Алгоритм действий в школе при правонарушении

Обновлено: 07.07.2024

от 15 декабря 2017 года N 1335-д

Об утверждении алгоритма действий государственных и муниципальных органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, при выявлении фактов совершения правонарушений и преступлений обучающимися несовершеннолетними и в отношении них

В целях профилактики асоциального поведения и общего снижения количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в образовательных организациях Республики Тыва, а также формирования единой информации по правонарушениям среди несовершеннолетних, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый алгоритм действий государственных и муниципальных органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования при выявлении фактов совершения правонарушений и преступлений обучающимися несовершеннолетними и в отношении них (далее - Алгоритм).

2. Руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций:

- организовать работу согласно Алгоритму;

- составить график дежурств работы в выходные и праздничные дни ответственных сотрудников муниципального органа управления образованием;

- заключить договоры/соглашения по обмену информацией при выявлении фактов совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними с дежурными частями ОВД Республики Тыва.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Тыва Р.К. Шинина.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И В ОТНОШЕНИИ НИХ

1. Общие положения

1.1. Настоящей инструкцией определяется алгоритм действий ответственных сотрудников образовательных организаций при выявлении фактов совершения правонарушения обучающимся несовершеннолетними и регулируется деятельность образовательных организаций и дежурных частей ОВД в части формирования единой информации в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей на территории Республики Тыва.

1.2. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних и организации розыска составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Тыва, касающиеся вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также охраны общественного порядка на территории Республики Тыва.

1.3. Настоящий Алгоритм разработан в связи с увеличением количества преступлений и правонарушений, как и в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними и (или) с их участием и организации взаимодействия образовательных организаций с дежурными частями ОВД в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних, а также использование имеющихся информационных, правовых и организационных ресурсов в планировании совместной работы и формирования единой информации в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка на территории Республики Тыва.

2. Функции и задачи каждого участника взаимодействия

2.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (республиканские, муниципальные образовательные организации):

- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

- выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

- проводят мероприятия по ранней профилактике асоциального поведения обучающихся, в том числе и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- обеспечивают организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся, проводят индивидуальную профилактическую работу с ними;

- разрабатывают и внедряют в практику программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- обеспечивают взаимодействие других субъектов системы профилактики в комплексном сопровождении несовершеннолетнего и (или) семьи для недопущения повторных случаев совершения правонарушения или преступления со стороны несовершеннолетнего.

Администрация образовательной организации в лице директора:

- координирует действия заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, инспектора по профилактике правонарушений, педагога-психолога, классного руководителя и педагога дополнительного образования;

- по факту совершения правонарушения или преступления со стороны несовершеннолетнего и в отношении него незамедлительно издает приказ о проведении педагогического расследования и формирует комиссию из числа педагогических работников;

- контролирует качество проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися;

- в случае необходимости принимает следующие решения:

о мерах дисциплинарного и (или) административного воздействия в отношении участников образовательного и воспитательного процесса за ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей;

о направлении представления в отношении законных представителей/родителей обучающихся в КДН и ЗП, в другие субъекты системы профилактики и в прокуратуру Республики Тыва;

- обеспечивает своевременное предоставление информации о проделанной работе с несовершеннолетним в ГБОУ РТ "РЦДОД" (государственные образовательные организации) и муниципальный орган Управления образованием (муниципальные образовательные организации) согласно настоящему Алгоритму действий.

2.2. Муниципальный орган управления образованием Республики Тыва:

- обеспечивает проведение мероприятий по ранней профилактике асоциального поведения обучающихся, в том числе и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

- контролирует организацию досуга, занятости и летнего отдыха несовершеннолетних;

- обеспечивает 100% охват дополнительным образованием несовершеннолетних;

- разрабатывает и внедряет в практику программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- в случае необходимости принимает меры дисциплинарного и (или) административного воздействия в отношении участников образовательного и воспитательного процесса за ненадлежащее исполнение или должностных обязанностей; руководитель или методист по профилактике правонарушений при необходимости выезжают в образовательные организации для выяснения обстоятельств и причин совершения правонарушения;

- контролируют и анализируют эффективность принимаемых профилактических мер и дают оценку действиям ответственных должностных лиц образовательной организации по факту совершения правонарушения или преступления со стороны несовершеннолетнего;

- заключают договоры/соглашения о взаимодействии и по формированию единой информации по безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних с дежурными частями ОВД муниципальных образований РТ;

- ежедневно получает сведения о правонарушениях и доставленных несовершеннолетних в дежурной части ОВД (пункты, отделения полиции) и еженедельно сводит информацию по правонарушениям и доставленным несовершеннолетним;

- после получения информации из дежурной части ОВД (пункты, отделения полиции) в срочном порядке приступает к оперативному принятию мер для выяснения причин и условий совершения правонарушения несовершеннолетними и в отношении них, и принимает меры по индивидуальному сопровождению несовершеннолетнего для недопущения совершения им повторных правонарушений, и информирует администрацию школы о случившемся;

- в течение 3-х рабочих дней проводит работу с несовершеннолетними, по результатам которой в графе "принятые меры" (см. приложение N 1) четко указывает следующую информацию:

1) дата и номер приказа о проведении педагогического расследования;

2) о мерах дисциплинарного и (или) административного воздействия в отношении участников образовательного и воспитательного процесса (N протокола, N приказа);

3) о мерах профилактики в отношении несовершеннолетнего и их родителей, о результатах рассмотрения на совете профилактики (дата и номер заседания совета профилактики);

4) сведения о закрепленном общественном воспитателе (Ф.И.О., должность, N и дата принятия решения КДН и ЗП о назначении общественного воспитателя);

5) сведения о социальном положении обучающегося, а также сведения о родителях или законных представителях, о социальном статусе семьи (по количеству детей: многодетная, однодетная; по составу: полная, неполная; по юридическому типу: приемная; по качеству отношений в семье: благополучная, неблагополучная; по имущественному положению: обеспеченная, малообеспеченная);

6) о постановке обучающегося на учет (ВШУ, группы риска);

7) о разработке индивидуальной профилактической программы сопровождения на обучающегося;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Об организации работы по предупреждению безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних (из опыта работы)

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Знакомство с документами ученика.

Знакомство с детьми на медицинском осмотре перед началом учебных занятий.

Проведение анкетирования среди детей и их родителей.

Посещение семьи учащегося в течение первой четверти, составление акта обследования ЖБУ.

Составление социального паспорта класса до 15 сентября.

Проведение тематических классных часов с обязательными инструктажами (не реже одного раза в две недели).

Проведение тематических родительских собраний (не реже одного раза в четверть).

Ежедневный контроль за посещаемостью учащегося, еженедельная сдача отчета о посещаемости социальному педагогу школы.

Еженедельный контроль за успеваемостью учащегося (заполнение дневников не реже одного раза в две недели), отчет об успеваемости учащихся завучу школы в конце четверти.

Помощь родителям в устройстве учащихся в кружки и секции ( течение 1 четверти).

Организация внеклассной работы с учащимися (не менее одного внекл. мероприятия в месяц).

Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.

Организация дежурства по классу и по школе, проведение необходимого инструктажа.

Действия классного руководителя в ситуации:

Действия классного руководителя

Учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины.

1.Своевременно письменно информировать родителей о пропусках.

2.Посетить семью на дому. Составить акт обследования ЖБУ.

3.Вызвать родителей в школу для беседы. Отметить в журнале воспитательной работы.

4.Если пропуски продолжаются, предоставить зам. директору по ВР докладную записку, характеристику и акт обследования ЖБУ.

Учащийся нарушает правила поведения в школе.

1.Провести беседу с учащимся.

2.Потребовать объяснительную записку.

3.Если нарушения продолжаются, пригласить для беседы родителей ребенка.

4.Посетить семью на дому с составлением акта обследования ЖБУ.

5.Если поведение учащегося не исправляется, предоставить докладную записку зам. директору по ВР.

Учащийся нанес травму ученику школы.

1.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

2.Выяснить причину ссоры.

3.Потребовать объяснительные записки от участников инцидента.

4.Предоставить в школьную комиссию по профилактике правонарушений докладную записку о случившемся.

5.Пригласить на заседание комиссии родителей виновного и пострадавшего.

Учащийся имеет неудовлетворительные оценки по предметам школьной программы.

1.Своевременно выставлять текущие оценки в дневник учащегося.

2.Требовать от учащегося подписи родителей в дневниках.

3.Приглашать родителей в школу для беседы с учителями-предметниками.

4.Если успеваемость не улучшается, посетить семью на дому с целью обследования ЖБУ учащегося.

5.Контролировать посещение учащимся консультативных часов по предметам.

6.Если успеваемость продолжает снижаться, предоставить докладную записку зам. директора по УВР.

Алгоритм совместной деятельности заместителей директора ОУ и кл.руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1 . Учёт посещаемости.

Ежедневный учёт посещаемости. Еженедельный отчёт с цифрами, фамилиями с указанием причин, и принятых школой мер ( беседа, звонок, педсовет, учёт). Ежемесячный отчёт по скрытому отсеву на административном совете и в НМЦ.

2. Учёт успеваемости :

ознакомить пед. коллектив с итогами успеваемости учащихся за прошлый учебный год;

совместно с председателями МО разработать методику индивидуальной работы с отстающими детьми;

на первом информационном совещании с учителями школы провести инструктаж по работе с отстающими детьми;

провести индивидуальные беседы с родителями неуспевающих детей;

провести малые педагогические советы по проблемам успеваемости;

организовать обучения по индивидуальному плану уч-ся, испытывающих трудности в обучении;

3. Организация досуга .

Привлекать детей, склонных к правонарушениям к занятиям в кружках, секциях, клубах школы и микрорайона.

4. Совместная работа с ОДН.

своевременное информировать инспектора о всех случаях противоправного поведения учащегося, о неблагополучных семьях.

ежемесячно получать информацию о правонарушениях в районе.

проводить совместные мероприятия с ОДН ( согласно графику).

направлять представителя школы на заседания КДН.

5.Совместная работа с комиссии по профилактике правонарушений учащихся.

6. Совместная работа с инспектором Муниципального округа по социальной работе.

7.Организация и контроль дежурства по школе.

8.Работа с “трудными детьми”

-сверять списки учащихся, состоящих на учете в ОДН и на внутри школьном учете;

- выявлять детей из неблагополучных семей, проводить обследование бытовых

- собирать и доводить до сведения пед. коллектива информацию о правонарушениях за летний период;

- готовить отчёты на административные советы о состоянии правонарушений среди н/л в школе и системе внутри школьной безопасности

- проводить рейды по проверке неблагополучных семей и местам криминальной концентрации н/л

-проводить профориентационную работу с детьми и родителями

- проводить работу по трудоустройству выпускников

- проводить круглые столы с родителями.

- проводить встречи с инспектором ОДН, информировать его о многодетных , “трудных” учащихся школы, их трудоустройстве и оздоровительном летнем отдыхе.

9. Совместная работа с соц. педагогом и психологом.

10. Действия заместителей директора:

Деятельность заместителя директора

Учащийся не успевает по одному и более предметам.

Предварительный опрос зам. директора по УВР кл. руководителей о состоянии успеваемости уч-ся за 2 недели до конца четверти:

1.Подача списков уч-ся неуспевающих по 1 и более предметам с указанием предметов.

2. Отчёт кл. руков. о проделанной работе с неуспевающими :

а) беседа с учащимся, который может иметь 1 и более двоек за четверть, зафиксированная в журнале по воспитательной работе;

( зафиксировать в журнале по воспитательной работе);

г) акт обследования семьи;

д) характеристика на уч-ся.

Встреча зам. директора по УВР с родителями и ребёнком неуспевающим по 2 и более предметам.

а) в беседе с родителями, найти причины неуспеваемости ребёнка и возможности их решения;

г) напомнить родителям об ответственности за воспитание ребёнка и об усилении контроля за ним (посещение школы 1 раз в 2 недели, беседа с кл. руков. и учителями предметниками);

Отчёт по каждой четверти:

а) кл. руководителей;

б) учителей предметников о проделанной работе с неуспевающими

- указание причин неуспеваемости уч-ся;

какие и как часто проводились дополнительные занятия;

тетради неуспев. детей с дополнительными заданиями, которые выполнял уч-ся;

индивидуальная работа, проводимая на уроке;

Повторный контроль за работой с неуспевающими и выполнение полученных рекомендаций со стороны кл. руков., учителя предметника, самих родителей.

Подготовка материалов на Административный совет зам. директора по УВР.

Приглашение родителей и уч-ся, кл. руков., учителя предметника на Адм. совет .

Учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины или регулярно нарушает дисциплину в школе.

1.С учеником зам. директора по ВР проводит беседу по поводу совершённого нарушения.

2.Для индивидуальной работы с учащимся привлекает соц. педагога, психолога.

3.Проводит беседу с родителями учащегося. Выясняет возможные пути работы. Родителей предупреждает об ответственности за воспитание ребенка и о том, что в случае повторного нарушения учащийся будет поставлен на внутришкольный учет.

4.Если проделанная работа не принесла положительных результатов, материалы передает в школьную комиссию по профилактике правонарушений учащихся.

5.Зам. дир. по ВР работает в составе комиссии.

Алгоритм работы педагога-психолога

по профилактике правонарушений учащихся.

Мероприятие в работе педагога-психолога

Этапы работы, направления работы.

Методы, методики работы.

Форма представления результатов.

Первичный сбор данных.

1. Психологическая диагностика представленности факторов риска.

Тест школьной тревожности.

Индивидуальная карта диагностического обследования.

2. Данные от социального-педагога о социально-педагогической запущенности учащегося.

Запись в индивидуальной карте учащегося.

3. Данные от классного руководителя о статусе семьи и особенностях поведения учащегося в школе.

Запись в индивидуальной карте учащегося.

4. Информация от родителей.

Запись в индивидуальной карте учащегося.

1. Формирование группы риска по заявленной проблеме.

2. Разработка плана работы с группой.

План дальнейшей работы.

3. Проведение тренинговых занятий с учащимися.

Журнал занятий с учащимися.

4. Проведение семинаров с родителями детей, участвующих в работе.

Журнал занятий с родителями.

5. Консультирование педагогов.

Запись в журнале консультаций.

Диагностика эффективности проведенной работы.

1. Психологическая диагностика учащихся..

Те же, что при первичной диагностике.

Запись в индивидуальной карте учащегося.

2. Анализ проведенной деятельности

Аналитическая справка о результатах работы.

Действия педагога-психолога по выяснению причин пропусков
учащимися школьных занятий

Педагог-психолог может провести первичную психодиагностическую и психокоррекционную работу в ходе визита в семью учащегося, пропускающего школьные занятия. Такая работа может проводиться по заявке администрации школы и с согласия родителей учащегося.

Посещая семью, педагог-психолог в ходе беседы выявляет установки родителей и учащихся на обучение в школе и мотивирует семью на решение проблемы пропусков уроков во взаимодействии с педагогом-психологом.

Педагог-психолог, работающий с учащимся, который пропускает уроки в школе, должен выяснить психологические причины избегания школьных занятий (провести психологическую диагностику) и составить план коррекционных мероприятий.

Методы, методики диагностики.

Нарушения в мотивационной сфере.

Сложные отношения с классным руководителем.

Метод незаконченных предложений.

Тренинг педагогической эффективности.

Проблемы в интеллектуальной сфере. Трудности в обучении.

Методики диагностики интеллекта.

Тест школьной тревожности.

Занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы.

Проблемы в отношениях с родителями.

Совместный тренинг родители-дети, направленный на выработку стереотипов оптимального социального поведения. Тренинг родительской эффективности.

Тренинг личностного роста.

Тренинг уверенности в себе.

Нарушены социальные контакты.

Тренинг взаимодействия в группе.

Занятия, направленные на повышение сплоченности в классе.

После проведения тренинговых занятий педагог-психолог вновь проводит диагностику установок учащегося на обучение в школе и дает рекомендации по взаимодействию с учащимся родителям и всем заинтересованным лицам.

Алгоритм деятельности

социального педагога по предупреждению

правонарушений и безнадзорности

На педсовете школы ознакомить педагогический коллектив с особенностями контингента учащихся текущего учебного года (не называя фамилий). Совместно с психологом разработать методику работы и стиль взаимоотношений с детьми и родителями разных категорий. Дать рекомендации учителям и классным руководителям.

В течение сентября проверить сроки постановки и ориентировочного снятия с учета учащихся (внутришкольного и ОДН). Проверить карты индивидуальной работы и подготовить документы к снятию учащихся с учета. Наметить совместно с классными руководителями и психологом планы индивидуальной работы с учащимися, остающимися на учете. (При необходимости провести контрольные посещения на дому, составить акт обследования).

Еженедельно по представлению классных руководителей составлять отчет для ОО о пропусках уроков без уважительной причины. Оказывать консультативную помощь классным руководителям в выяснении причин пропусков и возвращении детей в школу.

Учащийся поставлен на внутришкольный учет за отдельные пропуски занятий или правонарушения (Приложение № 3).

Завести карту индивидуальной работы.

Совместно с классным руководителем и психологом наметить план работы с ППС сроком на 6 месяцев.

Организовать сопровождение ППС. Поставить в известность родителей.

Каждый месяц отслеживать состояние ситуации.

Через 6 месяцев провести консилиум (малый педсовет, совещание при директоре), принять решение о снятии с учета или постановке на учет в ОДН. Наметить план дальнейшего сопровождения. В случае необходимости выход в КДН, РОО, определение другого образовательного маршрута.

Учащийся поставлен на учет в ПДН ОВД.

Завести карту индивидуальной работы.

Провести консилиум, наметить план ППС.

Организовать ППС сроком от 6 месяцев до 1 года (и далее в соответствии с п.1).

Учащийся отсутствует на уроках в течение месяца.

Пропуски более двух месяцев.

Сбор информации и оформление документов на ограничение или лишение родительских прав, если ребенку не исполнилось 14 лет.

- копия трудового договора или справка с места работы

- выписка из решения педсовета

- приказ об отчислении

Алгоритм деятельности школьного Совета по профилактике правонарушений учащихся

До 15 сентября проводит заседание комиссии по анализу картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН.

Дает рекомендации классным руководителям и социальному педагогу по подготовке материалов для снятия с учета или отказа от снятия с учета учащихся школы.

При получении докладной записки от классного руководителя проводит экстренное заседание комиссии по вопросу правонарушения, повлекшего травму.

Готовит ежемесячный отчет на административный совет о правонарушениях, совершенных учащимися школы.

Действия членов комиссии при получении докладной записки от классного руководителя:

Действия комиссии по профилактике правонарушений

Учащийся нарушил правила поведения в школе.

1.В случае повторного нарушения школьной дисциплины учащимся, на заседание постоянной комиссии пригласить родителей учащегося.

2.Родителей предупредить об ответственности за воспитание ребенка и о том, что в случае повторного нарушения учащийся будет поставлен на внутришкольный учет.

Нарушения правил поведения в школе продолжаются.

1.Классный руководитель представляет на комиссию все материалы по учащемуся (докладная записка, акт обследования ЖБУ, характеристика).

2.Социальный педагог совместно с классным руководителем проводит контрольный акт обследования ЖБУ учащегося, приглашают на заседание комиссии родителей обучающегося.

4.Учащегося поставить на внутришкольный учет, завести индивидуальную карту учащегося.

5.Социальный педагог и классный руководитель в течение контрольного срока (2 недели – 6 месяцев) контролируют выполнение рекомендаций комиссии.

6.Если повторных нарушений не происходило, на заседании комиссии принимается решение о снятии учащегося с внутришкольного учета.

7.Если ситуация с нарушением дисциплины в школе не изменилась, комиссия готовит материалы на заседание административного совета и рекомендует поставить учащегося или семью учащегося на учет в ОДН.

Учащийся школы поставлен решением КДН на учет в ОДН за совершенное правонарушение.

1.На учащегося завести карту индивидуального учета.

2.Классный руководитель представляет в комиссию характеристику на учащегося и акт обследования ЖБУ.

3.Члены комиссии составляют план социально-педагогического сопровождения учащегося на один год.

4.Если по истечении одного года учащийся не совершил поступков асоциального характера, комиссия готовит представление в ОДН о снятии учащегося с учета.

5.Если поведение учащегося не изменилось в положительную сторону, комиссия готовит представление на КДН о принятии более жестких мер воздействия к учащемуся или к его родителям.

2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.

6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).

Классный руководитель в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:

Приглашение родителей, в учреждение образования с целью ознакомления с успеваемостью, поведением учащегося.

В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.

Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.

В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.

Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.

Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.

10. Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.

Читайте также: