Алгоритм экспериментирования в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

В рекомендациях отражена система работы по организации опытно - экспериментальной деятельности детей в ДОУ: задачи, планирование, формы работы и др.

Содержимое публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Задачи экспериментальной деятельности.

Основное содержание деятельности.

Организация работы на подготовительный период.

Примерный алгоритм занятий-экспериментов.

Формы работы с детьми.

Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

(К. Т. Тимирязев)

Пояснительная записка

В настоящее время, в связи с пересмотром форм и методов обучения в дошкольном образовании, в процесс обучения активно внедряется экспериментирование. Многие исследователи считают, что у детей, уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать исследовательскую активность и инициативность, так как существенной стороной подготовки ребёнка к школе является потребность в знаниях, проявляющихся в познавательных интересах. В образовательном процессе эксперимент, в соответствии с ФГОС, является методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе. Всё это можно формировать с раннего возраста в игровой форме. Дети по своей природе - исследователи. Исследовательская деятельность - естественное состояние ребёнка. В обыденной жизни ребёнок часто экспериментирует с различными вещами, стремится узнать что-то новое. Он разбирает игрушки, наблюдает за тонущими предметами, пробует языком в мороз металлические предметы. Но это опасно. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для детей и, в то же время, знакомит его с законами жизни природы и необходимостью учёта их в собственной жизни. В ходе опытов дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, соблюдать правила безопасности, и в итоге - формируются компетенции, необходимые для обучения в школе.

Задачи экспериментальной деятельности.

1. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира. 2. Учить умению работать в детском коллективе. 3. Работать самостоятельно. 4. Отстаивать свою точку зрения. 5. Определять причины неудачи экспериментальной деятельности. 6. Делать выводы. 7. Формировать основы техники безопасности в ходе опытов, экспериментов. 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Основное содержание экспериментальной деятельности.

1. О материалах (песок, бумага, глина, дерево, ткань). 2.О природных явлениях (вода, снег, солнце, ветер). 3.О мире растений (способ выращивания растений из семян). 4. О предметном мире.

Организация работы.

- Подбор диагностических методик. - Создание системы мониторинга деятельности (анкетирование педагогов, детей, родителей и т.д.). - Составление плана работы на год. - Обучение педагогов на практических тренингах. - Подбор оборудования, материалов. - Итоги. Обобщение опыта.

В ДОУ эксперимент может быть организован в трёх направлениях:

- специально организованное обучение; - совместная деятельность педагога с детьми; - самостоятельная деятельность детей. Важно:занятия являются итоговой формой исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, эксперимент могут быть частью любого занятия. Например, частью занятия по математике, развитию речи, конструированию и т.д. Структура занятия-эксперимента является примерной и может быть изменена.

Примерный алгоритм занятий по экспериментированию.

Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы).

Определение типа, вида и тематики занятия-экскурсии.

Выбор цели и задач с детьми (познавательных, развивающих, воспитательных).

Игровой тренинг внимания, памяти, восприятия, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и учебных пособий.

Выбор, подготовка пособий и оборудования с учётом возраста детей.

Обобщение результатов наблюдений (дневники, таблицы, фотографии) с целью подведения детей к самостоятельным выводам.

Формы работы с детьми (методы и приёмы).

1. Экспериментальная игра: помогает убедиться в достоверности явлений. 2. Практическая деятельность. Действия (с магнитами, лупой, измерительными приборами). Позволяет самостоятельно овладеть способом познавательной деятельности. 3. Наблюдения в реальной жизни, экскурсии (таянье снега, туман, радуга, роса). Побуждает к поиску объяснения причин природных явлений. 4. Рассматривание схем, таблиц, рисунков. Позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. 5. Использование энциклопедических данных. Развивает интерес, интеллект. 6. Игра-драматизация. Ребёнок берёт на себя роль – объясняет, учит.

Специально организованная исследовательская деятельность

позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, явлениях, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Организация уголка экспериментирования

-Материал, находящийся в уголке, располагается в доступном для детей месте. - Пособий для опытов и экспериментов должно быть в достаточном количестве. - Оборудование уголка подбирается с учётом возраста и уровня развития детей. - Материал для экспериментирования распределяется по разделам.

Оборудование уголка экспериментирования

- Приборы: увеличительные стёкла (лупы), микроскопы, песочные часы, магниты, зеркала и др. - Сосуды из различных материалов разного объёма и формы: колбы, пробирки, стаканы, чашки и др. - Природный материал: камешки, шишки, ракушки, мох и т. д. - Разные виды бумаги: картон, ватман, калька, гофрированная бумага и т. д. - Красители: пищевые и непищевые: акварель, гуашь и т. д. - Медицинские материалы: вата, кусочки марли, мерные ложки, деревянные палочки и др. - Сыпучие материалы: крупа, песок, мука и др. - Прочие материалы.

Мир ребёнка разнообразен. Важно научить его находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых - давно знакомые. И всё это в атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Важно поощрять, воспитывать привычку учиться. Многие явления детям непонятны. Знакомство же с физическими явлениями служат средством для накопления впечатлений об окружающем мире, выступают инструментом для развития его умственной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. В предложенных методических рекомендациях указания, как этого достичь.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности (старший дошкольный возраст)

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

ВложениеРазмер
algoritm_organizatsii_detskogo_eksperimentirovaniya.docx 28.79 КБ


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Алгоритм организации детского экспериментирования".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

  1. Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
  2. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  3. Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Литература для подготовки консультации:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92

3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

6. Материалы Интернет-сайтов.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей)

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования .

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства : язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат : опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия - экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  1. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  1. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  1. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  1. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

  • развитие первичных естественнонаучных представлений
  • развитие активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение)
  • формирование умений комплексно обследовать предмет

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

  • место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  • место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила методист

Стороженко Е.Ф.

Любое экспериментирование начинается с наблюдения — это первая ступенька в процессе естествознания. Выдающийся учитель физик Анатолий Шапиро выделяет несколько таких ступенек.

Наблюдение. Вначале наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребенка. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остается на всю жизнь.

Размышление об увиденном. Дети обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и оценивают с точки зрения интереса и оригинальности.

Измерение, замер. Это трудный этап для детей, так как используется математика. Делается шаг от бытового уровня к профессиональному при помощи точной науки — математики.

Предсказание. Ребенок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдет.

Последние ступеньки трудны для ребенка, но отдельные дети легко с этим справляются.

В исследовательской деятельности можно выделить 3 этапа, включающие следующий алгоритм реализации технологии детского экспериментирования:

1. Возникновение проблемы.

(Подготовительный этап)

Актуализация проблемной ситуации.

Создание условий необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.

Мотивация детей к исследовательской деятельности. Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.

Осознание и осмысление проблемы.

Подготовка рабочего места.

Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в опыте или эксперименте, познавательного интереса. Создание оптимальных условий для проведения опыта или эксперимента.

2. Выдвижение гипотез (предположений).

(Этап формулирования цели эксперимента или опыта)

Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.

Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослыми).

Выдвижение рабочих гипотез.

Обозначена цель эксперимента или опыта.

Выдвинуто несколько рабочих гипотез.

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

(Этап планирования экспериментальной деятельности)

Подведение детей к выполнению алгоритма действий.

Составление алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.

Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта.

Составлен алгоритм действий по проведению эксперимента или опыта.

(Этап коррекции проблемы)

Коррегирующие действия по мере необходимости.

Предотвращение отклонений от поставленной цели.

(Практический этап детского экспериментирования)

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.

Контроль, за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии.

В случае не подтверждения, первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии.

Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов.

Проведенный эксперимент или опыт.

4. Выводы (установление связей).

(Заключительный этап)

Подведение итогов, оценивание и фиксирование результатов.

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

— максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

— безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

— показ только существенных сторон явления или процесса;

— отчетливая видимость изучаемого явления;

— возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

Задачи педагога:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2.Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

4.Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5.Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

6.Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Подготовка воспитателя к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с ознакомления с ним заранее – и на практике. Одновременно осваивается техника экспериментирования , если та ему незнакома, разрабатываются карты-схемы для фиксирования результатов.

Обязательно ввести в практику фиксирование результатов графически, т. е оформлять протокол, по которому дети формулируют выводы!!

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический . Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Если карточки поместить в файлы, подходящие по размеру, дети смогут отмечают результаты фломастерами, которые впоследствии хорошо смываются, таким образом, карточки могут использоваться неоднократно, даже в самостоятельной деятельности.

Ментальный . Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический . Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Познавательная практическая деятельность (экспериментирование) как один из видов детской деятельности требует от воспитателя дошкольного образования умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с воспитанниками того или иного явления. Воспитателю дошкольного образования важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно, последовательно знакомить воспитанников с тем или иным объектом или явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (всё, что создано руками людей).

Особенности детского экспериментирования

- во время экспериментирования у воспитанников должно сохраняться ощущение внутренней свободы;

- не следует жёстко придерживаться намеченного плана;

- воспитатель дошкольного образования должен радоваться открытиям воспитанников, даже ошибочным, одобрять попытки мыслить самостоятельно;

- воспитанники не могут работать, не разговаривая;

- не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов;

- не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием;

- нельзя порицать воспитанников за нежелание экспериментировать, за совершение ошибок, неумение сформулировать выводы;

- учёт индивидуальных особенностей (кто работает медленнее – не давить на них);

- строгое соблюдение правил безопасности;

- родство детского экспериментирования с игрой.

- нельзя подменять анализ результатов эксперимента анализом поведения воспитанников и их отношения к работе;

- нельзя порицать воспитанников за нежелание экспериментировать, за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

Структура эксперимента

1.Осознание того, что хочешь узнать.

2.Формулирование задач исследования.

3.Продумывание методики эксперимента.

7.Соблюдение правил безопасности.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчёт об увиденном.

Соблюдение требований:

- тема должна быть интересной воспитанникам;

- быть знакомой и доступной для изучения;

- должна принести реальную пользу участникам исследования;

- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

Этапы знакомства с каждым новым материалом

2.Совместная деятельность: взрослый – ребёнок (под непосредственным руководством взрослого).

3. Совместная деятельность: ребёнок – ребёнок (под косвенным руководством взрослого).

Соблюдение правил безопасности

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Безопасность объектов.

3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

4. Грязными руками не трогать глаза.

5. Не брать ничего в рот.

Для достижения успеха в познавательной практической деятельности необходимо:

  • Вызвать интерес воспитанников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
  • Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
  • Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
  • Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Структура детского экспериментирования

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений воспитанника взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

1) развивать мыслительные процессы;

2) развивать мыслительные операции;

3) осваивать методы познания;

4) развивать причинно-следственные связи и отношения

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования воспитанникам необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В учреждении дошкольного образования познавательная практическая деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трёх основных формах: игра-занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность воспитанников. Важно помнить, что игра-занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления воспитанников. Такие игры-занятия проводятся не чаще чем одно в две-три недели.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательном практическом центре).
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста воспитанников, изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения воспитанников к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до игры-занятия).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение воспитанниками в зоне исследования.
  6. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности воспитанников в группах.
  7. Анализ и обобщение полученных воспитанниками результатов экспериментирования.

Развивающая предметно-пространственная среда для экспериментирования в учреждении дошкольного образования

Организация мини-лаборатории или уголка познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования.

В мини-лаборатории (уголке познавательной практической деятельности) может быть выделено:

Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные):

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, венчики, взбивалки, щётки, губки, пипетки, желоба, лоскутки ткани, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
  2. Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы:
  • бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.);
  • неструктурированные (песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт).

Оформление и содержание уголков экспериментирования.

Цели уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Читайте также: