Антипин дядька краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Андрей Антипин, прозаик, член Союза писателей России с 2013 г. Родился 19 августа 1984 года в селе Подымахино Усть-Кутского района Иркутской области. Окончил факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета.

Основная тема творчества – жизнь современной деревни, тревога за её судьбу, за судьбу земляков, России, русского народа.

В 2008 году Андрей Антипин становится лауреатом этой конференции. В том же году он – один из самых молодых делегатов I съезда писателей Иркутской области.

Живет в посёлке Казарки Усть-Кутского района Иркутской области.

Отдельные издания

Капли марта : повести, рассказы / [худож. С. Элоян]. – Иркутск : Издатель Сапронов Г. К., 2012. – 294 с. : ил.

Житейная история : роман в трех повестях / ред. В. А. Семенова. – Иркутск : Сибирская книга, 2012. – 271 с.

Публикации в коллективных сборниках

и периодических изданиях

Зачем? : рассказ // Сибирь. – Иркутск, 2006. – № 4. – С. 97–104.

Вербное Воскресенье : рассказ // Сибирь. – Иркутск, 2007. – № 4. – С. 149–173.

Житейная история : роман в 3-х повестях // Сибирь. – Иркутск, 2008. – № 6. – С. 104–161 ; 2009. – № 1. – С. 4–37 ; 2010. – № 2. – С. 57–141 ; № 3. – С. 3–81.

Капли марта : рассказ // Сибирь. – Иркутск, 2011. – № 3. – С. 3–24.

Солнечный Кавказ : повесть // Сибирь. – Иркутск, 2011. – № 4. – С. 22–87.

Плакали чайки : повесть // Наш современник. – 2012. – № 1. – С. 6–29.

Горькая трава : повесть // Наш современник. – 2013. – № 4. – С. 7–28.

У самого синего моря… : повесть // Сибирь. – Иркутск, 2013. – № 4. – С. 78–97.

Дядька : повесть // Наш современник. – 2014. – № 9. – С. 9–46.

Тоска : рассказ // Юность. – 2014. – № 3. – С. 109–115.

Смола : рассказ // Наш современник. – 2015. – № 10. – С. 6–14.

После Распутина : из выступления на Шанхайском форуме писателей // Наш современник. – 2016. – № 3. – С. 234–237.

Чем жив человек? : рассказ // Полдень. – 2016. – № 15. – С. 62–72.

Две реки. Две судьбы : очерк // Сибирь. – Иркутск, 2017. – № 3. – С. 213–228.

О жизни и творчестве поэта Вадима Ярцева.

Русские песни : рассказы // Юность. – 2018. – № 10. – С. 30–41.

Содержание: Тарас Бульба ; Стихи о первой любви ; Золотая рыбка ; Корыто ; Притча о пустом коробе ; В рассветный час ; Последние дни ; Стиль ; На обязательном банкете по случаю приезда высокого гостя и вручения столичной награды председателю регионального отделения Союза писателей ; Несущая ступень ; Зимние стихи

Живые листья : из книги миниатюр // Сибирь. – Иркутск, 2020. — №5. – С. 66 – 81.

Живые листья : из книги миниатюр // Азъ-Арт. – Иркутск, 2020. — № 2 (2). – С. 5 – 16.

Беседы, интервью

О жизни и творчестве

Семенова, В. А. Пограничье Андрея Антипина / Валентина Семенова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2014. – 15–22 апр. (№ 15). – С. 8.

Морозов, С. Дедушкина литература / Сергей Морозов // Литературная Россия. – 2016. – 2 февр. (№ 5). – С. 3.

Шейко, И. Молодые традиционалисты. Им есть, что сказать / Ирина Шейко // Литературная газета. – 2017. – 1 февр. (№ 4). – С. 26.

Андрей Антипин

Отрывок из рассказа

Банным теплом дышат в лицо мёртвые чабрец и волоснец. Пахнет смородиной и дымом. В воздухе сухая едкая пыль пошевеленного сена, и от неё спину и плечи жжёт так, словно уронили в крапиву. Я то разболокаюсь до трусов, то снова оденусь. В одежде жарко, а без неё и вовсе худо: оводы осаждают голое тело, розовыми волдырями вспухают укушенные места, в ранки сочится солёный пот, волдыри огнём горят и предательски чешутся. А тут ещё мошка даёт жизни. У меня все глаза красные — мошка то и дело забивается под воспалённые веки, и я тру глаза наслюнявленным пальцем или концом выпущенной рубахи. Да только всё без толку. Едва вынешь пронырливую тварь из одного глаза, как в другом уже все три. До чего много мошки на Лене! Чуть ворохнёшь граблями вчерашнюю кошенину, как взвивается тучей и глазам делается темно. Хочется упасть ничком в траву и лежать, не шевелиться.

Но лежать нельзя: после обеда ставить сено. Его много сбрили в три литовки дед, отец и Мишка.

Дождь бы, что ли, пошёл!

Но в небе ни тучки. Небо прозрачно-голубое, полосками жёлтой фольги блестят в нём солнечные лучи. Вот высоко над лесом показывается ясный, словно вычерченный на ватмане, силуэт ястреба. Он парит, высматривая добычу, и некоторое время реет у нас над головами, но попадает в золотую клетку и — ослеплённый — цепенеет в воздухе, а уже через миг взмывает ещё выше и оттуда стремительно пикирует на крутую отвесную сопку, сидит выпуклой ржавой точкой на облезлой сушине. Не к ненастью ли?

Прошлым летом в разгар сенокоса рухнули затяжные ливневые дожди. Ошалевшая брюхатая Лена по-весеннему захлестнула паберегу, налилась всклень, затопив низины и подоткнув угоры. Разбушевавшимся потоком подмыло и поволокло стоявшие у реки копны и зароды, они застревали на отмелях, цеплялись за бакены, разматывались по прибрежному ольховнику, ветки которого торчали над глинисто-мутной водой. Плевались да костерили небесную канцелярию старики, когда мимо Подымахино проплывали копны добротного нынешнего сена, а жирные чёрные вороны, сидя на остроинах, как на шпилях затопленных куполов, каркали громко и жутко. Нежданная мокреть, как наказание небесное, многие семьи заставила взяться за нож, к зиме не одну красную кровяную шкуру откинули на заплот раньше земного срока. Наше сено стояло ближе к лесу. Языки воды едва приблизились, как в небе, наконец, разъяснело и бешеная пена потекла обратно в русло. Однако совсем без последствий не обошлось. Дождями, лившими больше недели, едва не до середины проклевало наши копны, как бы ладно они ни были завершены. Мы отложили косьбу и принялись разбирать, сушить и снова метать. Всех чертей обругали, когда, оступаясь на вырубленных в глине ступенях, перетаскивали сено на угор, опасаясь повторного наводнения. Много сена погнило, да и то, что спасли, перемежалось прелыми червоточными клочьями и воняло белой плесенью. Но хотя всё это ещё на памяти, не забылись и, наверное, не скоро забудутся те надсадные дни, я никак не могу себя побороть и нет-нет, да вызрюсь в небо с надеждой на маломальскую весточку о будущей непогоде…

— А почему ручей — Дресвяный?

— Деревня тут раньше стояла, — дед запамятовал, что и вчера и позавчера я уже спрашивал его об этом. — Она-то и называлась — Дресвяная…

— А деревня — почему называлась Дресвяной? Может, как раз наоборот: деревню так назвали, потому что ручей — Дресвяный?!

Вот уже несколько дней кряду я умышленно пытаю старика подобными расспросами, как будто это он виноват, что жарко и на лугу тьма тьмущая жручей мошкары. Дед отмалчивается, делает вид, что не его душеньки касается, но мне от него ничего и не нужно! О том, что здесь была деревня, я знаю и сам, ведь всё об этом говорит, и пуще всяких слов — камни, ни с того ни с сего возникающие в траве, хотя мы каждую весну чистим луговину. Ну или вот ещё — чёрное обгорелое бревно, обглоданным позвонком какого-то древнего животного упокоившееся на дне Сенькиной ямы…

— А почему яма называется Сенькина?

— Потому что Сенька возле этой ямы косит, — не переставая работать, по-прежнему негромко, повествовательно говорит старик, и сказанное им мне также известно. Только для меня уже неважно, кто такой Сенька и где он косит траву! Сенькина яма для меня — это яма возле бревна, на котором я два лета назад проткнул вилами спящую гадюку. Но именно поэтому и завтра, и послезавтра, и через много-много лет, когда замолчат слова и изыдут с дресвяновской луговины последние камни, я буду помнить и всеми позабытого трудягу-косаря, и полусказочную деревушку, и своего покойного дедушку, которого я когда-то без малейшей жалости допекал расспросами. История окружающего мира начинается для меня — с гадюки…

У кустов, поодаль, ворошит отец. Он раздет до пояса; спина — словно смазана свиным салом; ремень скоробился и засох; штаны — в белых соляных разводах. На спине у отца — семь оводов, которых у нас кличут плевками. Только он, по-моему, их не замечает, отвлекаясь от работы лишь затем, чтобы протереть залитые потом очки. У отца самые большие валки. Он ценит всё державное и могучее. Он видит в этом залог благополучия. Дед, в свою очередь, видит в этом халтуру и, брызжа слюной, внушает нерадивому, что толстые валки не просохнут. Закипает перепалка, но лишь на мгновение: жарко. У отца в руках грабли — хоть к трактору подцепляй! Эти грабли с тайной усмешкой изготовил для него дед. Другие, сотворённые под иссохшую стариковскую руку, отец через день-другой попросту крушил.

— Сдуру знашь чё можно сломать? — выдавая грабли, глубокомысленно спросил дед.

Хрясь! Сухой треск! Отец зарочи́л грабли за смородиновый корень и сломал деревянный зуб. Дед громко матерится и одну за другой высмаркивает ноздри.

— Ми-иша-а-а! Наладь этой чуме, у меня уж сил нет глядеть на всё это!

Вот и выкроилась минутка для отдыха! Можно посидеть, посмотреть, как брат Мишка выстругивает из деревяшки новый зуб и вправляет вместо старого.

Мишка — самостоятельный человек, что хочет, то и делает, и даже дед ему не указ. Захотел по-маленькому — пожалуйста, бросил грабли поперёк вала и, поворотясь спиной, льёт на кусток шиповника. И пыльные, квёлые от жары листья на глазах становятся ярко-зелёными, разве что кое-где уже видны жёлтые раковинки-проедины, словно прожгли лупой.

— После картошек пойдём на Талую…

— Ленок с хариусом в конце сентября скатываются в Лену, — дразнит, говорит дивное Мишка. — Покараулим на ямах с удочками…

Станислав Куняев (Главный редактор), Сергей Станиславович Куняев (заместитель главного редактора, зав. отделом критики), Александр Юрьевич Сегень (зав. отделом прозы), Карина Константиновна Сейдаметова (зав. отделом поэзии), Андрей Николаевич Тимофеев (редактор отдела критики), Елена Николаевна Евдокимова (заведующая редакцией). Общественный совет: Л. Г. Баранова-гонченко, А. В. Воронцов , Т. В. Доронина, Л. Г. Ивашов, С. Г. Кара-мурза, В. Н. Крупин, А. Н. Крутов, А. А. Лихановю, Ю. М. Лощиц, С. А. Небольсин, Д. Н. Николаев, Ю. М. Павлов, И. И. Переверзин, З. Прилепин, Е. С. Савченко, А. Ю. Сегень, В. В. Сорокин, А. Ю. Убогий, В. Г. Фокин, Р. М. Харис, М. А. Чванов, С. А. Шаргунов, В. А. Штыров.

Духовный путь

Герой повести не только потерял семью, но и культуру. То, ради чего он жертвовал семьёй, тоже оказалось никому не нужным.

Я уходил отсюда за рассветом,
Но знал:
Куда бы меня ни занесло,
В эту землю врос,
Как корни кедра,
Невидимо,
Упрямо,
Тяжело.

Может быть, всей жизни оправданье –
Только эта солнечная нить,
Только это лёгкое дыханье,
О котором трудно говорить.

Но как вместить её? И вот гляжу с тоскою,
И вот твержу, твержу печальных две строки:
Прекрасен Божий мир, но я его не стою,
Ни этих облаков не стою, ни реки!

ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Прозаик. Живёт в Москве. Пишет мистику, сказочную фантастику и лирическую прозу. Изучает русскую литературу XX века в аспирантуре Литературного института им. А. М. Горького.


20 ноября в рамках Всероссийского литературного фестиваля "Белое пятно-2015" в Новосибирской областной научной библиотеке состоялся круглый стол "О великом, могучем замолвите слово. " с участием всех авторов-участников литфеста. Писатель, которого называют творцом новой деревенской прозы, Андрей Александрович Антипин. О живом русском языке, который сохранился в деревнях, о том, что настоящей русской речи детей могут научить только бабушки и дедушки



Андрей Александрович Антипин (19 августа 1984 с. Подымахино Усть-Кутского р-на Иркутской области) - писатель-прозаик.

В 2001 году Андрей окончил Подымахинскую среднюю школу .



Валентина ИВАНОВА

ОБОГРЕТЬ УЛИЦУ

О рассказах Андрея Антипина




Всё это я говорю о любимой Сибири!

И, конечно, раз уж мне, сибиряку, выпала честь быть в эти дни в Шанхае и говорить о современной русской литературе, я не могу не сказать в своём выступлении о том чувстве сиротства, некой продутости, промозглости, открытости всем сквознякам, словно бы специально этого момента ждавшим и вот внезапно и все разом подувшим на нас, о чувстве беззащитности, растерянности и потерянности, которое постигло нас в марте этого года, когда умер Валентин Распутин.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬМАНАХА "КАЗАХСТАН - РОССИЯ": ЛИТЕРАТОРЫ ДВУХ СТРАН ОБЪЕДИНИЛИСЬ.

Встреча казахстанских и российских поэтов и писателей, которая состоялась недавно в Посольстве Казахстана в России. В рамках мероприятия прошла презентация уникального литературного альманаха.




Творческая встреча с лауреатами Международной ежегодной литературной премии имени И.А. Гончарова.2015 год

9 июня 2015 года во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке им. В.И. Ленина состоялась творческая встреча с писателями Андреем Антипиным и Еленой Крюковой, лауреатами Международной ежегодной литературной премии имени И.А. Гончарова.






Встреча с Андреем Антипиным.2015 год



Произведения писателя Антипина Андрея Александровича

15. А. Антипин, повесть Отсрочка , часть 1

  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 1
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 2
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 3
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 4
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 5
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 6
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 7
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 8
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 9
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 10
  • А. Антипин, повесть Отсрочка, часть 11
  • 13.А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ , часть 1
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 2
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 3
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 4
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 5
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 6
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 7
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 8
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 9
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 10
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 11
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 12
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 13
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 14
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 15
  • А. Антипин, Повесть вторая ЗАДЕЛЬЕ, часть 16
ВложениеРазмер
za_beryozovym_sokom.doc 48 КБ
kak_lapchik_naydu_perehitril.doc 50.5 КБ
polosatik.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗА БЕРЁЗОВЫМ СОКОМ

Каждую весну я хожу в лес за берёзовым соком – детская добрая привычка. Уж сколько дум перелопатишь, чего только не увидишь в весеннем лесу! Здесь на сосновом суку – бурундук. Засвистев, взвивается по стволу к вершине, а если постучать в дерево, начинает медленно спускаться. А вот на обогретом валуне. конфорочная спираль? Нет, гадюка. Эта и вовсе не очнулась ото сна, а только вылезла из своего убежища на свет и снова задремала. Выглянул из-за ёлки заяц. Он пуглив больше обычного, потому что на рыжем боку – остаток зимней шубы, выдающий его неприятелю. Вдруг заяц вскакивает и бежит. И отрывается, зацепившись за колючки шиповника, последний белый клок.

Сибирская зима сурова, не скоро исчезнут её приметы. До сего дня – снег под колодой, хотя уже конец апреля. Вот – охотничья лыжня. Снег вдоль лыжни растаял, и только сама лыжня сизой лентой льда петляет по лесу. Короток и её путь: уже в поле, где ярче солнце, лыжня бесследно пропадает. Направление её по сломленным травинкам угадает лишь очень внимательный человек. Зима затаилась повсюду: в виде цилиндрических болванок полупустого льда она доживает свои часы на болоте, среди кочек, как будто кто-то наморозил там белые кружки́ молока. Зима – в распадках, на северных склонах сопок, где до сих пор лежит снег, а то просто в тени деревьев, и глыбами льда – по берегам рек.

Но всё ярче и полновеснее солнце, уносит зима свой белый хвост, сама уходя со двора. И вот по утрам даже лесная подстилка из листьев и хвои почти не шуршит под ногами. На хвойных деревьях в особенно тёплые обеденные часы выступает смола. Однажды и в берёзах начинает скрестись. В это время в лесу густо пахнет прошлогодней травой, мокрой от стаявшего снега, ещё резче – багульником, а то повеет острым запахом бензина от разбитой лесовозной дороги.

Весна в Приленье поздняя, иной раз в конце мая заснежит, как в октябре. Поэтому брать сок из берёзы начинают позднее, чем в других районах Иркутской области. Я, например, ставлю первые банки перед великим праздником Победы. Две недели – вот, по моим наблюдениям, средняя продолжительность сбора этого напитка. Можно заготавливать и дольше, если весна дождлива, но сок от этого не вкуснее. А если май жаркий, как огонь, сок в берёзах играет недолго. Однако на что сладок этот сок!

На другую весну я снова пришёл к своей берёзе. Повязка давно сгнила, но берёза, слава Богу, была жива и на ней даже не засохло ни одной веточки. Наоборот, на каждой обострились зелёные почки. Правда, чёрная рана портила белый ствол и не было надежды, что зарубка со временем зарастёт, ведь лиственные деревья, в отличие от хвойных, не способны излечивать свои увечья.

Не так давно я нашёл в лесу ещё одну берёзу, сок у которой слаще, чем у других. Я тщательно оберегаю своё заветное дерево, чтобы никто не погубил его.


Родился в селе Подымахино Усть-Кутского района Иркутской области в 1984 г. В 2008 году окончил факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета.

При упоминании имени молодого иркутского прозаика Андрея Антипина обычно говорят о его языке, наследующем Валентину Распутину. Антипин отмечает плачевные перспективы вымирающих сегодня сёл, и вместе с тем говорит о том ядре русского человека, которое помогает ему держаться за жизнь в любых ситуациях.

Несмотря на свою молодость Антипин – член Союза писателей России. Его приняли, когда у него ещё не было опубликованных книг.

Читайте также: