Анкета критерии выбора школы
Обновлено: 05.07.2024
Критерии выбора школы, о которых вы могли не подумать
Ксения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО "Лиза Алерт"
Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей
Какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы? Те, что будут перечислены дальше, неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Возможно, вы обращали на них внимание, когда ребенок ходил на подготовку к школе или вы посещали родительские собрания, но не придавали значения таким "мелочам". Что же может неожиданно оказаться важным для вашего первоклассника и для вас самих?
Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, психологи и опытные родители часто советуют заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Наверняка и вы это делали. Вспомните, как прошла такая "этнографическая экспедиция", обдумайте еще раз сведения, которые вам удалось получить: как устроена жизнь в школе, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее.
Перечислим моменты, которые должны привлечь ваше внимание. Сначала обсудим критерии, важные для ребенка.
Одного возраста, на одном уровне
Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной.
Почему гендерный состав класса – это важно
Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала "у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек" или, наоборот, "22 девочки и 6 мальчиков". Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив.
У меня в практике огромное количество таких "змеиных" дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки "шумопогашения" — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках.
Этнический состав одноклассников
В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной.
Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым. Например, потому, что у какого-то народа, скажем, совершенно другие традиции воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое "мужское поведение" и какие у "настоящих мужчин" есть способы разрешения конфликтов.
И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться.
Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.
Организация школьного пространства – раздевалка, столовая, перемены
Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.
Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор. Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь.
Насколько школа будет утомительной?
Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков?
Продленка - тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться.
В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре…
Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.
Ваши планы на дополнительное образование
Если вы выбираете условную "школу рядом с домом", продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу.
Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье.
Дополнительное образование, которое "закрывает" потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы. Родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны.
И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания.
Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного? Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту.
В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.
В наших условиях в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.
Оцените расходы на школу
Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: "Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить. "
Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.
Родительская среда
Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.
Степень вашего участия в школьной жизни
Школы во многом живут энергией родителей, в "началке" все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.
В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.
Предполагается ли участие родителей в учебе
Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: "Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять". Или, наоборот, учитель говорит: "Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся".
Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью.
Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа "оптимизации" не редкость и 32 человека.
"Началка" удлинилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной. В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него.
Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным.
Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.
Понимание лучшей учебного заведения кроется в отношениях Ученика, Родителя и Классного руководителя. Они должны быть прозрачными и стабильными. Уровень образования зависит именно от этих сторон. Это обычно и является для большинства родителей главным критерием. Поэтому иногда стоит обратить внимание на лучший класс, а не на лучшую школу.
Критерии выбора школы
Ваш собственный рейтинг - самый правильный. Составьте этот рейтинг по выбранным значимым для Вас критериям сами.
Критерии выбора школы
- Близость метро
- Близость к дому
- Удобство дороги
- Квалификация педагогов
- Опыт работы в образовательном учреждении
- Особенности программы
- Статистика сдачи егэ и огэ - очень спорный пункт для составления рейтинга - чит. статью - однако для некоторых родителей почему-то важен. А вот важность этого пункта для СОШ очевидна - департамент составляет рейтинг, отталкиваясь от среднего общешкольного балла. И на основании в том числе таких рейтингов строится вывод о статусе СОШ и о финансировании. Пока СОШ могут помогать сдать экзамен, не видать нам правильных рейтингов по сдече егэ и огэ.
Условно можно выделить 2 типа такой деятельности:
- каникулярная - выездные мероприятия, экскурсии, лагеря, походы, экспедиции, турслёты и пр. (бывают долгосрочные 4-25 дней и краткосрочные 1-3 дня);
- текущая - спортивные и развлекательные программы, экскурсии, коллективные поездки в театр и пр.
Казалось бы, что московские учащиеся имеют больший выбор досуговой деятельности: музеи, выставки и пр. Однако интересные дела можно организовать в любом городе или селе.
Ещё один спорный критерий выбора школы, косвенно влияющий на качество образования. В последние годы у большинства московских школ наблюдается тенденция к массовому поступлению в вузы. Это связано с несколькими факторами: уровнем московских школ, расширением представленных вузовских площадок, снижением рождаемости в 1992-2002 гг. Попробуйте ответить на вопрос: где было легче поступить в вуз - в СССР или в России?
Этот пункт является чаще ошибочным при определении рейтинга СОШ. Можно ведь просто избавляться от "плохих учеников". Вот этот критерий почему то в рейтинги не входит: какая СОШ больше выгоняет портящих статистику учеников.
Продолжнеие следует. Пишите Ваши наблюдения и замечания.
Детские критерии
Один возраст должен соответствовать одному уровню
Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.
Важен гендерный состав класса
Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников
Обратите внимание на организацию школьного пространства
Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.
Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.
Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь
Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной
Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.
Профили: за и против
Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.
Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.
Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.
Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.
Дополнительное образование
Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?
Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.
Родительские критерии
Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.
Расходы
Своя среда
Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.
Степень участия в школьной жизни
В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.
Участие родителей в учебе
В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.
Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, что, по мнению россиян, важнее всего при выборе школы для своего ребенка.
Для абсолютного большинства родителей хорошие преподаватели, которых уважают знакомые и родственники, являются важнейшим критерием при выборе школы для ребенка (93% опрошенных). Также в тройку самых значимых критериев попали близость школы к дому (86%) и высокий процент выпускников школы, которые поступили в высшие учебные заведения (82%).
Хороший преподавательский состав — залог качества школы, считают 45% россиян. Еще 21% опрошенных среди требований, которым должна отвечать школа, выбрали хорошее материально-техническое оснащение, удобство помещений и высокое качество образования. Хорошо поставленная воспитательная работа оказалась значимой для 17% респондентов, а уважительное отношение к ученикам — для 15%. Также среди требований россияне называли безопасность (4%), бесплатное обучение (8%), возможность дополнительных развивающих занятий (6%) и гарантии поступления выпускников в вузы, высокий процент выпускников, которые поступили в высшие учебные заведения (4%).
Опрос проводился ВЦИОМ 23 – 24 августа 2008 г.
Регион: 140 населенных пунктов в 42 областях, краях и республиках России.
Читайте также: