Артаксеркс опера винчи краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Понятно, что для европейского зрителя и слушателя сюжетные локализации обеих опер выглядят не более чем экзотическими абстракциями.

Однако визуальные абстракции нынешних фестивальных постановок, вписанные в каменное окружение внутреннего дворика Palazzo Ducale и естественный архитектурный интерьер его уникальной сцены под открытым небом, экзотически яркими вряд ли назовешь.

…Заговор против принца Артаксеркса идет полным ходом:

Ну, скажите, как за всё это не любить барочную оперу?

Основной акцент его драматургии — роковая судьба Заиры, типичной романтической героини с французскими корнями, но пересаженными на итальянскую музыкальную почву, героини несчастной, страдающей и, в конце концов, умирающей. По воле случая еще ребенком она попадает в плен и становится наложницей в гареме турецкого султана Оросмана: дело, как водится, происходит во времена некоего Крестового похода, правда, к упомянутым выше XIV — XV векам, кажется, все эти походы давно уже успели кануть в Лету, но разве для старой доброй оперы это так важно.

Повзрослевшая главная героиня вынуждена сделать драматический выбор между вспыхнувшим в душе любовным чувством к врагу-мусульманину Оросману и долгом перед своей исконной христианской верой:

Но как бы то ни было,

Ее интонации взволнованны и страстны, ее фразировка и филировка звучания отчасти напоминают даже саму Кабалье в расцвете ее карьеры, кантилена певицы свободна и величественна, ее голос достаточно пластичен и подвижен.

Единственно, что пока настораживает, это весьма резкое звучание верхних нот, заметно выбивающееся из общей канвы весьма и весьма благодатных и оптимистичных впечатлений.

трактовка Анны Малавази была необычайно выразительной, стилистически выверенной, технически раскрепощенной,

так что не плениться яркой и сочной мелодической красотой созданного певицей образа было просто невозможно. Две звезды в этом спектакле сияли в окружении весьма привлекательных малых планет его мужской половины, поэтому свой немалый вклад в музыкальное очарование исполнения, безусловно, внесли и достаточно известный у нас итальянский бас-баритон Симоне Альбергини в партии Оросмана, и молодой итальянский лирический тенор Энеа Скала в партии Корасмина, и молодой итальянский бас Абрамо Розален в партии Лузиньяна…

Наше затянувшееся фестивальное путешествие закончилось…

Действие начинает в залитом лунным светом саду дворца Ксеркса. Мандане, дочь царя Ксеркса, и Абраче, сын царского генерала Артабано, любят друг друга. Ксеркс против их брака и изгоняет Абраче из дворца. Абраче взбирается по стене и проникает в сад. В то время как молодые влюбленные поют о любви друг к другу и об отчаянии от изгнания Абраче, прибывает Артабано, несущий окровавленный меч. Гнев на то, как Ксеркс обошелся с его сыном, и желание, чтобы Абраче стал царем, привели его к тому, что он убил Ксеркса. Артабано признается в убийстве Абраче и меняется с ним мечами.

В царском дворце объявлено о казни Дария. Однако Мегабизе (тоже влюбленный в Семиру) привел Абраче в оковах и объявил, что окровавленный меч, которым был убит Ксеркс, был найден у него. Абраче приговаривают к смерти. Однако Артаксеркс, давний друг Абраче, сомневается в его вине. Он выпускает Абраче из тюрьмы и позволяет ему бежать через тайный проход. Затем Мегабизе, поощряемый Артабано, решает возглавить восстание против Артаксеркса.

В Храме солнца Артаксеркс, окруженный придворными, клянется защищать права, законы и обычаи своих подданных и готов подкрепить это обещание, выпив из священной чаши, не зная, что Артабано отравил напиток. До того, как Артаксеркс отпил из чаши, приходит известие, что Мегабизе и его воины находятся у ворот дворца. Опасность отступает, когда Абраче убивает предателя, подтвердив Артаксерксу, что его друг невиновен. Но Артаксеркс предлагает выпить из священной чаши Абраче, чтобы тот доказал свою невиновность.

Теперь Артабано стоит перед дилеммой: смотреть, как умрет его сын, или сказать правду. Он сознается, что отравил чашу, намереваясь убить Артаксеркса, и что он убил Ксеркса. Артабано уводят в оковах. Артаксеркс из любви к Семире и благодарности к Абраче приговаривает их отца не к смерти, а к пожизненному изгнанию. Опера завершается соединением двух пар влюбленных и всеобщим ликованием.



Исполнители: Филипп Жарусски (контратенор) – Артаксеркс / Макс Эмануэль Ценчич (контратенор) – Мандана / Хуан Санчо (тенор) – Артабан / Франко Фаджоли (контратенор) – Арбак / Валер Барна-Сабадус (контратенор) – Семира / Юрий Миненко (контратенор) – Мегабиз // Национальная опера Лотарингии, Нанси, 2012.11.10


всё, кажется, ведет к смерти невинно обвиненного арбака, которого оставляют все – отец, царь, друзья, возлюбленная, однако в самом финале истории новый внезапный поворот возвращает всё на свои места, воплощая собой победу разума и благородства намерений над тёмным эмоциональным нутром. трупы не устилают сцену – но смерть проносится в сознании героев, заставляя их умирать то от страха. то от несправедливости, то от любви или ее невозможности. это – идеальный психодраматический театр, в котором прорабатываются все проблемы и травмы субъекта, его права и притязания.

Leonardo Vinci - Artaserse


Опера в трёх актах на либретто (по-итальянски) Пьетро Метастазио.

Постановщик Сильвиу Пуркарете
Художник по костюмам Хельмут Штюрмер
Дирижёр Диего Фазолис
Барочный ансамбль Concerto Koln

Исполнители:
Артаксеркс - Филипп Жарусски
Мандана - Макс Эмануэль Ценчич
Артабан - Хуан Санчо
Арбак - Франко Фаджоли
Семира - Валер Барна-Сабадус
Мегабиз - Юрий Миненко

Трансляция от 10 ноября 2012 года на телеканале Mezzo Live HD (Франция)

Сначала мне это показалось похожим на шоу трансвеститов, пламенеющие геи, вот это всё. Тем более, что из 6 солистов - 5 контратеноров. Но из партера мне подсказывают, что это скорее театр кабуки: выбеленные лица и статуарность поз. Окей, кабуки так кабуки. Меня больше напрягало, когда показывали закулисье прямо во время спектакля, подготовку актёров к выходу, переодевания и пр. Гримёрку вообще вынесли на сцену. Зачем? КМК, слегка подпортили магию сцены, и временами создавалось впечатление, что нам показывают процесс генеральной репетиции. С другой стороны, исполнение такое прекрасное, что забываешь обо всём: и об изнанке представления, и о нарочитой неестественности. Восхитительно!

В отличие от Люлли, у Винчи с ариями всё в порядке, их много, они очень мелодичные и все какие-то мажорные. Даже когда персонажи страдают, поют они вполне бодро и быстро, никакой тоскливой заунывности. Жаль, что нет хоров, я бы послушала Винчи в хоровой версии, должно быть суперклассно.

Итоговое впечетление: "Артаксеркс" похож на типичного британского актёра, когда сначала глядишь и думаешь: "Что за уродец?!", а к концу фильма уже не можешь от него глаз оторвать и начинаешь бешено фанатеть

В общем, скачала ещё две оперы Винчи, посмотрим, будет ли впечатление схожим или это постановка так повлияла на восприятие оперы.

Наделала миллион капсов, хочется прямо все вставить. Бью себя по рукам.



Но. ЭТО ЖЕ НЕ ТОТ ВИНЧИ!




Вот, никаких тайн, всё на сцене, даже переодевающаяся Мандана. Но в итоге всё это каким-то волшебным образом работает на магию спектакля



Не знаю, почему опера называется "Артаксеркс", когда главным героем скорее был Арбак



Возлюбленная Арбака Мандана, сестра Артаксеркса
При виде Манданы и Семиры мне каждый раз вспоминалась Присцилла, королева пустыни



Тайная встреча влюблённых. Отец Манданы, Ксеркс, запретил им жениться



Какой же отец не хочет счастья своему ребёнку. Вот и военачальник Артабан, отец Арбака, решил устроить судьбу сына - взял и убил Ксеркса



Бедолагу Артаксеркса вытащили из постели известием о смерти отца. Не успел даже ночнушку переодеть. Артабан напел ему, что в смерти Ксеркса виноват Дарий, брат Артаксеркса. Пока Артаксеркс метался и сомневался, Артабан отдал приказ убить Дария



Артаксеркс и Чингисхан Мегабиз, которому по барабану, кто победит в борьбе за трон - главное не забыть о своих интересах



А вот и интерес Мегабиза - Семира, дочь Артабана, сестра Арбака, возлюбленная Артаксеркса



От внимания Мегабиза у Семиры в прямом смысле слова сводит скулы



Артаксеркс переоделся в рабочий костюмчик



Стража поймала Арбака, которого Артабан отправил подальше от дворца со свидетельствами преступления - мечом и окровавленными тряпками. Улики налицо.



И снова изнанка представления



Семире не нужен брат-преступник



Мандане не нужен возлюбленный-преступник
Ирония судьбы в том, что он не преступник, но и выдать отца не может



Внезапно ассистенты переодевают Арбака, и вот мы уже не в Персии, а при дворе Людовика



По знаку режиссёра (техника?) ассистентка со стремянки разбрасывает по сцене блёстки



А в антракте их приходится убирать


Во втором акте все переодеваются

Артаксеркс



Заговорщики Мегабиз и Артабан



Артабан отдаёт Мегабизу свою дочь



У Семиры по-прежнему аллергия на Мегабиза



Мандана в красном



Девочки страдают из-за Арбака. Отец, кстати, устроил ему побег, но Арбак отказался, ведь побег подтвердит его вину



Зрители отражаются в зеркалах



Третий акт



Фигня в том, что никто не хочет смерти Арбака, ни его лучший друг Артаксеркс, ни сестра, ни возлюбленная, ни отец. Даже Мегабиз, хоть ему в целом пофиг, не хочет смерти Арбака, потому что им нечего делить, их интересы никак не пересекаются. Так что Артаксеркс устраивает Арбаку побег. Буквально приказывает бежать



В этот раз Арбак соглашается и скрывается в каком-то боковом проходе



Артабан с Мегабизом решают отравить Артаксеркса. Трон будет свободен для Арбака

В этом акте герои одеты как в первом, но цвет костюмов изменился:




Мандана и Арбак



Семира и Арбак



Артабан



Артаксеркс собирается выпить отравленную чашу, но тут приносят весть, что Мегабиз поднял мятеж и в результате убит, а верный Арбак успокоил войска.
Правда выясняется, теперь уже к смерти приговорён Артабан, но Арбак выпрашивает для него помилование



В финале все поют хором, даже внезапно воскресший Мегабиз



За кулисами бедолага Филипп первым делом снял головной убор, тяжёлый, видать

Читайте также: