Актуальность волонтерского движения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.

Кто такие волонтеры?

Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.

Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.

Почему люди становятся волонтерами?

Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.

Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.

Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.

Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.

Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.

Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.

Снимок экрана 2020-06-10 в 10.20.26.jpg

Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?

Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.

Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.

Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.

Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.

Регулярно давайте обратную связь, отмечайте положительные стороны, подчеркивайте, какие новые знания школьник получил, какие навыки развил.

Узнавайте, нам чем ведется работа, активно участвуйте в этой стороне его жизни, спрашивайте его мнение относительно тех или иных проблем, стимулируйте к размышлениям и собственным инициативам.

Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие

Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.

Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?

Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА С. КОРОЛИ

ВОЛОНТЕРСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

hello_html_m72d98c67.jpg

Срок реализации: бессрочная

Выполнил(а):

Мулявко Мария Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ с. Короли

2. Актуальность проекта стр.2-4

3.Социальная значимость проекта стр. 5

4. Основные мероприятия волонтеров стр.6

6. Финансирование стр.11

7. Список литературы стр. 14-16

8.Приложения стр.17-26

Актуальность проект

«В основе волонтерского движения

лежит старый как мир принцип:

хочешь почувствовать себя человеком

Ушла в прошлое старая общественная система воспитания (социализации) молодого поколения. Пионеры и комсомольцы стали историей нашей страны. И комсомол и пионерия занимали определенную нишу в жизни общества. Когда их не стало, это пространство оказалось пустым. А, как известно, свято место пусто не бывает. Не возникло альтернативной системы, которая организационно и по большому счету взяла бы на себя роль ведущего начала, которая бы увлекала, была по-настоящему интересной и абсолютно не формальной.

Волонтерство - это перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство решения проблемы социализации молодого поколения, включения его в общественную жизнь с самого раннего возраста. И, самое главное, возможность заложить в юном поколении основы для формирования человеческих начал, качеств, превращающих безликое население в живых и чувствующих людей, в активных, мыслящих граждан своей страны.

Почему люди идут в волонтеры?

Сейчас в нашей стране активизируется множество волонтерских движений.

Я решила рассмотреть по подробнее школьное движение. Волонтерское движение в школе имеет огромное духовно-нравственное значение.

Для осознания своего места, движения к своим целям, это движение близко мне по моему душевному состоянию, бросить вызов своим собственным ограничениям, развивать дружеские отношения для обмена опытом и мнением в этой деятельности, для того чтобы изменить иждивенческую психологию детей, мотивировать детей на активную деятельность и поддерживать эту мотивацию.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

В основном, это дело совести каждого человека, но прежде всего моральное удовлетворение, которое приносит безвозмездная помощь ближнему.

У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. Что бы мы ни делали, мы делаем ради себя любимого, тем самым реализуя свои базовые потребности.

А потребность у нас: - быть всегда со всеми

- и в то же время, быть не таким как все

- иметь возможность выбора

- быть принятым обществом

Движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи:

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию , а так же получить новые знакомства, возможность общаться, приобретать опыт общения с людьми разного возраста, опыта, взглядов, веры, нации

- понимание того, что другой человек тоже ценность

- приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и возможность реализовать себя в выбранной деятельности

- возможность приобретения привычки проявлять инициативу, которая является следствием советского государства, с добровольно принудительным характером общественной работы

- понимание, утверждение, знание того, что я кому-то нужен

- иметь возможность получать моральную поддержку, и просто услышать ласковое слово, получать признание

- развиваться в том, что ему интересно, возможность научиться чему-то новому, с новыми людьми, в новой ситуации

- общаться со своими же друзьями в другой деятельности

- подходить творчески к решению любых вопросов, быть уверенным в том, что кто-то нуждается в тебе, твоих силах, поддержке (дети с ограниченными возможностями, пенсионеры, бездомные животные, бездомные люди)

- возможность работать над своими недостатками (регламентировать свое время, избавиться от вредных привычек, вести ЗОЖ).

Как педагог, для развития личностных компетенций, которые так актуальны сейчас, при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и которые являются фундаментом для социализации школьников

Социальная значимость проекта

Цель проекта:(слайд3)

Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.

Задачи проекта: (слайд4)

- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;

- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Пропаганда здорового образа жизни.

Проект бессрочный.

Концептуальные основы проекта

Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации (слайд 5)

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельности, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Последовательность (этапность).

Преемственность.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе


В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности и вовлечение в общественную жизнь, направленную на организацию добровольческого труда молодежи. В рамках волонтерской деятельности мы не только проявляем внимание и заботу, но и стараемся оставаться неравнодушными.

Почему это надо? Для того чтобы помогать людям и научиться быть неравнодушным к проблемам других. Для того чтобы приносить пользу, как обществу так и самим себе не только решать социальные проблемы, но и развивают свои умения и навыки, удовлетворять потребности в общении и самоуважении, осознавать свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивать в себе важные личностные качества.

Волонтёры, безусловно, вносят значительный вклад в развитие общества. Волонтёрство — это командная работа. Разделяя с другими своё время и таланты, вы в первую очередь учитесь обмениваться важными знаниями, развивать свои навыки и приобретать новые умения. Помимо этого, значимым преимуществом для каждого члена волонтерского объединения являются:

– умение находить компромисс и решать проблемы;

– получение удовольствие от командной работы, тем самым расширяя сеть важных для себя контактов;

– изменение своей жизни (вы изменяете чужие жизни в лучшую сторону);

– получение новые возможностей и перспектив на разных уровнях;

– развитие уверенности в себе, чувствуя себя нужным и ценным человеком.

На основании вышеизложенного можно сформулировать гипотезу — создание школьного волонтерского объединения позволит активизировать и систематизировать общественную активность школьников на основе волонтерской деятельности.

Таким образом, цель нашей работы — создать модель школьного волонтерского объединения.

Объектом исследования является социальная активность школьников.

Предмет — школьное волонтерское объединение.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

С целью анализа проблемы волонтерства мы составили анкету, позволяющая оценить актуальность волонтерского движения в нашем городе. Анкета предусматривает оценку рассматриваемого вопроса двух целевых групп: те, кто нуждается и те, кто может осуществлять эту деятельность.

Анкета включает 5 вопросов и предполагает открытые вопросы.

По результатам анкетирования нами были получены неоднозначные результаты.

  1. Анкетирование старшей возрастной группы (пенсионеры) показало, что большинство людей старшего возраста знают, что такое волонтёрство. Однако 22,2 % не знают, поэтому им нужно объяснять, что такое волонтерство. Большинство людей не получали волнтерской помощи, но существует ее острая необходимость. На сегодняшний день самая острая проблема у пенсионеров является уборка снега.
  2. Анкетирование обучающихся показало, что все учащихся знают, что волонтёрство — это помощь, при этом большинство именно подчеркивают, что это бескорыстная помощь. Большинство учащихся принимают участие в волонтерских движениях и оказывают адресную помощь. Таким образом, готовность участвовать бескорыстно помогать нуждающимся наши обучающиеся проявляют охотно. На сегодняшний день 93,3 % опрошенных считают, что современному обществу нужна помощь волонтеров, но всего 13,3 % учащихся состоят в волонтерских отрядах и 60 % хотели бы вступить в такие отряды.

Таким образом, на основе анализа проведенного социологического исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Потребность в волонтерах в нашем городе достаточно актуальна, т. к. и обучающиеся и старшая возрастная группа респондентов высказывают востребованность бескорыстной помощи нуждающимся.
  2. В нашем городе и Новолялинском городском округе нет волонтерских движений и объединений, которые были бы известны горожанам, однако адресная помощь на добровольных началах осуществляется.
  3. Большинство опрошенных среди обучающихся (73,3 %) готовы и хотели бы осуществлять волонтерскую деятельность и стать участником волонтерского движения.
  4. Целевой аудиторией волонтерской деятельности в нашем городе все-таки являются люди пенсионного возраста. Так, опрошенные в качестве острой проблемы выделяют уборку снега и дров. Возможно предположить, что выделение данных проблем связано с зимним сезоном, а в целом в будущем будет также актуальна помощь бытового порядка.

На основании проведенного исследования становится актуальным создание волонтерского движения, которое бы могло осуществлять бескорыстную помощь нуждающимся.

Для этого мы разработали модель школьного волонтерского движения.

Основная цель: Развитие волонтерского движения в школе

Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий педагогического и родительского коллективов, которые помогут решить социальные задачи.

– информирование: размещение информации с использованием Internet-ресурсов, а также на школьном сайте; создание буклетов и информационных листов, оформление информационного стенда;

– сбор и обработка заявок;

– помощь (реализуемая через акции и адресную помощь).

Социальные партнеры: Государственное областное учреждение социальной защиты населения Комплексный центр обслуживания по Новолялинскому району, Новолялинский районный центр социальной помощи семье и детям.

Функциональная модель волонтерского объединения представлена на Рисунке 1.


1) информирование и информационная поддержка;

2) сбор и обработка заявок;

3) проведение акций и оказание адресной помощи.

На основании проделанной работы мы сделали основной вывод о том, что волонтёры, безусловно, вносят значительный вклад в развитие общества. Волонтёрство — это командная работа. Разделяя с другими своё время и таланты, в первую очередь мы учимся обмениваться важными знаниями, развивать свои навыки и приобретать новые умения.

Разработанная нами модель школьного волонтерского объединения позволит не только оказывать помощь и поддержку нуждающимся в ней людям, но и пропагандировать неравнодушие среди наших учеников и находить возможности творить и дарить добро.

Проект нашей программы рассчитан на четыре года: 01.01.2016 г.- 30.06.2020г.

  1. Формирование и становление волонтерского движения;
  2. Работа по развитию волонтерского движения;
  3. Совершенствование волонтерского движения.

– Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

– Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности

 Увлеченность детей идеями добра и помощи окружающим.

Для того чтобы помогать людям и научиться быть неравнодушным к проблемам других. Для того чтобы приносить пользу, как обществу так и самим себе не только решать социальные проблемы, но и развивают свои умения и навыки, удовлетворять потребности в общении и самоуважении, осознавать свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивать в себе важные личностные качества. Ведь, помогая другим, изменяешься сам.

  1. Большая советская энциклопедия 1971г. изд-во Москва.
  2. В. И. Даль Толковый словарь русского языка Современная версия М: Изд-во Эксимо,2006–736.
  3. Энциклопедия для детей ред.коллегия: М. Аксенова, А. Ростоцкая, О. Носкова и др.: Мир энциклопедий Аванта+,2003–432.
  4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. и Ве-Ге; Большая Российская энциклопедия,2002–256.
  5. Информационные ресурсы интернет.

Основные термины (генерируются автоматически): волонтерское движение, волонтерская деятельность, школьное волонтерское объединение, адресная помощь, бескорыстная помощь, командная работа, Государственное областное учреждение, Новолялинский район, волонтерское объединение, значительный вклад.

Похожие статьи

Первый опыт волонтерской деятельности в социальном.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной.

Деятельность нашего волонтерского отряда направлена на качественную, адресную помощь в социальной и психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. Мы верим в то, что, объединив усилия многих людей и организаций, мы сможем достичь того.

Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе мы создали проект добровольческого движения «Ни дня без

Волонтерская команда гимназии. -помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий

Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным.

Дарим добро: школьное волонтерское объединение.

Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ.

Изначально волонтёрское движение зародилось в двадцатых годах двадцатого века после Первой

Волонтёры из развитых стран вносят свой вклад, свое драгоценное время и ресурсы для

‒ волонтерская деятельность (помощь социально незащищенным слоям населения.

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый.

волонтерское движение, волонтерская деятельность, добровольческая деятельность, развитие, развитие уважения, создание условий, социальная активность. Социальные практики как средство формирования. ‒ волонтерская деятельность (помощь социально.

Волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы по формированию здорового образа жизни и ответственного поведения среди молодежи. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить.

волонтерское движение, образовательный процесс, Котласское.

Основные термины (генерируются автоматически): волонтерское движение, образовательный процесс, волонтерская деятельность, Котласское

Дарим добро: школьное волонтерское объединение. Волонтёры, безусловно, вносят значительный вклад в развитие общества.


В исследовательской работе рассказывается о волонтёрах школы и их деятельности.

Содержимое разработки

Кто людям помогает – не тратит время зря,

Прекрасными делами наполнится земля!

Свободные минуты вы отдаете всем,

Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.

Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!

Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры… С этими словами и их понятиями я встретилась совсем недавно в нашей школе. Меня очень увлекла эта тема, я решила исследовать её шире, изучить теоретические основы и практическую деятельность волонтёрского движения. Как известно, в наши дни всё больше и больше и взрослых, и подростков начинают вести здоровый образ жизни. Тысячи людей отказываются от употребления алкоголя, курения табака. Мужчины и женщины, юноши и девушки занимаются спортом, увлекаются живописью и музыкой. Кроме того, люди начинают задумываться о своём духовном здоровье, о своём нравственном статусе, о своей гражданской позиции и об умении творить добро те только для себя, а и для других людей, то есть творить благо, заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных, они помогают этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение [2.1]. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

В своей работе я хотела бы

показать, насколько важно волонтёрское движение в нашей жизни;

изучать и проанализировать волонтёрское движение в школе. Думаю, что тема нашего исследования является очень важной и актуальной на сегодняшний день. Я надеюсь, что моя работа будет интересной и полезной для взрослых и детей, для всех тех, кого реально заботит проблема духовного здоровья нации, судьба своей страны, кто не равнодушен к чаяниям и надеждам нуждающихся людей, живущих с нами рядом.

Актуальность проблемы

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

II Обзор литературы

В исследовательской работе использованы и материалы Интернет – ресурсы.

В основном работа строится на материале, взятом из личной беседы с руководителем отряда – Лайпановой О.Ю.

Читайте также: