Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации 1 класса в школе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: изучение уровня готовности к школе, уровня внимания, степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

Анкета для родителей

Готовность к школе (Керн-Иерасек)

Домики (эмоциональное состояние)

Время проведения диагностик: конец сентября - начало октября.

Количество испытуемых: 41 первоклассник, 41 родитель.

Анкета для родителей позволяет узнать мнение родителей по изучаемой проблеме. В результате выявлено, что 98% (40 человек) родителей считают, что их ребенок адаптировался к обучению в школе и лишь 2 % (1 человек) решили, что у ребенка возможна дезадаптация.

Методика Керна - Йерасека даёт предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. По результатам оценки готовности к школе по этой методике 27% имеют высокий уровень (11 человек) 66% (27 человек) – средний уровень, 5% (2 человека) - низкий уровень

Высокий уровень – 56 % (23 человека)

Средний уровень – 34% (14 человек)

Низкий уровень – 2 (%) 1 человек

Хроническое переутомление (истощение, низкая работоспособность) – 0 % (0 человек);

Компенсируемое состояние усталости (самовосстановление происходит за счет снижения активности) – 24% (10 человек);

Оптимальная работоспособность (нагрузки соответствуют возможностям) – 63% (26 человек);

Перевозбуждение (работа на пределе своих возможностей – 7 % (3 человека).

Преобладание отрицательных эмоций (доминируют плохое настроение. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно) – 22% (9 человек);

Эмоциональное состояние в норме (поводов для беспокойства нет) – 46% (19 человек);

Преобладание положительных эмоций (ребенок настроен оптимистично) –27% (11 человек)

Учебная мотивация сформирована у 25 %, имеют эмоционально-благополучное состояние, на фоне которого развивается учебная мотивация – 34 % (14 человек), из них показали, что Учитель – значимое лицо – 10 % (4 человека). Игровая позиция у 12 % (5 человек) и

эмоционально неблагополучное состояние – 17 % (7 человек)

На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что адаптированы к обучению в первом классе 56 % (23 человек), возможна дезадаптация у 27% (11 человек), дезадаптация – 12 % (5 человек)

Рекомендации:

Продолжить работу классных руководителей по организации классного коллектива, для успешной адаптации всей группы детей.

Психологу школы ознакомить родителей с результатами диагностики.

Психологу проводить коррекционно-развивающие занятия для преодоления трудностей адаптационного периода.

Психологу школы провести повторную диагностику адаптации учащихся 1 класса к школе в конце 3 четверти.

Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации учащихся 1-х классов.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время .

Цель: выявление уровня адаптации первоклассников к обучению, оказание помощи учителям начальной школы и поддержки обучающихся 1 классов, разработки программы психолого-педагогической поддержки детей в начале обучения в школе, выработка рекомендаций для педагогов и родителей.

  • Наблюдение за детьми на уроках, на перемене.
  • Беседы с учениками.
  • Опрос классных руководителей 1-ых классов
  • Диагностика ууд.
  • Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи
  • Составление расписания

Результаты адаптации (на начало учебного года)

Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:

  1. Произвольность. Не могут сосредоточиться на задании и отвлекаются в процессе её решения 13% детей, испытывают трудности в заданиях, где нужно приложить волевые усилия 9%
  2. 6% детей испытывают трудности при обобщении знаний. Решать однотипные задачи и действовать по образцу могут практически все первоклассники. Но 4 % не могут работать без опоры на наглядный материал.
  3. Сформированность учебных действий. Понимают и выполняют указания учителя без напоминания 86%
  4. Темп деятельности и работоспособности.5% пока не выполняют основных требований к письму. Низкий темп деятельности примерно у 7 % детей, практически все сохраняют работоспособность в течении урока.

С детьми, имеющими трудности в адаптации, организована работа с психологом для более глубокой диагностики и выявления причин школьной дезадапатции.

Все ученики достигли базового уровня сформированности универсальных учебных действий , наиболее важными для освоения новых образовательных стандартов оказались:

Личностные УУД – выявлен достаточно большой процент школьников с высокой мотивацией учения и адекватной самооценкой.

Познавательные УУД – выявлен большой процент школьников с показателями среднего уровня возрастной нормы. Что проявляется в среднем уровне развития логических операций и понятийного мышления.

Показатели регулятивных УУД – в целом соответствует возрастным возможностям школьников.

Однако особое внимание следует обратить на детей с низкими показателями и создать условия формирования устойчивой позитивной учебной мотивации школьников, адекватной самооценки в качестве важных предпосылок личностного развития и успешного обучения школьников. Организовать образовательный процесс, акцентируя внимание на целеполагании и контрольно-оценочных действиях. Особое внимание обратить на формирование логических операций, понятийного мышления. Предусмотреть возможность развития коммуникативных навыков и умений школьников как в учебной так и во внеучебной деятельности.

Рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале учебной деятельности в образовательном учреждении.

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога – семейная терапия или групповые занятия для их родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка по адаптации 1 класса. Для выступления на совещании при директоре.

по итогам адаптации первоклассников

С 28 ноября по 8 декабря 2016 года согласно плану ВШК проводилось изучение адаптации учащихся 1 класса.

Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий , соблюдение требований к современному уроку.

Вид контроля: тематический.

Технология: посещение уроков, собеседование с учителем и учащимися.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

Условия адаптации:

Физиологические:

Изменение режима дня;

Организация правильного питания;

- Развитие двигательной активности;

Психологические:

- психологический климат в семье;

- формирование интереса к школе;

- недопустимость физического воздействия;

- учёт темперамента ребёнка;

- организация контроля за учёбой;

- поощрение за успехи и достижения;

- развитие самоконтроля и объективной самооценки.

В ходе проверки было выявлено, что в 1 классе обучается 16 человек.

С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия:

- учебные занятия проводятся в первую смену;

- пятидневная учебная неделя;

- продолжительность уроков 35 минут;

- в середине учебного дня организована динамическая пауза.

- дети получают горячее питание;

В результате посещения уроков математики, художественного труда было выявлено, что учитель первого класса –Баязитова Ж.Э.стремится научить детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования. Для успешного решения возникающих проблем учитель на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Преподаватели используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Учитель продумывают воспитательный аспект: детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья.

С целью выяснения степени успешности адаптационного периода среди учащихся 1 класса было проведено анкетирование учителя по опроснику Ковалевой.

По результатам опроса были выделены три группы детей:

первая группа — 57% ( 9), в эту группу входят хорошо Хорошо подготовлены, адаптированные дети; обладают широким кругозором познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт, с удовольствием отвечают на уроках. Ощущают успех, повышают учебную мотивацию. (Соколов Д., Исин Д., Исин Д., Бокарев С., Шавкун М., Неживых А., Рожнова Н., Выходцева С., Биро А.)

вторая группа —18% (3), средняя степень дезадаптации; Дети отличаются некоторой неравномерностью развития. Страдают произвольностью поведения. На уроках отвлекаются, не успевают вовремя ответить, выполнять задание, требуют повышенного внимания учителя.(Жаксылыков Н., Симоченко С., Сальников В.)

Если разобрать конкретно какой фактор лежит в основе адаптационных проблем 2 и 3 группы, то мы увидим следующие результаты:

Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации учащихся 1 классов к новым условиям систематического обучения.

Цель организация работы по изучению адаптации учащихся 1-х классов к новым условиям систематического обучения. В соответствии с планом внутри-школьного контроля учебно -воспитательного процесса осуществляется контроль процесса адаптации учащихся 1-х классов

Аналитическая справка по результатам диагностики

адаптации учащихся 1 классов к новым условиям систематического обучения.

20___ -20_____ учебный год.

Цель организация работы по изучению адаптации учащихся 1-х классов к новым условиям систематического обучения.

В соответствии с планом внутри-школьного контроля учебно -воспитательного процесса осуществляется контроль процесса адаптации учащихся 1-х классов.

Объект контроля учащиеся 1-х классов

Формы и методы работы – наблюдение , анкетирование, беседы, проективные методики

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей в социально-психологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до года. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Цели исследования:

- выявить уровень интеллектуального развития младшего школьника.

В исследовании принимали участие 17 обучающихся

(отсутствовала Хаддад Гхена)

В диаграмме видно, что дети, находившиеся на высоком уровне интеллектуального развития, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на уровне ниже среднего, повысили результаты, и перешли на сред­ний уровень интеллектуального развитии. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень интеллектуального развития некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность.

На конец года в группу детей с низким уровнем интеллектуального развития попали- Тумгоева Хади, Муталиев Микаил, Кириллов Данил, Осин Ярослав)

В диаграмме видно, что на конец учебного года у учащихся повысился уровень интеллектуального развития. Однако произошло усложнение и возрастание объёма преподаваемого материала, что привело к снижению работоспособности у обучающихся с уровнем интеллектуального развития ниже среднего. И в ходе диагностики они показали более низкие результаты. (Торшхоева Милана, Соколова Анна)

Высокий уровень интеллектуальной зрелости проявляется у детей в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

Рекомендации

В работе с первоклассниками, показавшими низкий уровень выполнения методики, необходимо учитывать возможность проявления у них игрового отношения к учебным заданиям. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры). Попытки жѐсткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьѐзным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы

2.Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики

Цель: Выявить уровень мотивации у детей

ЖЕЛАНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ УЧИТЬСЯ И ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ

Наличие положительной мотивации –один из важнейших факторов будущей

Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса

обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения.

Низкая мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению.

Проявление низкой мотивации в любом случае скажется в снижении активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Причины низкой мотивации:

-сниженная потребность познавательных мотивов;

-завышенные ожидания семьи к успехам ребѐнка;

-недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка).

Потеря мотивации, уход от активности, также происходит, когда ребѐнок не понимает, что именно он делает не так. В таком случае у ребѐнка может сформироваться ощущение, что он просто не нравится учителю, что он неудачник.

Рекомендации.

Оценивание деятельности ребѐнка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребѐнка советы, как

ЦЕЛЬ: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Ситуация не учебного характера у Осина Ярослава

Ситуация не учебного характера у Чудова Богдана, Золотарёва Ярослава, Лощаковой Василисы, Торшхоевой Миланы.

Таким детям свойственно положительное отношение к школе, но большей направленность на внешние школьные атрибуты.

Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы у 85,3 % обучающихся преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных, учебных мотивов. У 14,7 % обучающихся ситуация не учебного характера.

Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.

Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, даѐт возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение

Избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным.

Если ребенок вовсе не тревожится, это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка, непонимание важности учебы, игнорирование обратной связи в социальных контактах, отражающееся в коммуникативных проблемах.

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Обучающимся с высоким уровнем и выше среднего ориентируются на заданную систему требований, могут сознательно контролировать свои действия. Высокие показатели объема и концентрации внимания. Осознают правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля и уровня оценки

Обучающимся с средним уровнем и ниже среднего ориентируются на систему требований недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. Средние показатели объема и концентрации внимания. Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.

Дети с низким уровнем регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым. Низкий уровень развития произвольного внимания. Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Рекомендации: коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля, включить в урок упражнения, развивающие внимание.

6. Результаты исследования, полученные в ходе проведения проективной методики

Цель : выявить уровень самооценки у ребёнка.

- Социометрия

Цель: выявить соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии.

Читайте также: