Алгоритм действий при террористическом акте в школе в казахстане

Обновлено: 05.07.2024

подозрительного предмета (сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка) с торчащими проводами, веревками, изолентой, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание часов), от которого исходит необычный запах, например, миндаля, хлора, аммиака. Такой предмет может оказаться взрывным устройством или быть начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), или биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.).

Сигналом для немедленных действий может стать также поступление в школу угрозы по телефону или в письменном виде, захват террористами в заложники учащихся и/или сотрудников в здании школы или на её территории.

ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ:

1. Руководство школы немедленно сообщает о случившемся:

В какой орган сообщать

В полицию ОВД района (дежурная часть) участковый инспектор –

В местные органы УФСБ

2. При обнаружении подозрительного предмета:

— учащимся и сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от этого предмета (не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

— заместителю директора школы по обеспечению безопасности выставить оцепление из числа постоянных сотрудников школы для обеспечения общественного порядка;

— заместителю директора школы обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны и служб МЧС;

— лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет, до прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от этого предмета в готовности дать показания, касающиеся случившегося;

— в случае необходимости или по указанию правоохранительных органов и спецслужб директор школы или лицо, его замещающее, подает команду для осуществления эвакуации всего личного состава согласно плану эвакуации.

3. При поступлении угрозы по телефону:

Категорически запрещается прикасаться к подозрительному предмету, самостоятельно вскрывать, перемещать и накрывать его чем-либо, заливать водой, оказывать механическое воздействие, а также пользоваться вблизи предмета средствами радио и сотовой связи;

Помните!
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее
назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств
используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.


  • закрыть помещения, в которых находятся материальные ценности и документы, в случае необходимости принять меры к их эвакуации;
  • по прибытии представителей правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб проинформировать их о ситуации, обеспечить возможность доступа к месту обнаружения подозрительного предмета, в дальнейшем действовать по их указаниям;
  • получив информацию о возможности возобновления дальнейшей работы объекта, продолжать выполнять свои служебные обязанности.


Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение как по почте, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация на дискете и т.д.).
После получения материала угрожающего характера необходимо ограничить круг лиц, знакомившихся с содержанием документа, а также принять меры к его сохранению и своевременной передаче в правоохранительные органы.

  • с полученным материалом необходимо обращаться с максимальной осторожностью, по возможности, упаковать его в чистый, плотно закрывающийся полиэтиленовый пакет и поместить в плотную папку;
  • стараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев;
  • если документ поступил в конверте, его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки конверта ножницами;
  • сохраняйте все поступившие материалы: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывать;
  • поступившие материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них нельзя ставить регистрационные штампы, делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.


При подрыве взрывного устройства:

  • незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы, вызовите скорую помощь;
  • примите меры к спасению людей, эвакуации и удалению их из опасной зоны, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;
  • при возникновении массовой паники избегайте толпы, постарайтесь двигаться одиночно, никогда не двигайтесь против толпы;
  • если вы оказались в толпе снимите с себя галстук (шарф, шейный платок и т.д.), чтобы не зацепиться и не спровоцировать удушение, освободите руки от ненужных предметов, согните их в локтях и прижмите к корпусу, защищая диафрагму, застегните одежду на все пуговицы;
  • главная задача в толпе — не упасть. Но если вы упали, следует защитить голову руками, быстро подтянуть ноги и постараться рывком встать с земли;
  • не допускайте посторонних лиц к месту происшествия;
  • в случае обнаружения предметов, представляющих опасность, примите меры к оцеплению опасной зоны и недопущению прохода транспорта и людей;
  • по прибытии правоохранительных органов проинформируйте их о ситуации, обеспечьте возможность доступа к месту происшествия, в дальнейшем действуйте по их указаниям;




  • о сложившейся ситуации незамедлительно сообщите в правоохранительные органы;
  • примите меры к удалению людей из опасной зоны, оказанию помощи в случае необходимости пострадавшим и в случае необходимости направлению их в лечебные учреждения;
  • не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе;
  • примите меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, спасательных служб, автомашин медицинской помощи;
  • по прибытии сотрудников правоохранительных органов окажите помощь в получении интересующей их информации;
  • при необходимости выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречьте преступникам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной;
  • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападавших к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

4.2.1. Если вы сами стали заложником:

4.2.2. Во время проведения спецслужбами операции по освобождению заложников неукоснительно соблюдайте следующие требования:

  • лежите на полу лицом вниз подальше от окон и дверей, не на прямой линии от оконных и дверных проемов, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников, поэтому в момент штурма не берите в руки оружие преступников;
  • ни в коем случае не бегите навстречу работникам спецслужб или от них, так как Вас могут принять за преступников;
  • если есть возможность, держитесь подальше от террористов, а также от проемов дверей и окон;
  • в случае если преступники выводят заложников вместе с собой, сотрудники полиции всем приказывают держать руки за головой. Не следует этим возмущаться, делать резкие движения. Пока не пройдет процедура опознания, меры предосторожности необходимы.


4.2.3. При получении информации об эвакуации

5. При возникновении иных чрезвычайных ситуаций

ПАМЯТКА
о действиях педагогического коллектива и учащихся средней школы при возникновении угрозы террористического акта на территории учебного заведения.

1.В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов, имеющих вид взрывного устройства, необходимо:


В данном случае категорически запрещается:
— дотрагиваться до взрывного предмета;
— оказывать на предмет какое-либо механическое воздействие;
— приближаться к вышеуказанному предмету.


В случае поступления в учебное учреждение угрозы террористического акта по телефону, необходимо:

3.В случае совершения террористического акта на территории учебного заведения, необходимо:

4.В случае нападения на учебное заведение, необходимо:

Антитеррористическая защищенность


Инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и воспитанников

Настоящая инструкция позволяет администрации детского сада и педагогам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений правоохранительными органами.

Часть 1. Действия сотрудников детского сада при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории

1. Действия при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством


1.1. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщить о случившемся администрации детского сада, в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений правоохранительных органов..
1.2. Не следует самостоятельно предпринимать никаких действий с взрывными устройствами или подозрительными предметами — это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
1.3. Необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств часто используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
1.4. Не трогать, не вскрывать и не передвигать находку.
1.5. Зафиксировать время обнаружения находки.
1.6. Сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.
1.7. Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы, так как вы являетесь самым важным очевидцем.
1.8. До прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
1.9. В случае необходимости, а также по указанию правоохранительных органов и спецслужб руководителю образовательного учреждения или лицу, его заменяющему, следует подать команду для осуществления эвакуации личного состава согласно плану эвакуации.
1.10. Завхозу обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

2. Действия при поступлении угрозы по телефону

3. Действия при поступлении угрозы в письменной форме


3.1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
3.2. Постарайтесь не оставлять на документе отпечатков своих пальцев.
3.3. Вскрытие конверта, в который упакован документ, производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
3.4. Сохраните документ с текстом, конверт и любые вложения в него, упаковку.
3.5. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.
3.6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором дается их описание (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельств, связанных с распространением, обнаружением или получением материалов.
3.7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Такие материалы запрещается мять и сгибать. При написании резолюций и другой информации на сопроводительных документах не должно оставаться продавленных следов на анонимных материалах.

4. Действия при захвате заложников


5. Действия при стрельбе


5.1. Если вы услышали стрельбу на улице, не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской.
5.2. Передвигаясь по помещению во время стрельбы, не поднимайтесь выше уровня подоконника.
5.3. Не разрешайте воспитанникам входить в помещение, со стороны которого слышны выстрелы.
5.4. Если стрельба застала вас на улице, ложитесь на землю и постарайтесь отползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка). Если такового поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно. Когда все утихнет, вы сможете подняться и, изменив маршрут, добраться до места назначения.


6. Действия при взрыве здания


7. Особенности террористов-смертников и действия при их угрозе


7.1. Характерными признаками террористов-смертников являются их неадекватное поведение;
неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ; желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).
7.2. Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы чаще всего не являются жителями города, они, как правило, неуверенно ориентируются на местности.
7.3. Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет. Между тем анализ последних проявлений терроризма на территории РК показывает стремление использовать в этих целях представителей отдаленных сельских поселений южных регионов страны.
7.4. При совершении теракта смертники одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее, в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков. Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие косынки или бейсболки. В летнее время одежда террориста-смертника не соответствует погоде, поскольку является чересчур просторной, т.к. предназначена для сокрытия на теле взрывного устройства.
7.5. Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.


8. Действия при угрозе химического или биологического терроризма

9. Действия при получении информации об эвакуации


Часть 2. 1. Методисту и воспитателям


2. Мероприятия по предотвращению террористических актов
в здании дошкольного учреждения и на его территории

1. Завхозу
Содержать в порядке подвальные и подсобные помещения, запасные выходы из здания детского сада, которые должны быть закрыты. Ежедневно осуществлять контроль состояния этих объектов. Следить за освещением территории учреждения в темное время.

2. Методисту
Не реже одного раза в неделю проверять состояние групповых помещений, кабинетов для дополнительных занятий, помещения музыкального и спортивного залов.

3. Дворнику
- при уборке территории обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы;
- держать калитку для вывоза мусора закрытой.

4. Каждый сотрудник и родитель (законный представитель)
дошкольного учреждения обязан
при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщить об этом заведующей детским садом.

Часть 4. Как выявить террористов?
1. Признаки подготовки теракта
Помните, что внешний вид предмета может скрывать его истинное назначение. Террористы маскируют самодельные взрывные устройства под обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки и даже детские игрушки.
Не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача — незамедлительно сообщить о своих подозрениях сотрудникам милиции или спецслужб.

2. Предварительное изучение объекта теракта
Организаторы террористических акций всегда предварительно изучают место совершения будущего теракта, для чего проводят видео- и фотосъемку, составляют схемы объекта и путей подхода к нему, пытаются получить данные о системе безопасности объекта, в том числе и через сотрудников охраны.
Автомобили с террористами никогда не останавливаются рядом с местом проведения теракта. В присутствии чужого водителя автотранспорта они стараются не разговаривать, а в случае необходимости обходятся общими фразами исключительно на родном языке.

Часть 5. Телефоны экстренного реагирования

Единая служба спасения – 112

Приложение

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении
взрывного устройства или подозрительного предмета,

который может оказаться взрывным устройством

Граната 200 метров
Тротиловая шашка 100 метров
Пивная банка (0,33 л.) 100 метров
Мина МОН–50 100 метров
Чемодан (кейс) 250 метров
Дорожный чемодан 350 метров
Легковой автомобиль 600 метров
Микроавтобус 900 метров
Грузовая автомашина (фургон) 1500 метров

Заключение


Террористы — это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств (агентов). Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и обучающимся могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в дошкольном учреждении и на его территории, обеспечить безопасность воспитанников и персонала во время их нахождения в образовательном учреждении.

В Казахстане одобрили Алгоритм действий работников и учащихся организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма, передает корреспондент Устинка LIVE. Об этом сообщили в пресс-службе Комитета национальной безопасности РК.

В контексте обеспечения региональной безопасности первыми руководителями государственных и местных исполнительных органов обсуждены и приняты дополнительные меры по противодействию террористическим угрозам на современном этапе, - отмечают в КНБ РК.

Кроме того, выработаны решения по усилению профилактики терроризма с позиции антитеррористических комиссий на местах и борьбы с финансированием террористической деятельности.

1.Не прерывайте говорящего и попытайтесь узнать, где заложено взрывное устройство, когда произойдёт взрыв, как выглядит устройство, для чего оно заложено, есть ли ещё в здании аналогичные предметы, какие требования предъявляет сообщающий о взрывчатке, действует он один или совместно с кем-то.

4.Сообщите о чрезвычайной ситуации руководству учреждения образования, при отсутствии дежурному администратору.

1.3.произвести эвакуацию учащихся из помещения класса, здания учреждения образования, согласно схемы эвакуации;

1.5.сообщить руководству учреждения образования о количестве эвакуированных учащихся, наличии пострадавших;

4.Сообщить о чрезвычайной ситуации руководству учреждения образования, при его отсутствии – дежурному администратору.

5.Постарайтесь запомнить, как выглядит посетитель. Во что он одет, особенности его речи, особые приметы (большие родинки, шрамы, татуировки), спекцифику походки и другие приметы.

1.Отдать указания о включении оповещения о незаконном проникновении на территорию учреждения образования (один продолжительный звонок)

3.Принять меры по предупреждению паники, а в случае необходимости осуществить эвакуацию учащихся и педагогов из здания.

4.Не провоцировать посетителя к действиям, которые могут повлечь за собой применение им физической силы или оружия.

1.1Не поддаваться панике самому и успокоить детей; Закрыть двери кабинетов на ключ и изнутри заблокировать двери (партами, стульями, шкафами и т.д.);

1.4.Не допускать действий, которые могут спровоцировать посетителя к применению физической силы или оружия, и привести к жертвам;

1.5.Не покидать помещение класса до указаний руководства учреждения образования или сотрудников силовых структур.

Читайте также: