Алмазный век нил стивенсон краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Содержание

Вселенная

Технологии

Наиболее заметной особенностью описанного в романе мира является развитие нанотехнологий. Бо́льшую часть производства осуществляют матсборщики; публичные матсборщики бесплатно предоставляют людям еду, воду и спальные матрасы.

Сюжет

Действие происходит в Шанхае, который во время событий романа оставался преимущественно китайским городом, связанным дамбами с искусственными островами, контролируемыми новоатлантической, ниппонской и индостанской филами. В романе параллельно развиваются несколько сюжетных линий.

Автор, Нил Стивенсон


С первых страниц, где Доставщик, отчаявшийся доставить пиццу в течение тридцати минут, обнаруживает, что его замедляет Курьер, скейтбордистка, которая прикрепилась к его машине с помощью электромагнита, мы окунаемся в стремительное, лихорадочное, охваченное страхом будущее, в котором Интернет превратился в метавселенную.


Главной героиней истории является Нелл, девочка из неблагополучной семьи, живущей в трущобах, построенных на искусственном острове Нью-Чусан, расположенном вдали от устья река Янцзы, к северо-западу от Шанхая.

Я просто не успевал привязаться к этим героям, а местами разброс их глав был настолько большим, что, возвращаясь к одному и тому же персонажу, спустя полсотни страниц, я уже забывал, как он оказался в той или иной ситуации. К примеру, опять же, Хакворт: Лорд из новой Атлантиды отправляет его, чтобы найти… кое-что, это спойлер… и вот он уже мчится на механической лошади, попадает каким-то образом в странный храм, с очень живописующим ритуалом, о котором на YouTub’e лучше не упоминать… а потом резко проходит несколько лет… и он уже заросший ароматный бомж, который живёт в пещере и занимается промискуитетом. И я, мягко говоря, просто ничего не понял. Как он докатился до такого, почему он забросил своё суперважное задание, да и вообще так бездарно потратил несколько лет жизни.

И вот тут я тоже не совсем понял, с какой целью автор так много времени уделяет этим рассказам, их ну прям очень много. Да, множество этих сказок, как бы предвосхищало те события, которые позднее коснутся девочки, но… Нил, вот серьёзно, я пришёл сюда, чтобы читать фантастику, а не детские сказки. Вы скажете, что мой взгляд поверхностный и я не зрел в глубину этих сказок, наверняка в них что-то есть! Что-то в них есть (много-много отсылок), это определённо так, но читать их было просто скучно.

Меня позабавил один момент, когда старая дряхлая бабка – глава школы, в которой обучались благородные девицы – сказала, что в юности она была крутой скейтершей. И тут я задумался: а не намёк ли это на И.В., ведь она также гоняла на скейте, работая на Службу Радикальной Доставки. Возможно, это лишь совпадение, но мне хочется верить, что это была она.


Букварный мир

Хорошие традиции нужно соблюдать: издательство "АСТ" привычно начало знакомить нас с футуристическим циклом Нила Стивенсона начиная со второй книги. Тем самым была, увы, нарушена определенная драматургическая задумка автора.

В начале был роман "Snow Crash". Перевод его названия пока не устоялся: с равным успехом это может быть и "Лавина", и "Снежный обвал", и "Снегопад", и "Метель", причем предпочтительнее варианты, имеющие вторым значением "белый шум" на экране телевизора - это обусловлено уже эпиграфом романа. Из "Снегопада" мы должны были узнать, как же наш мир дошел до жизни такой, какой она описана в "Алмазном веке". Хитрость (и даже коварство) автора заключается в том, что будущее, описанное во втором романе, с точки зрения героев первого романа так же трудновообразимо, как и с нашей точки зрения. Логика развития мира Нила Стивенсона вовсе не линейна, но она есть - и, к сожалению, при нарушении порядка издания книг цикла утрачивается.

"Алмазный век, или Букварь для благородных девиц" (он издан в отличном переводе Е.Доброхотовой-Майковой) - роман концептуальный во многих смыслах.

Концепция нанотехнологий, тотально захвативших быт, сама по себе не нова. У Стивенсона она выступает как основа описанного им мироустройства - точно так же, как для современного информационного мира принципиальной технологией являются компьютерные сети. "Алмазный век" основан на системах наносборки всего мыслимого и немыслимого - от искусственной пищи до искусственных островов и живых организмов. Это - базис. Надстройка же куда интереснее. Социальное устройство описанного Стивенсоном "прекрасного нового мира" движимо множеством парадоксов. Глобализация стала тотальной, информационные технологии и системы наносборки обеспечили единство мировой экономики и положили конец межгосударственной разобщенности. Мир стал един. Но при этом социальную структуру стал диктовать индивидуальный выбор каждым человеком наиболее симпатичного именно ему образа жизни. Каждый может присоединиться к любому сообществу ("филе"), если сообщество его примет. Практически на одной территории могут соседствовать "филы" марксистов-маоистов, неовикторианцев, руссоистов, конфуцианцев, гандистов, приверженцев бесчисленных религий и сект, сообщества открытые и закрытые, тоталитарные и либертарианские. Каждая партия или группа получила возможность на практике построить для себя (но только для себя!) свою Утопию.

В итоге единый мир оказался куда более раздробленным, чем мир разобщенный.

Ирония этой картинки сама по себе показательна. Например, убежденный антиглобалист увидит в ней аргументы в пользу своих воззрений, а сторонник теорий культурной и экономической глобализации - в пользу своих. Каждый из них будет прав, продолжая при этом заблуждаться, что как нельзя лучше иллюстрирует и подтверждает оправданность созданной Стивенсоном новой модели мироустройства. Мечты сбылись, но мир, в котором каждый человек может обрести при желании свою Телемскую обитель, оказывается местом до крайности неуютным для всех.

Другая важная авторская концепция - интерактивная педагогика. Здесь Стивенсон следует путем вполне традиционным, хотя и не отказывает себе в удовольствии над традицией слегка поиздеваться. Воспитание "нового человека" в романе описано как универсальная технология, но итог ее все равно зависит от непредусмотренного "человеческого фактора". Нелл, маленькая девочка из деклассированной семьи случайно получает интерактивную говорящую книгу-букварь, которая учит ее читать, дает ей через игровые ситуации образ оптимального поведения, ориентируясь при этом на реальные потребности ребенка в принятии тех или иных решений. За десять с лишним лет книга проживает с Нелл целую жизнь, создавая из нее поразительно цельную и сильную личность, человека, готового на творчество и насилие, на благородство - и на принесение горьких жертв. Букварь создает из Нелл настоящего лидера.

Но та же самая книга в других случаях воспитывает личности совершенно других типов. Итог зависит еще и от личности, которая стоит за тем или иным экземпляром книги, даже если роль этой личности сводится к произнесению заданного книгой текста. И в тех случаях, когда книга используется без "живого" чтеца, а с искусственным генератором голоса, итогом воспитания оказывается "винтик", идеальный подчиненный.

Подходя к финалу романа и рецензии, я испытываю примерно одинаковую неудовлетворенность. Рецензия заведомо не способна передать богатство и очарование романа, а финал "Алмазного века" автору, на мой взгляд, просто не удался. Стивенсону понадобилось подвести черту под сюжетом и он описал один из более-менее локальных кризисов созданного им мироустройства. Получилось это вполне искусственно. Утешаюсь тем, что такой финал никак не умаляет сложности и занятности построенной в романе художественной модели, которая в этом случае и определяет мою оценку книги.

Алмазный век, или Букварь для благородных девиц

Джон Хакворт – инженер нанотехнологий крадет копию "Иллюстрированного Букваря Для Благородных Девиц" для своей дочери Фионы.

Букварь, на самом деле – суперкомпьютер построенный на нанотехнологии, и предназначавшийся для образования дочери Лорда Финкеля-Макгроу в Нео-Викторианском обществе будущего. Но Хакворт теряет Букварь до того как он может передать его Фионе. И теперь "книга" попадает в руки Нелл, девочки из бедной семьи, чья жизнь после этого меняется бесповоротно, как и судьба всего человечества…

(Роман получил премию Хьюго в 1996 году)

В церкви святого Марка звонили к обедне, колокольный трезвон несся вдогонку Баду, когда тот со скоростью сто километров в час летел в модное ателье ставить самый современный лобешник. Новые коньки развивали бы все сто пятьдесят, но это если ты не толстый и носишь аэро. Бад предпочитал эластичные кожаные куртки – они лучше подчеркивают мускулатуру. Прошлый раз (два года назад) в том же ателье Баду впрыснули энзиты – маленькие такие, их не увидишь, не почувствуешь. Эта дрянь постоянно сокращала мышцы электрическими импульсами по программе наращивания объема. Вкупе с тестостероновым насосом в левой руке они производили такое же действие, как если бы Бад дни и ночи качался на снарядах – только усилий никаких и пот градом не льется. Одно плохо – мышцы дергаются, совсем заколебали. Конечно, постепенно привыкаешь, но на роликах бывает немного не по себе, особенно когда мчишься по людной улице со скоростью сто километров в час. К счастью, редкий прохожий вякал, хотя бы Бад и на полном ходу сбивал его с ног. После сегодняшнего никто не посмеет протитв него возникнуть. Никогда!

Алмазный век, или Букварь для благородных девиц скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Семиевие

Неожиданная катастрофа обрекла Землю на медленную, но неотвратимую гибель. Нации всего мира объединились для осуществления грандиозного проекта – спасти человечество, отправив его представителей в космос. Но непредсказуемость человеческой натуры вкупе с непредвиденными проблемами губят эту затею, и в живых остается лишь горстка людей… Пять тысяч лет спустя их потомки готовятся к очередному путешествию в неведомый и странный мир, полностью преображенный катаклизмом и ходом времени. Они возвращаются на Землю.

Лавина

ЗДЕСЬ — проще. Вот только убить могут вполне по-настоящему…

Взлет и падение ДОДО

В начале научной революции магия играет заметную роль, но со временем исчезает. В постмагическом мире первой четверти XXI века секретный Департамент ищет причины ее упадка, чтобы подчинить своей воле и сделать инструментом большой политики. Диахронические путешествия приносят ученым неожиданные результаты. Магия научна, но не означает всемогущества.

Анафем

Мир, в котором что-то случилось — и Земля, которую теперь называют Арбом, вернулась к средневековью.

Теперь ученые, однажды уже принесшие человечеству ужасное зло, становятся монахами, а сама наука полностью отделяется от повседневной жизни.

Фраа Эразмас — молодой монах-инак из обители (теперь их называют концентами) светителя Эдхара — прибежища математиков, философов и ученых, защищенного от соблазнов и злодейств внешнего, светского мира — экстрамуроса — толстыми монастырскими стенами.

Но раз в десять лет наступает аперт — день, когда монахам-ученым разрешается выйти за ворота обители, а любопытствующим мирянам — войти внутрь. И однажды в день аперт приходит беда. Беда, ставящая мир на грань катастрофы. Беда, которую возможно будет предотвратить лишь совместными усилиями инаков и экстов…

Так начинается новый роман Нила Стивенсона – уникальный сплав научной фантастики и крепкого приключенческого романа!

Смешенье. Бонанца и Альянс

Алхимия и герметика.

Загадочная наука, связавшая в прочную цепь магов и авантюристов, философов и чернокнижников.

Алхимиков то принимали как равных, то жгли на кострах Святой инквизиции.

Перед вами — история одного из ПОСЛЕДНИХ АЛХИМИКОВ Европы.

История тайн и приключений, чудес и мистических открытий.

Криптономикон, часть 1

Сказка о храбром Программисте, царе Мегафлопе и злодее Полиморфе

Сказка о храбром Программисте, царе Мегафлопе и злодее Полиморфе

В тривосьмом царстве, тришестнадцатом государстве жили-были три брата: двое умных, а третий программист. Старшие братья жили припеваючи, ни сорсов не компилили, ни дебагера не юзали, а токмо цельный день в игры гамились да по e-mail'у чатились. А младший брат-Программист работал, рук не покладая и питания не выключая. Программил он и на Ассемблере, и на Си простом, и на Си приплюснутом, и на Клиппере многоглючном, и на Фоксе ламерском (а что делать? нужда заставит, будешь и на Визуальном Бейсике писать!) И платили ему за то заказчики жадные, да глупые баксами зелеными да рублями деревянными, ан не было Программисту счастья в личной жизни - не мог он апгрейдиться, ибо все, что платили ему, уходило братьям на оплату компактов пиратских да счетов телефонных.

Кремниевое небо

Будущее наступило. Наступило время хакеров. Теперь киберворов разыскивает киберполиция, а кибернаемники по-прежнему работают на тех, кто больше заплатит…

Мышонок. Бука. Ицки. Филип.

Все они стоят по разные стороны Закона. Каждый из них ждет своего шанса!

Священная корова

Перевод М. Левин, 2002.

Он проснулся в темноте под мерный стук рельсов. Широкие незнакомые ландшафты, огромные, как детские сны, рокотали позади его отражения в стекле вагона.

Джеки пригладил спутанные волосы, неловко потянулся, вытер усы и подоткнул железнодорожное одеяло под шелк пижамных штанов. Через пролет от него, растянувшись в креслах, тяжелым сном спали двое членов его команды: звукооператор Кумар и кинооператор Джимми Сарай. У Сурая была заткнута за ухо незажженная сигарета, тонкая золотая цепочка на шее повисла под неудобным углом.

Беседа с незнакомцами

Ночь всех мертвецов

Перед вами — АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФАНТАСТИКА. Острая. Парадоксальная. Забавная. Горькая.

Заставляющая читателей восхищаться — и возмущаться, спорить — и обсуждать прочитанное.

Фантастика, которая не оставит равнодушным НИКОГО!

Перед вами — ПЕРВОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ Йена Макдональда, создателя поистине уникальных по силе и оригинальности миров.

Здесь воскрешенные мертвецы, составляющие почти треть населения Земли, устраивают грандиозные вечеринки, интернет-журналисты расследуют СТРАННЫЕ паранормальные события, а Чага, инопланетная флора, меняет людей по собственному сюрреалистическому разумению.

Восход

описанные в данном произведении,

являются чистым вымыслом.

Любые совпадения с реальностью,

не преднамеренны и чисто случайны.

Селейванов не любил разъезжать по тюрьмам с самого первого дня своей работы в управлении. Он не любил, что ему постоянно надо было брать с собой кипы не нужных ему документов и в самый не подходящий момент не находить необходимый среди сотни других. И потом тратить впустую время на спутниковые звонки в центр, для получения нужной информации по факсу или через маил. Тем более, в тюрьме, не всегда были необходимые ему люди и техника, в отличие от его конторы. Где ему постоянно помогало как минимум десять человек из различных подразделений.

Единица - значит истина

Герой создает программу зрительных иллюзий, не подозревая, что самая большая иллюзия - его собственные представления о реальном мире.

Шейла

Кажется, пора вводить законы роботехники для отбившихся от рук программ.

Убежище. Дневник в письмах: 12 июня 1942 - 1 августа 1944

На протяжении всей книги профессор Гордон, как заядлый детектив, занимается поисками преступника, разрушающего все, встречающееся на его пути - дома, мосты, корабли, плотины…

Книга посвящена проблемам конструирования и физическим основам теории прочности. Материал излагается очень доходчиво и популярно, с минимумом формул (насколько это вообще возможно).

Ужастегъ

Имена некоторых персонажей изменены, но далеко не всех.

Читайте также: