Актуальность плавания в школе

Обновлено: 05.07.2024

История развития и особенности плавания как вида спорта, его влияние на физическое развитие, психические качества и свойства личности. Основные функции и категории плавания (спортивное, синхронное, водное поло, прыжки в воду), проведение соревнований.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.09.2015
Размер файла 18,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

спорт плавание физический прыжок

1. История развития и особенности плавания как вида спорта

2. Основные характеристики, функции, сущность, виды плавания

Актуальность темы исследования. Плавание является одним из самых красивых и полезных видов спорта. Благодаря плаванию у человека улучшается не только здоровье физическое, такое как укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем, но и психологическое.

На сегодняшний день плавание - популярное и массовое спортивное движение. Таким образом, подчеркивается важность и актуальность данной темы исследования.

Целью данной работы является всесторонне рассмотрение плавания как вид спорта.

Исходя из цели, поставили перед собой следующие задачи:

- сформировать знания об истории развития и особенностей плавания как вида спорта;

- описать краткую историческую справку о виде спорта;

- охарактеризовать возможности плавания на физическое развитие, психические качества и свойства личности;

- рассмотреть площадки, оборудования;

- проанализировать виды плавания.

1. История развития и особенности плавания как вида спорта

Древняя Греция была первой в проведении cоcтязаний по плаванию. Cуществуют источники, доказывающие этот факт. Павианий, известный гречеcкий пиcатель, повеcтвуя о ежегодном празднике в Гермиопе, упоминает о cоревнованиях по музыки и плаванию. Еще одним извеcтным греком Геродотом рассказывается о cоревнованиях по плаванию и прыжкаж. Остров Делоса и Аифедона отличались cвоими пловцами. Тем не менее, из вышеупомянутого, следует подчеркнуть, что плавание как олимпийский вид спорта в Древней Греции не входил.

Следует заметить, что стартовые международные соревнования по плаванию были проведены в 1889 г. в Будапеште. В данных соревнованиях приняли участие пловцы из таких стран как Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. К тому же спортивные объединения пловцов появились к тому времени в большинстве стран.

Включение плавания как вида спорта в Олимпийские игры произошло в 1896, а в 1908 появилась ФИНА (Международная любительская федерация плавания), в которую к 1973 году вошло 96 национальных федераций.

Рассматривая Россию в контексте развития плавания как вида спорта, можно сделать вывод, что плавание не имело такого широкого распространения, как в Европе. В России процветали любительские секции по плаванию, одним из таких был Санкт - Петербуржский кружок, который в 1894 году провел соревнования по данному виду спорта.

В России плавание набирает обороты и спортсменов пловцов становиться больше, а именно около полутора тысяч человек.

Следует отметить, что в России к тому времени все лишь несколько бассейнов, которые не отличались техническим совершенством. Но, тем не менее постепенно плавание входило в жизни России как вид спорта. Тренировались пловцы из России преимущественно в летний период и открытых водоёмах. Таким образом, добиться высоких результатов было сложно.

2. Основные характеристики, функции, сущность, виды плавания

Как известно, спорт является важным составляющим в развитии человека, а плавание влияет позитивно не только на физическое, но психологическое состояние человека. Следует отметить, что такой вид спорта как плавание практически безопасен, у спортсменов, занимающиеся, данным видом спорта практически не бывает травм. Тело, погружаясь в водную среду, оптимально поддерживается водой, нагрузка равномерно распределяется на все группы мышц и суставы, чрезмерной нагрузки на конкретные суставы или группу мышц (что иногда приводит к травмам) не возникает.

Обучение плаванию является важной составляющей, следует подчеркнуть, что не только осваивается навыки плавания, но совершенствуется работа всех органов организма.

В процессе плавания происходит чередование работы разных мышц, одни напрягаются - другие расслабляются, это увеличивает их работоспособность, развивает и способствует увеличению силы. Плавность и размеренность движений способствует растягиванию мышц и их удлинению, тем самым они становятся крепче, сильнее без увеличения в объеме. В воде снижается статическое напряжение, разгружается позвоночник, это способствует формированию правильной осанки. Отсутствие опоры для ног и постоянное активное движение позволяет укрепить стопы и является отличной профилактикой против плоскостопия.

Регулярное занятие плаванием значительно улучшает работу кровеносной и сердечно-сосудистой системы. Синхронная работа мышц согласованная с дыхательными движениями способствует усилению дыхательной мускулатуры, повышает тонус и увеличивает жизненный объем легких. При этом легкие потребляют максимально возможное количество кислорода, который попадает во всех органы и системы организма.

Физическое воздействие воды на тело человека (напоминающее массажный эффект) позволяет повысить общий тонус организма, усилить стрессоустойчивость, снять не только физическое, но и психическое напряжение.

Плавание также является одной из эффективных закаливающих процедур, значительно повышающих иммунитет человека и совершенствующих механизмы терморегуляции. В результате этого повышается и адаптивная способность организма, позволяющая приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Плавание, как физический процесс, находит отражение и в психике человека, благотворно влияет на процесс формирования личности. Занятия плаванием способствуют развитию таких психологических качеств как: дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, укрепляют силу воли и развивают социальные навыки общения. Многие люди испытывают страх перед водной стихией, преодолев его и полностью погрузившись в воду, научившись правильно дышать и полностью управлять своим телом воде, эти люди не только избавляются от своей фобии, но и становятся более эмоционально устойчивыми, проявляют недюжинное самообладание. По классификации Международного Олимпийского комитета (МОК) плавание, как вид спорта, включает в себя: спортивное плавание, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание. Координацией развития плавания в мире занимается Международная федерация плавания (FINA), основанная в 1908 году и проводящая чемпионаты мира с 1973, а в Европе - Лига европейского плавания (LEN), созданная в 1926 году и проводящая чемпионаты Европы с 1926 года. По количеству медалей, разыгрываемых на Олимпийских играх, плавание находится на втором месте, уступая только лёгкой атлетике. Можно рассмотреть плавание не как совокупность водных видов спорта, а с точки зрения цели передвижения. Тогда плавание можно разделить на несколько видов (спортивное, прикладное, оздоровительное, фигурное, игровое, подводное). Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде в свою очередь определяет технику плавания.

Рассмотрим виды плавания и их основные характеристики: Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами.

Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду - наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания.

В олимпийской программе данному способу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированной и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом.

Способу плавания баттерфляй в олимпийской программе отводятся 6 номеров: дистанции 50, 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, этот способ плавания применяется на первом этапе комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м и на третьем этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированная. Пловцы применяют в этих заплывах наиболее скоростную разновидность плавания баттерфляем - дельфин.

Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). Движения ногами, как того требуют правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это же требование относится к движениям руками.

Заканчивая работу над данной темой. Следует еще раз подчеркнуть важность спорта, а именно плавания в жизни всего человечества. Рассмотрев данный вопрос с различных позиций и различных источников, можно сделать выводы.

Проанализировав исторический аспект развития плавания, мы пришли к следующим выводам. Зарождения плавания, как и практически всех видов спорта происходило в Древней Греции. Только в то время плавание обрело развлекательное значение в жизни общества.

В процессе развития общества, плавание применяли как состязание в трудовой и военной деятельности. Существуют доказательства таких соревнований.

Первые же соревнования, напоминающие настоящие прошли в в 1889 г. в Будапеште. Только в 1896 году плавание включили в Олимпийские игры, а в 1908 появилась ФИНА (Международная любительская федерация плавания), в которую к 1973 году вошло 96 национальных федераций.

В России развитие плавание получило лишь в XX веке. Были созданы первые секции и школы.

Рассматривая влияние плавания на здоровье человека, не однократно подчеркивалось его значимость. В данной работе достаточно широко освещена данная проблематика. Согласно различным источникам, мы пришли к выводу, что плавание укрепляет, совершенствует всю деятельность организма. Кроме физического развития организм укрепляет нервную систему, укрепляет психическое здоровье.

Также, большое внимание уделялось видам плавания, плавание разделяют на спортивное плавание, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание.

В данной работе характеризуются данные виды.

Подводя итог, вышесказанному, мы делает вывод, что плавание является одним из важных видов спорта, а также легким в овладении.

Библиография

1. Викулов А.Д. Плавание М. Владос пресс 2004

2. Учеб. пособие / Физическая культура студента Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004

3. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.

4. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург УГТУ, 2004

5. Теория и методика физического воспитания. Учебник Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков / 1967

6. Плавание. Учебник для высших учебных заведений. М. ФиС 1988

Подобные документы

Описания этапов эволюции плавания как вида спорта, культа тела в Древней Элладе. Характеристика особенностей плавательных видов спорта: прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. Анализ оздоровительного эффекта и прикладного значения плавания.

презентация [1,2 M], добавлен 10.12.2011

Плавание как вид спорта, история его зарождения и развития в России. Обучение плаванию в русских войсках при Петре I. Эволюция способов и техники плавания. Развитие других плавательных видов: водного поло, синхронного плавания, подводного спорта.

реферат [44,8 K], добавлен 11.05.2009

Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

реферат [41,8 K], добавлен 10.07.2016

История развития плавания. Положение тела при плавании брассом, фазы движения. Техника плавания способом кроль или свободным стилем. Неопределенность формулировок в правилах соревнований для способа брасс. Техника, виды стартов. Ныряние в длину и глубину.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 10.07.2015

История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Общая характеристика отдельных техник плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.

реферат [18,8 K], добавлен 30.04.2004

Виды прыжков в легкой атлетике. Главные факторы результативности прыжка, его составные части. Технология выполнения прыжка в высоту, длину. Главные составляющие плавания как вида спорта, вольный стиль. Комплексное плавание, комбинированная эстафета.

презентация [4,3 M], добавлен 26.02.2012

История плавания, первые Олимпийские игры. Механизм воздействия плавания на органы дыхания. Плавание как эффективное средство закаливания. Основные средства общей физической подготовки. Группы силовых упражнений. Характеристика основных свойств воды.

“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

1. Оздоровительное значение плавания

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.

1.1 Прикладное значение плавания

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.

2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.

За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.

Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).

В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.

В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).

В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.

На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.

3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.

В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.

В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.

В пятую – умеющие плавать спортивными способами.

Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.

Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.

4. Основные правила проведения занятий

  • Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.
  • Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
  • Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю
  • Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
  • Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.
  • При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.
  • Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.
  • Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.
  • Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.
  • Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
  • Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.
  • После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
  • Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.
  • При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.
  • Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
  • В каждом уроке надо изучать не более одного - двух упражнений

5. Заключение

Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по физической культуре.Расширить знания о плавании, формировать убеждения о необходимости заниматься спортивным плаванием.

Выполнила: уч-ца 6 А класса Простихина А Научный руководитель :Матохина А.П.

Выполнила: уч-ца 6 А класса Простихина А

Научный руководитель :Матохина А.П.

Актуальность выбранной темы: Плаванием необходимо заниматься людям разного возраста так как: плавание благоприятно для всестороннего физического развития.Работоспособность мыщц во время плавания чередуются напряжением и раслаблением разных мышц. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличение жизненной ёмкости лёгких. Регулярные занятия влияют на закаливание организма. Одновременно с занятиями прививаются умения и навыки самообслуживания. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие, но и на формирование личности. Таким образом возникает необходимость ознокомления с плаванием, как видом спорта, формирование стойкого интереса. Отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Актуальность выбранной темы:

Плаванием необходимо заниматься людям разного возраста так как: плавание благоприятно для всестороннего физического развития.Работоспособность мыщц во время плавания чередуются напряжением и раслаблением разных мышц. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличение жизненной ёмкости лёгких. Регулярные занятия влияют на закаливание организма. Одновременно с занятиями прививаются умения и навыки самообслуживания. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие, но и на формирование личности. Таким образом возникает необходимость ознокомления с плаванием, как видом спорта, формирование стойкого интереса. Отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

 Наша гипотеза: Узнав о многообразии видов спортивного плавания, надеюсь, что мои сверстники изменят своё отношение к данному спорту, заинтересуются им и возможно начнут заниматься спортивным плаванием.

Наша гипотеза:

Узнав о многообразии видов спортивного плавания, надеюсь, что мои сверстники изменят своё отношение к данному спорту, заинтересуются им и возможно начнут заниматься спортивным плаванием.

Цель проекта: Расширить знания о плавании, как о виде спорта. Формировать убеждения о необходимости активно заниматься спортивным плаванием.

Цель проекта:

Расширить знания о плавании, как о виде спорта. Формировать убеждения о необходимости активно заниматься спортивным плаванием.

Задачи проекта: 1.Познакомить участников проекта с разнообразными видами плавания (брасс, кроль, баттерфляй, спина, комлексное плавание, эстафета). 2. Создать фото-альбом

Задачи проекта:

1.Познакомить участников проекта с разнообразными видами плавания (брасс, кроль, баттерфляй, спина, комлексное плавание, эстафета).

2. Создать фото-альбом "Мои достижения".

3. Ознокомить с литературными произведениями по тематике.

4. Разработать информационные листы с рекомендациями по ознакомлению с видами спортивного плавания.

5. Собрать и систематизировать материал по теме проекта.

8 Основная задача пловца в спортивном плавании подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами. Основная задача пловца в спортивном плавании подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

8 Основная задача пловца в спортивном плавании подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами. Основная задача пловца в спортивном плавании подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

История плавания История плавания Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время плавание носило чисто прикладной характер при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время плавание носило чисто прикладной характер при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания

Оздоровительное плавание

Способы спортивного плавания вольный стиль (кроль на груди ) До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, то есть пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Так как способ кроль на груди является самым быстрым, то пловцы используют именно его. Кроль на груди – стиль плавания на груди, при движении которым пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары ногами в вертикальной плоскости (по принципу работы ножниц). Лицо спортсмена при этом почти постоянно находится; периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох.

Способы спортивного плавания

  • вольный стиль (кроль на груди) До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, то есть пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Так как способ кроль на груди является самым быстрым, то пловцы используют именно его. Кроль на груди – стиль плавания на груди, при движении которым пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары ногами в вертикальной плоскости (по принципу работы ножниц). Лицо спортсмена при этом почти постоянно находится; периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох.

баттерфляй (дельфин) Баттерфляй - стиль плавания на груди, при плавании которым спортсмен выполняет одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Обеими руками пловец совершает мощный широкий гребок, при выполнении которого верхняя часть корпуса приподнимается над водой, одновременно выполняя симметричные удары ногами "от таза". Способ плавания дельфин является скоростной разновидностью стиля баттерфляй. Техники плавания способом дельфин отличается движением ног: они движутся в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). В классическом баттерфляе ноги работают брассом. Дельфин считается вторым по скорости после кроля.

плавание на спине (кроль на спине) Кроль на спине похож на перевернутый кроль на груди - спортсмен также выполняет попеременные гребки руками и одновременно совершает попеременные удары ногами в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Лицо спортсмена практически постоянно (за исключением старта и поворотов) находится над водой. Исключая момент выполнения поворота, спортсмен должен плыть все время на спине. Старт при способе плавания на спине осуществляется из воды (в заплывах вольным стилем, баттерфляем и брассом – старт осуществляется с тумбы). Кроль на спине - третий по скорости способ спортивного плавания.

плавание на спине (кроль на спине) Кроль на спине похож на перевернутый кроль на груди - спортсмен также выполняет попеременные гребки руками и одновременно совершает попеременные удары ногами в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Лицо спортсмена практически постоянно (за исключением старта и поворотов) находится над водой. Исключая момент выполнения поворота, спортсмен должен плыть все время на спине. Старт при способе плавания на спине осуществляется из воды (в заплывах вольным стилем, баттерфляем и брассом – старт осуществляется с тумбы). Кроль на спине - третий по скорости способ спортивного плавания.

 Брасс Брасс - стиль плавания на груди, в котором руки подаются одновременно симметрично вперёд, а ноги совершают одновременный толчок в горизонтальной плоскости. Цикл движений при плавании брассом на груди состоит из одного симметричного и одновременного движения руками, движения ногами и одного вдоха и выдоха ртом. Брасс - самый медленный спортивный способ плавания.

Брасс - стиль плавания на груди, в котором руки подаются одновременно симметрично вперёд, а ноги совершают одновременный толчок в горизонтальной плоскости. Цикл движений при плавании брассом на груди состоит из одного симметричного и одновременного движения руками, движения ногами и одного вдоха и выдоха ртом. Брасс - самый медленный спортивный способ плавания.

Чемпионов надо знать в лицо Спортивное плавание, как и любой другой вид спорта, требует серьезной дисциплины. Достижение результатов в этом виде спорта происходит за счет длительных тренировок. Плавание - это навык, который нужно постоянно поддерживать и оттачивать для улучшения результата. Это многодневный, кропотливый труд. Наши спортсмены добиваются хороших результатов в чемпионатах мира, Европы, в Олимпийских соревнованиях.

Чемпионов надо знать в лицо

  • Спортивное плавание, как и любой другой вид спорта, требует серьезной дисциплины. Достижение результатов в этом виде спорта происходит за счет длительных тренировок. Плавание - это навык, который нужно постоянно поддерживать и оттачивать для улучшения результата. Это многодневный, кропотливый труд. Наши спортсмены добиваются хороших результатов в чемпионатах мира, Европы, в Олимпийских соревнованиях.

Наша команда в Волгограде

Наша команда в Волгограде

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург


Доверили представлять г. Астрахань в Санкт-Петербурге.

Доверили представлять г. Астрахань в Санкт-Петербурге.

Друзья всегда подскажут ошибки и помогут.

Друзья всегда подскажут ошибки и помогут.

Наш тренер Курцева Наталья Вячеславна

Наш тренер Курцева Наталья Вячеславна

 ВЫВОДЫ: Проект завершён. Каждый этап проекта выполнен своевременно и полностью. Результаты можно оценить как положительные. В входе проекта был собран большой материал о спортивном плавание. 1. Изучили историю возникновения и развития плавания как вида спорта. 2. Узнали о пользе плавания, о его влиянии на общее состояние здоровья. 3. Создала фото-альбом

Проект завершён. Каждый этап проекта выполнен своевременно и полностью. Результаты можно оценить как положительные. В входе проекта был собран большой материал о спортивном плавание.

1. Изучили историю возникновения и развития плавания как вида спорта.

2. Узнали о пользе плавания, о его влиянии на общее состояние здоровья.

3. Создала фото-альбом "Мои достижения".

4. Оформила информационные листы о видах плавания.

Так же в входе проекта я выявила, что многие дети хотели бы заниматься плаванием, но в городе мало бассейнов и не во всех семьях есть возможность платить за занятия.

Научно-исследовательская работа на тему

Спорт! Какое маленькое, но очень важное в жизни человека слово. Наша жизнь немыслима без спорта. Каждый черпает в спорте что-то своё. Для одних это красочное зрелище, как спектакль. Для других – укрепление здоровья. Третьи избирают спорт своей профессией. Для нас, школьников, спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. К сожалению, в наше время многие ребята почти всё свободное время проводят у компьютера или в игровых залах.

Ценность занятия спортом состоит не только в укреплении здоровья и физическом развитии. Мы приобретаем ловкость, быстроту, силу, выносливость и также ценные человеческие качества: собранность и дисциплинированность. У занимающихся спортом меньше трудностей в учёбе. Спорт учит нас дружить, мы умеем радоваться успехам других, сопереживать неудачи.

С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни: закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей. Человек - творец своего здоровья, за которое надо бороться. Плавание – это один из тех видов спорта, который доступен любой возрастной категории людей: от дошкольников до пожилых людей, не требует затрат на оборудование. Именно совокупность этих фактов и повлияло на выбор темы исследования.

Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию.

Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека.

Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков.

Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

Гипотеза исследования послужило предположение, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков.

Исходя из этого, мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Изучить теоретический материал о роли плавания как физического занятия в укреплении здоровья человека.

2) Исследовать физическое состояние детей занимающихся и не занимающихся плаванием.

3) Проанализировать и систематизировать изученную информацию и сопоставить их с результатами эксперимента.

Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала о роли плавания как физического занятия в укреплении здоровья человека и опорно-двигательного аппарата, изучении и систематизации методов антропометрических исследований.

Практическая значимость заключается в оценке уровня физического состояния детей, занимающихся и не занимающихся плаванием, определении роли занятий по плаванию в улучшении работы опорно-двигательного аппарата.

В данной работе я хочу показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и оздоровительный эффект.

РАЗДЕЛ 1. ПЛАВАНИЕ КАК ВИД СПОРТА.

ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

1.1. История развития плавания


Плавание известно человеку с древнейших времен. Рисунки на археологических находках (Рис.1.1) свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время, плавание носило прикладной характер — при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания.

В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму.

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга – Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

1.2. Плавание: понятие, виды и способы

Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаются различными видами спорта.

Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 м), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.

Итак, выделяют несколько видов плавания: брасс, кроль, кроль на спине, баттерфляй.

Брасс . Брасс активно применяется как один из основных стилей. Это самый медленный стиль плавания (так как возвратные движения руками выполняются преимущественно под водой, а движения ногами выполняется с прерыванием), при этом одновременно являющийся самым сложным с технической точки зрения. Брасс имеет большое прикладное значение: возможность проплыть наибольшее расстояние с наименьшими энергозатратами, бесшумное плавание, плавание под водой. Техника данного стиля: руки одновременно выбрасываются вперед и далее идут под себя. Опять выбрасываются вперед и так далее. Спина прямая. Ноги при движении разводятся в стороны (так плавают лягушки), создавая при этом реактивное движение. Способ дыхания общий для всех стилей: вдох над водой, выдох – в воду.

Кроль (вольный стиль). На плавание кролем затрачивается больше энергии, т.к. этот стиль более сложен для освоения и задает, как правило, более быстрый, по сравнению с брассом, темп. Мышцы получают еще большую нагрузку. Лежа на животе, одновременно работают и руки, и ноги. Рука пловца идет под живот, выходя на поверхность в районе бедра. Дышать следует так: вдох — под руку, выдох — строго в воду. Ноги работают так, как будто идете на цыпочках, пятки врозь, а носки друг к другу. Плавание кролем похоже на ползание по-пластунски, но только в воде. Пловец по очереди погружает в воду немного согнутые в локте руки впереди плеч, делает длинный сильный гребок и, постепенно распрямляя руку, выносит ее из воды у бедра. Ноги при этом делают движения вверх-вниз, слегка сгибаясь и разгибаясь в коленях. Кроль — самый быстрый стиль плавания. Из-за этого, в принципе, и называется вольным стилем: если стиль плавания не определён, все выбирают кроль как самый быстрый стиль плавания. Польза для здоровья: кроль дает большую нагрузку на мышцы, чем брасс, поэтому фитнес - инструкторы рекомендуют осваивать этот стиль плавания не сразу. Особенно увеличивается нагрузка на руки и плечевой пояс.

Баттерфляй. Его особенности в том, что он дает большую, по сравнению с другими стилями, нагрузку на мышцы. Активные вращательные движения руками развивают мышцы плечевого пояса, спины и груди, а движения ног, несколько уподобляющиеся, но своему характеру движениям хвоста дельфина, развивают мышцы бедер и голеней, а также укрепляют ягодичные мышцы. Многие считают его наиболее сложным. Тело лежит на воде горизонтально. Руки одновременно выбрасываются от себя вперед. При этом важно волновое движение туловищем с обязательной концовкой – удар двумя ногами по воде. Именно так плавает дельфин, откуда и пошло название стиля. Выдох в воду.

Проплыв одинаковые дистанции разным видом плавания, у меня получились следующие результаты:

Читайте также: