Атланты и кариатиды краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Сюжет

В ролях

    Максим Ефтихиевич Карнач, главный архитектор городаГерасим Петрович Игнатович, секретарь горкомаСосновский Леонид Минович, секретарь обкомаДарья Макаровна Карнач, жена Максима КарначаПал Палыч Кислюк, председатель исполкомаГалина Владимировна, секретарь ИгнатовичаГанна Титовна ПрабабкинаШугачев Виктор, архитектор, друг Максима

Критика и отзывы

Примечания

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 1980 года
  • Фильмы СССР 1980 года
  • Фильмы-драмы СССР
  • Фильмы-драмы Белоруссии
  • Экранизации произведений Ивана Шамякина

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Атланты и кариатиды (фильм)" в других словарях:

Десницкий, Сергей Глебович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Десницкий. Сергей Десницкий Имя при рождении: Сергей Глебович Десницкий Дата рождения: 4 апреля 1941(1941 04 04) (71 год) … Википедия

Евстигнеев, Евгений Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Евстигнеев. Евгений Евстигнеев Фотографический портрет Евгения Евстигнеева … Википедия

Евгений Александрович Евстигнеев — Евгений Евстигнеев Кадр из фильма Собачье сердце Имя при рождении: Евгений Александрович Евстигнеев Дата рождения: 9 октября 1926 … Википедия

Евгений Евстигнеев — Кадр из фильма Собачье сердце Имя при рождении: Евгений Александрович Евстигнеев Дата рождения: 9 октября 1926 … Википедия

Евстигнеев, Евгений — Евгений Евстигнеев Кадр из фильма Собачье сердце Имя при рождении: Евгений Александрович Евстигнеев Дата рождения: 9 октября 1926 … Википедия

Евстигнеев Е. — Евгений Евстигнеев Кадр из фильма Собачье сердце Имя при рождении: Евгений Александрович Евстигнеев Дата рождения: 9 октября 1926 … Википедия

Евстигнеев Евгений Александрович — Евгений Евстигнеев Кадр из фильма Собачье сердце Имя при рождении: Евгений Александрович Евстигнеев Дата рождения: 9 октября 1926 … Википедия

Евстигнеев Е. А. — Евгений Евстигнеев Кадр из фильма Собачье сердце Имя при рождении: Евгений Александрович Евстигнеев Дата рождения: 9 октября 1926 … Википедия

Лебедев, Александр Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лебедев. Александр Лебедев Имя при рождении: Александр Иванович Лебедев Дата рождения: 26 декабря 1930(1930 12 26) (80 лет) … Википедия

Атланты и кариатиды кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

содержание серий

последнее обновление информации: 08.09.20

кадры из фильма >>

Атланты и кариатиды (1980) фотографии

Атланты и кариатиды (1980) фотографии

Атланты и кариатиды (1980) фотографии

Атланты и кариатиды (1980) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Чудесный фильм - свидетельство быта, атмосферы, морали советской эпохи. Очень спокойно, общественное согласие и стабильность. Как нам это вернуть? читать далее>>

Есть удачные фильмы на производственную (говоря "в общем") тему. Есть неудачные. Этот фильм - неудачный. Не то что бы полный провал. Но и не шедевр. Так себе. Самое запоминающееся в нём - это. читать далее>>

Фильм не смотрела, но читала роман Шамякина, даже 2 раза. Великолепный роман! Читается на одном дыхании, очень интересный. Надо посмотреть и сравнить. Честно говоря, по описанию Евгений Лазарев как-то. читать далее>>

Мне не особенно. Накрашенные тетки в париках. Лазарева так усиленно старили, а Ларионова рядом с ним как мамаша выглядит. Треш. Но хорошо что посмотрела. Ретро же. читать далее>>

Иван Шамякин - Атланты и кариатиды

Иван Шамякин - Атланты и кариатиды краткое содержание

Атланты и кариатиды - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Атланты и кариатиды

Фото

Роман

Улица встретила неприветливо. Северный ветер резанул по лицу первым зарядом снежной крупы — коротким, как автоматная очередь. Изодранные ветром, стылые до свинцового блеска тучи стремительно неслись над городом, казалось, совсем низко — над крышами, над мачтами искусных литых светильников. Кстати, светильники эти сконструировал он, Карнач, и немало испортил крови и себе, и Аноху, и кой-кому еще, пока добился, чтоб завод взял заказ на их отливку.

В просветы меж туч смотрят звезды, по-зимнему яркие. Даже светильники, которые здесь, у подъезда дворцу льют на асфальт столько белого бестеневого света, не ослабляют яркости звезд. Летом тут, у фонарей, звезд почти нельзя разглядеть.

Ветер срывал последние листья со старых лип и молодых каштанов и гнал их от сквера к гранитной лестнице главного подъезда. Днем шел дождь, опавшие раньше листья примерзли к асфальту, а те, что слетали сейчас, подсохли на деревьях и с шорохом катились через улицу в поисках затишка.

Обычно после таких больших собраний кто-нибудь предлагал поужинать, и набиралась большая компания, которая сперва шумела в ресторане, а потом закатывалась к кому-нибудь домой — у кого жена поласковее и терпимее относится к ночным визитам.

Сегодня никто его не пригласил. Одни прошмыгивали мимо, будто бы не видя, другие торопливо прощались, вежливо касаясь пальцами шляпы. И Максим еще чувствовал, как странно и непривычно ослабели ноги, когда спускался со сцены после самоотвода. Противное ощущение. И на миг как бы остановилось сердце, когда увидел, как дружно взлетели вверх руки — лес рук. Взлетели, казалось, с радостью, мстительно. Да, могли и мстить, особенно те, кому очень хотелось попасть в высокий орган, кто считал, что его незаслуженно обошли. Такие могли подумать: нашелся смельчак, цену себе набивает, рекламу делает. Когда объявили перерыв, многие стояли в проходе и пропускали тех, кто шел из первых рядов; его бесцеремонно разглядывали, как, вероятно, разглядывали бы человека, совершившего подвиг или, наоборот, учинившего дебош.

Такое повышенное любопытство нервировало.

А Витька Шугачев накинулся, когда он, Максим, в туалете, помыв руки, причесывался перед зеркалом, любуясь, как хорошо выглядят белоснежные раковины на фоне черного кафеля.

Тогда, после Витькиного взрыва, подумал, что, пожалуй, что-то он сделал не так. Можно бы по-иному: сказать, например, Герасиму до конференции. Нет, не мог он сказать об этом свояку, потому что не знал, рекомендуют ли его. Давать себе отвод, не будучи выдвинутым, смешно, Игнатович мог подумать, что он таким манером напрашивается в состав комитета.

Теперь, когда знакомые проходили мимо, снова подумал, что своим самоотводом он как бы отдалил себя от определенного круга людей.

Человек легко поддается нахлынувшему настроению, когда свежие эмоции берут верх над тем, что установилось в результате долгих размышлений, многолетнего умственного труда, традиций, обычаев, воздействия постоянной среды. Не раз случалось, что уже на другой день он смеялся над своими вчерашними увлечениями, страхами, выводами или сомнениями, внезапными симпатиями и антипатиями.

Что будет завтра, увидим завтра. А сегодня здесь, под козырьком входа во дворец, на площадке, залитой ярким светом, он почувствовал себя неуютно, одиноко, стало холодно и грустно. Куда пойти? С кем, к кому? Захотелось вернуться назад за стеклянные двери, в теплое фойе, в просторный, темный сейчас зал. Если б можно было, он с удовольствием остался бы здесь, хоть раз один на один со своим творением без комиссий, без шумной толпы — так, как оставался с ним долгими ночами, когда работал над проектом. Тогда он был полный и единоличный владелец дворца. Осмотреть бы не спеша все до мелочей, до деталей: как осуществили строители его замысел, что сделано так, как он представлял еще четыре года назад, когда дворец существовал лишь в его воображении, а что не так, что сделано лучше, что хуже. Но тут же посмеялся над своим желанием. А зачем осматривать? Что он может изменить? Теперь уже хозяин не он, плодами его труда, таланта пользуется множество людей. В этом суть.

Вчера утром он шел сюда не без волнения. Всегда считал, что подлинную радость ему приносит лишь творческий процесс, а не результат его. Однако вчера, как никогда раньше, ему хотелось посмотреть, как примут дворец первые посетители — партийный актив. Конечно, хотелось услышать слова одобрения, может быть, восторга. Посетители приняли просто, как и надлежит хозяевам: нынешний народ не удивишь ни объемами, ни отделкой внешней и внутренней, ни интерьером, ни освещением. А те тонкости, те детали, которые придают зданию архитектурную неповторимость и ставят его в ряд явлений искусства, не каждый сразу замечает. Нужно известное время, может быть, мнение специалистов, знатоков, и лишь потом придут школьники, студенты, приедут туристы и будут слушать гидов, разинув рты и высоко задрав головы, чтоб разглядеть своеобразный архитрав, фриз, капитель или еще какую-нибудь архитектурную деталь.

Оценки за два дня, пока шла конференция, он слышал разве что такие:

Но было это после выдвижения кандидатур, и Максим хорошо помнил, что за два дня сталкивался с полковником много раз.

Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пликоры, и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны.

В афинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420- 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин.

Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

И развалинах колоссальною храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания.

В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

А история возникновения кариатид такова.

Греческая легенда гласит о том, что жители области Кария (на юго-западе Малой Азии) были обвинены в измене родине. Все мужское население было истреблено, а женщин продали в рабство. Женщин из знатного рода заставляли выполнять тяжелую работу — переносить тяжести, а в знак унижения и позора им не разрешали снимать богатые головные уборы, которые раньше указывали на их принадлежность к высшему обществу.

Греки дают и другое объяснение происхождения этого слова, сравнивая женские фигуры с канеферами, носительницами корзин. Эти молодые девушки были служительницами храма богини Афины Паллады. Они принимали участие в торжественных шествиях и жертвоприношениях.

Мы не будем утверждать или отрицать правильность этих суждений. Ясно одно: созданные зодчим кариатиды храма Эрехтейон наделены женской краортри, изяществом, грацией и на протяжении тысячелетий продолжают восхищать людей.


храм Эрехтейон

Во время прогулок по Петербургу мы регулярно встречаемся с его бессменными жителями — атлантами и кариатидами. Они не присоединяются к нам, поскольку не могут отлучиться от своей работы — поддерживать здания. KudaGo продолжает серию материалов о деталях городской архитектуры и приглашает лучше узнать его каменных обитателей. Мы расскажем, откуда они к нам прибыли, в чём важность их труда и где познакомиться с самыми интересными представителями.


Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.

Читайте также: