Бахтин хронотоп краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Кудряшов Игорь Александрович,
д.филол.н. профессор кафедры теории языка и русского языка
Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

Бессонова Татьяна Михайловна,
магистрант Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

КОНЦЕПЦИЯ ХРОНОТОПА М.М. БАХТИНА: ИСТОРИЯ, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 20-30 гг. прошлого столетия в советской психологии и лингвистике был сформулирован особый подход к исследованию проблемы взаимодействия языка и мышления, в рамках которого социальный аспект коммуникативной деятельности и диалога предстает парадигматическим (М.М. Бахтин; В.Н. Волошинов; Л.С. Выготский; Л.П. Якубинский). В рамках данного аспекта язык интерпретируется как проявление диалогической деятельности и социальной активности собеседников, речь занимает приоритетное положение по отношению к мышлению, а высказывание как продукт диалога имманентно является оценочным (Выготский, 1956; Якубинский, 1986).

Все формы речи реализуются в соответствии с характеристиками адресата, непосредственно присутствующего/ отсутствующего в момент инициации высказывания (Л.С Выготский, Л.П. Якубинский), а языковые формы существуют как голоса Других (М.М. Бахтин), которые в дальнейшем могут цитироваться, видоизменяться и разнообразиться в высказываниях других голосов. Вследствие того, что языковые формы мигрируют от одного речевого события к другому речевому событию, приобретая разнообразные формы, высказывания потенциально становятся формой выражения многоголосия, одновременно манифестируя несколько точек зрения, в обязательном порядке требуют ответной реакции. Внутренняя речь/ диалог – предварительное условие реализации письменной речи, повествовательных форм.

Ключевую роль в понимании представлений М.М. Бахтина о повествовательных формах и их эволюции занимает понятие хронотопа, учитывающего специфические взаимоотношения темпоральной и пространственной оси повествовательного текста. Исходно разработанная как аналитический инструмент установления специфики романного повествования, концепция хронотопа в настоящий момент интерпретируется как концептуальный механизм для исследовательского углубления разнообразных сфер нарротологии, теории восприятия, когнитивных подходов к литературному тексту и даже гендерных исследований.

Таким образом, главным допущением М.М. Бахтина предстает идея о том, что повествовательные тексты формируются не только последовательностью диегетических событий и речевых актов, но также – и возможно, в первую очередь – конструированием особого виртуального мира хронотопа. Как указывает сам исследователь, эпистемологические основания подобной концепции повествовательного времени и пространства уходят своими корнями как в философию Эммануила Канта, так и теорию относительности Альберта Эйнштейна. Из воззрений Э. Канта М.М. Бахтин заимствует мысль о том, что время и пространство, по существу, являются категориями, с опорой на которые человек воспринимает (в акте перцепции) и структурирует окружающий мир и, следовательно, они предстают неотъемлемыми формами познания.

Поскольку рассматриваемые нами категории, по М.М. Бахтину, не образуют трансцендентных абстракций, а являются формами наиболее близкой реальности, в отдельных интерпретациях философский компонент бахтинской теории определяется сквозь призму неокантианских воззрений. Б. Шольц, однако, убедительно показал, что Э. Кант и М.М. Бахтин – в зависимости от фокуса своих научных интересов – квалифицируют время и пространство в сходном исследовательском ключе. Если Э. Кант – через время и пространство – предпринимает попытку разобраться в универсальной системе человеческого восприятия, то М.М. Бахтин осуществлял поиск исторических свидетельств подобной перцептивной деятельности в том виде, в котором эта деятельность манифестируется в художественных текстах (Scholz, 2003, 155).

Достижения в математике и физике, современные М.М. Бахтину, стали веским основанием для таких воззрений, в соответствии с которыми природа пространственно-временных конфигураций в повествовательных мирах – не совсем идентичных пониманию пространства и времени А. Эйнштейном (время как четвертое измерение пространства) – не имеет ничего общего с принципами теории относительности. Во-первых, как в физическом, так и в виртуальных мирах, как мы уже отметили, наблюдается внутренняя взаимозависимость пространства и времени, поскольку в обеих сферах хронология не может быть отделена от событий, как справедливо и обратное.

Событие – единица диалогического характера, в равной степени как и соотношение: какое-либо событие происходит только тогда, когда имеет место какое-либо другое событие, сравнение этих событий выявляет факты изменений во времени и пространстве. Во-вторых, существует множество представлений о пространстве и времени. В математике, например, якобы универсальная система геометрии Эвклида утратила свое монопольное положение, когда Н.И. Лобачевский разработал принципы многомерной геометрии: согласно М.М. Бахтину, то, что истинно для геометрических систем пространства, оказывается также истинным для хронотопов. Различные аспекты и закономерности Вселенной не могут действовать в рамках одного и того же хронотопа.

Разрабатывая теорию хронотопа, М.М. Бахтин также испытал влияние со стороны воззрений Ю.М. Лотмана, а также функционально-динамического подхода, который был действенным в филологии в 1920-х годов. Этот подход, нашедший непосредственное отражение в трудах Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума и др., был нацелен на выявление специфической синхронной и диахронной динамики художественного текста в рамках глобального культурно-социального контекста.

В своих научных сочинениях М.М. Бахтин не дает четкого и системного определения понятию хронотопа. Мыслитель, отталкиваясь от первоначальных замечаний, переходит к чередованию иллюстративных примеров и последующих обобщений. В результате объект исследования каждый раз приобретает новое содержание. Возможно, в связи с этим в современных теориях языка и культуры обнаруживаются разнообразные подходы к исследованию хронотопа (Иванцов, 2007; Летина, 2009; Морозов, 2007 и др.).

1) обладают повествовательным значением, участием в формировании сюжета текста;

2) репрезентационным значением;

3) обеспечивают основу для разграничения различных типов текста;

4) имеют семантическое значение (Бахтин, 1975, 234-407).

В данной главе в качестве хронотопной рассматривается даже внутренняя форма слова. Возможно, как следствие этого modus operandi М.М. Бахтина породил в лингвистике текста многообразие терминов, имеющих непосредственное отношение к хронотопам как литературным феноменам на различных уровнях абстракции. В частности, исследователи говорят о второстепенных и главных хронотопах, хронотопных мотивах, хронотопах литературных жанров, микрохронотопах, случайных и локальных хронотопах и т.д. Как представляется, при учете разнообразных типов хронотопов, анализируемых в современной лингвистике текста, можно выделить четыре важных уровней абстракции.

(3) Взаимодействие между конкретными хронотопными единицами повествования, как правило, формирует доминирующие (всеобъемлющие) хронотопы, в рамках которых наблюдается унификация конкурирующих друг с другом локальных хронотопов на уровне одного и того же текста.

(4) Действенным оказывается и обратная закономерность: доминирующие хронотопы, в свою очередь, могут быть подразделены на классы абстрактных родовых хронотопов.

Мыслитель утверждает, что каждый литературный жанр кодифицирует особый взгляд на объективный мир, который частично определяется своим хронотопом. Другими словами, пространственные и временные конфигурации каждого жанра по большей части предопределяют действия вымышленных персонажей. Конфликт и одновременное взаимодействие с альтернативными хронотопами и представлениями об объективном мире придают литературным хронотопам особый динамический характер. Разновременность – пространственно-временной эквивалент языковой гетероглоссии. Гетероглоссный конфликт, столкновение пространственно-временных конфигураций в рамках одного текста или серии текстов, обеспечивает основание для диалогического освещения контрастирующих представлений об объективном мире, противоборствующих картин мира.

Исследовательская оценка повествовательных жанров, осуществленная М.М. Бахтиным, внесло теоретический вклад в:

1) традицию исследования данных жанров, которая до этого не в полной мере учитывала когнитивную функциональность литературных жанров;

2) представления о том, что фиксированные поэтические и нарративные структуры должны интерпретироваться как средства хранения и передачи человеческого опыта и знаний.

С методологической точки зрения возможности определения доминирующего хронотопа в конкретном тексте, а поэтому и жанра этого текста затрагивают несколько важных вопросов. Современные последователи теории М.М. Бахтина единодушны в том, что доминирующие хронотопы являются не чем иным как надтекстовыми сущностями, как впечатление, которое закрепляется в сознании читателя в процессе восприятия повествовательных стратегий автора. Хронотоп реконструируется в читательском воображении, является означаемым текста.

Другими словами, тексты, которые в процессе восприятия порождают сходное впечатление (в плане специфики отражаемого виртуального мира), обладают тем же самым хронотопом. Категоризация повествовательных текстов осуществляется с учетом тех текстуальных стратегий, которые предстают характеристиками особого хронотопа. В связи с этим, феномен хронотопа активно исследуется в таких современных направлениях, изучающих текст, как нарратология, теория восприятия, герменевтика.

В современной лингвистике активно реализуется комбинирование теории хронотопа художественного текста, разработанной М.М. Бахтиным, с целым рядом исследовательских перспектив. Анализ воззрений М.М. Бахтина на процесс порождения и интерпретации текста выявляют их функционально-системную предопределенность. Концепция хронотопа обладает действенным потенциалом при исследовании одной из фундаментальных проблем системно-теоретического взгляда на текстопорождение, связанной с тем, как системные принципы могут активно задействоваться в методологическом отношении.

Представляется, что ключевую роль в текущих исследованиях по лингвистике текста должны занять следующие положения бахтинской теории хронотопа:

1) разграничение мира, изображающего текст, и мира, изображенного в тексте;

2) хронотопы могут быть соотнесены с изобразительными возможностями языка, в результате чего они формируют в тексте сложные диалогические отношения;

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1986. Т.5. Работы 1940-1960 гг.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5. Иванцов В.В. Пространственно-временная организация художественного мира В.С. Маканина: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2007.

6. Летина Н.Н. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (XVIII-XX вв.): дис. … докт. культурологических наук. Ярославль, 2009.

7. Морозов Д.В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова (1920-1930 гг.): дис. … канд. филол. наук. Кострома, 2007.

8. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Язык и его функционирование: Избранные работы. М., 1986.

9. Morris Pam (ed.). The Bakhtin Reader: Selected Writings of Bakhtin, Medvedev,
Voloshinov. With a glossary compiled by Graham Roberts. London / New York /
Melbourne / Auckland, 1994.

10. Morson G. S., Emerson С. Mikhail Bakhtin: Creation of a Prosaics. Stanford, CA, 1990.

Читайте также: