Аналитическая справка функциональные обязанности специалистов доу

Обновлено: 07.07.2024

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Внутренний контроль включает в себя:

• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

• контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать условия организации контроля:

• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

Детский сад № 19 как муниципальное учреждение функционирует с 1979 года. Здание двухэтажное кирпичное, имеет холодное водоснабжение, центральное отопление и канализацию. Проектная мощность – 140 мест, рассчитано на 6 групп.

В настоящее время МБДОУ №19 посещает 135 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет, функционирует 6 возрастных групп: 2 группа раннего возраста, младшая, средняя, старшая, логопедическая, подготовительная группы.

Управление МБДОУ №19 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Управление МБДОУ № 19 строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Единоличным исполнительным органом МБДОУ № 19 является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения.

Коллегиальные органы управления ДОУ:

- Общее собрание работников МБДОУ;

Общее собрание работников МБДОУ осуществляет следующие функции:

- согласование правил внутреннего трудового распорядка МБДОУ;

- согласование локальных актов, регулирующих трудовые отношения с работниками МБДОУ, включая инструкции по охране труда, положение о комиссии по охране труда, локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников и т. д. ;

- обсуждение критериев и показателей эффективности деятельности работников, входящих в положение об оплате труда и стимулировании работников;

- избирание представителей работников в Совет МБДОУ и комиссии МБДОУ;

- принятие решения о представлении к награждению или награждении работников МБДОУ;

- рассмотрение иных вопросов деятельности МБДОУ, принятых общим собранием к своему рассмотрению либо вынесенных на его рассмотрение заведующим.

Педагогический совет Детского сада является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом.

Педагогический совет МБДОУ осуществляет следующие функции:

- согласование всех локальных нормативных актов, регламентирующих организацию и осуществление образовательной деятельности, особенности организации образовательного процесса

- обсуждение вопросов государственной политики в сфере образования, совершенствования организации образовательного процесса МБДОУ;

- участие в обсуждении образовательных программ МБДОУ;

- рассмотрение вопросов о ведении платной образовательной деятельности;

- определение основных направлений развития МБДОУ, повышение качества и эффективности образовательного процесса, обсуждение текущего состояния образовательного процесса;

- рассмотрение вопросов о внедрении в практику работы МБДОУ достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

- осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам организации образовательного процесса;

Совет МБДОУ осуществляет следующие функции:

- определение основных направлений деятельности МБДОУ, перспективы его развития;

- содействие организации деятельности МБДОУ путем консультирования участников образовательного процесса Детского сада, информационной поддержки проводимых Детским садом мероприятий;

- привлечение для осуществления уставной деятельности МБДОУ дополнительных источников финансового обеспечения и материальных средств;

- согласование локальных нормативных актов, регламентирующих права, обязанности, меры социальной поддержки воспитанников, родителей (законных представителей)

Таким образом, функции управления выполняются не только заведующим, но и всеми работниками МБДОУ № 19, а также родителями (законными представителями) воспитанников, которые входят в состав коллегиальных органов управления МБДОУ № 19.

В МБДОУ созданы необходимые условия для реализации управленческих целей. Право на ведение образовательной деятельности подтверждается Лицензией № 4091 от 22 июня 2016 г., Уставом МБДОУ, утвержденным приказом отдела образования администрации г. Новозыбкова № 310 от 30.06.2015 г.

Положение о порядке приема, перевода и отчисления воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 г. Новозыбкова"

Правила внутреннего распорядка воспитанников;

Положение об организации деятельности по оказанию платных образовательных услуг;

Положение о календарном планировании воспитательно- образовательного процесса в группах;

Все локальные акты утверждены руководителем и согласованы с соответствующими коллегиальными органами. Правила внутреннего трудового распорядка соответствуют целям и задачам, стоящим перед МБДОУ в текущем учебном году.

Критерии оценки деятельности педагогов в соответствии с целями и задачами текущего учебного года определены Положениями о распределении стимулирующих выплат. Все педагоги под роспись ознакомлены с данными локальными актами.

Также в МБДОУ имеются локальные акты :

- Положение о Педагогическом совете;

- Положение о Совете МБДОУ;

- Положение об общем собрании МБДОУ.

Во всех Положениях о коллегиальных органах определены функции и задачи данного органа самоуправления, определена компетенция в соответствии с Уставом, прописана процедура принятия решений. Так, например, Положение об Общем собрании работников МБДОУ состоит из следующих разделов:

1. Общие положения

2. Компетенция Общего собрания работников

3. Организация управления общим собранием работников

4. Делопроизводство Общего собрания работников МБДОУ

Организационная структура управления МБДОУ представлена следующим образом

• Общее собрание работников МБДОУ.

Административное управление, которое имеет линейную структуру.

I уровень – заведующий ДОУ.

Управленческая деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные; правовые; социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ.

Объект управления заведующей – весь коллектив.

II уровень –методист,завхоз, медсестра.

Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

III уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.

Объект управления – дети и родители.

Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.

Таким образом, структура образовательного учреждения соответствует решаемым МДОУ задачам, механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование.

В структуре управления МБДОУ № 19 действуют кратчайшие пути прохождения информации, она характеризуется гибкостью, не противоречит зафиксированным в Уставе и других локальных актах полномочиям, обязанностям и взаимосвязям субъектов управления;

Для каждого уровня управления МБДОУ определены свои функции:

Методист отвечает за методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада.

Завхоз отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.

Медсестра контролируют санитарное состояние помещений и участка дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивают медицинское обслуживание детей, проводит санитарно-просветительскую работу среди работников учреждения и родителей, принимает участие в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Педагоги в своей работе выполняют следующие функции: планируют и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой. Ведут работу с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей в семье, привлекают их к активному сотрудничеству с детским садом.

Участвуют в Педсоветах, методических объединениях, организуют смотры-конкурсы и выставки детских работ, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.

Данный подход позволяет включить всех членов администрации в активное участие в постановке целей и задач, разработке документов; оперативно решать вопросы согласования текущих вопросов и задач. Каждый член администрации решает вопросы, относящиеся к его компетенции, и не перекладывает свои дела и ответственность на других. Поэтому руководителю не приходится постоянно вмешиваться в деятельность своих заместителей. Но вместе с тем, данная структура организации управления дает возможность взаимозаменяемости членов администрации, что не приводит к ухудшению качества работы при отсутствии одного из них.

В МБДОУ№19 имеются должностные инструкции по всем должностям штатного расписания. Они утверждены заведующим и согласованы с коллегиальным органом, имеющим необходимые компетенции в соответствии с Уставом и Положением.

Анализ соответствия кадрового обеспечения требованиям, предъявляемым к укомплектованности кадрами, показал, что в МБДОУ №19 штатное расписание не имеет открытых вакансий. В штатное расписание педагогического состава включены: воспитатели, а также узкие специалисты: музыкальный руководитель, что позволяет обеспечить более широкую реализацию задач основной общеобразовательной программы.

Численность руководящего состава дошкольного учреждения соответствует его проектной мощности (количеству возрастных групп и их наполняемости детьми, реализации режимов функционирования.

Все педагогические работники имеют профессиональное педагогическое образование. Уровень квалификации педагогических и иных работников дошкольного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В дошкольном учреждении согласно штатному расписанию работает 11 педагогов:

музыкальный руководитель -1

педагогических работников Из них Педагоги по уровню образования (в том числе совместителей)

Штатных педагогических работниками

(в т. ч. внутренние совместители) Внешних

совместителей высшее педагогическое

образование Высшее непедагогическое образование среднее профессиональное другое (указать какое)

1. 2015/2016 12 12 - 6/50% - 6/50% -

2. 2016/2017 11 11 - 7/63,6% - 4/36,4% -

3. 2017/2018 11 11 - 7/63,6% - 4/36,4% -

Повышение квалификации административных и педагогических работников

№ Всего Соответствие занимаемой должности специальности по диплому

(% от общего количества) Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку

1. Административных работников 4 100% 4

2. Воспитатели 8 75% 6

руководители 1 100% 1

4. Учитель-логопед 1 100% 1

Возрастной состав педагогических кадров (на момент самообследования) чел. /%

совместителей Возрастные группы

Всего до 40 лет 41-50 51-65 свыше 65 средний возраст

4 2/50% - 1(25%) 1(25%) 32

2. Педагоги 10 6/40% 3/40% 1/10% - 41

Педагогический состав по наличию категории (чел. /%)

Имеют: высшую категорию первую категорию соответствие без категории

5/100% 1(9%) 7/63,6% 2(18,1) 1(9%)

Состав педагогических кадров по стажу работы в образовательном учреждении (чел. /%)

№ Категории работников до 3 лет 3-10 лет 10-20 лет свыше 20 лет

2. Педагоги 1/9% 2/18% 5/45,4% 3/27,2%

В ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников. Ежегодно педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения аттестации, повышения квалификации, участия в методических объединениях.

В течение учебного года педагоги дошкольного учреждения также повышают свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, самообразование, показ практической работы с детьми, участие в педагогических часах, педагогических советах, семинарах-практикумах, городских МО. Результаты методической работы отслеживаются и оцениваются.

Деятельность администрации МБДОУ направлена на повышение эффективности коммуникационного взаимодействия в образовательном пространстве. При расстановке кадров администрацией учитывается профессиональный и образовательный уровень каждого педагога, стаж работы, сложившиеся в коллективе традиции. Так молодые педагоги и педагоги со стажем работают в паре, где опытные педагоги осуществляют над ними наставничество и оказывают методическую поддержку.

Кадровая политика МБДОУ направлена на развитие профессиональной компетенции педагогов и личностно-ориентированный подход к сотрудникам, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации.

В МБДОУ эффективно распределены функциональные обязанности между всеми членами коллектива, имеются циклограммы и графики работы, контролируются выполнение сотрудниками ПВТР и правил по ОТ и ТБ.

Для успешного функционирования МБДОУ №19 администрация и педагоги взаимодействуют с родителями (законными представителями) воспитанников по следующим направлениям: организационная деятельность, педагогическое просвещение, совместное творчество. Работа с родителями носит целенаправленный, систематический и планомерный характер. Использование разнообразных форм способствует вовлечению родителей в организационную работу, помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в общем деле.

Вместе с тем в связи с реализацией ФГОС ДО МБДОУ испытывает потребность в повышении профессионального уровня, профессиональной и творческой реализации педагогов посредством ИКТ- технологий. Необходим поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приемов взаимодействия с родителями; использование в работе интерактивных методов общения с родителями.

Аналитическая справка по итогам мониторинга инструктора по ФК на начало 2019–2020 гг Аналитическая справка по итогам мониторинга инструктора по ФК на 15.09.2019 Цель мониторинга – исследовать уровень освоения знаний, умений.

Должностная инструкция воспитателя детского сада нужна как дополнение к трудовому договору, где поясняются его пункты. Хотя в современном законодательстве она не упоминается, бизнес-практика и рекомендации контролирующих инстанций приводят к тому, что её включает в типовые пакеты трудовой документации большинство работодателей. Как документ, имеющий правовую силу, эта инструкция должна быть правильно написана и оформлена.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции воспитателя детского сада

1. Общий раздел

2. Обязанности

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

3. Ответственность

Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
  2. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
  3. Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
  4. Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.

4. Права

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Что нужно знать при написании должностной инструкции

В законах, регулирующих трудовые отношения, нет стандартов, определяющих структуру и содержание должностной инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на типовые инструкции, многие из которых написаны на основе профстандартов. Эти инструкции построены по определенным правилам, регулирующим их структуру и наполнение.

Типовая структура инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные функции.
  • Ответственность за нарушения.
  • Права сотрудника.

Некоторые наниматели, особенно крупные или работающие в отраслях со своей спецификой, добавляют сюда и разделы, в которых детально описаны отдельные аспекты их отношений с сотрудниками.

Популярные дополнительные разделы:

  • Требования к квалификации кандидата.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Параметры оценки результатов работы.

Внимание! Содержание должностной инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором или пересекать его границы. Она рассматривается как документ дополняющий трудовой договор, а не замещающий его.

Общая часть

Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.

Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.

Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.

Функции

Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.

Ответственность

Обязательный раздел, в котором дается список возможных причин для привлечения сотрудника к ответственности его работодателем. Эти причины приведены в общей форме, как и соответствующие им меры наказания, поскольку конкретика может быть определена лишь путем соответствующих разбирательств, в том числе в суде.

Права

Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.

Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после её подписания самим работником, руководителем и теми сотрудниками, подписи которых необходимы по правилам документооборота учреждения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Цель исследования – анализ и оценка эффективности должностных инструкций. Задачи исследования:

  • Раскрыть значение и роль должностных инструкций для организации.
  • Провести анализ нормативно-методической основы, закрепляющей требования к составлению должностной инструкции.
  • Показать, как оформляется и как разрабатывается должностная инструкция.
  • Оценить эффективность должностной инструкции в повышении качества деятельности предприятия на конкретном примере.
    • Метод анализа (анализ существующих нормативно-методических актов, регламентирующих предмет нашего исследования), в том числе контент-анализ (анализ содержания конкретной должностной инструкции).
    • Диалектический метод, принцип всесторонности, заключающийся в многоаспектном рассмотрении предмета исследования.
    • Метод построения общих выводов на основе частных высказываний.

    Структура работы включает введение, основную часть, заключение. Основная часть состоит из трех глав. В первой главе раскрывается роль и значение должностных инструкций. Вторая глава дает характеристику существующей нормативно-методической базе. Третья глава оценивает эффективность должностной инструкции в деятельности конкретной организации.

    Глава 1. Роль и значение должностных инструкций

    Другая точка зрения состоит в том, что отдельные авторы считают ее актом применения нормы права. Нельзя не отметить, что локальные нормативные акты отличаются от актов применения трудового права по адресату (неопределенный круг лиц или конкретно определенные лица), времени действия (однократность и неоднократность), цели издания. Кроме того, локальное правотворчество приводит к появлению новых норм права, хотя они и основываются на общих нормах и не должны им противоречить. Акты же применения норм трудового права приводят не к появлению норм, а к возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей их адресатов 6 . В рамках трудовых отношений задачи должностной инструкции обширны и разнообразны. Правильно составленная должностная инструкция дает возможность:

      • получить четкое представление о трудовой функции работника;
      • грамотно распределять трудовую нагрузку на персонал, избегая ее дублирования;
      • определять необходимую квалификацию персонала;
      • эффективно проводить аттестацию рабочих мест;
      • эффективно проводить аттестацию персонала, определяя соответствие лица занимаемой должности;
      • снижать судебные риски при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

      На должностную инструкцию могут быть возложены и другие задачи. Так, в ряде случаев она может упростить порядок доказывания налоговой инспекции экономической обоснованности затрат на деятельность персонала. В частности, должностная инструкция может помочь доказать факт использования личного автотранспорта сотрудников в производственных целях, необходимость повышения квалификации персонала, обоснованность международных и междугородних телефонов и многое другое. Таким образом, значение должностной инструкции весьма обширно. Она позволяет четко определить трудовую функцию работника, эффективно провести аттестацию работников, повысить качество деятельности учреждения.

      Глава 2. Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок разработки должностных инструкций

      Разработка должностной инструкции - это достаточно сложный и кропотливый процесс. При этом он может значительно отличаться в зависимости от того, составляется ли она на уже существующую и занятую должность или же на должность, планируемую к введению. Однако во всех случаях он состоит из нескольких этапов.

        • Подготовительный этап. На данном этапе оценивается необходимость введения новых должностных единиц, определяется общий круг обязанностей и место в организационной структуре.
        • Разработка проекта должностной инструкции. На этом этапе документ наполняется реальным содержанием. Фиксируются обязанности, определяются права.
        • Согласование проекта должностной инструкции.
        • Утверждение должностной инструкции.
        • Ознакомление с должностной инструкцией персонала, занимающего соответствующие должности.

        Стоит сказать, что наличие данных этапов разработки инструкции по делопроизводству находит отражение в реквизитах данного документа. Наиболее трудоемкими являются первый и второй этапы работы. Остальные, по сути, представляют собой организационные действия, необходимые для эффективного использования данного документа. Серьезным подспорьем в разработке должностной инструкции могут послужить квалификационные справочники. На сегодняшний день процесс разработки и оформления должностной инструкции слабо регламентирован. Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты не регламентируют вопросы составления, утверждения и применения должностных инструкций. На эту тему есть лишь несколько писем Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), которые, несмотря на их официальный характер, не являются нормативными документами и могут применяться лишь в качестве рекомендаций. Но к данным рекомендациям Роструда стоит прислушаться. Кроме этого, пусть и косвенно, но регламентация оформления должностной инструкции находит свое отражение в ГОСТ Р 6.30-2003 (требования к расположению реквизитов) 7 . В своем письме Роструд рекомендует работодателям разрабатывать и утверждать должностные инструкции на каждую должность, имеющуюся в штатном расписании, в том числе на вакантные должности 8 . Этим положением подчеркивается обезличенный характер должностных инструкций. Иметь должностные инструкции, в том числе и на вакантные должности, правильно, так как в этом случае человек, устраиваясь на работу по определенной должности, будет иметь полное представление о предстоящей работе, о составе его должностных обязанностей, о том, что надо знать и уметь для ее выполнения, за что он будет нести ответственность и т.д. Должностная инструкция должна содержать только такие положения, которые связаны с деловыми качествами работника, необходимыми для выполнения работ по конкретной должности. Как указано в постановления пленума Верховного суда РФ, под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально- квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). 9 В должностной инструкции необходимо установить только требования, связанные с профессиональными навыками и квалификацией работника, занимающего данную должность. Несмотря на желание отдельных работодателей помимо прямых обязанностей, предусмотренных по должности, “навесить” на работника массу непрофильных, дополнительных обязанностей (вплоть до “сходи мне в магазин”), такие действия недопустимы и не имеют под собой оснований. В письме Роструд подчеркнул, что основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ 10 . Данный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. В нем предусмотрены практически все должности руководителей, специалистов и служащих. А требования к каждой должности разбиты на три раздела: должностные обязанности, что должен знать работник и требования к квалификации 11 . При разработке должностной инструкции, как и в трудовых отношениях в целом, не допускается установление для работников ограничений либо преимуществ, зависящих от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям. А также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Подобные ограничения или предпочтения являются дискриминационными и прямо запрещены ст. 3 ТК РФ. Как правило, должностная инструкция состоит из следующих основных разделов.

        • Общие положения. Закрепляются квалификационные требования к лицу, занимающему данную должность: уровень образования, необходимый стаж работы, наличие специальных знаний, обладание определенными навыками и т.п. Перечисляются нормативные акты, внутренние документы организации (приказы, распоряжения и т.п.), которые работник должен знать и руководствоваться которыми в своей деятельности. Здесь же может устанавливаться подчиненность работника определенному руководителю и (если должность руководящая) подчиненность других работников данному работнику. Кроме того, здесь могут ставиться условия временного замещения работника в период его отсутствия, а также условия замещения им других работников (если это входит в его обязанности).
        • Должностные обязанности. Закрепляются должностные обязанности работника, подробно расписывается, что он должен делать. Помимо обязанностей, предусмотренных ЕТКС (единый тарифно-квалифицированный справочник), связанных со спецификой работы на данной должности, здесь могут также устанавливаться общие для всех работников обязанности: соблюдать трудовое законодательство, соблюдать нормы служебного общения, субординацию и т.п.
        • Права. Закрепляются права, которыми наделяется работник для наиболее эффективного выполнения должностных обязанностей. Могут быть указаны права работника, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (приостанавливать работу в случаях, установленных законодательством, и т.п.). Нужно учитывать, что право - это мера возможного поведения работника, и он самостоятельно определяет, использовать свое право или нет. Некоторые работодатели умудряются вписать в должностные инструкции пункт о том, что за неиспользование своих прав работник несет ответственность, что совершенно необоснованно.
        • Ответственность. Закрепляется сфера ответственности работника, устанавливается, за что он отвечает. Указываются меры юридической ответственности, которые могут быть применены к работнику в случае невыполнения им должностных обязанностей.

        Конечно, приведенный перечень разделов - примерный. Должностные инструкции могут иметь другой состав разделов. Должностная инструкция имеет свой набор реквизитов, которые проставляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003. Должностная инструкция имеет угловое расположение реквизитов бланка. В левом верхнем углу проставляются следующие реквизиты в следующем порядке: герб РФ и (или) герб субъекта для органов власти и местного самоуправления, эмблему (если она есть) для коммерческих структур. Затем следует наименование органа власти или организации, затем прописными буквами печатается наименование вида документа (ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСРУКЦИЯ), ниже располагаются дата и регистрационный номер, затем заголовок документа. Как уже отмечалось, текст должностной инструкции состоит из 4 основных разделов. Подписывается должностная инструкция, как правило, руководителем службы ДОУ организации. Реквизит подпись состоит из наименования должности, самой подписи, расшифровки подписи в порядке инициалы, фамилия. Таким образом, реквизиты должностной инструкции можно условно разбить на 3 группы. Первая группа называется "Реквизиты бланка". Служебная документация не пишется на простой бумаге. Нельзя взять лист формата А4 и написать: "Утверждаю", "Должностная инструкция". Для этого существуют бланки. Вторая - "Реквизиты состава удостоверения документов". Третья группа реквизитов - это "Реквизиты согласования и реквизиты ознакомления". Должностная инструкция, оформленная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 должна выглядеть следующим образом:

        Читайте также: