Аристофан комедии краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Основные персонажи пьесы

  • Стрепсиад – старик, бывший земледелец, простой, недалёкий человек.
  • Фидиппид – его сын, любит конный спорт, отца чтит мало, не обращает внимание на то, что вводит семью в долги.
  • Сократ – пародийный мыслитель-софист, однако проповедует философские мысли не самого исторического Сократа, а видного софиста Антифонта, и, частично, Анаксагора, Гиппона и Протагора.

В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и кроме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.

Была одна семья, где уже вырос мальчик, став юношей. Но он, Стрепсиад, как его звали, был увлечен конными скачками и играми. Это нравилось парню, но он впал в долги просто огромные, и именно из-за этих конных скачек. А потому, отец, возмущаясь, обвинял поначалу жену – горожанку, которая хотела, что мальчик рос образованным и настоящим – аристократом.

Потом отец советует сыну поехать учиться к великому Сократу, который научил бы его своим мыслям – философским, которые и сделали бы его не таким бедным. Ведь умными непонятными мыслями можно обдурить людей.

Потом парень все же поехал к Сократу, который стал учить его смирению, но вместе с тем – совсем не таким вещам, как казалось бы, должен был учить философ. И потому, когда кредиторы пришли получить свои деньги, он смог наглостью своей просто загнать их в угол. Стрепсиад понял, что смирение приведет его к бедности, а не к богатству, а потому, он решил, что только наглость поможет ему и дальше жить припеваючи.

Главная мысль:

Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.

Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.

Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.

Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.

Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать. Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны. Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.

Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.

Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.

По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой. Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына. Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.

Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.

Заключение:

Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения. Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней. К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи.

Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вывод:

Видео о комедии Облака

Аристофан жил в период 450-384гг. до н.э. Никогда не стремился к большим деньгам, имел средний достаток, много работал, не смотря на то, что у него были рабы.

За свою жизнь было написано около 44 комедий, но до наших дней сохранилось только 11.

Творчество этого поэта состояло из трех этапов:

В 427 году Аристофан занялся постановкой своей комедии, но на тот момент, не называя своего настоящего имени. Через год в "Вавилонянах" Аристофан начал осмеивать Клеона, с тех пор между ними зародилась вражда. Клеон даже пошел в суд с обвинениями против Аристофана, мол, тот незаконно получил статус гражданина Афин. На суде Аристофану помогали защищаться стихи Гомера.

Вскоре вышла в свет комедия "Всадники", где Аристофан намеренно мстил Клеону. А когда пришло время ставить эту комедию, то все актеры отказались брать на себя роль, поэтому Аристофану пришлось самому играть роль.

За всю жизнь Аристофан сумел завоевать любовь людей в Афинах, благодаря своим уникальным произведениям, с особым сюжетом, темой и простым языком изложения. Его комедии ставили всё чаще и чаще. Но спустя несколько веков его уже не помнят. Появление новой комедии оттолкнуло работы этого автора назад.

Аристофан оставил после себя такое наследие, которое заслонило его личную жизнь. Даже дата его рождения в разных источниках указана по – разному – 445 г. до н. э. или 448 г. до н. э. Из дошедших до нашего времени отрывочных сведений известно, что мальчик появился на свет в довольно богатой семье землевладельца с о. Эгина.

Вот так начинал свой путь первый древнегреческий драматург. В своих произведениях он, не смотря на молодость, был язвителен, безрассудно смел и беспощаден.

Пьесы никого не оставляли равнодушными. Они были настолько актуальны, в них ярко, в сатирической форме высмеивались влиятельные люди города.

Его произведения зеркально отображают жизнь, быт и нравы тех времен.

Краткое содержание комедии

Главные герои

Фидиппид – сын Стрепсиада; молодой человек, увлекающийся лошадьми и состязаниями на ипподроме.

Краткое содержание

Пролог

Ночью Стрепсиад на крыльце своего дома никак не может уснуть. Он озабочен множеством долгов. Стрепсиад приказывает слуге принести хозяйственную книгу. Его выводят из себя записи о долгах за лошадей и конскую сбрую.

Стрепсиад угрожает выгнать сына из дома и не давать больше денег на содержание его коней. Разгневанный Фидиппид отправляется попросить помощи у своего дяди.

На большой высоте Стрепсиад замечает человека в гамаке. Ученик говорит, что это сам Сократ. Стрепсиад почтительно обращается к мыслителю и просит научить его мудрому красноречию.

Парод

С небес раздается пение Облаков, прославляющих город Афины. Стрепсиада пугают эти грохочущие звуки. Сократ говорит, что нет никаких богов, кроме Облаков. В ответ на упоминание Стрепсиада о Зевсе он объясняет, что дожди, гром и молнии производят сами Облака.

Парабаса

Облака обращаются к афинянам, укоряя их за избрание своим властителем и полководцем Клеона, а также за проведение календарной реформы.

Эписодий первый

Эписодий второй

Сократ возвращается к ученику и интересуется, как идут его размышления. Стрепсиад занят ловлей клопов. Учитель советует ему хорошенько обдумать свою главную мысль об избавлении от долгов.

Стрепсиад говорит, что придумал нанять колдунью, с ее помощью выкрасть с неба месяц и спрятать его в сундуке. Кредиторы потеряют счет времени и не будут начислять проценты.

Сократ хвалит задумку ученика и предлагает ему подумать над тем, как избавиться от предъявленного иска. Стрепсиад отвечает, что возьмет лупу и незаметно уничтожит документ.

Стрепсиад уходит домой с твердым намерением уговорить Фидиппида стать учеником Сократа.

Эписодий третий

Эписодий четвертый

Появляются Правда и Кривда, сидящие в клетках. Они начинают ругаться друг с другом. Взаимные обвинения перерастают в драку. Предводительница хора Облаков призывает соперников успокоиться. Она предлагает им спокойно высказаться, чтобы Фидиппид сам выбрал себе наставника.

Агон первый

Кривда берется с легкостью опровергнуть все доводы. Она доказывает, что умение спорить развивает в человеке смелость и настойчивость. Скромные и добродетельные люди всегда становятся жертвами обмана. Если отказываться от наслаждений (еды, вина, азартных игр, чувственных наслаждений), то жизнь вообще теряет смысл.

Эписодий пятый

Стрепсиад несет целый мешок, чтобы вознаградить Сократа за обучение сына. У него остается всего несколько дней до взыскания долгов.

Сократ забирает вознаграждение и выводит к отцу худого и бледного сына. Фиддипид говорит, что сумеет разобраться с кредиторами. Радостный Стрепсиад отводит сына домой.

Эписодий шестой

К Стрепсиаду приходит Пасий со свидетелем и требует вернуть ему деньги. Кредитор напоминает, что он клялся отдать долг именем Зевса. Старик отвечает, что эта клятва ничего не стоит, ведь богов не существует.

Пасий уходит, пригрозив обратиться к властям.

Эписодий седьмой

Эписодий восьмой

Стрепсиад выбегает из дома и кричит, что его избивает собственный сын. За ним следом выходит Фиддипид. Он говорит, что имеет полное право бить отца и может это доказать.

Агон второй

Предводительница хора Облаков просит отца и сына рассказать о причине конфликта. Стрепсиад говорит, что они поспорили по поводу искусства. Фиддипид ругал старых поэтов и восторгался новыми. В ходе спора он накинулся на отца с кулаками.

Эксод

Стрепсиад отрекается от новых учений, советует сыну чтить Зевса и зовет его побить Сократа. Фиддипид отказывается и уходит.

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Читайте также: