Актуальность проблемы дисциплины в школе

Обновлено: 22.07.2024

Актуальность исследования проблемы воспитания дисциплины обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что любое общество, особенно находящееся в ситуации существенных перемен, заинтересовано в соблюдении норм и правил пове¬дения, способов регулирования отношений, благодаря которым обеспечивается об¬щественная и личностная определенность, внутренняя регуляция и индивидуальная активность. Во-вторых, тем, что дисциплина - одно из основных требований совре¬менного этапа развития российского общества к человеку, специалисту в условиях роста технической оснащенности быта, промышленности, армии, усложнения техно¬логических процессов, взаимодействия человека и машины. В-третьих, тем, что осознание дисциплинарных моментов, обретение опыта сознательного их ис-пользования в жизни является важным .

Содержание

Введение
Глава 1. Исторический аспект проблемы школьной дисциплины
1.1 Взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему дисциплины
1.2 Развитие представлений о школьной дисциплине в советский период
Глава 2. Проблемы дисциплины в школе на современном этапе и пути их решения
2.1 Теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся
2.2 Дисциплина в современной школе
Заключение
Список литературы

Введение

Объект исследования – процесс воспитания дисциплины учащихся.
Предмет исследования – выявить проблемы дисциплины учащихся в современной школе и пути их решения.
Цель исследования – организационно - педагогические условия успешного воспитания дисциплины учащихся.
Задачи исследования:
- исследовать взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему дисциплины;
- проанализировать развитие представлений о школьной дисциплине в советской школе;
- охарактеризовать теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся;
- обозначить пути решения проблемы дисциплины в современной школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических и эмпирических.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

1. Ахмадеева А.В. Теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся / А.В. Ахмадеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 9. – С.94 – 99.
2. Букатов В.М. Дисциплина на уроке: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / В.М. Букатов, М.Д. Ганькина. – М.: Чистые пруды, 2012. – 176 с.
3. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Гербарт. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 2. – 386 с.
4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие / Н.Ф. Голованова – СПб.: Речь, 2012. – 651 с.
5. Гурии В.Е. Дифференцированный и индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе нравственного воспитания / В.Е. Гурии // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. – Краснодар: КГУ, 2008. – С. 51 – 59.
.
24 источник

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы дисциплины в школе

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных и зарубежных педагогов. И в современный период она не теряет свою актуальность, а лишь обостряется. Демократизация школьной среды существенно влияет на поведение учащихся. Школьники становятся более активными, самостоятельными, инициативными, свободными в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склоняются к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Эти обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

"Привлечение внимания" как цель плохого поведения ученика

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя.

Общая характеристика поведения

Направленное на привлечение внимания поведение проявляется

в активной и пассивной формах.

Активная форма поведения.

Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Пассивная форма поведения.

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

Первая причина.

Такая стратегия поведения переносится и в школу. Вот обычная ситуация:

Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.

Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.

Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница?

Вторая причина.

Третья причина.

Сильные стороны поведения

Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.

Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут.

Принципы профилактики

Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись?

Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.

Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое!

Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя класса.

Чувства: раздражение и возмущение.

Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Прекращают выходку, но только на короткое время

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.

Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

Сильные стороны подобного поведения

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем

Принципы профилактики демонстративного поведения

Больше внимания уделять хорошему поведению

Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Меры педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания.

Стратегия 1. Минимизация внимания

Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

Встаньте рядом. Физическое приближение — другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

Эти простые приемы могут быть легко использованы с учениками, часто нарушающими поведение.

Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак — и он помогал! К этому основному сигналу я часто добавляла подмигивание, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего внимания только себе. Прошло время, Боря вырос. Но где бы мы ни встречались с ним, в коридоре или на школьном дворе, я подмигивала ему и скрещивала руки — это были наши особые отношения.

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.

Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения.

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики.

Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким воспитательным методам. Плевались на уроках и переменах. Тогда учитель математики сказал, что раз они так любят плевки, он собирается учить их математике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. Довольно скоро дети больше не хотели и слышать о плевках.

Доведите до абсурда демонстративную выходку. А вот другой прием, используемый в той же ситуации массовой эпидемии плевания.

Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном — никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.

Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок, ученики, которые постоянно болтают или издают неприличные звуки, должны записать полную часовую аудиокассету своих речей или звуковых упражнений и принести завтра в класс и т.п.

В качестве примера того, как работает этот прием, Дрейкурс описывает следующий случай.

Стратегия 3. Поступайте неожиданно!

Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова.

Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке.

Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения или начните вдруг говорить на другом языке, может быть, даже на бессмысленном. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание.

Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику.

Стратегия 4. Отвлеките ученика

Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?

Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Стратегия 6. Пересаживайте учеников

Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.

Итак, воспитание — это создание системы условий, в которой происходит развитие личности.

Список используемой литературы

1. Дрейкурс Рудольф, Золц Вики. Манифест счастливого детства. – Екатеринбург, 2011.

3.Кривцова С.В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины.- М.: Генезис, 1997 г.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

. Научно-исторические основы изучения проблемы дисциплины школьников

.1 Историко-педагогический аспект проблемы дисциплины школьников

.2 Сущность и содержание дисциплины в учебно-воспитательном процессе

. Содержание организации дисциплины учащихся в современной российской школе

.1 Проблема нарушения дисциплины в учебном процессе

.2 Система организации дисциплины учащихся

Список использованной литературы Введение Образование имеет более чем тысячелетнюю историю. История развития образования органически связана с развитием общества, человеческой цивилизации. Между ними существует взаимозависимость. Общественный прогресс, как правило, давал импульс к прогрессу в сфере образования. Менялись не только качество и количество знаний, но и взаимоотношения между учителем и учеником.

Современный этап общественного развития характеризуется глобальными изменениями, сопряженными с возникновением и развертыванием серьезных противоречий во всех социальных сферах. В условиях обострения социальных противоречий возникают множественные конфликты в процессе общения между людьми, в том числе и детьми.

Демократизация общества и как следствие демократизация образования и школьной среды существенно изменили отношение школьников к преподавателю и учебному процессу.

В настоящее время общеобразовательная школа испытывает массу проблем. Одна из них связана с нарушениями дисциплины школьников в учебном процессе.

Целью данной работы - раскрыть сущность проблем дисциплины школьников и выявить пути их решения.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования - дисциплины в современной российской школе.

В соответствии с поставленной целью в работе выдвинуты следующие задачи:

. Описать историко-педагогический аспект проблемы школьной дисциплины.

. Охарактеризовать содержание и сущность дисциплины в учебном процессе.

. Проанализировать нарушения дисциплины школьниками.

. Выделить и описать методы организации дисциплины в учебном процессе.

Методы исследования: анализ, обобщение, обоснование. 1. Научно-исторические основы изучения проблемы дисциплины школьников. .1 Историко-педагогический аспект проблемы дисциплины школьников В этом разделе мы рассмотрим взгляды, отношения и понимание проблемы школьной дисциплины различными ученными в различные периоды общественного развития.

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Читайте также: