сперва в артистах людей какой-то иной, незнакомой сферы, не знают, как и с какой стороны к ним подойти. И артисты не сразу находят с колхозниками общий язык.

Очень скоро, впрочем, обе стороны выясняют массу общих точек соприкосновения. Те и другие строят социалистическую жизнь: первые – в колхозе, другие – на фронте искусства. Любовные перипетии, возникшие на лоне кубанской природы, еще больше сближают обе бригады – колхозную и актерскую.

Сюжет этот – очень простой и незамысловатый – талантливо разработан культурнейшим знатоком театра и балетной драматургии А. Пиотровским. А участие такого своеобразного мастера, как балетмейстер Ф. Лопухов, и художника М. Бобышева, сделавшего прекрасный макет, позволяет рассчитывать на яркое, колоритное зрелище.

Музыка в этом балете, на мой взгляд, весела, легка, развлекательна и, главное, танцевальна. Я намеренно старался найти здесь ясный, простой язык, одинаково доступный для зрителя и исполнителя. Танцевать на ритмически и мелодически рыхлом материале, по-моему, не только трудно, попросту — невозможно.

Я считаю глубоко неправильными попытки подменять настоящий балет неким суррогатом драматизированной пантомимы. Мне довелось однажды видеть в Ленинграде (это было несколько лет назад) вечер талантливого ленинградского балетмейстера Якобсона (сейчас он работает в Москве), отрицавшего в ту пору примат танца в балете и сводившего балет к сплошной пантомиме. Признаюсь, эта идея, реализованная на деле, показалась мне мало убедительной.

Я не могу поручиться, конечно, что и третья попытка не окажется неудачной, но даже и тогда это ни в коем случае не отвратит меня от намерения и в четвертый раз взяться за сочинение советского балета.


на музыку Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин


на музыку Жоржа Бизе


на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина


на музыку Кнудаге Риисагера по произведениям Карла Черни









Пётр Чайковский; группа 79D











на музыку Эвы Кроссман-Хехт и Иоганна Себастьяна Баха


на музыку Иоганна Себастьяна Баха


на музыку Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама)


на музыку Петра Чайковского



на музыку Дмитрия Шостаковича



на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара




на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского


на музыку Сергея Прокофьева



Херман Северин Левенскольд



Премьера состоялась 18 апреля 2003

Либретто Адриана Пиотровского и Федора Лопухова





Фото Дамира Юсупова.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Михаила Логвинова.


Фото Михаила Логвинова.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Павла Рычкова.


Фото Елены Фетисовой.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Михаила Логвинова.


Фото Михаила Логвинова.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Батыра Аннадурдыева.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Дамира Юсупова.


Фото Дамира Юсупова.

Действие I

Картина 1

Маленький, потерявшийся в степях полустанок на одной из железнодорожных веток Северного Кавказа. Ранняя осень. Окрестные колхозы кончили уборку хлебов и осенний сев.

Содержание

Либретто

Балет ставил своей целью удовлетворить интересам и идеям новой власти и реализовать её лозунги, в частности, лозунг о стирании грани между искусством профессионалов и самодеятельностью [1] .

Такая прямая иллюстрация советского лозунга могла расцениваться как острый сатирический памфлет.

Действующие лица

Примечания

Ссылки

Золотой век · Болт · Светлый ручей

Анна Каренина (2004) • Болт (2005) • Взбитые сливки (1994) • Золушка (2002) • Игра в карты (2005) • Конёк-Горбунок (2009) • Светлый ручей (2003) • Сны о Японии (1998) • Средний дуэт (1998) • Утраченные иллюзии (2011)

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Дмитрия Шостаковича
  • Балеты Лопухова
  • Балеты Ратманского
  • Балеты 1935 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Светлый ручей" в других словарях:

Светлый (ручей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Светлый. Светлый ручей Характеристика Длина 12 км Бассейн Камчатский залив Водоток Устье река Максимовка (приток Камчатки) … Википедия

"Светлый ручей" — СВÉТЛЫЙ РУЧÉЙ , балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Д. Д. Шостакович, сцен. Ф. В. Лопухов и А. И. Пиотровский. 4.4.1935, Ленингр. Малый т р, балетм. Лопухов, худ. М. П. Бобышов, дирижёр П. Э. Фельдт; Зина – З. А. Васильева, Пётр – П. А.… … Балет. Энциклопедия

Светлый — Светлый топоним: Содержание 1 Белоруссия 2 Молдавия 3 Россия 4 Другое … Википедия

ручей — веселый (Дмитриева); говорливый (Жуковский, Коринфский); гремучий (Надсон); дремлющий (Минский); журчащий (Величко, Ратгауз); звенящий (Белоусов); звонкий (Бальмонт, Хомяков); игривый (Козлов, Федор. Давыдов); кристальный (Майков); сверкающий… … Словарь эпитетов

Светлый Яр (Ростовская область) — У этого топонима есть и другие значения, см. Светлый Яр (значения). Посёлок Светлый Яр Страна РоссияРоссия … Википедия

Светлый — ая, ое; тел, тла, тло, светлы и светлы. 1. Излучающий сильный свет (об источнике света). С ая лампочка. С ое солнце. С ая луна. 2. Хорошо освещённый, наполненный светом. С ая комната. С ая лунная ночь. С. день. С ое время суток. 3. Блестящий,… … Энциклопедический словарь

светлый — ая, ое; тел, тла/, тло, све/тлы и светлы/. см. тж. светлым светло, светло, светлость 1) Излучающий сильный свет (об источнике света) С ая лампочка. С ое солнце. С ая луна. 2) … Словарь многих выражений

Чистый Ручей (Кагальницкий район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чистый Ручей. Посёлок Чистый Ручей Страна РоссияРоссия … Википедия

Шостакович Д. Д. — Дмитрий Дмитриевич (12 (25) IX 1906, Петербург 9 VIII 1975, Москва) сов. композитор, пианист, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1966). Д р искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1960. Деп. Верх.… … Музыкальная энциклопедия

Читайте также: