Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет в детском саду в стихах про осень

Обновлено: 05.07.2024

Белоусова Марина Александровна,

воспитатель высшей категории,

МАУДО «Детский сад №9 г. Ялуторовск

"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"

Сухомлинский В. А.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.

- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

- развивать художественно- творческие способности.

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

- воспитывать бережное отношение к природе.

1. Расширим знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе.

2. Пополним словарный запас детей;

3. Сформируем интерес к исследованиям, опытам, наблюдениям

Перспективный план проекта

Наблюдения: за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за сезонными изменениями, за осенней одеждой детей и взрослых.

Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков осени.

Труд: сбор осенних листочков для поделок, сбор мусора на участке, сгребание сухих листьев в кучи,уборка игрушек на свои места, сбор шишек для поделок.

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

1.Упражнение на дыхание:

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Пальчиковая игра "Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Пальчиковая игра "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

Речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Вот пришла осень в сад

(Дети двигаются по кругу, простыми шагами)

Листья желтые кружат

(Вытянув листочки перед собой, помахивают ими вправо и влево, поднимая руки над головой)

Желтые, красные,

Самые прекрасные.

(Кружатся, руки с листочками держат над головой)

Ветер, стой, не свисти

Листья незачем грести!

(помахивают листьями вправо и влево)

Листья мы не дадим -

(прячут листья за спиной)

Сами поиграть хотим!

(Листочки держат перед собой)

Игра "Дождик скачет по тропинке "

Дождик скачет по тропинке,

Намочил мои ботинки.

Будет капать до утра.

(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают "через лужи").

Под дождём промокнуть можно,

Всюду лужи, осторожно!

-Та-ра - ра, та-ра-ра,

-Видно, нам домой пора.

(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул"домик").

Мы на дождь в окно смотрели,

По стеклу звенят капели.

Не утихнет до утра.

(Дети "смотрят в окно", качая головами).

Используемая литература

2. В.В. Москаленко, Н.И. Крылова «Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2009.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам.

3.Упражнения для язычка:

1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев

Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

5.Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

опустить язык за нижние зубы.

1.Упражнение на дыхание:

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

2. Упражнения для язычка:

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый.

1.Упражнение на дыхание:

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц .

Упражнения для губ и щек.

Упражнения для языка.

2.Упражнения для язычка:

1.Упражнение на дыхание:

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц

Упражнения для щек и губ

Упражнения для языка

Будем мебель называть:

Дети глаза вверх.

Кресло, стул, диван, кровать,

Выполняют круговые движения.

Шкаф, комод и табурет.

Смотрят влево – вправо.

Я назвала всё, или нет?

Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам.

В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам.

И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки.

Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам.

4.Упражнения для язычка:

1.Мимические упражнения (дети показывают друг другу)

Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку.

Радость – купили новую посуду.

Неудовольствие – много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

3.Упражнения для губ, щек

4.Упражнения для языка

Чья “чашечка” глубже?

Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.

Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.

Чередовать артикуляционные позиции: “острый” язык и язык “чашечкой”.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник. Надули животик , одна рука – носик, другая – ручка. Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки. Присели, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются. Кружатся. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой. Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс. Развести руки ладонями вверх.

3.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

4.Упражнения для губ и щек

5.Упражнение для языка.

1.Упражнение на дыхание:

2. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

Поцокать широким язычком.

4.Упражнение для губ и щек

5.Упражнения для язычка:

1.Упражнения на дыхание:

Соберём в сугроб.

( Выдох через рот )

Чтоб не разлетались,

Накроем ручкой: Хлоп! ( Соответствующее движение ладошкой).

Ручки замёрзли? ( Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф)

( Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

Согреем мы их. ( Продолжить дуть тёплым воздухом.)

2.Упражнения для язычка:

У маленькой Вали.

В морозный денёк

Они алыми стали.

Сделаю я горочку,

Будет эта горочка

Едет с горочки язык.

Он кататься так привык:

Сверху – вниз, по нёбу,

К зубкам, не к сугробу!

Высунуть язык, положить на нижнюю губу.

Удерживать как можно дольше под счёт: один, два, три.

1.Упражнение на дыхание

3.Упражнение для жевательно - артикуляционных мышц

4.Упражнение для губ и щек

5.Упражнение для языка.

(педагог произносит текст, дети дышат: вдох носом, выдох носом)

Дышим носом с куклой Татой:

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Вместе нам учиться надо:

Носом – вдох, носом – выдох.

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз.

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

3.Упражнения для язычка:

1) Напряженный язык тянуть к носу, затем к подбородку.

2) За верхние и нижние резцы.

1.Упражнение на дыхание:

Ко мне на ладошку

Не боимся мы мороза!

Рассердился он на нас:

(Сдвинуть брови, насупиться.)

(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)

Дед Мороз повеселел,

(Весёлое выражение лица.)

Улыбнулся, и запел.

( Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.)

Выступал Мороз у ёлки,

(Беззвучное артикулирование гласных.)

Отморозил ей иголки…

Это было зимой, в конце декабря. На улице шёл снег, дул зимний ветер, который гонял снежинки.

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для мышц шеи

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Упражнения для губ и щек

Упражнения для языка

1.Упражнения на дыхание:

2.Упражнения для язычка:

- Почему сердит, Полкан?

- Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить, -

Всё! Не буду я служить!

Водит носиком по книжке:

-Почему не пахнут мышки,

Нарисованные в книжке?

Не могу я их поймать!

Лапой только: хвать да хвать!

Язычок ведь, как копытца, Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет, Лишь усердней цокать станет.

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

Жарко нашему Дружку:

(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)

Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком.)

1. Мимические упражнения.

2. Дыхательные упражнения.

след зайца взяла.

Зайке холодно в лесочке:

Греет лапки под кусточком.

3. Артикуляционные упражнения.

По болоту бежал,

в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

1-вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2-выдох. Повторить 3-4 раза.

2. Мимические упражнения:

Упражнения для мышц шеи

Шея жирафа длинна и гибка, ветки жираф достает свысока. (Н. Стожков)

Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц

Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

Упражнения для щек и губ

Упражнения для языка

Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Упражнение для языка

1.Упражнения на дыхание:

б) раскрыть рот с оскаленными зубами;

в) сомкнуть челюсти;

г) сомкнуть губы.

3.Упражнения для губ:

3.Упражнения для язычка:

Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов.

Воздушный десант- это сбрасывание с самолета солдат на парашютах. Если погода безветренная, парашютисты приземляются в нужное место без труда. Если же дует ветер, он уносит парашюты от места, где должен приземлиться десант.

2.Артикуляционно-дыха-тельные и мимические упражнения:

3.Упражнения для щек и губ:

4.Упражнения для язычка:

2.Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины . Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос . Произнесение звука с-с-с-с.

3.Упражнения для щек и губ.

Шторм на море . Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом . Перемещать язык из одного угла рта в другой.

4.Упражнения для языка.

И.п.: о.с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.

1.Упражнения на дыхание:

Дети произносят за педагогом звукосочетания, изображающие действия предметов труда, звучание машин.

“Воет” зубоврачебная машина: в-в-в. Чикают ножницы: чик-чик-чик. Стучит молоток: тук-тук-тук. Жужжит сверло: з-з-з. Визжит пила: вжик-вжик-вжик. Колокольчик звенит: динь-динь-динь. Дудочка дудит: ду-ду-ду. Стучит барабан: бам-бам-бам. Стучат колёса: тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та. Гудит мотоцикл: др-др-др. Сигналит машина: би-би-би. Поют песенку: ля-ля-ля.

После отдыха на речке друзья отправились домой.

Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад.

Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад.

Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам.

Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам.

А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону

1.Упражнения на дыхание:

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос),

Повторить 8 раз.

Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, потом опять в домик спрятался.

После этого увидел язычок светофор, у которого сверху вниз разные огни горят, стал язычок на них смотреть: красный желтый зеленый.

Дождался язычок зеленый сигнал светофора и перешел улицу, пришел в парк гулять и стал играть в мяч.

1.Упражнения на развитие дыхания и голоса:

4.Упражнение для щек и губ

5.Упражнения для языка:

В море живет рыба игла тоненькая, длинная. Носик у нее острый, как иголка, но уколоть никого не может – мягкий.

Эти рыбы пловцы некудышные. На голове есть присоски. Присосется прилипала к акуле и путешествует.

1.Упражнения на дыхание:

Космонавты обрадовались , когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились : неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.

3.Упражнения для щек и губ

4.Упражнения для языка:

Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами.

А сейчас полетим в космос на ракете.

Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.

Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

Нижняя челюсть неподвижна.

Ор-ор-ор – завели мотор!

Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза

Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам

Ручкой влево потянулась – поглаживают брови

Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.

А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам .

Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши .

4.Упражнения для щек и губ:

Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Конфетка. Поочередно надуваем щеки.

5.Упражнения для язычка:

Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

Артикуляционная гимнастика по теме

У меня есть шапка со звездой – ребром ладоней растирают лоб – вправо – влево.

Я боец отважный, молодой – указательными пальцами массируем крылья носа.

Вот я сяду ловко на коня – оттягивают мочки ушей вниз

И помчит далеко он меня – кончиками пальцев легко массируем щеки.

4. Упражнения для развития язычка:

-т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-т. Пулемет стреляет очень быстро.

Выполняем 10 — 15 секунд.

1.Упражнения на дыхание:

Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски.

Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем основание бровей.

Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам.

Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам.

3.Упражнения для язычка:

1.Упражнения на дыхание:

И.п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (роза раскрывается). Возвратиться в И.п. – выдох (выполнять в медленном темпе). Повторить 4-6 раз.

И.п. – сидя на гимнастической скамейке, плечи расслаблены. Подбородок приподнят. Кисти лежат на коленях. Вдох диафрагмой, медленный выдох ртом. Повторить 5-6 раз.

Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам,

Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз,

К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз,

Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями,

Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.

Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3).

Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.

Лето, лето к нам пришло,

стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

ходят ножки босиком.

Глубокий вдох, руки в стороны, продолжительный выдох

Нажмите, чтобы узнать подробности


Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Развитие физиологического дыхания

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).

Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.


Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

3. Упражнения для мышц шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону — вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом.



4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

5. Упражнение для губ и щек

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.



Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.



Упражнения для губ и щек

Развитие речевого дыхания и голоса

Яблоки падают на траву:

Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнения для языка




И спокойно подержи.

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Артикуляционная гимнастика.

Поиграйте с ребенком в сад. Скажите, что вы попали в яблоневый сад.

На носочки я встаю, яблочко я достаю.

С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.

Упражнения для щек и губ

Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы

Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая тол! нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу I нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье)

Ежик фыркает. Вибрация губ.

Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

А пчелы налетают,

Развитие речевого дыхания и голоса

А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

"Капуста"

Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)

И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")

Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)

Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)

В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)

Пальчиковая игра "Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Пальчиковая игра "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

Дыхательные упражнения

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…

Речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

1.Упражнение на дыхание:

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново

Всем детям раздаются листья из осеннего букета.

Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:

“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)

Налетел ветер, и листочки стали опадать.

Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).

Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подготовка к игре:

Для игры понадобятся 4 обруча большого диаметра красного, жёлтого, зелёного и коричневого цветов. Если нет обруча коричневого цвета, то обруч любого цвета оберните (обкручивайте вокруг обруча) коричневой лентой. Концы ленты закрепите скотчем.

Листья клёна, вырезанные из цветной бумаги тоже четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и коричневый, по количеству детей.

Цель игры: закрепление названий цветов, развитие быстроты реакции

Все обручи лежат на полу в разных частях комнаты. Каждый ребёнок держит один или два одинаковых по цвету кленовых листочков определённого цвета. Дети стоят все вместе в какой - то из частей комнаты и олицетворяют осеннее кленовое дерево.

Воспитатель: Подул ветер.

Дети поднимают одну руку (или две, в зависимости от количества листочков в руках) вверх с осенним листочком клёна и размахивают ими из стороны в сторону.

Под звуки музыки дети бегают по всей комнате врассыпную, размахивая листочками. Как только музыка (песенка) закончилась, дети должны забежать в центр обруча, который соответствует цвету листочков в руках.

Тот, кто забежал не в свой обруч, выходит из игры.

Игра повторяется несколько раз.

Дети делятся на две команды: одна команда – это "ягоды рябины", а другая команда - "птицы".

Команды детей выстраиваются в две шеренги и становятся напротив друг друга в разных частях комнаты или площадки для игры.

Команда птиц говорит такие слова:

«Ветер вдруг сильней подул,

Ягоды с рябины сдул.

Ветер ягоды гоняет,

Команда рябиновых ягод отвечает:

«Эти ягодки летят,

К птичкам в клювик не хотят.

Ягодки скорей, скорей,

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову.Наклоны туловища вправо и влево.)

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Музыкальные игры

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

⭐

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА по теме: Лес осенью

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.

Порадовался лесным ароматам и пошел прогуляться. Шел-шел и пришел к "Мишкиной берлоге". Широко открываем рот, показываем, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрываем и закрываем рот.

Посмотрел на мишку и пошел дальше. Огляделся, а вокруг брусники видимо-невидимо!

А вот и хомячок нам улыбается. Он к зиме готовится, несет в норку запасы.

Отправился наш язычок дальше и попал в густую чащу.

Нелегко ему идти через завалы и буреломы.

Но что это рыженькое мелькнуло средь ветвей? Да это наша старая знакомая - белочка!

Язычок уже порядком устал и проголодался. Белочка угостила его вкусными лесными орешками. Он съел их и поблагодарил. А теперь нужно почистить зубки!

Читайте также: