Алгоритмы взаимодействия в ситуациях кризиса в школе

Обновлено: 07.07.2024

Поведение учеников в школе может быть напрямую связано с событиями, произошедшими в жизни ребенка и его семьи. Учитель, обращая внимание на такие события, может выявить среди детей группу риска. Сюда входят дети, в жизни которых произошли негативные события (например, смерть близкого, серьезный конфликт со сверстниками, факты насилия, разрыв отношений, развод родителей). Именно эти события могут оказать негативное влияние на состояние и поведение ребенка. Поддержка и внимание учителя могут стать надежной опорой для выхода из кризисной ситуации.

Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии

Основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил.

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к ребенку.
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда перестанет говорить ребенок.
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

Помощь семье, конкретным детям - сложный психологический феномен.

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_s_semey_avtosohranennyy.docx 33.69 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь школьным психологам,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

И ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков

Помощь семье, конкретным детям - сложный психологический феномен.

Как мотивы, так и формы оказания помощи имеют большое значение, они в значительной степени определяют ее последствия для того, кому помогают.

Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу: запрос об информации; запрос о разрешении конфликтов; запрос о поддержке. Важно четко установить для себя, кто субъект обращения: родители, учителя, администрация или сами дети. Запросы могут быть и неконструктивными, например запрос с предельным обобщением, манипулятивный, рентный и игровой запрос.

Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель.

Манипулятивный запрос . Это запрос об изменении других лиц ( их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Либо необходима, при его согласии, работа и самим родителем, и с ребенком, а возможно, и с обоими супругами.

Конструктивные запросы связаны с определенными видами жалоб.

Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна:

ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники психолога.

Работа с семьей

Развод, рождение нового ребенка, появление в семье отчима или мачехи, воспитание ребенка в неполной семье… Есть ли у психолога право вмешательства в интимную жизнь семьи ученика, может ли он помочь трудно живущим и тяжело переживающим людям, какова должна быть мера его активности, если он все-таки решается помочь?

Далее следовало бы поделиться с родителями теми знаниями, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т. п.). Некоторые данные могут оказаться неожиданными, интересными для родителей.

Ошибка! Перегружать родителей данными диагностических обследований, подробно сообщать им о страхах ребенка, его агрессивности, невротичности, неустойчивом внимания и т. д.

Подходящий алгоритм решения проблем

Основное условие конструктивного разрешения кризисов – открытое общение сторон. Психологу важно осознать, какие его поступки могут способствовать преодолению кризисного состояния подростка, как он видит проблему взаимодействия с ним. Нужно представить себе и то, как сам подросток и его родители видят кризисную ситуацию, какие, по их мнению, действия учителя/психолога и их собственные усугубляют состояние. Надо понять как возможные точки соприкосновения, так и моменты, разделяющие стороны.

Взрослые, не понимания нетерпения подростков и даже не желая его понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.

Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда возможны реальные перемены. Важно, чтобы взрослые чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.

Это требует определенных условий. Взрослые часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве.

В некоторых случаях, когда поведение подростка раздражает учителя, симптомы его кризисного состояния ему непонятны, он и подросток воспринимают друг друга как противника, с которым невозможно найти общий язык. Нередко масло в огонь подливают еще и родители. Которые тоже мало что понимают в происходящем.

Взаимное недоверие учителей и родителей приводит к конфликтным действиям. Неконструктивное взаимодействие участников по поводу кризисной личности подростка и его настораживающей всех поведенческой активности приводит к тому, что внутренние трудности детей только усугубляются.

Разрешение и серьезных, и пустяковых проблем подростков зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации – половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками наших детей. Следует найти время, чтобы сообща обсудить свое отношение к тому, чем занимается подросток.

Поиск сотрудничества станет возможным, если психолог объяснит родителям и учителям, каковы их общие цели, ради которых надо искать выход из создавшейся ситуации, что он хочет от них реакций.

Трудность воплощения описанной модели заключается в том, что она предполагает движение участников навстречу друг другу. Если психолог хочет разрешить ситуацию конструктивно, ему нужно привлечь и учителя, и семью ученика к сотрудничеству. Надо посоветовать сделать все от них зависящие, чтобы не пострадали интересы детей. Иначе ребенок может, утрать веру не только в родителей, учителей, но и вообще в авторитет взрослого.

Как помочь пережить горе

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречаются и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, несчастных случаев, катастроф, аварий, землетрясений и пр. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и настолько остро он переживает потерю.

Повседневная практика работы с детьми требует от взрослых не столько владения конкретными формами специально организованной психотерапевтической помощи, сколько умения в рамках обычной, повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущим столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуются помощь, поддержка, понимание.

Работа с детским горем требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности. Наивно думать, что эту тему, столь насыщенную эмоционально, под силу одолеть какому-нибудь одному учителю (физику, биологу или словеснику), содействие родителей и психолога является обязательным.

Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с необходимостью помочь пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям, ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать окружение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостей домашней атмосферы.

Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия. Задача учителя – не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Этим он показывает детям, что с ним можно поговорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем, то ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поделиться своими волнениями, не видит никого из взрослых, к кому он мог бы обратиться.

Соучастие в переживаниях ученика или его родителей предполагает открытое выражение учителем своих ответных чувств. Хорошо известно, что легкое прикосновение, теплый взгляд, сочувственное молчание дают подростку силы для преодоления боли, для веры в себя, помогают ему пережить острую кризисную ситуацию. Иной раз выраженное без слов участие помогает больше, чем самые разумные советы или утешения.

Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, в первую очередь это касается области профилактики депрессивных состояний.

Разумеется, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, часто полезной оказывается и семейная терапия.

Вместе с тем не всякую помощь и не от каждого взрослого подросток способен принять, поэтому работа с каждым из таких случаев должна быть индивидуальной, очень точной и квалифицированной. И тем не менее представляется, что основами психологической поддержки может овладеть каждый педагог, школьный психолог или родители. Помогая детям, содействуя их благу, они помогают тем самым и себе, обретая опыт гуманистических отношений, расширяя свое сознание и обостряя свое духовное видение.

Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений.

Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом – депрессия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: именно депрессивное состояние подростка может повлеч за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.

Нужно иметь в виду, что самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Предиспозиционная фаза характеризуется высокой активностью человека. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируют механизмами защиты, еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе у человека возникают суицидальные мысли, а позднее обдумывание способа самоубийства.

Внимание. На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

У подростков суицид чаще встречается при таких типах акцентуаций характера, как истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности.

Симптомы депрессии у детей и подростков

  1. Дисфория или потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.
  2. Изменение аппетита и веса тела.
  3. Потеря энергии.
  4. Изменение продолжительности сна.
  5. Изменение психомоторной активности
  6. Чувство собственной никчемности или вины.
  7. Мысли о смерти.
  8. Суицидальные намерения или попытки
  9. Социальная замкнутость.
  10. Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.
  11. Несвойственная раньше агрессивность.
  12. Соматические жалобы.
  13. Ожидание наказания.

Приведем некоторые методики диагностики, позволяющие уточнить наличную картину депрессивных состояний и возможных суицидальных намерений подростков.

  1. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Цель: выявление тяжести депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии) на момент обследования.

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.

Исключительно ответственным этапом профилактики депрессивных состояний выступает помощь подростку со стороны эмоционально близких и значимых лиц.

Существует четыре основных метода оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии:

  1. Активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в депрессии;
  2. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
  3. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
  4. Расширение временной перспективы и самопонимания.

В процессе взросления ребенок может перенять от окружающих взрослых определенную стратегию жизненного поведения, тем самым исключив другую. Но любая односторонняя стратегия поведения неудовлетворительна для полноценной жизни. Человеку в одинаковой мере важно уметь получать удовольствие от настоящего и наслаждаться созданием и достижением глобальных жизненных целей, реализация которых отложена на более или менее отдаленное будущее.

Подростковый возраст часто характеризуют подверженностью ситуативным воздействиям, с одной стороны, и чисто эмоциональным переживаниям абстрактных идеалов – с другой.

Стремясь оказать подростку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:

  1. Будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  2. Набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
  3. Будьте терпеливы.

Методика проведения профилактической беседы

Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:

  1. В беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
  2. Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;
  3. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
  4. Активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан.

Рекомендации по проведению беседы:

  1. Разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
  2. Уделять внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;
  3. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
  4. Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
  5. Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы;
  6. Оказывать первичную психологическую помощь подростку.

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком

Если вы слышите

Никогда не говорите

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр.


Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающих семьях.

Программа по сопровождению замещающих семей.


Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся

В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра.


Профилактика употребления психоактивных веществ школьниками.


Профилактика суицидов и кризисного состояния в школе (буклет для педагогов)

Памятка для педагогов "Профилактика суицидов и кризисного состояния в школе" содержит общие рекомендаци педагогам по выявлению суицидального поведения подростков с учетом выраженности словес.


Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике преступности и противоправного поведения несовершеннолетних в школе

В работе раскрываются вопросы о том: Почему формируется отклоняющее поведение у подростков? Какие стадии? Что влияет на подростков? Какую роль имеет семейное воспитание? А также о совместном взаимодей.


Брошюра для педагогов по профилактике суицидов и кризисного состояния в школе

Памятка содержит материалы по выявлению, предупреждению и профилактике суицидов и кризисного состояния в школе, также рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Организация антикризисной группы

• Социальный педагог, школьный инспектор

• Родители (законные представители)

• Инспектор ПДН и пр. специалисты, необходимые для участия

Командный подход при работе с кризисным случаем предполагается участие различных специалистов на уровне образовательного учреждения в работе со случаем под руководством представителя администрации образовательного учреждения.

Принципы взаимодействия:

• Разделение ответственности (Но не перебрасывание)  Конфиденциальность!

• Действия в интересах ребенка (пострадавшего, свидетеля, совершившего преступление)

• Контроль за собственной эмоциональной вовлеченностью (Нахожусь ли я на стороне ребенка или действую под давлением СМИ, общественности, одного из родителей? Как мои слова, действия помогают решить проблему?).

• Обеспечение безопасности (травля запрещена!)

• Локализация (массовая профилактическая работа ведется по плану, кризисная – с узким кругом участников, включенных в ситуацию;

пресечение слухов, отказ от комментариев в СМИ) Условия эффективной помощи подростку:

- высокая мотивация всех участников;

- социально-психологическая компетентность специалистов и руководителей учреждения;

- скоординированность и последовательность действий.

Представитель администрации

-Координирует действия участников -Управляет ходом обсуждения.

-Обеспечивает ведение документации и реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников консилиума.

-Назначает следующее заседание.

-Обеспечивает реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников группы.

Педагогпсихолог

- Поддерживает ребенка при острых кризисных реакциях -Обеспечивает психодиагностику (личностные

особенности, причины кризисной ситуации)

-Дает рекомендации участникам по взаимодействию с

суицидентом в кризисный и посткризисный период.

-Консультирует, осуществляет индивидуальную коррекцию, включает в групповые занятия по мере необходимости

-Консультирует педагогов, родителей, ребенка. Дает рекомендации по взаимодействию с ребенком в кризисе -Способствует разрешению провоцирующих ситуацию конфликтов.

-Развивает необходимые психологические компетенции на индивидуальных и групповых занятиях. -Направляет к психиатру, психотерапевту

Социальный педагог,

школьный инспектор

-Изучает социальную ситуацию в семье и образовательном учреждении.

-Взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка.

-Осуществляет взаимодействие на межведомственном уровне (присутствует на следственных действиях и пр.).

-Обеспечивает социализацию (включение ребенка в досуговую деятельность, в новую группу детей).

-При необходимости обеспечивает безопасные условия проживания ребенка.

-Обеспечивает безопасность в школе (защищает от травли, преследований)

Классный руководитель

-Изучает социальный статус ребенка в классе.

-Информирует об особенностях семейного воспитания и включенности родителей в проблемы ребенка.

-Взаимодействует с педагогами с целью обеспечения поддержки в кризисный период.

-Способствует разрешению конфликтных ситуаций в классе

-Включает ребенка в обычную школьную жизнь.

-Обеспечивает нормальный статус в классе.

Приглашенные участники (по необходимости)

Родители (законные

представители)

-Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период.

-Выполняют рекомендации специалистов.

-Посещают консультации психолога, семейного терапевта, специалистов ОУ.

-При необходимости производят значимые изменения в жизни семьи

-При необходимости обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств.

Медицинский

-Фиксирует травмы и побои.

-Обеспечивает экстренную медицинскую помощь. -Направляет в учреждения здравоохранения.

Инспектор ПДН

-Пресекает противоправные действия

-Разъясняет нормы права

-Обеспечивает поддержку правоохранительных органов

2. Изучение ситуации

- получение запроса и первичной информации о случае (особенности произошедшего, особенности ребенка, совершившего правонарушение, ставшего свидетелем или жертвой правонарушения, или ребенка суицидента

со слов заявителя);

- определение круга лиц, вовлеченных в ситуацию (кому о ней уже известно, кто предположительно повлиял на ситуацию и пр.). 3. Взаимодействие с другими специалистами

• Информирование представителя администрации;

• Определение конкретных специалистов, необходимых для участия в антикризисной команде;

• Назначение школьного заседания антикризисной группы;

• Обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (психиатр, следственный комитет, полиция, опека, приют, Центр ППРиК и пр).

• Предупреждение о неразглашении информации.

• Локализация распространения слухов (грамотное взаимодействие с журналистами, в т.ч. совместно с администрацией ОУ подготовка информации по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ).

4. Построение рабочей гипотезы

Пример 1. Правонарушение (суицидальная попытка) совершено подростком как демонстративная реакция на несправедливые на взгляд подростка требования родителей и педагогов с целью освобождения от избыточных требований любой ценой.

Пример 2. Попытка предпринята с целью прекращения трудной жизненной ситуации (одиночество, буллинг, насилие в семье).

5. Сбор дополнительной информации с целью определения факторов риска и поддерживающих ресурсов

1)Сведения об эмоционально-личностных особенностях (если имеются по результатам предшествующей диагностики психолога, сбор анамнеза, характеристика ребенка классным руководителем, референтными лицами с предупреждением о сохранении конфиденциальности);

2)Характеристика семьи, сведения об условиях семейного воспитания, характере внутрисемейных взаимоотношений с близкими и пр.;

3)Сведения о ситуации в классе и школе, определение социального статуса подростка, характера взаимоотношений с обучающимися и педагогами, определение круга референтных лиц, увлечений, ценностей; о состоянии отдельных учащихся, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости

4)Сведения о дополнительных факторах: внешкольной деятельности, предшествующих событиях, вовлеченности в группировки, употребление ПАВ, наличие эмоционально значимых отношений вне семьи школы, посещение определенных сайтов, переписка в социальных сетях и пр.

6. Разработка плана работы со случаем.

Разработка совместного поэтапного плана помощи по конкретному случаю на заседании антикризисной группы. Преимущества - разделение ответственности между специалистами, вовлечение родителей в работу поддерживающей команды, исключение отпускание ситуации на самотек и пр.

7. Реализация плана работы со случаем.

• Оказание подростку психологической поддержки в острый кризисный период (принятие острой кризисной реакции, обеспечение условий для эмоциональной разрядки);

• Консультирование подростка психологом, социальным педагогом

(периодичность встреч 1-3 в неделю);

• Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);

• Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);

• Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);

• Включение в обычную для подростка школьную жизнь;

• Организация досуга по интересам подростка;

• Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал);

• Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)

8. Завершение работы со случаем.

Результат работы с кризисным случаем считается достигнутым если подросток:

• Чувствует сожаление, раскаяние в случившемся, если он совершил правонарушение;

• Имеет искреннее намерение изменить ту часть ситуации, которая зависит от него;

• Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или, находящегося в трудной жизненной ситуации;

• Имеет представление о помогающих службах и специалистах;  Имеет план, что и в какой последовательности делать;  Верит в себя и свои возможности. Помогающие организации

Целью антикризисной команды являются социологический, психологический анализ кризисной ситуации в образовательной организации, выявление проблем и определение основных причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

Задачи антикризисной команды:

  • непрерывный мониторинг факторов внешней среды, влияющих на психоэмоциональное состояние участников образовательных отношений в школе;
  • оценка общей психоэмоциональной напряженности участников образовательных отношений в Школе;
  • выявление учащихся и сотрудников Школы, которым может потребоваться консультация;
  • систематическое проведение обучающих тренингов для сотрудников и учащихся Школы;
  • информирование о кризисной ситуации в Школе и принятие неотложных мер по каждому отдельному случаю.

Если вас что-то волнует, то обо всех проблемах и кризисных ситуациях вы можете сообщить нам.

Анонимная психологическая помощь детям и подросткам
Онлайн-консультирование

Контактная информация экстренных служб города Москвы и ГБОУ "Курчатовская школа"

Наименование службы

Номер телефона

Единый номер экстренных служб

Скорая медицинская помощь

Всероссийский детский телефон доверия

Дежурный по ФСБ СЗАО

Телефон доверия ГУ МЧС России по городу Москве

Служба доверия ГБОУ "Курчатовская школа" (Горячая линия)

АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС

I. Алгоритм действий сотрудников, при угрозе совершения преступных действий в здании и на территории Школы.

1. Путём наблюдения, не подвергая себя опасности, установить реальность преступных намерений/действий со стороны подозреваемых лиц.

2. Оценить степень опасности намерений/действий, возможные последствия.

3. Зафиксировать место и время совершения, а также приметы подозреваемых лиц, их вооружение, одежду, отличительные черты лица, акцент речи, средства передвижения и другие особенности, (при возможности, не подвергая себя опасности сделать фото, видео съемку подозреваемых лиц на мобильный телефон).

4. О случившемся немедленно доложить администрации Школы, сообщить в полицию, нажать кнопку тревожной сигнализации (КТС).

5. Принять меры по охране места происшествия для сохранения следов и вещественных доказательств.

6. При внезапном появлении угрозы, немедленно принять меры к личной самозащите и защите обучающихся, в том числе посредством проведения эвакуации из здания, в безопасную зону, до приезда специальных служб.

II. Алгоритм действий для обучающихся и сотрудников Школы при эвакуации из здания при угрозе террористического акта, возникновении пожара, иной кризисной ситуации.

План действий при угрозе кризисной ситуации, ЧС.

2. Вызов полиции, пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции.
При угрозе совершения терракта, или при обнаружении признаков пожара, иного ЧС, следует немедленно: - сообщить об этом в органы МВД по телефону 102,112; - сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 101,112; - нажать ручной извещатель, запустить систему АПС; - продублировать вызов пожарной охраны; доложить информацию о ЧС специалисту по обеспечению безопасности, заместителю директора по управлению ресурсами, директору Школы.

4. Отключение электропитания Школы.
Дежурный администратор, сотрудник ответственный за проведение эвакуации в здании, услышав тревогу, принимает меры по отключению электропитания здания, после чего должен проследовать к заранее установленному месту в пункте сбора, для организации построения и получения доклада от всех участников, по окончании эвакуации.

5. Сбор всего состава школьного здания/здания с дошкольными группами в обозначенном месте (место сбора).
Место сбора - обозначается на схеме эвакуации или обозначается дежурным администратором, сотрудником ответственным за проведение эвакуации в здании. По прибытию на место сбора, каждый отдельный класс (группа) должны занять свое место в общем строю и находится там, не покидая его, без команды.

6. Перекличка (проверка обучающихся и сотрудников Школы).
По прибытию обучающихся на место сбора, учитель/воспитатель сразу проводит перекличку по списку и докладывает дежурному администратору, сотруднику ответственному за проведение эвакуации в здании о присутствии своего класса (группы), в полном составе (количество человек), также докладывает об отсутствующих (количество человек). Если установлено что кто-то отсутствует в месте сбора из числа присутствующих на уроке/занятии (или находился в здании), сотрудниками Школы немедленно организовываются его поиски.

7. Встреча сотрудников специальных служб полиции, отряда пожарноспасательной части, скорой медицинской помощи).
По прибытию сотрудников специальных служб их встречает дежурный администратор, сотрудник ответственный за проведение эвакуации в здании и незамедлительно их информирует о количестве эвакуированных людей и количестве людей которые ещё находятся в здании, характере и обстоятельствах ЧС.

III. ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

1. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

2. Особенно остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону (если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку - будьте внимательны - под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы, лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов).

3. Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи.

4. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы подозрительных людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д., не пытайтесь их останавливать сами - вы можете стать их первой жертвой.

5. Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.

6. Если вы не можете удалиться от подозрительного человека, следите за мимикой его лица (специалисты утверждают, что преступник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву).

7. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свои сумки без присмотра.

8. Ознакомьтесь с планом эвакуации, узнайте, где находятся резервные выходы из здания.

9. Если произошел взрыв, пожар, вы слышите сильный шум и крики -немедленно приступайте к эвакуации. Предупредите об этом соседей, возьмите с собой документы и деньги. Помещение покидайте организованно.

10. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

12. Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

IV. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЗРЫВНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь, опросите людей, находящихся рядом. Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке начальнику, оперативному дежурному, сообщите в правоохранительные органы.

Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета, не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет -это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

Зафиксируйте время обнаружения предмета.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки. Сами удалитесь на безопасное расстояние.

Обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Рекомендуемые средне расчетные дистанции безопасного удаления, которые необходимо соблюдать при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:

Дистанция безопасного удаления:

- Граната РГД-5 не менее 50 м.

- Граната Ф- 1 не менее 200 м.

- Тротиловая шашка массой 200 гр. 45 м.

- Тротиловая шашка массой 400 гр.55 м.

- Пивная банка 0,33 литра 60 м.

- Чемодан (кейс) 230 м. Дорожный чемодан 350 м.

- Автомобиль типа "Жигули" 460 м.

- Микроавтобус 920 м. Грузовая машина (фургон) 1240 м.

При обнаружении предметов и веществ, которые могут быть идентифицированы как бактериологическое или химическое оружие, не дотрагиваться до данного предмета, покинуть помещение и не допускать туда посторонних лиц, исключить дальнейшие контакты с другими гражданами во избежание их возможного заражения, дождаться представителей санэпидемнадзора.

V. ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь в местах массового скопления людей.
Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы вас не приняли за подозреваемого.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

При возникновении паники, когда вы находитесь в толпе:

• если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё;
• глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена;
• стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками;
• любыми способами старайтесь удержаться на ногах;
• не держите руки в карманах;
• двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки;
• если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа;
• если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять;
• если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами;
• если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок;
• попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (стеклянные двери и перегородки и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним;
• легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

VI. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п. Во всех случаях ваша жизнь становиться предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

В случае нападения на здание, помещение в котором вы находитесь:

  • используйте любое доступное укрытие;
  • падайте даже в грязь, не бегите;
  • закройте голову и отвернитесь от стороны атаки.

Не помогайте силам безопасности, если полностью не уверены в эффективности подобных действий. Если вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;
переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;
не пытайтесь оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну;
если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь;
если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;
при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;
в случае, когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.

Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

  • лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как
  • они могут принять вас за преступника;
  • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон

VII. ДЕЙСТВИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (ВЗРЫВА)

После взрыва необходимо следовать важным правилам:

При пожаре необходимо:

• пригнуться как можно ниже, стараясь выбраться из здания как можно быстрее;
• обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них;
• если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, предварительно потрогайте ручку тыльной стороной ладони, - если она не горячая, откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого проходите, если ручка двери или сама дверь горячая, - не открывайте ее;
• если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, так как, вы можете задохнуться от дыма; лучше всего размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой.

Читайте также: