Актуальность проблемы буллинга в школе

Обновлено: 06.07.2024

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.

Определение буллинга:

3. Признаки буллинга

Признаки буллинга:

  1. это агрессивное и негативное поведение;
  2. оно осуществляется регулярно;
  3. оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
  4. это поведение является умышленным.

4. Виды буллинга

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени (клички), с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

5. Психология участников буллинга

Психология участников буллинга: зачинщики, преследователи, жертвы и наблюдатели.

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Знаменитый норвежский психолог Дэн Олвеус, отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?

Итак, инициаторами травли могут стать:

Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Рассмотрим типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Непопулярные

6. Мифы о буллинге

Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).


Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия. Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.

Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия - это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы – педагоги, должны уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.

7. Действия участников образовательного процесса, в случае буллинга

Почему нужно заниматься буллингом?

  • Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв.
  • Меняет климат группы (ОУ).
  • Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями.
  • Жертвы буллинга могут совершить суицид.

Факторы, способствующие буллингу в образовательном учреждении -

- Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

- Равнодушие как установка педагогов.

Что делать? (3 уровня работы)

1. Изменить правила ОУ в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила.

Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным.

2. Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе.

Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно.

3. Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями.

Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием.

Что не считается эффективным? (Чего не делать)

  1. Переложить всю ответственность на психолога.
  2. Переадресовать проблему родителям.
  3. Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное.
  4. Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений.
  5. Рекомендовать жертве не обращать внимания.

Что делать психологу?

  1. Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу.
  2. Выслушать мнение каждого педагога и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу.
  3. Помочь педагогам оформить позицию в конкретные правила и санкции.
  4. Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости.

Как правильно работать с родителями?

Как правильно работать с педагогами?

  1. Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга.
  2. Побудить каждого занять личную позицию.
  3. Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг.
  4. Рассказать, что им делать.
  5. Практиковать, вести регулярную супервизионную группу по данной проблеме.

Действия педагогов

Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

Занять позицию

Разговор с группой

Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.

Пригласить родителей для беседы

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Распознавать буллинг по первым же признакам

Действия на уровне образовательного учреждения

I. Повышение уровня коммуникативной культуры в ОУ: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между детьми и взрослыми в ОУ)

Повышение квалификации администрации ОУ по вопросу предотвращения буллинга. В ОУ должны быть разработаны правила поведения для всех учащихся, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В ОУ также создается Антибуллинговый комитет/Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.

Повышение квалификации администрации по созданию позитивной атмосферы ОУ.

II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала ОУ

Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.

Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.

Педагоги должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).

Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес


Актуальность данной проблемы заключается прежде всего в том, что абсолютно в каждой школе, будь она частной или бюджетной, в социально неблагополучном районе есть хотя бы один класс, где можно наблюдать буллинг.Примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга, независимо от того 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли - буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.

В основе буллинга есть три составляющие структуры: преследователь –буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует еще одна составляющая – защитник. Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.
Буллер - это человек, который:

- не хочет замечать эффектов, которые оказывает своим поведением на других;

- не научился брать ответственность за свое поведение;

- хочет наслаждаться преимуществами взрослого мира, но не в состоянии принять ответственность и выполнять необходимые условия, которые являются частью взрослого мира;

- не желает признать, что могут быть другие, лучшие способы поведения.

Несмотря на внешний вид, буллеры имеют низкую самооценку и поэтому чувствуют себя незащищенными. Низкая самооценка - это характерный показатель буллинга. Страх быть раскрытыми в их неполноценности граничит с параноей.

Буллеры закипают от обиды, горечи, ненависти и гнева и часто имеют широкий спектр предубеждений в качестве средства для вымещения своего гнева на других. Ими движет зависть и ревность. Отказ - еще одна сильная мотивация для буллинга. Буллеры - это люди, которые не учатся на последствиях своих поступков. Они с детства знают как избегать неприятных последствий своего плохого поведения через инстинктивные реакции отрицания и притворяясь жертвой.

Травля в школе оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но поворачиваются спиной, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе зрителя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Как же бороться с буллингом?

Школа и учитель не могут давать гарантий, что актов насилия не будет (это было бы нереалистично), но должны сделать все для создания группы, где каждый интересен, чувствует свою важность и может занимать место. Место, чтобы выражать свои чувства, которые потом не будут обесценены. Место, на котором тебя видно. Место, чтобы сказать, что ты думаешь о происходящем и возможность влиять на это происходящее.

Важное значение имеет родительская поддержка. Ребенок должен не бояться эмоций. Не бояться даже злости: своей и близких. Позволить своим детям злиться, здесь, сейчас, пока злости немного, не учить копить и проглатывать её. Интересоваться их чувствами, говорить им о своих. Показывать им свое не безразличие.

Необходима, чтобы школьная травля не превратилась в типичное явление, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни

Специалисты Службы не разглашают сведения, полученные на приеме.

Выводы по главе I

Буллинг является актуальной проблемой современного общества. Под буллингом следует понимать унижения, оскорбления, угрозы, удары, пощечины, любое другое причинение физической боли, вымогательство и отбирание денег, телефонов, ценных вещей, а также перечисленные действия, совершаемые с использованием сети Интернет. Исследователи выделяют следующие виды буллинга: физический, эмоциональный (психологический), экономический, кибербуллинг.

Глава II. Роль буллинга в школьной среде и за ее пределами

После изучения истории буллинга и рассмотрения основных видов, знакомства с опытом борьбы с буллингом в Российской Федерации, Республике Башкортостан и в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан мы наметили следующие этапы в практической части работы:

- Определить роль буллинга в школьной среде, используя метод анкетирования.

- Организация взаимодействия с заинтересованными учреждениями, социальными службами и Правительством РБ.

II.1. Анкетирование ситуации буллинга в классах

В рамках практической части было и проведено анкетирование с целью

выявить ситуацию буллинга в нашем классе и параллели 7-х классов, мы раздали анкеты ученикам, чтобы они их заполнили и внесли свои предложения, как можно улучшить ситуацию с буллингом в школах.

Знаешь ли ты, что такое буллинг?

2. Виды буллинга

3. Подвергался ли ты когда-нибудь буллингу?

- я никогда не подвергался буллингу

- я подвергался буллингу иногда

- я подвергался буллингу часто

4. Почему другие ученики осуществляли буллинг в отношении тебя?

- я не испытывал буллинг

- поскольку я больше нравлюсь учителю, чем другие

- поскольку я богатый/бедный

- поскольку моя внешность слишком привлекательна/специфична

- поскольку я часто ссорюсь с другими учениками

- я не знаю почему они это делали

5. Как ты поступаешь в ситуации буллинга

- я не испытывал буллинг

- я пропускаю школу

- я ни с кем не разговариваю

- я становлюсь слабым, беспомощным

- я избегаю места, где это произошло

- я стараюсь объяснить, что так нельзя поступать

- я делаю вид, что ничего не произошло

6. Был ли ты свидетелем буллинга в своей школе, классе, окружении?

- я был свидетелем буллинга

- я не наблюдал ситуацию буллинга

7. Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, если стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации?

- держал бы все в себе

8. Ты когда-нибудь участвовал в буллинге в отношении другого ученика?

- я никогда не участвовал в буллинге

- я участвовал в буллинге

9. Как ты считаешь буллинг это проблема, и ее надо решать?

Предложения от учеников были разные, но что порадовало нас, это что ученики все готовы сплотиться в одну команду и помочь тому ребенку, который оказался в ситуации буллинг. 6 учеников в той или иной форме предложили, то, что мы и хоти создать на базе школы, это детский кабинет доверия.

II.2. Опыт борьбы с буллингом в МБОУ СОШ №7 г. Туймазы

Далее мы изучили работу борьбы с буллингом в МБОУ СОШ 7. Мы побеседовали с психологом нашей школы, какие работы ведутся у нас по предотвращению буллинга (Приложение). По борьбе с буллингом в школе в начале учебного года проводился педсовет, на котором говорилось, что это проблема и ее надо решать, что наше будущее это наша дети, и наша старость. Разработан план мероприятий (Приложение). Проводились классные часы посвященные буллингу. Мы выступили перед учениками нашей школы, рассказывая, что такое буллинг и чем он опасен.

Буллинг есть везде и в армии, и на предприятиях, он может выражаться в разных формах. Это очень опасно, особенно в школах. Ведь от того, какие идеалы дети получат в школе, такое общество они и построят в будущем. Это общество должно быть гуманным, нравственным, добрым и справедливым. А не основанном на насиловании, третировании и издевательствах. В нашей школе работает психолог, она ведет беседы с детьми и родителями. Учителя и администрация школы, также ведут активную работу в этом направлении.

В нашей школе в каждом классе есть мэр, которого каждый год выбирают сами дети. А также есть лидеры самоуправления, которых выбирает администрация школы, и президент школы, которого также выбирают ученики школы каждый год. Мы поговорили с директором нашей школы Михеевым Андреем Владимировичем, с просьбой создания в нашей школе кабинета детского доверия. Он выслушал нас, и сказал, что если это пойдет на пользу ученикам, то он согласен, при условии, что если будут какие-то критические ситуации, мы сразу же докладывали ему, чтобы вместе решать их. По сарафанному радио мы объявили в школе, что создается кабинет детского доверия. В чем заключается работа этого кабинета? Любой ребенок, может выбрать себе в беседу, того ученика, которого он считает примером для подражания, которому он может довериться, и который может дать ему совет в любой ситуации. В школе есть ящичек, куда дети могут кидать свои записки, с просьбой назначить ему встречу с выбранным ему собеседником. Этого ученика сразу оповещают, что к нему на беседу хочет прийти ученик, назначается дата и время. Этот ученик, которого выбрали в качестве слушателя, находит того, кто хочет с ним поговорить и они начинают общаться.

Мы очень рады, что наш кабинет детского доверия дает свои результаты. Ту цепочку, которую мы создали ученик-школа-родитель дает свои плоды.

II.3. Обращение в Правительство РБ, для обобщения опыта борьбы с буллингом на примере МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы

Основываясь на нашем опыте, который мы проводим в нашей школе, мы обратились в Управление образования с предложением внедрить этот опыт в других школах города и района. И там получили поддержку. Ведь в нашем городе и районе делается все для того, чтобы дети не подвергались этому страшному буллингу.

В своем обращении Глава Республики Башкортостан Радий Фаритович Хабиров отметил, что буллинг (травля) – это одна самая главная и болезненная проблема в школах нашей Республики. И он призвал начать бороться с этой проблемой, и готов каждого выслушать, кто предложит пути его решения. В Общественной палате РБ был проведен круглый стол по этой проблеме. Мы написали Председателю Общественной палаты РБ Ольге Юрьевне Панчишиной, письмо-обращение. В нем мы рассказали, как мы на примере нашей школы боремся и предотвращаем буллинг. О результатах нашей работы. А также внесли предложение внедрить опыт МБОУ СОШ №7, по созданию кабинета детского доверия в каждой школе Республики Башкортостан, приводя доводы об эффективности его работы. Ольга Юрьевна рассмотрела наше письмо и пригласила нас на обсуждение этого проекта в Общественную палату РБ 14 ноября.

Выводы по главе II

В рамках практической части исследования мы выполнили следующие этапы работы:

- И последним этапом была организация взаимодействия с заинтересованными учреждениями, социальными службами и Правительством РБ. Основываясь на нашем опыте, который мы проводим в нашей школе, мы обратились в Управление образования с предложением внедрить этот опыт в других школах города и района. А так же мы написали Председателю Общественной палаты РБ Ольге Юрьевне Панчишиной, письмо-обращение. В нем мы рассказали, как на примере нашей школы бороться и предотвращать буллинг. А также внесли предложение внедрить опыт МБОУ СОШ №7, по созданию кабинета детского доверия в каждой школе Республики Башкортостан, приводя доводы об эффективности его работы.

Изучив проблему буллинга, мы определили, что существует острая необходимость в профилактике данного асоциального явления. Российская Федерация, Республика Башкортостан обозначили проблему буллинга, разработали мероприятия по его профилактике. Администрация школы, учителя, социальный педагог, психолог школы этим занимаются в силу своих функциональных обязанностей. По нашему мнению, заниматься профилактикой буллина в школьной среде могут и сами дети. Именно они находятся в эпицентре буллинга: одни ему подвергаются, другие – за этим наблюдают или знают. Значит, это проблема и тех, и других. Решать её нужно снизу, вначале сами дети, ведь это их проблема, о которой они знают гораздо больше взрослых. С этой целью мы создали на базе своей школы кабинет детского доверия, группу в Контакте куда мог бы обратиться со своими проблемами любой ученик школы. Он даже может выбрать того, кому хотел бы рассказать о своём наболевшем. И это правильно, ведь часто школьные проблемы могут быть решены теми, кто в них участвует, то есть самими детьми. Создавая кабинет детского доверия, мы решаем две задачи. Первая: помогаем тем, кто попал в буллинговую среду; даём понять, что он нам нужен, мы с ним; его проблемы - это и наши проблемы тоже, он в социуме не один. Вторая: учим жить в гражданском обществе, где любую обозначившуюся проблему можно решить объединившись с теми, кому это не безразлично.

Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Перспективы работы заключается в том, что мы написали Председателю Общественной палаты РБ Ольге Юрьевне Панчихиной, письмо-обращение, о профилактике буллинга в нашей школе и пути ее решения. А также внесли предложение внедрить опыт МБОУ СОШ №7, по созданию кабинета детского доверия в каждой школе Республики Башкортостан. И как результат- нас пригласили на обсуждение этого вопроса в Общественную палату РБ 14 ноября.

Список литературы

Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С.45-50.

Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. –2005. – № 18. – С.

Бердышев, И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников [Текст] / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева.  СПб, 2011.  23с.

Глазырина, Л.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников[Текст] / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко, Т.А. Епоян. – М., 2015.  145 с.

Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченностьнеравнодушных / С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011.

Олвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? [Текст] / Д. Олвеус.  М., 2009.  236с.

Круглый стол в Общественной палате Республики Башкортостан

Ольга Юрьевна Панчихина

Анкетирование в школе

Знаешь ли ты, что такое буллинг?

2. Виды буллинга

3. Подвергался ли ты когда-нибудь буллингу?

- я никогда не подвергался буллингу 95%

- я подвергался буллингу иногда 5%

- я подвергался буллингу часто 0%

4. Почему другие ученики осуществляли буллинг в отношении тебя?

- я не испытывал буллинг

- поскольку я больше нравлюсь учителю, чем другие

- поскольку я богатый/бедный

- поскольку моя внешность слишком привлекательна/специфична

- поскольку я часто ссорюсь с другими учениками

- я не знаю почему они это делали

5. Как ты поступаешь в ситуации буллинга

- я не испытывал буллинг

- я пропускаю школу

- я ни с кем не разговариваю

- я становлюсь слабым, беспомощным

- я избегаю места, где это произошло

- я стараюсь объяснить, что так нельзя поступать

- я делаю вид, что ничего не произошло

6. Был ли ты свидетелем буллинга в своей школе, классе, окружении?

- я был свидетелем буллинга

- я не наблюдал ситуацию буллинга

7. Кому бы ты первому рассказал, если бы сам оказался в ситуации буллинга, если стал свидетелем, либо твой друг оказался в этой ситуации?

- своему другу/подруге 80%

- держал бы все в себе 0%

8. Ты когда-нибудь участвовал в буллинге в отношении другого ученика?

- я никогда не участвовал в буллинге

- я участвовал в буллинге

9. Как ты считаешь буллинг это проблема, и ее надо решать?

Беседа с психологом

План мероприятий по борьбе с буллингом МБОУ СОШ № 7

директор МБОУ СОШ №7 г.Туймазы

________________А.В.Михеев

мероприятий по профилактике буллинга, кибербуллинга, моббинга и скулшутинга

на 2019 - 2020 учебный год

Название мероприятия

Ответственный

1. Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий

Заместитель директора по ВР

Информационный материал по профилактике детского насилия, буллинга, скулшутинга на сайте ОО

Заместитель директора по ВР

учитель информатики Шумихина И.Х.

Подбор методических рекомендации дляпедагогов по распознаванию признаковразличных видов буллинга, скулшутинга.

Заместитель директора по ВР

социальный педагог Зиннатуллина М.С.

психолог школы Смакова Г.Ф.

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

2. Организационно-педагогическая и научно-методическая работа

с педагогическим коллективом

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Педагогический совет: «Основные

механизмы и проявления феномена

Заместитель директора по ВР

социальный педагог Зиннатуллина М.С.

психолог школы Смакова Г.Ф.

социального педагога по проблемным ситуациям:

• Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?

• Буллинг или как не стать жертвой?

• Что может послужить причиной кибербуллинга?

•Детскийбуллинг и моббинг в школе. Как защитить ребенка от травли.

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

психолог школы Смакова Г.Ф.

Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в классном коллективе, в общении, по вопросам

оказания поддержки неуверенным,

отвергнутым детям, создание ситуации успеха.

3. Работа с родителями.

Родительские собрания в классах:

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. Как пережить последствия буллинга, кибербуллинга, моббинга причиненного в подростковом возрасте.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг, кибербуллинг, моббинг? К чему может привести буллинг,

Классные руководители 1-11 классов

Индивидуальные консультации психолога по профилактике конфликтных ситуаций в классном коллективе, в общении, по вопросам

оказания поддержки неуверенным,

отвергнутым детям, создание ситуации успеха.

Психолог школы Смакова Г.Ф.

4. Работа с обучающимися

Классные и информационные часы,

• Законы сохранения доброты.

Как безособого трудадобиться, чтобы тебя перестали дразнить

• Наша школа живет без насилия.

• Доброта – спасет мир!Будем добрыми и не будем злыми.

• Бояться страшно. Действовать не страшно.

• Буллинг как стадный допинг.

• Учись быть добрым.

• Что такое агрессия?

• Добро против насилия.

• Как не стать жертвой насилия

• Способы решения конфликтов с ровесниками.

• Как преодолеть школьный

буллинг, моббинг, кибербуллинг?

насилия и жестокости в школе.

• Учимся жить без конфликтов.

• Моя жизненная позиция.

октябрь (7 классы)

октябрь (9 классы)

январь (7 классы)

февраль (8 классы)

январь (6 классы)

декабрь (5 классы)

октябрь (6 классы)

ноябрь (8 классы)

февраль (5 классы)

апрель (9 классы)

апрель (10 классы)

январь (10 классы)

декабрь (11 классы)

декабрь (10 классы)

октябрь (11 классы)

ноябрь (11 классы)

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

Психолог школы Смакова Г.Ф.

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

Встреча с инспектором по делам

несовершеннолетних на тем «Школьныйбуллинг как предпосылка противоправного поведения

Социальный педагог Зиннатуллина М.С.

Выступление в школе перед учениками

Случай в Стерлитамаке

Беседа с директором МБОУ СОШ №7 Михеевым Андреем Владимировичем

Беседы с учениками школы

Беседа в Управлении образования с Смирновой М.В.

Письмо обращение в Общественную палату РБ

Председателю Общественной палаты РБ

от ученика 7 класса МБОУ СОШ №7

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Ерохина Ирина Александровна

Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты, но в ряду этих разнообразных проблем, особое место отводится буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.

Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.

В XXI веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  • дать представление о том, что такое буллинг;
  • выявить типы буллинга;
  • рассмотреть социальную структуру буллинга;
  • определить на основе анкетирования степень частоты буллинга в школьной среде;
  • установить наиболее часто встречаемые в школе виды буллинга,
  • подготовить презентацию и памятку на основе полученных данных;
  • продемонстрировать данную презентацию и памятку на классных часах.

Объект исследования : обучающиеся 6-х классов.

Предмет исследования : явление буллинга.

1. сбор и изучение теоретического материала;

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Актуальность работы в том, что проблема распространения буллинга среди подростков в нашей школе не изучена.

Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на классных часах.

Гипотеза исследования: буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.

1.Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

3.Социальная структура буллинга

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

1.Результаты анкетирования обучающихся нашей школы.

Читайте также: