Аннотация к музыкальному занятию в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

(МДОУ «Детский сад № 3)

г. Петрозаводск

Голуб Светлана Владимировна

Цель – развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей посредством использования различных видов музыкальной деятельности.

Образовательные:

- развивать музыкально-двигательные способности детей (ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве);

- учить видеть красоту осенней природы через слушание музыки, исполнение музыкальных произведений и просмотр картин с изображением осени;

- развивать в детях эмоциональную отзывчивость к музыке;

Воспитательные:

- формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе;

- формировать коммуникативные навыки;

Оздоровительные:

-создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

Оборудование: фортепиано, аудиоаппаратура, компьютер, проектор, детские музыкальные инструменты, нотки для наград детям, светящийся шар.

Ход занятия :

Дети входят в зал под марш, на вторую часть музыки находят себе дружочка и встают врассыпную.

Муз. рук-ль: Чтобы у нас на весь день сохранилось хорошее настроение, мы сейчас споем веселую трямди- песенку

Дети садятся на стульчики.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ушко, левую ладошку на левое ушко. Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмите за мочки уха и аккуратно потяните их вниз 3 раза- раз, два, три. Возьмите середину ушной раковины и потяните ушки в стороны- раз, два, три. Возьмите верхний край, потяните вверх 3 раза- раз, два, три. Пощипайте ушки снизу-вверх, с верху вниз. Молодцы! Массаж закончен – садитесь. Теперь наши ушки готовы слушать, а глазки посмотреть.

Муз. рук-ль: И куда же мы попали? ( слайд с вопросительным знаком )

И вот, что вам сказать хочу.

Сегодня, здесь, сейчас

Я музыкальной феей

Быть хочу для вас!

Я – фея музыки, друзья,

Меня, конечно, вы узнали.

Ведь каждый час я

Вновь появляюсь в этом зале.

Живу в волшебной я стране

Где музыка лишь правит.

Дружите с музыкой всегда

Она лишь радость дарит.

Вы попали в музыкальную страну. В этой стране есть 5 музыкальных городов. В каждом городе вас ждут сюрпризы и задания, выполнив которые, вы получите буквы, из которых сложите слово и узнаете кто является королем всех инструментов

Раз два три- волшебный шар нам город покажи

В моем музыкальном королевстве тоже наступила осень (слайд ), одно из моих любимых времен года. Красоту русской природы воспели в своих произведениях русские композиторы классики. Наблюдая за осенней природой, мы замечаем, что осень не только унылая, но и красивая пора. Что происходит с природой осенью?

Итог: Осень – полыхание красок в лесу и в полях, отлёт птиц. Лес одевается в осенний разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные на осине. С каждым днем сильнее листопад. Земля покрывается разноцветными красками. Давайте все вместе расскажем стихотворение про осень.

Осень! Осень! Листопад! Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат. Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят! Качают руками

Вы правильно выполнили все заданиям и получаете первую букву(Р)

Муз. рук-ль: Отправляемся дальше

Раз два три- волшебный шар нам город покажи

«Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

После прослушивания и просмотра обсудить увиденное, поговорить о музыке, какая она?

Муз. рук-ль: Сейчас все вместе расскажем еще одно стихотворение про осень

Муз. рук-ль: Вы очень интересно рассказали об услышанной музыке, поэтому получаете еще одну букву подсказку (А)

Муз. рук-ль: Ну что, ребята, нам пора отправляться в следующий город.

Раз два три- волшебный шар нам город покажи

Ход игры: стулья расставлены по кругу спинкой в центр. Дети рассчитываются на 1-2-3, за каждым номером закреплена своя мелодия. Водящий стоит недалеко от круга. Педагог включает вальс для группы детей под № 1. Выполняют за водящим вальсовый шаг по кругу.

Группа детей под № 2 за водящим выполняют шаг польки.

Группа детей под № 3 за водящим идут хороводным шагом под русскую народную музыку. Если звучит марш, то все дети встают и маршируют за ведущим. Как только музыка заканчивается, дети быстро садятся на свободные стульчики. Кому не хватило, становится ведущим.

Муз. рук-ль: Хватит, дети, нам играть

На таблички вы смотрите,

И движенья повторите

Муз. рук-ль: Очень весело мы провели время в городе танцев, и вы узнаете еще одну букву вашего задания (О).

Но нам пора отправляться дальше. Сели на стульчики

- Раз два три- волшебный шар нам город покажи

Муз. рук-ль: И в этом городе вы справились с заданием, и получаете еще одну букву (Г). Чтобы узнать, как зовут короля инструментов, нам осталось побывать в последнем городе, садитесь на стульчики, отправляемся.

- Раз два три- волшебный шар нам город покажи

Муз. рук-ль: Это последний город моей музыкальной страны, город оркестр. Что обозначает слово оркестр? ( ответы детей: большое количество людей, играющих на разных инструментах)(слайд)

Муз.-рук-ль: Вы справились с этим заданием. Ребята, а хотите сами помузицировать?

(речевая игра с музыкальными инструментами)

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану

Осень в золотой одёжке.

Где листочком зашуршит, Маракасы

Где дождинкой зазвенит. Колокольчик

Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики

Это дятел- тук да тук!

Дятел делает дупло- Ксилофоны

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел,

Громче завывает, Тремоло бубнов

Дождик- динь, дождик- дон! Колокольчики, металлофоны

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет- Все инструменты

Осень яркая идет!

Муз. рук-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде, чем мы вернемся обратно в детский сад, вы расскажете, что запомнилось больше всего на занятии. ( Дети выражают свое отношение к занятию – рефлексия ). А на прощание хочу поблагодарить вас и подарить вам весёлые нотки, но, как вы видите, они все белого цвета. Я хочу, чтобы, вернувшись в группу, вы раскрасили свои нотки в тот цвет, который больше всего подойдет к вашему настроению. Возвращаемся домой?

Ну вот, мы с вами и в детском саду. (Снимает плащ) . И я уже не Фея музыки, а музыкальный руководитель. Давайте прощаться.

Парфенов И. домик в Клину. Курган, 1990.

Под большим шатром голубых небес. Стихи русских поэтов. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1982.

Чайковский П. Времена года. М., Музыка 1974.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. -271.





Пояснительная записка

Музыкальный руководитель Голуб С.В.

Участники: воспитанники подготовительной группы.

Длительность занятия 30 мин, 2 раза в неделю

Место проведения: музыкальный зал

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами :

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий музыкального руководителя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности .

Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (только выполнив все задания можно узнать имя короля инструментов). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы, играют на музыкальных инструментах, рассказывают о музыке. В процессе занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В процессе образовательной деятельности стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно выполнять задания, чтобы узнать имя короля инструментов. Проявляю умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

На определённых этапах музыкального занятия решались все поставленные задачи.

Во вступительной части занятия валеологическая песенка настроила воспитанников на позитивный лад, игровой момент с письмом вызвал у детей интерес, создал сказочную, таинственную атмосферу. Перевоплощение меня в фею музыки послужило сюрпризным моментом и способствовало организации внимания.

Беседы о музыке были направлены на обогащение словарного запаса, сопровождались показом презентаций, что усиливало эмоциональный отклик. Игра на шумовых инструментах способствовала развитию ритмического слуха, внимания.

За счёт использования мной на музыкальном занятии разнообразных методов, приёмов, сюрпризных моментов, яркого иллюстративного материала, знакомство с музыкальной культурой происходит в процессе увлекательных для ребёнка видов деятельности – музыкальной, танцевальной, игровой, что обеспечивает высокую эффективность усвоения материала.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Занятие послужило средством приобретения и закрепления у детей знаний о видах музыкального искусства, обогащения детской игровой деятельности, вызвало радостные переживания .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: музыкальный руководитель Гукасян С.В.

Дата проведения: 14 мая 2021г.

Возрастная категория: подготовительная группа 6-7 лет

Цель: способствовать развитию творческих возможностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

Программные задачи:

- передавать в движении определённые образы, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки;

- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух при распевании и знакомстве с нотами;

- слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию произведения, узнавать характерные образы, расширять словарный запас детей;

- добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядных пособий;

- закреплять навык игры на шумовых инструментах, знать их название; уметь самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок;
- закреплять у детей представление о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений;

- закреплять навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, точно попадая на 1 звук; осваивать умение петь с солистом.

Развивающие:

- развивать дыхание, голос и координацию движений посредством логоритмики;

- синхронизировать речь и движение;

- развивать эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание;

- продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма;

- инсценировать движения в соответствии с музыкой;

-формировать певческий голос и выразительность движений.
Воспитательные:

- воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;

- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: карточки к музыкально-дидактическим играм.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Предварительная работа:
• освоение музыкального репертуара на музыкальных занятиях;
• подготовка воспитателя по вопросам музыкального воспитания;
• подготовка оборудования; запись фонограммы на флеш-накопитель; изготовление шумовых инструментов.

Оборудование: И зображение нотного стана и нот, скрипичного ключа, музыкальный домик, головные уборы с нотами, демонстрационные карточки, музыкальные инструменты,листы бумаги, картинки к дидактической игре , аудиозаписи, магнитофон, сюрпризный момент – конфеты-нотки.

Краткая аннотация. Это музыкальное занятие для детей 6-7 лет с использованием музыкально-дидактических игр в следующих видах музыкальной деятельности: активном слушании, элементарном музицировании, танцевальном творчестве.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети заходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук.: Ребята, я очень рада вас видеть. За окном весна и у меня такое прекрасное настроение, что очень хочется поделиться им с вами. Давайте поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие.

Муз. рук.: А давайте поздороваемся друг с другом и с гостями и скажем доброе утро.

Сначала мы будем говорить шепотом.

А теперь громко.

А сейчас грустно.

А сейчас радостно и весело.

Ну что, настроение у всех поднялось?

Муз. рук.: Вот и замечательно!

Муз. рук.: Да, я знаю, что вам здесь особенно нравится двигаться. Но я также знаю, что это ещё и очень полезно, поэтому и детям, и взрослым, и даже зверятам надо начинать утро с весёлой разминки.

2. Музыкально-ритмические движения.

Муз. рук. поёт и показывает движения, дети повторяют за ней.

Муз. рук.: Загадка:

Я загадаю Вам загадку,

Носят черные рубашки,

На черных линейках сидят, как букашки,

Их всего лишь только семь,

Целый день им петь не лень.

Дети: Это ноты.

Муз. рук.: Правильно ,ноты. Вот мы сейчас узнаем, что же случилось однажды в мире музыки.

Музыкальный руководитель играет какофонию.

Что такое? Не пойму.

Что случилось? Почему

Ноты в руки не даются,

На линейке все дерутся?

В руках у музыкального руководителя книга, из нее высыпаются ноты.

Муз.рук. Ноты перепутались, может вы поможете их собрать.

Воспитатель: Нет,возможно, дети вам помогут.

Муз.рук. Помогите мне ,детишки

Собрать ноты в эту книжку.

Музыкальный руководитель показывает ноту ДО.

Ребенок ДО:

Я –нота ДО, я- нота ДО,

Меня вы знаете давно.

Под нотным станом нахожусь,

За черточку-тире держусь!

Ребенок ставит ноту на место.

Ребенок РЕ:

Я –нота РЕ,я –нота РЕ.

И я- без черточки-тире.

Ребенок РЕ ставит ноту рядом с нотой ДО.

Место есть для ноты МИ?

Меня в соседи ты возьми.

Ребенок ставит ноту на первую линейку.

Нота ФА, конечно,я

Не забудьте про меня.

Ребенок ставит ноту ФА на место.

Ребенок СОЛЬ:

Я –нота СОЛЬ, я –не приправа.

На второй живу, чуть справа.

Ребенок ставит ноту Соль на место.

Всем привет! Я – нота ЛЯ,

Ребенок ставит ноту ЛЯ на место.

Все ноты обращаются к ноте СИ, которая спит в сторонке.

Дети: Эй,не спи,сюда иди!

Будешь нашей нотой СИ.

Ребенок СИ занимает свое место.

Муз. рук: Здесь чего-то не хватает.

Подскажите, кто же знает?

Все дети: Скрипичного ключа.

Муз.рук. Ведь без этого ключа

Не будет музыка звучать.

Он живет невдалеке,

В музыкальном теремке.

Муз.рук.подходит к домику.

Муз.рук. Ключ скрипичный, это мы!

Открывай, тебя нашли.

Скрипичный ключ ребенок. Не могу подняться, меня музыкальные инструменты не пускают.

Дети-ноты: А какие?

Скрипичный ключ ребенок. А вы угадайте.

Музыкальный руководитель включает произведения со звучанием разных музыкальных инструментов.

Скрипичный ключ выходит.

Скрипичный ключ . Спасибо, друзья,

Встану я на место,

Чтоб сложилась песня!

Дети-ноты и скрипичный ключ выходят в центр.

Муз.рук. Нота ДО, ты начинаешь

Нашу гамму- и кончаешь!

5.Развитие эмоциональной отзывчивости и чувства ритма.

Дети исполняют танец нот.

6.Пение.

7.Развитие ритмического слуха.

Дети, присутствующие педагоги исполняют данную композицию.

Муз. рук.: Какой замечательный у нас получился оркестр! Ребята, а вам понравилось быть музыкантами?

Дети: Да!

Муз. рук.: Отлично!

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Муз. рук.: Ребятки, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смогли найти все недостающие нотки для своей песенки. И песенка в свою очередь тоже дарит вам нотки, но нотки необычные.

Музыкальный руководитель берёт поднос с конфетами, на которых изображены разные эмоции.

Посмотрите, они разные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите веселый смайлик, а если вам было скучно, не интересно, возьмите –грустный.

Дети разбирают конфеты.

Муз. рук.: Я вижу, что вы выбрали веселые смайлики, значит вам все понравилось.

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Автор: Харитонова Светлана Геннадьевна

Населенный пункт: Владимирская область, г. Собинка

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

только в совместной деятельности родители лучше узнают

Сухомлинский. В. А.

Аннотация

В соснове взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи особенно актуален на современном этапе. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, являются важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Сотрудничество ДОУ и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы педагогов, поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в соответствии с ФГОС.

Оглавление

2. Цель и задачи

3. Виды деятельности, используемые на музыкальном занятии

4. Методы и приемы реализации содержания музыкального занятия

5. Возрастная группа

6. Материалы и оборудование

Проблема:

Недостаток компетентности и заинтересованности родителей в вопросах музыкального воспитания.

Цель:

Объединение музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Задачи:

*Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству;

*Организовывать совместную деятельность музыкального руководителя и родителей в музыкальном воспитании детей;

*Развитие ритмических навыков

*Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми;

Виды деятельности, используемой на занятии:

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Практические (игра, восприятие музыки)

Возрастная группа: Родители старшей группы

Материалы и оборудование:


* Стаканы различной формы





*Морские камешки различной формы


*Бумага разной формы, качества, вида



Ход занятия:

(Родители, в роли своих детей, входят в зал)

Муз.рук:

Мы тихонечко стоим и готовим ушки,

Потому, что мы хотим научиться слушать.

Где, ребята, ваши ушки?

Дети:

Наши ушки на макушке!

Муз.рук:

Смотрите, что у меня есть!

Это шкатулка, но она не простая, а музыкальная.

Шкатулка наша тайнами и песнями полна,

Секреты музыкальные откроет нам она.

Ты, шкатулка открывайся, открывайся поскорей,

Постарайся, постарайся, чтобы было веселей.

(Открываем шкатулку, звучит музыка)

Сколько звуков самых разных

Окружает в жизни нас,

И напевных, и прекрасных,

И пугающих подчас!

Только вот не все, что слышим,

Можно музыкой назвать.

А лишь то, что мы сумеем

Спеть, сыграть и станцевать.

Звук живет в любом предмете,

Сколько их, ты посмотри!

Звук шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Сейчас мы с вами подойдем вот к этому столу и посмотрим, что там есть.

(Дети подходят, открывают накидку)

На столе лежит:

(Дети рассматривают предметы)

Муз.рук:

Кто стучит за окном?

Дождь идет по траве.

(щелчки по листку бумаги)

Кто шуршит за окном?

Ветер в мокрой траве.

Кто журчит за окном?

Кто свистит за окном?

(свистулька)

Кто молчит за окном?

Там никто не молчит.

Там лошадка спешит

И копытцем стучит.

(кастаньеты)

Вот коровка идет на лужок

(колокольчик)

Вот пастуший я слышу рожок

Только я и молчу, всех послушать хочу!

А сейчас вы возьмете любой предмет

И с вами вместе расскажем эту историю еще раз.

(Повторяется текст, дети извлекают звуки)

Муз.рук:

Красиво у нас получилось?

Теперь подойдем к следующему столу.

На столе лежит:

-бумага разного размера и качества;

Муз.рук:

Возьмите любую и послушайте, как она по-разному шуршит.

(Дети берут бумагу и шуршат, высказывают свое мнение)

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш и дождь шуршит,

И мышь, шурша, в нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

(Во время чтения стихотворения дети по показу педагога шуршат бумагой поочередно)

Муз. рук:

Смотрите, здесь еще один стол,

А что же там может быть?

(Дети высказывают свои предположения, открывается накидка)

На столе:

-стаканы разных видов;

Муз.рук:

Два стакана до обеда,

Меж собой вели беседу.

Голосок наш тонкий, звонкий,

Ледяной и очень колкий.

С легкостью летящей,

Хрупкий и блестящий.

(Во время чтения стихотворения педагог стучит поочередно по стаканам)

Хотите постучать сами?

(Дети стучат по пустым стаканам)

А как вы думаете, зачем здесь стоит бутылка с водой?

(Педагог наливает в стаканы воду на разном уровне)

Попробуем постучать снова и узнаем, измениться ли звук у бокала?

(включается музыкальный фон, играем на стаканах)

А сейчас давайте посмотрим, как красиво звучат бокалы

Муз.рук:

Ребята, оказывается, не все столы мы с вами осмотрели.

(Дети подходят к столу)

На столе лежит:

- морские камушки разных размеров и видов;

Возьмите по камушку в обе руки, рассмотрите их, постучите и послушайте:

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так,

Не разбить нам их никак.

А сейчас попробуем постучать в такт с музыкой.

(Дети стучат в сопровождении музыки в такт)

Муз. рук:

Вот пришла опять пора на дары благая,

Называется она – осень золотая.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит всем она подарки.

Посмотрите, и нам осень принесла подарки – орешки.

Разбирайте-ка, ребятки эти вкусные подарки.

(Дети берут по 2 орешка)

А орешки не простые, они тоже музыкальные.

Осенью мы в лес пошли, в лес пошли, в лес пошли,

И орешки там нашли, там нашли, да.

(дети идут по кругу, каждый орешек в кулачке)

Припев:

Раз, два, раз, два, три,

Как орешки хороши.

(дети простукивают ритм)

Мы орешки пожалеем, пожалеем, пожалеем,

И дыханием согреем, их согреем, да.

(орешки держат в ладошках и дышат на них)

Мы с орешками играем, ах, играем, ах, играем,

На ладошках их качаем, их качаем, да.

(каждый орешек в ладошке покачивание руками вверх, вниз)

Хватит петь и плясать, хватит петь и играть,

Пора орешкам отдыхать, отдыхать, да.

(орешки в ладошке зажаты, положить под щечку)

Читайте также: