Аналитическая справка по фгос в школе

Обновлено: 16.05.2024

Количество пятых классов, которые перешли на ФГОС ООО с 1 сентября 2012 года, - четыре.

Для разработки и реализации основной образовательной программы основного общего образования в школе была создан совет и рабочая группа (приказ №1 от 11.01.2011г.). В состав рабочей группы вошли учителя основной школы, администрация школы, педагог-психолог, заведующая библиотекой, социальный педагог. Были разработаны и реализованы: план-график введения ФГОС ООО (приказ №21 от 19.01.2012), дорожная карта (приказ №214/2 от 01.09.2011г.).

Приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции учителей основной школы, заместителей директора по УВР, ВР. Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ .

Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ООО

С целью подведения предметных образовательных результатов проведён мониторинг качества и динамики обученности по итогам 1 четверти 2012-2013 учебного года и годовых отметок пятиклассников

Учителями 5-х классов была выстроена система требований к итоговой оценке образовательной деятельности учеников. В сентябре 2012 года был организован стартовый контроль, в декабре 2012 года - текущий контроль, в апреле 2013 года - итоговая контрольная работа по предметам (математика, русский язык). Результаты следующие:

по математике (стартовый контроль)

- по математике уровень усвоения учащимися ФГОС соответствует норме: выполнение не менее 70% обучающимися ½ предложенных заданий.


по русскому языку (стартовый контроль)

Русский язык

- по русскому языку уровень освоения учащимися ФГОС соответствует норме: выполнение не менее 70% обучающихся ½ предложенных заданий.


Результаты стартового контроля по математике и русскому языку обсуждались на заседаниях методических кафедр гуманитарного цикла (протокол №2 от 10.10.12), естественно-математического цикла (протокол №2 от 26.10.12 ).

Результаты текущего контроля по математике :

- по математике уровень усвоения учащимися ФГОС соответствует норме: выполнение не менее 70% обучающимися ½ предложенных заданий.


Результаты текущего контроля по русскому языку :

Русский язык

- по русскому языку уровень освоения учащимися ФГОС соответствует норме: выполнение не менее 70% обучающихся ½ предложенных заданий.


Результаты текущего контроля по математике и русскому языку обсуждались на заседаниях методических кафедр гуманитарного цикла (протокол №3 от 17.12 .12), естественно-ма тематического цикла (протокол №3 от 25.12 .12 ).

Результаты итогового контроля по математике:

- по математике уровень усвоения учащимися ФГОС соответствует норме: выполнение не менее 70% обучающимися ½ предложенных заданий.


Результаты итогового контроля по русскому языку :

Русский язык

- по русскому языку уровень освоения учащимися ФГОС соответствует норме: выполнение не менее 70% обучающихся ½ предложенных заданий.


Результаты текущего контроля по математике и русскому языку обсуждались на заседаниях методических кафедр гуманитарного цикла (протокол №5 от 25.04.13г. ), естественно-ма тематического цикла (протокол №5 от 25.04.13г.).

С целью изучения сформированности ценностей ЗОЖ (личностных образовательных результатов) по плану ВШК качества результатов педагогом-психологом Решетниковой С.А. совместно с учителями ____________в ноябре 2012, марте 2013 года. Количество обследованных – 89 человек (в ноябре 2012г.), 93 человека (в апреле 2013 г.) Обучающимся было предложено ответить на следующие вопросы:

Какие их перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя)

Средний балл

Ноябрь, 2012 г.

Апрель, 2013 г.

Иметь много денег

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным

Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей

Жить в счастливой семье

Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Количество выборов, %

Ноябрь, 2012 г.

Апрель, 2013 г.

Регулярные занятия спортом

Возможность лечиться у хорошего врача

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д.

Знания о том, как заботиться о своем здоровье

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.)

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдения режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой)

Что из перечисленного присутствует в Вашем распорядке дня?

Несколько раз в неделю

Очень редко, иногда

А) Утренняя зарядка, пробежка

Д) Прогулка на свежем воздухе

Е) Сон не менее 8 часов

Ж) Занятия спортом

Можно ли сказать, что ты беспокоишься о своем здоровье? (отметить нужное)

Количество выборов, %

Ноябрь, 2012 г.

Апрель, 2013 г.

Скорее да, чем нет

В) Скорее нет, чем да

Откуда ты узнаешь о том, как заботиться о здоровье?

От случая к случаю

Г) Из журналов, книг

Д) Из передач ТВ

Результаты мониторинга сформированности ценностей ЗОЖ (личностных образовательных результатов) показали незначительный рост в оценке ценностей в плане материального достатка, получения знаний, собственной красоты и самостоятельности; увеличился интерес к регулярным занятиям спортом, к собственному здоровью.

Диагностика проводилась по следующим методикам:

3. Тест Тулуз Пьерона

4. Методика мотивации Н.Г.Лускановой

Исполнение инструкций – норма – 31,8; близкий к норме – 63,6%; низкий уровень – 4,5%. Арифметические задачи – норма - 72,7%; близкий к норме – 27,3%. Дополнение предложений – норма - 27,3%; близкий к норме – 59%, низкий – 13,7. Определение сходства и различия понятий – высокий – 1%; норма – 9%; Близкий к норме – 90%. Числовые ряды – норма – 9,1%; близкий к норме – 90, 9%. Установление аналогий - норма – 100%. Символы норма – 100%. Таким образом, в 5-х классах преобладает средний уровень интеллекта.

Результаты диагностики школьной мотивации 5-классников по методике Н.Г. Лускановой, в %

познавательная

Анализ данных выявил следующие варианты распределения самооценки. Процент учащихся с высоким уровнем развития самооценки составил 45%, со средним уровнем у 35,5%, в то время как непродуктивная самооценка выявлена у 19,5% учащихся, что означает выраженную тенденцию к неадекватному занижению своих личностных характеристик и возможностей.


По результатам проведенной диагностики, можно сделать следующие выводы: для подавляющего большинства (80,5%) обучающихся характерна гармоничная и продуктивная самооценка с высоким и средним уровнем принятия себя и осознания своих возможностей, с адекватными притязаниями, которые выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие.

Результаты диагностики обсуждались с классными руководителями 5-х классов Мичуриной И.И., Вологиной Л.Б., Худошиной Л.В., Беловой Л.В. на родительских собраниях и индивидуальных консультациях с родителями

В 5-х классах лучше всего сформирован личностный компонент УУД (в частности, самооценка), регулятивный компонент. Недостаточно сформирован познавательный и профессиональный компоненты.

На основании плана ВШК по требованиям ФГОС подведены итоги мониторинга по портфолио индивидуальных достижений в 5-х классах

Средний балл по портфолио

Внеучебная деятельность образовательного учреждения

Направления

деятельности

Формы реализации

Количество часов в неделю

Предметные кружки (математика, русский язык, английский язык)

Спортивные секции, хореограф. студия

Внеучебная деятельность на II ступени в течение 2012-2013 учебного года реализовывалась по следующим направлениям:

- спортивно-оздоровительное направление – школьные спортивные секции, а также секции спортивных школ и клубов города;

- научно-познавательное направление - школьные предметные кружки, участие в конкурсах и конференциях разных уровней;

С целью реализации ВШК качества процесса в течение 2012-2013 учебного года проводились проверки рабочей документации учителей, посещение уроков.

Замдиректора по УВР Крыловой С.Г. совместно с педагогом-психологом_______________., завкафедрой учителей естественно-математического цикла ____________., завкафедрой учителей гуманитарного цикла были посещены открытые уроки в 5-х классах: 22.09.12 – биология в 5Б, 2.10.12 – история в 5В, 12.10.12 – география в 5А, 11.10.12 – обществознание в 5Г, 19.10.12 – география в 5В, 29.11.12 – русский язык в 5Г, 6.12.12 – история в 5Г, 10.12.12 – русский язык в 5А, 13.12.12 – математика в 5А, 13.12.12 – биология в 5Б, 14.12.12 – математика в 5В. По результатам посещений составлены анализы уроков с учётом требований ФГОС, даны рекомендации педагогам, с которыми они ознакомлены под подпись. В декабре 2012 года были проведены открытые уроки по ФГОС и для родителей обучающихся: в 5Г (история, учитель __________), 5А (русский язык, __________), 5В (русский язык, учитель __________.), в 5Б (физическая культура, учитель ____________.), 5Б (биология, учитель ________________.), в 5А (математика, учитель _______________), в 5В (математика, учитель _____________.), в 5Б (география, учитель ___________), в рамках Дня открытых дверей 16.03.2013 г. открытые уроки в 5-х классах проведены в 5А классе по математике (учитель ____________.), по русскому языку (учитель ___________.), в 5Б по истории (учитель __________.), в 5В по биологии (учитель ___________.), в 5Г классе по русскому языку (учитель _____________.), по математике (учитель __________). Информация о проведении открытых уроков размещена на сайте школы

Готовность учителя к работе с новыми стандартами – первоочередная задача. Именно учитель играет главную роль в создании условий для развития личности школьника. Результативность в достижении желаемых результатов и соблюдения требований ФГОС ООО повышается при реализации системно-деятельностного подхода в практике обучения школьников. Трудности при проведение уроков 5-х классах возникают из-за сложившегося за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока (авторитарный стиль проведения уроков), отсутствия контрольно-измерительных материалов, которые составят систему оценки в данных УМК по реализации требований ФГОС ООО, недостаточной психологической и профессиональной готовности педагогов к реализации требований освоения ООП обучающимися.

Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО

Составлен план-график поэтапного повышения квалификации учителей основной школы. Так, в течение 2012-2013 учебного года курсы повышения квалификации прошли 8 педагогов, работающих в 5-х классах: __________________(50% от общего количества педагогов, работающих в 5-х классах).

Общее количество учителей основной школы, работающих в пятых классах в 2012-2013 учебном году - 24 педагога , из них педагогов высшей квалификационной категории – 7 человек (29%), педагогов первой квалификационной категории – 10 человек (42%), педагогов без категории – 7 человек (29%). Следует обратить внимание педагогов на необходимость повышения их квалификационной категории, так как следует помнить, что при оценке состояния и тенденций развития системы образования одним из критериев её успешности является аттестация педагогических кадров.

Справка "Анализ урока по ФГОС" на основе системно-деятельностного подхода позволяет всесторонне проанализировать урок в свете требований стандартов второго поколения.

ВложениеРазмер
spravka.docx 31.13 КБ

Предварительный просмотр:

учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Типология уроков А.К. Дусавицкого

(в рамках системно-деятельностного подхода).

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  1. Урок решения учебной задачи.
  1. Урок моделирования и преобразования модели.
  1. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  1. Урок контроля и оценки.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

Руководители школ должны тщательно готовиться к посещению уроков. С этой целью прежде всего изучается классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период, а также тема, которая изучалась на предыдущем уроке, обращается внимание на регулярность и своевременность оценки знаний.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В школе могут быть практиковаться следующие способы посещения уроков:

• выборочное посещение уроков;
• тематическое посещение уроков;
• параллельное посещение уроков;
• комплексное изучение отдельных классов;
• целевое посещение урока с приглашением специалиста.


Общие рекомендации для проведения анализа урока

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните - что годится для одного, то нецелесообразно для другого.
2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.
3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.
4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.
5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах______________________________ ____________________________________________________________

(подчеркнуть нужное или дописать)

Все этапы урока соответствуют поурочному плану

Всего по разделу

Максимум по разделу

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Критерии оценки

Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки

Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла, обсуждает их с учениками

Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям

Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям

Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

Всего по разделу

Максимум по разделу

Всего за урок по всем разделам

Набрал учитель

Поурочные планы соответствует Положению

КТП соответствует классному журналу

Учебники у всех

Тетради у всех в соответствии с Положением

Отметки на уроке выставлены в дневник

ИТОГО 5 баллов

Санитарно-гигиенические требования________________________________________________________

Ученическая форма ________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: