Анкета по выявлению образа жизни для пациентов школы здоровья

Обновлено: 05.07.2024

Цель: проведение анкетирования, как создания условий для понимания ценности здоровья.

Задачи: 1. изучить семьи, с целью выявления здорового образа жизни;

2. оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)

2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)

3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)

4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? (Да, нет, иногда)

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их (Да, нет)

6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)

7. Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? (положительно, отрицательно, не воздействует)

8. Что вы считаете здоровым образом жизни? (Дайте своё определение)

9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)

10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)

11. Как закаляется Ваша семья?

воздушные ванны (прогулки, проветривание)

12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми (Да, нет, иногда)

13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?

14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)

15. Каким видом спорта занимается Ваша семья (Перечислите подробно)

16. Есть ли в семье спортивный уголок (да, нет, хотелось бы)

17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)

18. Часто ли болеют члены Вашей семьи (Да, нет, затрудняюсь ответить)

19. Часто ли болеет Ваш ребенок (Да, нет)

20. Каковы причины болезни Вашего ребенка (недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность)

21. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)

«Наш организм для 120 лет жизни.

Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма,

Анкета для учащихся.

Внимательно прочитайте вопрос, отметьте любым способом не более трёх пунктов

1. Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) это образ жизни, направленный на сохранение здоровья; 6) это соблюдение режима дня и правильного питания; в) это занятия спортом и закаливание. г) не знаю.

2. Является ли твой образ жизни здоровым?

а) да; б) нет; в) частично; г) не знаю.

3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни? а) на 80-100% б) на 50-70% в) на 10-40% г) не зависит.

4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни? а) чтобы не беспокоили болезни; б) чтобы жить долго; в) чтобы выглядеть красиво; г) чтобы всего добиться в жизни.

5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни? а) пример родителей;

6) пример уважаемых мной людей; в) болезни; г) наглядная информация в фактах и цифрах;

6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак, наркотики? а) да; б) нет; в) пробовал; г) уже отказался.

7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы? а) да; б) нет; в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь; г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают.

8. Как ты справляешься со стрессом? а) слушаю классическую музыку; б) иду в спортзал; в) обливаюсь холодной водой; г) хватаюсь за сигарету или банку пива.

9. Есть ли у тебя три заветных желания? а) да; б) нет

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни. Опрос проводится анонимно.

Пожалуйста, укажите:

Ваш возраст (укажите полное число лет)_________

1. Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения

• отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков)

• соблюдение режима дня

• соблюдение правил гигиены

• умеренное употребление алкоголя

• отсутствие беспорядочной половой жизни

• занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы

• регулярное посещение врача с целью профилактики

• доброжелательные отношения с другими людьми

• умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой

• интерес к информации о здоровом образе жизни

• широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби

• другое (укажите) ___________________________________________________

3. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

• считаю, что это необходимо

• считаю, что это важно, но не главное в жизни

• эта проблема меня не волнует

4. Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что

этому мешает ?

• отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости

• отсутствие условий (укажите каких) ________________________________________

• другие причины (укажите, какие) __________________________________________

5. Дайте оценку состоянию вашего здоровья

6. Часто ли Вы посещаете врача?

• прохожу ежегодный медосмотр

7. Как часто Вы принимаете лекарственные препараты?

8. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?

9. Занимаетесь ли Вы спортом?

• занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю)

10. Какими видами спорта Вы занимаетесь? (Укажите, какими именно)

11. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

• не менее 3-х раз в неделю

12. Курите ли Вы?

• курил(а), но бросил(а)

13. Если курите, то, сколько сигарет Вы выкуриваете в день

14. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?

• если да, то сколько раз? Укажите______ раз

15. Часто ли Вы подвержены стрессам?

• время от времени

16. Отметьте причины, которые вызывают у Вас стресс:

• проблемы в коллективе

• проблемы в семье

• проблемы с учёбой

17. Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний?

18. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?

• на учебных занятиях

• из средств массовой информации

• из специальной литературы

• из других источников (укажите, каких)________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1361 человек из 84 регионов


Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 326 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.05.2017 36300
  • DOCX 14.3 кбайт
  • 427 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дубровченко Юлия Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Дома 2) В спортивных клубах и секциях 3) В учреждении образования 5) Другое ……………….

12. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?

1) Очень важно 2) Скорее важно 3) Скорее не важно 4) Совсем не важно

13. Курите ли Вы?

1) Да 2) Нет 3) Изредка 4) До 10 сигарет в день 5) Более 10 сигарет в день

14. Почему вы курите?

1) От нечего делать 2) Казаться более взрослым, независимым

15. Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?

1) Вредно для здоровья 2) Полезно для здоровья 3) Затрудняюсь ответить

1) Вредно 2) Не вредно 3) Затрудняюсь ответить

17. Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю

18. Употребляете ли Вы водку, вино, пиво?

1) В неделю: один, два, три или ……….раз 2) В месяц: один, два, три или …………раз

20. Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю

21. Изменяется ли состояние Вашего здоровья после принятия алкогольных напитков?

1) Ухудшается 2) Улучшается 3) Остается неизменным

22. Употребляли ли Вы и Ваши друзья какие-нибудь таблетки или химические вещества одурманивающего действия?

23. Слышали ли Вы что-нибудь об опасности для здоровья при употреблении таблеток и других химических веществ?

24. В какой мере Вы знакомы с проблемой наркомании среди молодежи?

1) В полной мере 2) В некоторой степени

3) Почти знаком или совсем не знаком 4) Никогда не интересовался этими вопросами

25. Сталкивались ли Вы с проблемой употребления наркотиков?

1) Да, неоднократно пробовал 2) Да, 1-2 раза

3) Да, у меня был друг-наркоман 4) Да, в собственной семье

5) Да, в семье друзей или знакомых 6) К счастью, никогда не сталкивался

26. Является ли наркомания одной из причин заболевания СПИДом?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю

27. Каким путем можно заразиться ВИЧ-инфекцией, СПИДом?

1) При повседневных контактах 2) При сексуальных контактах

3) При обмене шприцами и иглами, которые уже использовались носителями ВИЧ-инфекции

4) От ВИЧ-инфицированной матери

28. Поражается ли при СПИДе иммунная (защитная) система организма человека?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю

29. С какого возраста, как Вы считаете, можно начинать половую жизнь?

1) С 11 лет 2) С 13 лет 3) С 15 лет 4) С 17 лет 5) После 18 лет 6) Другое ……………………………

30. Насколько Вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса?

1) Моих знаний мне вполне достаточно 2) Знаю практически все

3) Знаю очень мало, хотел бы узнать больше

4) Не знаю и знать не хочу 5) Другое ………………………………….

31. Как Вы относитесь к проблеме ранней беременности?

1) Отношусь с осуждением 2) Считаю это личным делом каждого

3) Считаю, что, чем раньше, тем лучше 4) Эта проблема меня не волнует

32. Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?

1) Считаю, что эта работа не хуже, чем любая другая

2) Отношусь с осуждением

3) Могу представить себя в этом бизнесе

4) Считаю, что с этим необходимо бороться

5) Проституция – это способ получить за собственное удовольствие большие деньги

6) Не задумывался об этом

33. По Вашему мнению, является ли составной частью здорового образа жизни рациональное питание?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю

34. Согласны ли Вы, что рациональное питание – это:

1) равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии

2) удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ

3) соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)

35. Придерживаетесь ли Вы какой-то особой диеты?

1) Отказ от мясопродуктов 2) Раздельное питание 3) Отказ от сладкого и хлебобулочных изделий 4) Лечебное голодание 5) Другое ……………………………..

36. Питаетесь ли Вы в столовой ?

37. Удовлетворены ли Вы организацией питания в учреждении образования?

1) Да 2) Не совсем 3) Нет 4) Особое мнение ……………………..

38. Чтобы Вы хотели изменить в организации питания учреждения образования?

1) Ежедневное меню 2) График питания 3) Технологию приготовления пищи

4) Ассортимент продуктов 5) Обслуживание 6) Другое ……………………………

39. Расставьте факторы здорового образа жизни по степени их важности:

1) Преодоление от вредных привычек __________ место

2) двигательная активность _____________ место

3) благоприятный психологический климат _____________ место

4) Рациональное питание _______ место

5) повышение защитных сил ____________ место

6) организация быта ___________ место

7) снижение неблагоприятных экологических факторов ________ место

40. Какие из перечисленных факторов ЗОЖ присутствуют в вашем образе жизни:

1) отказ от вредных привычек 2) двигательная активность 3) благоприятный психологический климат 4) рациональное питание 5) повышение защитных сил 6) организация быта

7) снижение неблагоприятных экологических факторов 8) личная гигиена

9) правила безопасного поведения 10) психосексуальная культура

41. Какие меры для поддержания здоровья вы выполняете

1) принимаю витамины

2) стараюсь больше бывать на свежем воздухе

3) питаюсь регулярно и полноценно

4) занимаюсь спортом

5) занимаюсь аэробикой, фитнесом,

6) пью чаи из целебных трав

7) соблюдаю диету

8) делаю прививки (например, против гриппа)

9) регулярно посещаю врачей в профилактических целях

10) ничего не делаю не думаю об этом

11) соблюдаю режим дня

12) делаю утреннюю зарядку

13) делаю физиопроцедуры, массаж

14) включаю в питание биодобавки

15) делаю закаливающие процедуры

16) занимаюсь йогой, оздоровительными практиками

17) предпочитаю вегетарианскую пищу

18) занимаюсь восточными видами единоборств

42. Знаете ли вы такие параметры своего здоровья, как:

4) артериальное давление

5) группа крови, резус-фактор

6) перенесенные в детстве заболевания

7) хронические заболевания, имеющиеся у родителей

8) предрасположенности организма к различным видам заболеваний

43. Что для вас является источниками получения информации о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья

1) программы телевидения

2) газетные публикации

3) журнальные статьи

5) консультации врачей

6) разговоры с друзьями и знакомыми

7) разговоры с родителями

9) консультации специалистов оздоровительных и спортивных центров

11) специализированные журналы о здоровье

12) книги и брошюры

13) в рамках специализированных курсов по месту учебы

44. Интересует ли вас информация о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья

Данная методика предложена методистами Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Радоман Г.А., Долбешкиной Н.А. и изучает ориентацию учащихся на здоровый образ жизни, отношение к вредным привычкам, наличие комфортных психологических условий в учреждении образования. В основу исследования положено анкетирование всех учащихся. Проводится 2 раза в год куратором группы, социальным педагогом, заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе (в начале и конце учебного года).

Методика предназначена для учащихся, участников воспитательного процесса, медицинского работника, родителей. Составляется при наличии анкет, согласия респондентов на анкетирование, соблюдении конфиденциальности. Проводится в стандартных условиях, возможна групповая или индивидуальная форма проведения. Помогает провести статистический анализ среди юношей и девушек, анализ ориентации учащихся на здоровьесберегающую организацию своего досуга.

Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией.

Если Вы не уверены в своих знаниях по тому или иному вопросу, то ответ подчеркните волнистой чертой или допишите свой ответ.

Ваш пол: мужской, женский

Ваш возраст? …………………….лет

1. Интересно ли Вы живете?

2. Ваши увлечения в свободное от учебы время?

3. Влияют ли положительные эмоции на укрепление Вашего здоровья?

4. Удовлетворяет ли Вас социально-психологический климат в Вашем учреждении образования?

-Да
-Нет
-Скорее да, чем нет

5. Является ли выбранная Вами профессия Вашим призванием?

6. Устраивают ли Вас отношения между преподавателями и учащимися?

-В основном, устраивают

-В чем-то устраивают, в чем-то нет

-Во многом не устраивают

7. На сколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

-Постоянно
-От случая к случаю

8. В работе каких спортивных секций и клубов Вы принимали участие?

9. Созданы ли в Вашем учреждении образования условия для занятий физкультурой и спортом?

10. Влияют ли занятия физкультурой и спортом на состояние Вашего здоровья?
-Да
-Нет
-Затрудняюсь ответить

11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?

-Нет
-Не считаю нужным

12. Где и как Вы занимаетесь закаливанием?

-Дома, по системе Иванова

-В учреждении образования;

……………………………
13. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?

-Скорее не важно

-Совсем не важно

14. Курите ли Вы?

-Да
-Нет
-Изредка
-До 10 сигарет в день

-Более 10 сигарет в день

15. Почему вы курите?

-От нечего делать

-Казаться более взрослым, независимым

16. Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?

-Вредно для здоровья

-Полезно для здоровья

18. Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?

19. Употребляете ли Вы водку, вино, пиво?

- В неделю: один, два, три или ……….раз

- В месяц: один, два, три или …………раз

21. Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?

22. Изменяется ли состояние Вашего здоровья после принятия алкогольных напитков?
-Ухудшается
-Улучшается
-Остается неизменным

23. Употребляли ли Вы и Ваши друзья какие-нибудь таблетки или химические вещества одурманивающего действия?

24. Слышали ли Вы что-нибудь об опасности для здоровья при употреблении таблеток и других химических веществ?

25. Как Вы думаете: опасность эта СУЩЕСТВУЕТ? или она ВЫДУМАНА врачами

26. В какой мере Вы знакомы с проблемой наркомании среди молодежи?

-В некоторой степени

-Почти знаком или совсем не знаком

-Никогда не интересовался этими вопросами

27. Сталкивались ли Вы с проблемой употребления наркотиков?

-Да, неоднократно пробовал

-Да, у меня был друг-наркоман

-Да, в собственной семье

-Да, в семье друзей или знакомых

-К счастью, никогда не сталкивался

28. Является ли наркомания одной из причин заболевания СПИДом?

29. Каким путем можно заразиться ВИЧ-инфекцией, СПИДом?

-При повседневных контактах

-При сексуальных контактах

-При обмене шприцами и иглами, которые уже использовались носителями ВИЧ-инфекции
-От ВИЧ-инфицированной матери

30. Поражается ли при СПИДе иммунная (защитная) система организма человека?

31. С какого возраста, как Вы считаете, можно начинать половую жизнь?

32. Насколько Вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса?

-Моих знаний мне вполне достаточно

-Знаю практически все

-Знаю очень мало, хотел бы узнать больше

-Не знаю и знать не хочу

33. Как Вы относитесь к проблеме ранней беременности?

-Отношусь с осуждением

-Считаю это личным делом каждого

-Считаю, что, чем раньше, тем лучше

-Эта проблема меня не волнует

34. Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?

-Считаю, что эта работа не хуже, чем любая другая

-Отношусь с осуждением

-Могу представить себя в этом бизнесе

-Считаю, что с этим необходимо бороться

-Проституция – это способ получить за собственное удовольствие большие деньги

-Не задумывался об этом

-Другое ………………………………
………………………………………..
35. По Вашему мнению, является ли составной частью здорового образа жизни рациональное питание?

36. Согласны ли Вы, что рациональное питание – это:

- равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии

- удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ;

- соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)

37. Придерживаетесь ли Вы какой-то особой диеты?

-Отказ от мясопродуктов

-Отказ от хлебобулочных изделий

38. Питаетесь ли Вы в столовой ?

39. Удовлетворены ли Вы организацией питания в учреждении образования?

-Нет
-Особое мнение

……………..
40. Чтобы Вы хотели изменить в организации питания учреждения образования ?

-Технологию приготовления пищи

41. По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…?

-Отказ от вредных привычек

-Оптимальный двигательный режим

-Занятия физической культурой и спортом

-Владение навыками безопасного поведения

42. Какой образ жизни, на Ваш взгляд, является привлекательным, престижным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.

Цель: формирование здорового образа жизни.

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.


Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе.


Анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни".

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ.


Дорогой друг! Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией. Если Вы не уверены в своих знаниях по тому или иному воп.


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности.

В последние годы профилактическому направлению медицины придается первостепенное значение. Формирование у населения здорового образа жизни – это одна из основных задач общественного здравоохранения. Актуальным вопросом остается изучение информирования населения по вопросам здорового образа жизни, являющегося необходимой частью целенаправленной деятельности по предупреждению заболеваний, и привлечение граждан к участию в профилактических программах.

Ключевые слова

Здоровый образ жизни, информированность населения, профилактическая работа, профилактические программы

Статья

Введение

Формирование у населения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) – это одна из основных задач общественного здравоохранения, поскольку известно, что здоровье населения на 50 -55 % определяется образом жизни населения. По определению Всемирной организации здравоохранения, образ жизни – это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристиками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни. Однако современные эпидемиологические исследования показали, что важна роль не только социальных и экономических причин. Сохраняется роль курения, неумеренного употребления алкоголя, избыточной массы тела, нарушений липидного обмена, гиподинамии и других факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) [1]. Это диктует необходимость реализации национальных профилактических программ, направленных на раннее выявление факторов риска основных ХНИЗ и их своевременную коррекцию [2;3]. Актуальным вопросом остается изучение информирования населения по вопросам здорового образа жизни, являющегося необходимой частью целенаправленной деятельности по предупреждению заболеваний, и привлечение граждан к участию в профилактических программах.

Цель

Целью настоящего исследования явилось изучение степени информированности взрослого населения города Саратова и Саратовской области по вопросам здорового образа жизни, влияния образования на субъективную оценку здоровья и уровня заинтересованности пациентов деятельностью Центров здоровья и амбулаторно - поликлиническими профилактическими программами.

Материал и методы

В основу исследования положены результаты анкетирования 230 пациентов в возрасте от 18 до 86 лет, пришедших в Центры здоровья городов Саратов, Маркс и Вольск Саратовской области. Была разработана оригинальная анкета, состоящая из 65 вопросов, включающая следующие разделы: общие сведения о респонденте; вопросы по ЗОЖ и отношению к своему здоровью; вопросы об отношении к курению и употреблению алкоголя; объективные данные, включающие антропометрические показатели, уровень артериального давления. Пациенту предлагалось провести самооценку своей физической активности, социального и профессионального стресса, труда и отдыха, жизненных приоритетов. Опрос вызвал интерес со стороны посетителей Центров здоровья. Отказов в проведении анкетирования не было.

Среди респондентов 49% составили мужчины, 51% - женщины. Большинство опрошенных (74%) в возрасте от 20 до 40 лет. Среди пациентов – как мужчин, так и женщин - самой многочисленной группой (47%) оказались лица, имеющие или получающие высшее образование, 39% проанкетированных имели среднее образование.

Результаты и обсуждение

Было установлено что, подавляющее большинство (84%) опрошенных были знакомы с понятием ЗОЖ и считали, что соблюдение его компонентов может существенно улучшить здоровье. При этом большую часть сведений ими была получена из средств массовой информации (82,4%), а не из медицинских (12,8%) или других (4,8%) источников. Половина (50,2%) опрошенных называли свой образ жизни здоровым и ответили, что соблюдают его элементы, соответствующие этому понятию.

Было показано что, 80% проанкетированных вели контроль за своим артериальным давлением, понимали значимость вредных привычек в формировании гипертонической болезни и необходимость постоянного приема лекарственных средств.

Более половины респондентов (52%) считали свою повседневную деятельность утомительной, треть (32%) были недовольны взаимоотношениями в коллективе и испытывали стресс. Для борьбы со своими негативными эмоциями и стрессом респонденты, проживающие в Саратовской области и жители города Саратова, отдавали предпочтение диаметрально противоположным методам (Рис.1). Так, 38% саратовцев полагали, что изменение образа жизни позволит побороть стрессовую ситуацию, но только 20% областных жителей были готовы идти по этому пути. Четверть (25%) жителей города прибегали к аутотренингу (против 11% сельчан). Большинство опрашиваемых областных жителей (23%) не знали, как побороть эмоции, либо считали, что этого нельзя сделать (24%). Более позитивная ситуация у жителей Саратова: 10% затруднились ответить, 11% отмечали стресс как неизбежность, которую невозможно победить. Это может свидетельствовать, в том числе, и о недостаточной информированности людей о способах и методах борьбы со стрессом. Угрожающее число (38% опрошенных: 22% жителей области и 16% саратовцев) самостоятельно использовали лекарственные средства, порой без консультации с врачом, не влияя на первопричину – неправильный образ жизни. В подтверждение этому является ответ на вопрос, когда стоит обращаться к врачу: когда заболел или же регулярно с профилактической целью? Результаты огорчительные: 61% респондентов всех возрастных групп предпочитали обращаться за медицинской помощью только по факту заболевания.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования выяснено, что имеется явно недостаточная информированность граждан города Саратова и Саратовской области по вопросам формирования здорового образа жизни. Имеется низкая самооценка по вопросам борьбы со стрессом. Изучение влияния уровня образования на субъективную оценку здоровья и информированность по вопросам здорового образа жизни показало, что хорошее образование является существенным подспорьем для успешного формирования ЗОЖ. Пациенты Центров здоровья имели заинтересованность профилактическими программами, были готовы им следовать, заниматься в группах и индивидуально, но учреждениями первичной медико-социальной помощи такая работа ведется недостаточно.

Повышение информированности населения о факторах риска и факторах, способствующих здоровью, - это необходимая стратегия, направленная на улучшение здоровья и общего благополучия людей.

Представляется целесообразным усилить роль врачей учреждений первичной медико-социальной помощи в эффективной пропаганде здорового образа жизни. Необходимо обучить врачей и медицинских сестер навыкам информирования населения, выдавать во время визитов к врачу буклеты, санитарные бюллетени и листовки по вопросам профилактики основных ХНИЗ; продолжать активную работу Школ здоровья и здорового образа жизни при отделениях профилактики поликлиник, вовлекать большее число пациентов для участия в программах посвященных ЗОЖ. Особое внимание нужно уделять работе с детьми, подростками и молодежью, начиная с детских дошкольных и средних образовательных учреждениях, проводить разъяснительную работу по вопросам здорового образа жизни, в том числе с привлечением обученных студентов-медиков.

Литература

1. Бойцов С.А., Чучалин А.Г. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. М: МЗ РФ, 2013. – 128 с.

2. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г.Оганова, Р.А. Хальфина – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012 - 464 с.

3. Шеметова Г.Н., Беляева Ю.Н., Красникова Н.В., Губанова Г.В., Рябошапко А.И. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций//Фундаментальные исследования. 2014. Том . №7-1: С.166-169

Рисунки


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ (ПО МНЕНИЮ АНКЕТИРОВАННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)


ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПО МНЕНИЮ АНКЕТИРУЕМЫХ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Читайте также: