Актуальность туризма в школе

Обновлено: 22.07.2024

Аннотация. В статье рассматривается значение занятий туризмом в учебных заведениях, их положительное влияние на подрастающее поколение. Актуальность внедрения занятий доказываются результатами проведенных опросов учеников и учителей школ города Якутска. Проанализированы возможные положительные изменения и улучшения деятельности школ, внедряющих занятия туризма в учебный процесс.

Работа школ и учебных заведений направлена на всестороннее развитие личности ребенка или молодого человека. Поэтому нужно рассматривать занятия, которые не только дают какие-то знания, но и развивают полезные качества.

Одной из интересных составляющих физической культуры является туризм. Туристическая работа в школе выражается в туристических кружках, секциях ориентирования, лагерях, слетах-соревнованиях, походах и т.д.

Туризм в системе физического воспитания занимает особенное место, так как занятия туризмом позволяют овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку в жизни. Умение преодолевать большие расстояния, правильно разводить и тушить костер, готовить пищу, ориентироваться и уметь находить решения в нестандартных ситуациях – одни из немногих качеств школьника, занимающегося туризмом. Также важно отметить значимость туризма в социологическом и нравственном развитии детей, которая выражается в необходимости общаться, выполнять поручения, помогать друг другу и работать в команде в процессе туристических мероприятий.

Для комплексного обучения по таким предметам, как география, биология, краеведение, экология и национальная культура, организация выездных занятий в форме похода или слета позволит школьникам лучше усвоить материал, поможет вызвать интерес к данным предметам. Так как практические занятия улучшают восприятие и запоминание новой информации. Особенно это актуально в настоящее время, когда дети школьного возраста и молодежь проводят большую часть времени в виртуальном пространстве, что неблагоприятно влияет на физическое состояние и развитие растущего организма.

Например, по собственному опыту могу сказать, что выездные занятия очень интересны и увлекательны. В школе №17 города Якутска, где я училась, занятия по биологии, географии, краеведению и экологии один раз в год проходили на территории ботанического сада, где мы проводили полевые исследования местности, изучали растения, почвы, деревья и составляли топографическую карту местности. Знания и умения, полученные на практике легче усваиваются и наглядно показывают значение изучения данных предметов.

Также велика роль туристических мероприятий в формировании патриотических качеств ребенка и знаний культурных обычаев своего народа.

Для развития туризма в учебных заведениях необходимо наладить систему работы учителей-предметников и учителей физической культуры для составления годового планирования выездных мероприятий учащихся согласно сезонным особенностям местности. Для этого во многих учебных заведениях имеются предпосылки и желание. В результате опроса 100 учеников СОШ №17 было выявлено, что 77% опрошенных заинтересованы туризмом и готовы посещать туристические мероприятия, проводимые в школе. 15% опрошенных школьников готовы посещать туристические мероприятия, но не заинтересованы занятиями туризмом (см. рисунок 1). Отсюда следует, что школьники проявляют интерес к туризму, что способствует облегченному внедрению занятий, секций и мероприятий по туризму в школах.


Рисунок 1. Опрос школьников

Для успешной реализации внедрения занятий туризма в школах, необходимо также заинтересованность и желание педагогов и учителей физической культуры работать в данном направлении. Согласно результатам опроса, проведенного среди учителей города Якутска, было выявлено, что 81% опрошенных учителей поддерживают идею внедрения занятий, секций и мероприятий туризма. 65% учителей изъявили желание быть организаторами или помощниками в организации данной работы (см. рисунок 2).


Рисунок 2. Опрос учителей

Таким образом, при налаженной работе учителей и администрации учебного заведения, внедрение занятий по туризму осуществимо и польза от этих занятий значительна и доказана.

Учебным заведениям рекомендуется внедрить разовые туристический мероприятия для всех учащихся для развития массовости в этом направлении, а также углубленные занятия для школьников, заинтересовавшихся туризмом и готовым заниматься еженедельно.

1. Абрамов Э. Н. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного урока физической культуры [Текст]: Под редакцией к. б. н. Э. Н. Абрамова.-Курган, 2005. - 100 с.

2. Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

3. Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма [Текст]: учеб. -метод. пособие / Ю. С. Константинов, В. М. Куликов. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. - 151 с.

4. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для студ. вузов / под ред. Ю. Ф. Курамшина и В. И. Попова. – М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.

5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. - 480 с.


В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей "группы риска".

По данным комитета Госдумы по охране здоровья, у 70% российских школьников наблюдаются патологии различных органов либо заболевания, причем у 21% учащихся болезни хронические.

36% школьников по состоянию здоровья относятся к основной группе,

53% - к подготовительной,

В последние годы, согласно данным различных источников, наблюдается отсутствие сплоченности коллектива класса, которое проявляется в отсутствие его единства, наличии лишь отдельных группировок по симпатиям, общим интересам, и т.д. В последствии, если этому не уделяется внимание со стороны педагогического коллектива учащиеся могут стать не организованными и почти неуправляемы, у детей не будет лидеров среди них самих, а так же среди взрослых – учителей. При возникновении данных процессов можно отметить нарушение психического здоровья школьников, процесс дезадаптации, возникновение вредных привычек, результатом чего становится ухудшение учебной успешности школьников.

Большинство педагогов привыкли оценивать туризм лишь как средство познания своего края или более далеких стран. Но у туризма есть и другие стороны, в данной работе будут рассмотрены воспитательная и оздоровительная.

Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые практически всё постоянно находятся в городе. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому любой выезд за город является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняются, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у школьников таких заболеваний, как сколиозы, гипокинезия, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

Туристская деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует школьника физически, вырабатывая у него такие важные качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость. Спортивный туризм включен в Единую спортивную классификацию, что свидетельствует о признании его важности в системе физического воспитания. Современная система спортивного туризма позволяет планомерно совершенствовать физические качества и морально-волевую закалку подростков и юношей.

Известно, что туризм - одно из самых эффективных способов воспитания детей. Он приучает их к самостоятельности, заботе о других, формирует основы здорового образа жизни, дает многие необходимые навыки. Но в настоящее время средства туризма не в полной мере используются в общеобразовательных школах, что согласно опросу педагогов обусловлено рядом причин, главными из которых являются: возможность получения школьниками травмы, неумение организовывать туристские мероприятия, отсутствие всесторонней поддержки со стороны дирекции школы, а так же отсутствие специальной подготовки детей. Но несмотря на это туристские мероприятия, в частности походы выходного дня одобряются родителями (из 100 респондентов 87% положительно относятся к данным мероприятиям, а 61% согласны оказать посильную помощь в их организации), а опрос школьников выявил, что 93% учащихся положительно относятся к участию в походах.

Нами было проведено исследование в 2010- 2011 учебном году с целью определения влияния туристской деятельности на всестороннее развитие личности школьника и её взаимодействие с коллективом класса.

В качестве экспериментальной группы были выбраны 10 учащихся 4б класса, контрольную группу составили 10 учащихся 4 в класса ГОУ лицея 488 Выборгского района СПб. Группы были отобраны с учетом примерно одинаковых показателей по усвоению учебной программы, по уровню групповой сплоченности коллектива класса и по уровню развития физических качеств.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных

В ходе эксперимента экспериментальная группа, после предварительного инструктажа по ТБ, многократно участвовала в однодневных походах выходного дня, организованных с помощью привлечения родителей. У детей появилась возможность общения, познания, соревнования, труда, которой они активно пользовались.

До и после эксперимента в обоих классах был проведён тест для определения групповой сплоченности коллектива, а так же в группах проводились тесты для оценки физических качеств школьников и их успеваемости.

Исследование дало следующие результаты:

у школьников из экспериментальной группы возрос интерес к процессу обучения, они стали более внимательными, дисциплинированными, активными, инициативными, быстрее справляются с учебными заданиями, что благоприятно сказывается на усвоении учебного материала,

Можно сделать вывод, что туристская деятельность благоприятно влияет на гармоничное развитие личности школьника. Что в свою очередь способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Активно использовать средства туризма во внеклассной работе со школьниками, начиная с младших классов. Это не означает, что детей сразу следует брать в многодневные походы. Для первых занятий подходит и пришкольная площадка, с последующим отдалением до ближайших парков.

Изучение поведения школьника в походе позволит выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на ребенка, сделать процесс воспитания управляемым, включить в него весь коллектив.

Задействовать педагогов групп продленного дня, а так же учителей по различным предметам (физкультура, ОБЖ) для организации и проведения мероприятий.

Задействовать родителей для организации и проведения мероприятий.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C .179-180.

Остапец А.А. Педагогика и психология туристско- краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, школьник, контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, активный отдых, Выборгский район, исходный уровень, общеобразовательная школа, спортивный туризм.

Похожие статьи

Классификация форм туризма и их значение в физическом.

туристская деятельность, школьник, контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, Выборгский район, активный отдых, исходный уровень, общеобразовательная школа, спортивный туризм.

Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты.

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, удовольствием, новыми

- «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения.

Организационно-методические особенности подготовки.

В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения)

В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются.

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления.

Туризм как форма активного отдыха, оказывает благоприятное влияние на рост и укрепление опорно-двигательного аппарата человека, полезен каждому

— Киев: Здоровье, 1991. — 222 с. Истомин, П. И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. /

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения.

‒ приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов).

Это могут быть театры, музеи, скульптурные группы и места, связанные с жизнью знаменитых людей города.

Культурно-познавательный туризм в образовательной. Роль внеурочной деятельности и.

Культурно-познавательный туризм в образовательной.

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Авторы: Кирюханцев Кирилл Андреевич, Гизатова Ирина Алексеевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Активная спортивная деятельность как платформа для.

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления. спортивный туризм, физическое развитие, занятие, занятие туризмом

физическое воспитание, укрепление здоровья, занятие, анализ литературы, здоровый образ жизни, игровая деятельность, экспериментальная группа.

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе.

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное

то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы

Туристские походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность.

Предлагаемая программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих

Образовательные задачи: - Освоение туристских навыков в походе, слёте. - Освоение знаний прохождения технических этапов туризму.


Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность подопечных. Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Содержимое разработки

 Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность подопечных . Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность подопечных .

Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ проекта Цель: формирование у ребят навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; а также обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях. ЗАДАЧИ: формировать знания о человеке как целостной биологической системе, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности; формировать ответственное отношение ребят к окружающей среде; создать условия для умственного, физического, экологического здоровья подопечных; обучать практическим умениям и навыкам для обеспечения безопасности учащихся в условиях путешествия, экскурсии в обычной и чрезвычайных ситуациях; приобщать к здоровому образу жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ проекта

формирование у ребят навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; а также обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях.

Появится возможность открыть в школе детско-юношескую секцию по туризму, в которой будут воспитываться такие личностные качества, как: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные качества, самостоятельность, организованность и др.

Данную секцию смогут посещать ребята, проявляющие интерес к туризму.

Количество обучающихся в ней может быть примерно 15 человек.

Программа секции может быть рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю, всего 68 часов. Материал программы может быть предложен для освоения учащимися 5 – 9 –х классов школы.

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.


Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.

Школьный туризм относится к социальному туризму . осуществляется полностью или частично за счет средств российской Федерации. Субьектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.1. Официальный сайт. Федеральный закон о туризме.

Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых.

Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.

Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.

В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. В то же время современный школьник очень нуждается в таком влиянии. Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое. В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей.

В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.

В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше - не один раз.

Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма - они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано.

Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.

Читайте также: