Алим кешоков вершины не спят краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

День рождения мальчика Лю был отмечен событием, памятным для всего аула.

Аул Шхальмивоко, что в переводе означает Долина Жерновов, раскинулся вдоль протоков реки того же названия. В старину главным занятием местных жителей было изготовление мельничных жерновов из камней, приносимых рекой. Эти жернова славились по всей Кабарде. На многолюдном базаре в Нальчике всегда пользовались спросом и малые жернова, потребные в каждом хозяйстве для ручного помола, и большие, мельничные. Не удавалось продать за деньги — брали зерном, мукой, а то и бараниной.

Но река служила на пользу славному ремеслу только во время таяния горных снегов и после длительных ливней. В иное время, мельчая, она оставляла лужи среди ослепительно-белых валунов и неторопливо несла посветлевшие воды по каменистым рукавам. Под высыхающими валунами мальчуганы выискивали: не занесло ли сюда какого-нибудь добра?

Иногда попадалась форель…

В день рождения Лю хлынул страшнейший ливень. Он заглушил все голоса селения — кудахтанье кур, гоготанье гусей, лай собак. Хозяева с опаской прислушивались, как в их садах ветер и ливень срывают яблоки, треплют солому на крышах… Но вот ливень прошел, женщины бросились в сады и в курятники, мужчины двинулись к берегу вздувшейся реки.

Прояснилось. Блеснуло солнце, как бы довольное тем, что мир освежен дождем.

Всюду зазвучали голоса. И, уж конечно, мальчуганы, закатав штаны, прыгали по лужам, через быстрые ручьи…

Могучий поток, грохоча, катил невидимые камни, нес валежину, ветви и целые стволы деревьев.

Все это могло годиться на топливо или даже на стройку. Легкая добыча влекла сюда и нищего Нургали, и вдову Дису с дочерью, хорошенькой Сарымой, и деда-весельчака Баляцо, и наконец, богача Мусу, торопившегося на берег с двумя скрипучими арбами и своими приспешниками Батоко и Масхудом.

Лишь жена объездчика Астемира, Думасара, да с нею старая нана, мать Астемира, оставались дома: зачем искать удачу на берегу горной реки, когда дом озарился самым большим счастьем, — Думасара подарила мужу сына.

Об этом еще никто не знал. Даже длинноносая Чача, знахарка, первая сплетница в ауле, известная и за пределами Кабарды, копошилась на берегу и прозевала важную новость.

Не усидел дома и мулла Саид. Стараясь не замочить свои сафьяновые чигили, он со стариковской осторожностью перешагивал с камня на камень, поддерживаемый под руку работником Эльдаром, статным парнем лет семнадцати, е горячими черными глазами. Почтительная заботливость не мешала Эльдару перебрасываться шутками с другими парнями. Весело блеснувшее солнце и всеобщее оживление радовали его, хотя недавно парня постигло большое несчастье.

Попробуйте в гугле: автор, название, краткий пересказ.
Если он есть в инете, то найдете за несколько секунд.
Удачи.

будущему. Автор рассматривает такие вопросы, как народ и революция, место и роль личности в движении истории, религия и власть, обычаи и традиции старины и их место в изменяющейся жизни, образование, культура и многие другие.

Правдивому воссозданию грандиозных событий революционного времени подчинены в романе композиция, изобразительно-выразительные средства, этно-фольклорный материал, привлеченный А. Кешоковым, а также богатая образная система.

Не раз в трудах, посвященных творчеству писателя, отмечалось умение Кешокова-художника создавать сложные, психологически достоверные, глубоко индивидуализированные характеры.

Первые годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска подходят к Ростову. События в романе начинают разворачиваться в ауле Машуко. В центре романа главные герои Апчара Казанокова, девушка 16 лет, заведующая фермой в ауле; Хабиба Казанокова – мать Апчары; Бекан Диданов – седельщик, ответственный за сохранение элиты кабардинской породы лошадей во время войны; Чока Мутаев – приемный сын Бекана, возлюбленный Апчары, а также другие жители аула.

С фронта поступают сведения о неудачах советских войск в сражениях с немцами. В республике формируется национальная кавалерийская дивизия, целью которой является удержание границ от натиска немецких войск. Большая часть мужчин аула Машуко уходит на фронт в рядах дивизии. Среди них и брат Апчары Альбиян.

После того как солдаты ушли на фронт, в Долине белых ягнят, на молочной ферме, которой заведует Апчара, появляются немецкие парашютисты, распространяющие листовки с призывом переходить на сторону немцев. Апчара вместе с Чокой захватывают врагов в плен и передают их в Нальчик. Слух об их подвиге распространяется быстро.

После этого события храбрую Апчару вместе с небольшой группой отправляют на фронт, чтобы передать провизию и письма для нацдивизии. В месте назначения Апчара встречает своего земляка Аслануко, который предлагает отвезти ее в полк, где служит брат. По дороге они оказываются под налетом вражеских самолетов. Аслануко погибает, а Апчару увозят на фронт, оставшись оторванной от группы, с которой она должна была вернуться домой тем же вечером. В полку, где служит брат Альбиян, Апчару назначают телефонисткой.

К этому времени немцы уже подходят к Кубани. В республике начинается подготовка к эвакуации. Апчара возвращается в аул, чтобы эвакуироваться с матерью, однако Хабиба отказывается покидать родной дом и могилу своего мужа. Апчара с матерью остаются в ауле. Вскоре немцы оккупируют Машуко. Апчара вынуждена покинуть родной дом и скрываться, поскольку немцы захватили бы всех, кто был на фронте.

В ауле сразу находятся люди, которые перемыкают к немцам. Бывший почтальон Сентраль и вновь назначенный бургомистр Мисост в числе тех, кто пытается установить в ауле новый режим. Обретенная власть быстро меняет аульчан. Мисост пытается всеми силами найти Апчару, которую он подозревает в распространении советских листовок в ауле и других действиях, направленных против немецкого режима. Он уверен, что мать партизанки знает где находится дочь. Еще вчера сосед, а сегодня бургомистр Мисост в поисках Апчары обрушивает на Хабибу всевозможные меры наказания, чтобы та выдала местонахождение дочери. Хабиба стойко держится от нападков Мисоста, демонстрируя силу духа и верность своим идеалам.

В это время сын Бекана Чока попадает в концентрационный лагерь, организованный в республике. Бекан пытается спасти сына самостоятельно, но ему это не удается. Он находит Апчару и вместе они отправляются на поиски Чоки. Пройдя непростой путь, им удается вызволить из лагеря полуживого парня и его возвращают на молочную ферму, где живут Бекан и его жена Данизат. Восстановившись после лагеря, Чока через несколько дней вынужден покинуть ферму, где его могут найти немцы. Он уходит вместе с Федей, могильщиком, который помог ему сбежать из лагеря, и Локотошем, бывшим командиром дивизии, которого ищут приспешники нового режима. В этот же день Бекан Диданов погибает в снежных лавинах, спасая Шоулоха, лучшего в ауле коня, от участи принадлежать немцам.

Вскоре после этого советские войска входят в республику с победой над немцами. Те, кто перемкнул к врагам, сразу же пытаются бежать. Отряд Чоки останавливает беглецов, но сам он погибает. Чоку Мутаева хоронят как героя, верного сына родной земли.

ORCID: 0000-0002-2777-380X, Доктор филологических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Бербекова Х.М.

Аннотация

Статья затрагивает вопрос о портретном мастерстве Алима Кешокова. Известно, что портрет является одним из важнейших художественных средств, позволяющих понять самые сложные и противоречивые характеры.

Все крупные художественные произведения писателя подверглись серьёзной критике властью, из-за того, что партийные руководители узнавали себя в персонажах его романов и, созданный писателем художественный образ, часто не совпадал с их представлениями о себе.

Исследование окажет методическую помощь студентам, изучающим творчество Алима Кешокова.

Ключевые слова: Кешоков, роман, портретная характеристика.

Bakova Z.H.

ORCID: 0000-0002-2777-380X, PhD in Philology, professor, Kabardino-Balkarian State University named after Berbekov J.M.

THE ROLE OF THE CHARACTERISTICS OF THE PORTRAIT IN THE WORK OF ALIM KESHOKOV “TOPS NEVER SLEEPS”

Abstract

The article touches upon the portrait skill Alim Keshokov. It is known that the portrait is one of the most important artistic means to understand the most complex and controversial.

All the major literary works of the writer were subjected to serious criticism of the authorities, due to the fact that party leaders recognized themselves in the characters of his novels and created an artistic image of the writer, often do not coincide with their ideas about themselves.

The study will provide methodological assistance to students of creative Alim Keshokov.

Keywords: Keshokov, romance, portrait characteristic.

Избрав труднейшую композиционную форму новеллистичность, А. Кешоков сумел организовать в единое сюжетное целое огромный материал, добиться, как никто другой до него, высокоорганизованной структуры. Эта случилось потому, что каждая отдельная новелла, сохраняя относительную сюжетно-композиционную самостоятельность, спиралеобразно переходит в другую; проблемы, поставленные в одной новелле, развиваются и находят разрешение в другой; герои, названные в одной новелле, действуют в другой.

Проблемы судьбы народа и личности, обусловленности человеческого характера конкретно-историческими обстоятельствами, средой, проблемы революции и гуманизма, правды и справедливости, добра и зла в романе А. Кешокова решены с глубокой жизненной полнотой. В нем созданы реалистические национальные характеры, рассмотренные конкретно-исторически, в диалектической эволюции. Почти каждое действующее лицо романа вырастает в тип, ибо оно олицетворяет собой не только характерные черты того класса или той общественной прослойки, к которой принадлежит, но и отмечено неповторимыми индивидуальными психическими, эмоциональными, интеллектуальными, речевыми, портретными особенностями. Создание типических фигур, столь редко удававшихся писателям молодых литератур, составляет одно из самых значительных завоеваний А. Кешокова.

Объектом художественного исследования становится внутренний мир человека. Любое событие переживается каждым персонажем романа; история как бы проходит через сознание индивида. Без этого невозможно обогащение характера новыми гранями, т. е. невозможно добиться психологической динамичности образа. В каждом из персонажей разнообразные качества, иногда противоречивые, соединяются в некое единство, как это бывает в жизни. Это позволяет писателю придать каждому действующему лицу романа неповторимую индивидуальность, делающую его характером-типом. Это серьезный шаг вперед в развитии северокавказской литературы, в частности романа, в котором герои долгое время были индивидуально плохо различимы, ибо они чаще всего бывали носителями определенных идей, а не живыми человеческими характерами.

У поэта Кешокова немало стихов, где использован этот прием переосмысления природных явлений в сопоставлении с катаклизмами как в жизни народа, так и в судьбе человека. Кстати, подобный прием широко известен в фольклоре адыгов и других народов.
Само рождение нового человека, чья судьба совпала с бурным временем, как и в эпических жанрах проистекает на фоне разлива реки, буйства природы соответствует буйству жизни. И судьба мальчика Лю обусловлена этими бурными потоками. Небывалый разлив Шхальмивокопс пришелся на день рождения мальчика Лю, сына объездчика полей Астемира и его жены Думасары.

Символика разбушевавшейся стихии как бы вводит читателя в предгрозовое время, которое будет отмечено социальными катаклизмами. Картина разлива реки у аула Шхальмивоко позволяет сразу же обрисовать поведение и психологические штрихи характеров главных действующих лиц романа. Здесь, вдова Диса, ее дочь, хорошенькая Сарыма, дед-весельчак Баляцо, богач Муса, его приспешники Батоко и Масхуд Требуха в Желудке, знахарка Чача, первая сплетница аула, мулла Саид, его работник Эльдар и другие. Как видим, персонажу сразу же дается характеристика социальная, профессиональная, портретная или моральная.

Читайте также: