Актуальность профориентации в коррекционной школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Лоторева Елена Викторовна
Должность: учитель профессионально-трудового обучения
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Данкова"
Населённый пункт: Липецкая область, город Данков
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентационная работа в коррекционной школе как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни"
Раздел: среднее профессиональное

Профориентационная работа

в коррекционной школе

как средство подготовки

воспитанников к самостоятельной

Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.

Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

1. Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной школы.

2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.

3. Ознакомление с правилами выбора профессии.

4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.

В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы :

3. Экскурсии на предприятия и ПУ.

5. Диспуты по проблеме.

“Выбор профессии – выбор жизненного пути”.

“Как мне выбрать профессиональный путь”

“Профессии важные и нужные во все времена”

“Успех в профессии – успех в жизни”.

“Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора”

Встречи с людьми разных профессий

Участие в трудовых КТД школы

“Дифференциально - диагностический опросник по Климову” на различные типы профессий показал такое распределение: Человек - худ. образ 3 человека: Марина Ф., Наташа Г., Ксюша А.

Человек – природа: 2 человека Таня С., Катя Б.

Человек – техника:4 человека Коля Б, Фарит И., Миша М. Андрей П.

Человек – человек: 2 человека Римма Б, Данил И.

У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием.

9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб : формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация, всё это отражается в воспитательских часах.

Цель: рассмотреть источники информации о работе : средства массовой информации, государственные службы занятости, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, газетные статьи, телефонные звонки, как написать резюме.

Цель: развивать представления о рынке труда и занятости; рассмотреть качества и умения работника, которые ценятся работодателем; умение собрать необходимые документы, психологический настрой перед встречей с работодателем, проводилось тестирование по вопросам, которые наиболее часто задаются в кабинете работодателя.

Цель: поведение в коллективе, умение выхода из конфликтных ситуаций.

В ходе тренинга изучались индивидуальные качества ребят (склонности, способности, потребности, интересы, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, состояние здоровья).

Цель: развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление; воспитывать уважение к труду и людям труда.

Данный классный час построен в форме общения, старалась построить занятие на доверии ребят, разговорить их. На протяжении всего занятия речь шла о профессиях, так же вводятся новые слова, которые дети пытаются сами объяснить, т. е. идет словарная работа, обогащение словарного запаса учащихся. Использование ИКТ, увлекает учеников, дает им возможность не только представить, но и увидеть представителей той или иной профессии.

Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.

В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии.

Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для приготовления обеда)

Профориентационная работа в группе ведется комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом, родителями.

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей. – М., 1999.

2. Загашев И. О. Занятия по профориентации. – М., 2008.

3. Кулишова Г. П. Как обучать профессии. – М., 2006.

4. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976.

5. Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. – М., 1999.


В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.

Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее.

Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, детей с кохлеарными имплантами для социализации и адаптации в социуме, а также познаний в области профессий.

Таким образом, в школе-интернате применяется системный подход к педагогической работе по профориентации. В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся. Уроки трудового обучения являются неотъемлемой частью годового учебного плана, особенно для детей, которые обучаются по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых детей.

Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально- адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. На уроках по труду среди учеников, мальчиков можно определить работоспособность, наклонности к рабочим специальностям, может ли пользоваться инструментами, такими как пилой, молотком, рубанком, а прежде всего знание этих инструментов — это название предмета и для чего предназначен, т. к. в школе-интернате обучаются прежде всего дети с нарушением слуха, речи.

На уроках технологии, наряду с тем, что существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги), можно выделить девочек, у которых есть способности к этому виду деятельности, рассматривая как будущую специальность с учетом их индивидуальных особенностей здоровья.

Уроки по кулинарии так же дают возможность определения склонности учеников к этому виду деятельности. Знание продуктов питания, умение приготовить самостоятельно является неотъемлемой частью повседневной жизни. Такие занятия дают возможность познать себя, попробовать свои способности, а возможно и выявить в себе талант.

Учителя помогают ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют открытые занятия по технологии, труду. Устраиваются конкурсы лучшего по профессии, выставки работ учащихся.

На всех уроках труда и технологии учащимся прививаются правильные приёмы работы, в связи с этим проходят инструкцию по технике безопасности, умение обращаться с электроприборами, колющими, режущими предметами.

Наряду с учебной деятельностью в школе-интернате ведется серьёзная воспитательная работа, т. к. ученики пребывают круглосуточно, то обучение и формирование бытовых навыков является неотъемлемой частью жизни обучающихся. Воспитательная работа строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни — это оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту школы, врезание дверных замков, закрепление стендов и т. д., обслуживающий труд — уборка классов, школьной территории, выполняют различные поручения педагогов. Ребёнок учится у взрослых, как быть самостоятельным, что является очень важным для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся школы-интерната владеют жестовой речью, с первого класса (дошкольного возраста) владеют дактильной азбукой, поэтому, такие игровые задания как показать действием специфику профессии, для них является и познавательной и интересным заданием — одни дети показывают, другие отгадывают с какой профессией то или иное действие связано.

Для того чтобы что бы разобраться в себе, детям предложен шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, необходимо нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время устанавливается в зависимости от категории детей.

Ключ к тесту: по количеству нарисованных треугольников выделяются 6 типов характеристик:

Первый тип: 6–8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает на все характеристики человека, но, может быть, он поможет задуматься о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности, а в конечном итоге это поможет в выборе жизненного пути.

При организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья необходимо учитывать позицию родителей, учитывать состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии, поддержка и ориентация со стороны педагогов, так как они знают личностные особенности, возможности и способности учеников. Только комплексный подход, может дать положительный результат.

На занятиях по профориентации дети получают информацию об источниках информации по трудоустройству — это информация об адресах, сайтах службы занятости тех районов, в которых проживают ученики, о существовании ярмарки вакансий и т. д. Организовываются экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, встречи с бывшими выпускниками школы-интерната, которые уже работают, встречи со специалистами, используется средства массовой агитации: стенды, стенгазеты, фотоальбомы и прочей информации, способны оказать значительную помощь воспитанникам в выборе профессии.

Хочется отметить, что все мероприятия по профориентации: презентации, фильмы, тесты, анкетирование, тренинги должны быть адаптированы для детей с нарушением слуха. Тексты должны быть немногословны, примитивны и конкретные так как вся информация доносится через учителя-дефектолога, сурдопереводчика.

Среди учащихся в школе-интернате имеются ученики с нарушением слуха, которые профессионально занимаются спортом — плаванием, греко-римской борьбой. Такие ученики, по окончании школы идут учиться в учреждения со спортивным уклоном.

Большинство учеников обучаются и получают специальности рабочих профессий: маляр, штукатур, электрик, швея, ремонт и обслуживание автомобилей, что даёт им возможность дальнейшего трудоустройства.

Правильный выбор профессии — одно из важных условий дальнейшей жизни подрастающего поколения, которая дает возможность в полной мере проявить свои способности и занять своё место в обществе для полноценной жизнедеятельности в целом.

  1. Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
  2. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: Перспектива, 2002
  3. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника, Москва,: Генезис, 2007
  4. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков — СПб: Питер, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, ограниченная возможность здоровья, выбор профессии, вид деятельности, способность, тип, треугольник, ученик, повседневная жизнь.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение как условие успешной.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к

На первом этапе формирования профессионального самоопределения у детей с ОВЗ особых

Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о.

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом

В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.

Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.

Социализация детей с нарушением слуха в современном.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

ребенок, семья, нарушение слуха, самостоятельная семейная жизнь, детский дом, дом, закрытое

ребенок, нарушение слуха, школа, речевой материал, нарушенный слух, речевое развитие.

Использование технических средств в учебно-воспитательном.

Ключевые слова: звукоусиливающая аппаратура, дети, нарушение слуха, учебно-воспитательный процесс, образовательные учреждения. В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с ограниченными возможностями.

Социализация обучающихся младшего школьного возраста. Социализация детей с ограниченными возможностями

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, ограниченная возможность здоровья, выбор профессии, вид.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными.

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

 Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными)

Особенности социализации обучающихся с ограниченными.

возможность, занятие, общество, процесс, обучающийся, профессия, ребенок, система, социализация, умение, интерес, знание, ограниченная возможность здоровья, Назарово, трудовая деятельность, социальный опыт.

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом

В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.

Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными.

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы : ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего.Цель: Развитие познавательной активности, выявление способностей, определение четких целей и задач всамоопределении будущей профессии.

Актуальность: Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.

Для овладения определенной профессией учащимся с наращениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.

На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (стол. Дело, швейное дело, животноводство, с/х труд).

У подростков (5-7кл.) важно формировать осознание или своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков коррекционной школы;

Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;

Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

теоретически проанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;

изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков;

сравнить уровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся;

наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т.к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

Читайте также: