Актуальность профилактики пав в школе

Обновлено: 05.07.2024

Необходимость в хорошем образовании не ослабевает. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

Современная школа обязана обеспечить своим воспитанникам всестороннее развитие сил и способностей, подготовить их к очень непростой современной жизни: ликвидировать дефицит двигательной активности, решить образовательные задачи в области физического воспитания, обеспечить подготовку в физическом и психологическом плане к службе в рядах защитников отечества. Реализация этих задач возможна только тогда, когда школа сумеет сделать их предметом заботы самих обучающихся, разбудить их активность, самостоятельность и инициативу.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира ребёнка.

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики. Работа, проводимая по профилактической программе, определяет цели, задачи, формы и методы работы школы в данном направлении, прогнозирует ожидаемый результат. Когда каждый ребёнок почувствует социальную поддержку, когда будет создан благоприятный климат для его личностного развития, когда каждый маленький или взрослый человек поймет, что он кому-то нужен, только тогда можно говорить о нравственном становлении общества и государства.

Деятельность по реализации программы включает:

¾ раннее выявление обучающихся склонных к курению, употреблению алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

¾ создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;

¾ проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

¾ информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

¾ информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

¾ информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде, официальном сайте школы, распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ в классных комнатах.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

¾ связь профилактических мероприятий с жизнью;

¾ доступность и осознанность;

¾ системность и преемственность;

¾ учет возрастных особенностей;

¾ сотрудничество школы с внешкольными организациями (медицинские учреждения, КДН, ГОВД).

Система работы школы

В школе создана система работы по профилактике употребления обучающимися ПАВ и снижения количества обучающихся склонных к употреблению табака и алкоголя. Работа по профилактике ПАВ осуществляется всеми работниками школы.

Классный руководитель

¾ о бязательное обследование семей, обучающихся 1-х, 5-х, 1-х классов, вновь прибывших детей, состоящих на различных профилактических учётах, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ в ыявление обучающихся употребляющих ПАВ (курение, употребление алкоголя, токсикомания) через осуществление контроля за занятостью учащихся во время перемен, наблюдение, беседы;

¾ индивидуальная работа с выявленными обучающимися их родителями (законными представителями);

¾ своевременное информирование социального педагога, администрацию о случаях употребления обучающимися ПАВ;

¾ дежурство классных коллективов 6-11 классов по школе, осуществление контрольно-пропускного режима;

¾ проведение тематических классных часов по профилактикам ПАВ и ЗОЖ;

¾ организация внеклассной работы с обучающимися;

¾ в овлечение обучающихся в систему дополнительного образования в т.ч. в занятия спортом: спортивные секции, спортивный клуб;

¾ организация питания в школе;

¾ организация обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании.

Учителя предметники:

¾ дежурство учителей по школе;

¾ информирование администрации школы о случаях выявления обучающихся в состоянии наркотического опьянения, алкогольного опьянения, случаях курения в школе и на ее территории или обнаружения психоативных веществ;

¾ проведение уроков, направленных на профилактику здорового образа жизни: биология, ОБЖ, физическая культура, химия, окружающий мир, изо;

Социальный педагог, педагог – психолог:

¾ в ыявление и учет детей, имеющих вредные привычки;

¾ составление социального паспорта школы;

¾ ведение банка данных обучающихся, семей, состоящих на внутришкольном учете, контроле, на учете, в ОП по городу Коряжме;

¾ индивидуальная работа с обучающимися, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки;

¾ посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ осуществление контрольно-пропускного режима, дежурство на переменах;

¾ рейды родительского патруля на переменах во время учебного процесса и в вечернее время;

¾ проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;

¾ проведение родительских собраний;

¾ проведение анкетирования по выявлению обучающихся употребляющих психоактивные вещества;

¾ подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;

¾ индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности,

Администрация:

¾ п ланирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ;

¾ осуществление контроля за организацией работы учителей, узких специалистов школы;

¾ индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

¾ проведение малых педсоветов, совещаний при заместителе директора;

¾ дежурство по школе;

¾ проведение общешкольных родительских собраний;

¾ участие в Совете общественности

Медицинский работник:

¾ проведение тематических классных часов;

¾ проведение медицинских осмотров;

¾ индивидуальная консультативная помощь родителям и учащимся;

¾ выступление на родительских собраниях.

Педагог-библиотекарь:

¾ тематические выставки книг и журналов по ЗОЖ.

Самым главным на первоначальном этапе профилактической работы считается раннее выявление обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ. С этой целью проводятся

¾ плановые мероприятия по выявлению обучающихся с личностными особенностями, социальными, биологическими, медицинскими предпосылками и мотивами.

¾ Осуществляется наблюдение с целью выявления обучающихся с поведенческими и физиологическими признаками систематического употребления наркотических средств и возможное обнаружение очевидных признаков употребления, диагностики, беседы.

¾ проводятся плановые профилактические осмотры, а также при индивидуальных случаях обращения за мед. помощью вследствие плохого физического самочувствия выявления признаков, которые могут свидетельствовать об употребление ПАВ.

Для эффективности этой работы используются следующие формы:

Большое значение имеет информационное сопровождение обучающихся и родителей по вопросам профилактики, здоровом образе жизни. В школе оформлен тематический стенд по профилактике правонарушений, ежегодно оформляются выставки рисунков, плакатов, информационные материалы к памятным датам.

Так 1 ноября 2019 года в школе проводится очередной День здоровья. В программе мероприятий:

3. Встреча в фойе школы обучающихся Доктором Айболитом и его командой полезными продуктами, коряке встречали обучающихся выдавая витамину здоровья.

4. Линейка, посвященная открытию Дня здоровья для 5-11 классах с участием представителей полиции, ГИБДД и МЧС.

В ходе проведения Дня здоровья в качестве помощников выступают ученики 10-11 классов.

Результатом работы по профилактике употребления ПАВ является снижение количества обучающихся, употребляющих психоактивные вещества.

Дети – это наше будущее. Здоровые дети – это здоровое поколение. Системная профилактическая работа в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов - психологов, социальных педагогов.

ВложениеРазмер
programma_po_pav.docx 41.22 КБ

Предварительный просмотр:

администрации муниципального образования Киреевский район

(Срок реализации программы 5 лет)

Ким Еленой Владимировной

  1. Характеристика проблемы
  2. Пояснительная записка
  3. Задачи, решаемые данной программой
  4. Теоретические основы педагогической профилактики
  5. Технологии профилактики употребления ПАВ в школе
  6. Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики
  7. Мероприятия по осуществлению программы
  8. Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в школе
  9. Ожидаемые результаты
  10. Нормативная база
  11. Литература

Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мире. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых, происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
  • Формирование культуры здоровья школьников.
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни.

Задачи, решаемые данной программой:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

12. Воспитание негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции, предотвращение незаконного оборота алкогольной продукции среди несовершеннолетних.

12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Теоретические основы педагогической профилактики

Целями первичной профилактической деятельности в школе является:

  • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в использование ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
  • актуальность - содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ и формирование отношения к ним;
  • опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).

Общая логика построения целевой программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие целевой программы, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих ее и оценивающих ее эффективность.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

Информационно-просвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

Организационно-досуговое направление (деятельность

образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Педагогическая профилактика как основной структурный и

содержательный компонент системы профилактики

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения к формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

  • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
  • воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная
  • работа с обучающимися, воспитанниками,
  • разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция : реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных

в их повседневной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.

Мероприятия по осуществлению программы

1.Создание агитбригады среди школьников по профилактике ПАВ.

2. Мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению.

3. Участие в спортивных соревнованиях на приз Шахова.

Зам. директора по ВР

Учитель физической культуры

1. Просмотр видеофильма о влиянии ПАВ на организм школьника.


Ключевые слова: аддиктивное поведение, психоактивные вещества, профилактика, ФГОС общего образования.

Проблема употребления психоактивных веществ среди молодежи для российского общества является сегодня одной из наиболее острых. По современным статистическим данным, большинство зависимостей появляется именно в подростковом возрасте.

Конечно же, профилактика аддиктивного поведения — одна из первостепенных задач образовательной организации, контактирующей с обучающимся и родителями на протяжении длительного времени.

Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде введена в требования ФГОС общего образования.

Стандарт ориентирован: на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознание обучающимися необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения [6].

Программа направлена на:

выработку навыков самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ;

предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; сформировать навыки регуляции эмоций.

Мероприятия программы реализуются под руководством социального педагога гимназии, классных руководителей, родителей (законных представителей) обучающихся.

Профилактическая работа состоит из двух блоков.

Информационно-просветительский блок проводится в рамках учебной деятельности. В рабочие программы по литературе, физкультуре, истории, ОБЖ, химии, биологии внесено рассмотрение вопросов здорового образа жизни через предметное содержание.

Проблемы употребления ПАВ поднимаются в рамках проведения родительского всеобуча.

Практический блокреализуется в два этапа.

Диагностический этап — проведения мониторинг в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа — информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.

Этап проведения мероприятий, на котором поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей.

Так за период 2017–2018 учебного года проведены:

‒ дни здоровья и безопасности;

‒ индивидуальные консультации для детей и подростков, педагогов и родителей.

При организации мероприятий уделяется внимание повышению самооценки, развитию навыков принятия решений, формированию способностей у подростков справляться со стрессом. Классные руководители формируют навыки личностного поведения и межличностного общения у ребят, навыки устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации, развивают позитивную активности подрастающего поколения.

Результативность реализации Программы проявляется в повышении образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни; информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни; оказании практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Таким образом, система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками направлена на создание условий для развития личности учащегося, формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения обучающегося.

  1. Булатников А. Н. Здоровый образ жизни как профилактика формирования аддиктивного поведения. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. № 1 (14). С. 92–99.
  2. Вострокнутов Н. В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа — М., 2003.
  3. Зарецкий В. В. Критерии мониторинговой оценки эффективности профилактической работы, реализуемой в образовательной среде. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2010. № 2 (10). С. 118–130.
  4. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. // Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. / Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол № 13 от 28 сентября 2011 г.)
  5. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. — 164 с.
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г., № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2010г.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, вещество подростками, концепция профилактики употребления, образовательная организация, общее образование, профилактика употребления, Ребенок России, родительский всеобуч, употребление ПАВ.

Здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.

Особую актуальность проблема профилактики употребления ПАВ принимает среди воспитанников детских домов, интернатов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (далее – СРЦдН). Особенности подростков, оставшихся без попечения родителей, имеют отягощающие факторы становления личности, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, и обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по профилактике вовлечения в употребление ПАВ.

Поэтому актуальность данной социально-профилактической программы заключается в том, что она предполагает не только обсуждение вредности и печальных последствий употребления ПАВ, а прежде всего формирование культуры здоровья (понимания ценности здоровья и здорового образа жизни) и помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения с взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.

В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты профилактики употребления ПАВ :

1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности (характер, эмоционально-волевая сфера, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ.

3. Социальный компонент – формирование жизненных навыков (навыков общения, навыков владения собой, помощь в социальной адаптации подростка.

Цели и задачи программы :

Цель: формирование у воспитанников негативного отношения к употреблению ПАВ через воспитание позитивной мотивации к ЗОЖ, развитие социальных навыков и повышение психологической устойчивости.

1) предоставить воспитанникам объективную информацию о последствиях употребления ПАВ;

2) способствовать формированию у подростков негативного отношения к ПАВ и их употреблению;

3) способствовать формированию потребности в ЗОЖ;

4) развивать социальную и личную компетентность (обучение навыкам эффективного общения, навыкам владения собой, навыкам принятия решений, навыкам сопротивления социальному давлению).

Отличительной особенностью данной программы является практическая часть, в которой применяются такие формы и методы, как тренинг, сюжетно-ролевая и деловая игра, эксперимент (демонстрация опытов, показ и обсуждение видеороликов, видеофильмов и мультфильмов, анкетирование, тестирование, конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, стенгазет, агитлистовок, мини-сочинений).

Достижение цели программы осуществляется через сочетание принципов:

1. Гуманизма - утверждения норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку, исключение принуждения и насилия над личностью;

2. Возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям подростков;

3. Научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии и медицины;

4. Практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;

5. Позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.

6. Принцип "запретной информации" (детям не сообщаются сведения, способные побуждать интерес к тем или иным аспектам наркотизма).

Программа состоит из трех основных этапов: диагностирующего, деятельностного (практического) и обобщающего (аналитического).

Третий этап, аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.

Формы и методы работы

Цель и задачи программы определили комплекс форм и методов, позволивших определить логику работы и достичь искомых результатов.

• Анкетирование, тестирование, социальный опрос.

• Лекция, беседа, дискуссии.

• Тренинги и упражнения тренингового характера.

• Мозговой штурм, решение ситуационных задач.

• Ролевая и деловая игра.

• Рефлексия опыта, полученного на занятиях.

• Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, агитлистовок, мини-сочинений.

• Просмотр презентаций, социальных роликов, художественных и документальных видеофильмов с последующим их обсуждением.

• Демонстрация опытов (эксперимент).

• Проведение акций, посвященных ЗОЖ, Международным дням борьбы с наркоманией и отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом и др.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы :

• помещение (должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться);

• конспекты занятий и материалы к ним;

• ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровые носители информации;

• картотека тренинговых упражнений и игр;

• оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности;

Реализация программы : 6 месяцев, 24 недели, 2 раза в неделю (48 часов, длительность занятия – 2 академических часа по 45 мин. (90 мин.) с перерывом 15 минут.

Общие сведения об учебной группе:

• возраст детей от 12 до 18 лет (девочки и мальчики);

вид учебной группы: группа с переменным составом;

• количество обучающихся до 15 детей (в соответствии с санитарным минимумом).

Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учётом возрастной группы детей. Имеет следующую структуру: организационный момент, основная часть, заключительная часть и рефлексия занятия.

Рабочая программа состоит из 3-х разделов:

1. Развитие социальной и личной компетентности.

2. Информационно-просветительский блок.

3. Стиль жизни - здоровье.

Содержание программы

№ Разделы, темы программы Цель занятия

1. Развитие социальной и личной компетентности

Способствовать формированию навыков повседневного общения, навыков ведения диалога, способности выслушивать других.

1.3 Каким ты выглядишь в глазах других?

Формирование у подростков стремления к конструктивному взаимодействию с людьми. Сформировать убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

1.4 Жизнь по собственному выбору Формирование самосознания подростка, личностный рост.

1.5 Как отстоять свою точку зрения?

1.6 Конфликты и компромиссы.

Стресс в жизни человека Обучение навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях. Научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

1.7 Нет, значит, нет!

Формирование у подростков навыков отказа от употребления ПАВ, навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах. Формирование убеждения в том, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому.

1.8 Вместе – лучше? Сформировать у воспитанников стремление видеть биологическую основу различий в поведении людей; дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин; создать позитивный образ собственного мужского или женского будущего.

2. Информационно-просветительский блок

Дать воспитанникам научно обоснованную информацию о влиянии ПАВ на организм человека, способствовать формированию негативного отношения к употреблению ПАВ и потребности в ЗОЖ.

2.1 Вредные привычки ПАВ ЗОЖ

Показать, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности. Сформировать знания о ПАВ, о причинах и последствиях их употребления, о ЗОЖ, формировать потребность в ЗОЖ.

Способствовать формированию негативного отношения к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений.

2.3 Что содержится в табачном дыме? Последствия курения

Познакомить воспитанников с составом табачного дыма, с его влиянием на организм человека, особенно подростка. Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению.

2.4 Нет табачному дыму!

Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению.

2.5 Курительные смеси

Дать подросткам объективную научную информацию о курительных смесях, об их влиянии на человека. Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению.

2.6 Правда об алкоголизме.

Выработка негативного отношения к употреблению алкоголя.

2.7 Дети в пивной клетке. Безвредны ли пиво и энергетики?

Влияние алкоголя на организм растущего подростка.

2.8 Что такое наркотики?

Способствовать формированию у подростков отрицательного отношения к первой пробе любого наркотика.

2. 9 Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь.

Опасность синтетических наркотиков

Разъяснение опасности возможного приобщения к наркотикам, опасности синтетических наркотиков.

2.10 Токсические вещества

2.11 Что такое ВИЧ?

Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ, и др. инфекционными заболеваниями.

2.12 Да здравствует жизнь!

Формирование устойчивой информации к сохранению здоровья.

3. Стиль жизни-здоровье!

№ п/п Название разделов, тем Всего

часов Количество часов,

в том числе Формы аттестации/

1. Развитие социальной и личной компетентности

16 6 10 Анкетирование

1.1 Вводное занятие 1 1 -

1.3 Каким ты выглядишь в глазах других? 2 1 1

1.4 Жизнь по собственному выбору 2 1 1

1.5 Как отстоять свою точку зрения?

1.6 Конфликты и компромиссы.

Стресс в жизни человека 2 1 1

1.7 Нет, значит, нет!

1.8 Вместе – лучше? 2 - 2

2. Информационно-просветительский блок

2.1 Вредные привычки

2.2 Сквернословие 2 1 1

2.3 Что содержится в табачном дыме? Последствия курения 2 1 1

2.4 Нет табачному дыму! 2 - 2

2.5 Курительные смеси 2 1 1

2.6 Правда об алкоголизме. 2 1 1

2.7 Дети в пивной клетке. Безвредны ли пиво и энергетики? 2 - 2

2.8 Что такое наркотики? 2 1 1

2. 9 Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь.

Опасность синтетических наркотиков 2 1 1

2.10 Токсические вещества 2 1 1

2.11 Что такое ВИЧ?

Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний 2 1 1

2.12 Да здравствует жизнь!

(тренинг) 2 - 2

3. Стиль жизни-здоровье!

8 - 8 Интерактивная игра

Формы оценки результативности обучения

1. Текущий контроль: в течение всего учебного года.

Форма контроля: теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (опрос, тестирование, анкетирование, написание мини-сочинений) и анализа проделанной работы. В ходе реализации программы контроль и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий.

2. Итоговая аттестация: в конце учебного года.

Форма контроля: интерактивное занятие.

Критерии отслеживания эффективности

предложенной программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности.

1. Отслеживание эффективности всей программы в целом.

1.1. Появление у подростков устойчивых интересов.

1.2. Повышение успеваемости.

1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете.

2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, сочинения, наблюдение, социометрия.

Планируемые результаты программы :

1. Формирование мотивации к ведению ЗОЖ.

2. Повышения уровня информированности о негативном влиянии ПАВ на организм человека.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и с взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

4. Повышение уровня социальной адаптации.

Воспитанник должен знать:

- вредное влияние ПАВ на организм человека;

- причины зависимости и последствия употребления ПАВ;

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- безопасные способы противостояния;

Воспитанник должен уметь:

- применять полученные знания на практике;

- вести активный ЗОЖ.

Совместная педагогическая деятельность семьи и СРЦдН:

- тематические родительские часы, лекторий (в течение года);

- привлечение родителей для участия в спортивных мероприятиях (в течение года).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: проектор, экран, компьютер, мультимедийные (цифровые) носители информации.

1. Наличие наглядного материала (буклеты, памятки, листовки, плакаты, выставочные стенды);

2. Наличие демонстрационного материала (оборудование для проведения опытов);

3. Картотека тренинговых игр и упражнений;

4. Литература по методике преподавания.

1. Социальные видеоролики, видеофильмы, мультфильмы, соответствующие содержанию обучения.

2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

3. Презентации по темам занятий (авторские).

Список используемой литературы:

1. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет - М. : 2000.

2. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программы формирования здорового жизненного стиля - М. : 2000.

6. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.

8. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога--- М. ,1997

9. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000.

1. Календарно-тематический план.

2. Алгоритм работы с семьями и детьми по профилактике употребления ПАВ.

3. План календарно-тематических мероприятий.

4. Диагностический материал.

План работы совета по профилактике правонарушений среди учащихся школы № п/п Мероприятие Ответственные Встречи с работниками ОДН, медицинскими работниками. Беседы с обучающимися по профилактике правонарушений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.

Актуальность

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.

Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.

Актуальность

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.

Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.

1. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально – демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обоснования.

2. Потребности – нужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

4. Социальный контроль- процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствии с общепринятыми в данной системе нормами.

5. Коррекция-процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определённых свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека.

6. Помощь-процесс поддержки ребёнка в достижении заявленных им целей.

7. Сопровождение- процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

9. Самооценка – субъективное мнение человека о своих поступках, намерениях.

10. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Анализ ресурсов

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

Медико-психолого-педагогическая служба:

Школьный врач обеспечивает активную работу консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений.

Школьный психолог обеспечивает:

 организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

 психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

 психологическую поддержку педагогического процесса.

 выделение групп риска с помощью поведения тренингов;

 организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

 организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

 систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня.

Районная наркологическая служба организует:

 информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

 лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних.

 консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

Материально-технические ресурсы. В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет социального педагога, психолога.
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. Оборудованные спортивные площадки: волейбольная, футбольная, баскетбольная, теннисный корт. Компьютерный и учебный классы, оснащенные компьютерами, современной учебной мебелью.

Методические ресурсы. К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением новых технологий, методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесберегающих технологий для педагогов и родителей.
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, осуществляется с помощью ежемесячных совместных планов мероприятий заместителя директора, социального педагога, психолога, регулярного обновления сайта школы.

Цель: Создание условий для профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ;

овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями:

повышение уровня социально-педагогической компетентности учащихся:

формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения:

снижение вероятности вовлечения учащихся в экспериментирование с ПАВ.

2. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

3.Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2014-май 2015 года

Этапы реализации проекта:

Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: ноябрь– декабрь 2014 года.

Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления табачно-алкогольной продукции. Определить уровень самооценки учащихся.

Определить степень информированности подростков по проблеме;

Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ;

Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Изучение материалов областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы употребления ПАВ обучающимися в целом;

Анкетирование с целью изучения состояния проблемы в школе при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

подростки, имеющие опыт употребления табачно-алкогольной продукции;

подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции;

подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции.

Читайте также: