Актуальность изучения вов в школе

Обновлено: 16.05.2024

Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности.

История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выполнила: ученица 8а класса

Прищепова Наталья Сергеевна

Руководитель: учитель английского языка

Арсланова Саида Абдулялимовна

Теоретическая часть ………………………..………. 5

Актуальность и важность…………………………………………………. …. 5

Никто не забыт. Ничто не забыто……………………………………. ………….5

Салехардцы в годы Великой Отечественной войны……………………..……. 9

В преддверии 70-летия Великой Победы а ктуальность темы обуславливается тем, что сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. А также в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны , попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк Василий Осипович Ключевский: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем"[1].

Говоря об актуальности темы исследовательской работы, необходимо также сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим данная тема приобретает в настоящее время особую значимость, так как в республиках бывшего Советского Союза многие факты и события свидетельствуют об отходе от патриотизма и интернационализма, игнорируются исторические завоевания советских людей в годы войны.

Проблема: кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам.

Мы поставили перед собой цель: углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе судеб земляков, рассказать о ветеранах войны нашего города.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

изучить литературу и расширить свои знания о Великой Отечественной войне;

найти и собрать архивные материалы о ветеранах войны нашего города;

выяснить интересные факты из их жизни;

раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;

на примере жизни ветеранов войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;

провести анкетирование, интервьюирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы,

рассказав это детям, привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края.

Предметом исследования стало история жизни и подвига наших земляков-участников Великой Отечественной войны.

Объект исследования : наши земляки-участники Великой Отечественной войны.

Методы исследования: теоретические и практические.

Теоретические:
- изучение информационных источников, фотодокументов;
- систематизация;
- обобщение;

Практические:
- интервьюирование (беседы);
- анкетирование и опрос учеников 5-11 классов МБОУ СОШ№6;
- описание;
- сопоставление.

Гипотеза данной работы: если учащиеся в ходе исследовательской деятельности будут овладевать знаниями о правде времён Великой Отечественной войны, о подвигах героев-земляков, то историческая память о великом подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны не утратится.

Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Теоретическая часть

Актуальность и важность

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

Р. Рождественский

С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются все дальше и дальше во времени, становясь для молодых поколений обычной историей. Сегодняшним школьникам все равно, что Семилетняя война 1756 - 1763 годов, что Отечественная война 1812 года, что Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов [1]. А ведь Великая отечественная была совсем недавно. И все потому, что почти не осталось живых свидетелей, и в первую очередь ветеранов войны, для кого эта война была частью их жизни, и кто мог бы рассказать о великих сражениях Второй мировой войны из первых рук. Прошли годы, десятилетия, и Великая Отечественная война стала частью нашей общей истории. Память о тех событиях и людях, участвовавших в них – вот все, что у нас, живущих в XXI веке, остается. Память великого народа о своих великих героях. Мы не ставим перед собой цели рассказать всю историю Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Мы лишь хотим бережно сохранить некоторые страницы истории жизни людей, которые вписаны буквально кровью [2].

Никто не забыт. Ничто не забыто

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.

Старейшей школе № 1 города Салехард присвоено имя ее бывшего выпускника – героя Советского Союза Королькова Ивана Васильевича. В честь героя Советского Союза Зверева Анатолия Михайловича назван Салехардский педагогический колледж, некогда выпустившего из своих стен молодого учителя. На площади Победы установлена памятная плита в честь героя Борисова Василия Александровича. Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.

Вот уже 70 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море .

22 июня. Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом - это было тоже в 41- ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту [3]. Собирали силы и г. Салехард.

Практическая часть.

Анкетирование

В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов, в которых были предложены следующие в опросы общей тематики:

Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.

В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру? -

Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? -

Сколько Вы смотрели фильмы о ВОВ? Назовите их названия.

Знаете ли Вы ветеранов города Салехарда?

И вот результат:

Интервьюирование (беседа).

В беседы с учениками нашей школы мы спрашивали о том, что такое Великая Отечественная война? Их личное отношение к войне? Знают ли они ветеранов нашей малой Родины. Читают ли они литературу о Великой Отечественной Войне или, быть может, хотя бы смотрят фильмы о Великой Отечественной войне…

В результате анкетирования и беседы с учениками, мы увидели, что не все дети знают, что такое Великая Отечественная война и, конечно, её ветеранов. Только 4,8 % из опрошенных могут назвать ветеранов своего города. А ведь на сегодняшний день их осталось всего шесть: Шакуров Николай Тимофеевич (16.05.1926), Богданова Зинаида Дмитриевна (15.04.1926), Литвинов Павел Петрович (09.07.1921), Тищенко Алексей Гаврилович (26.09.1924), Хабарова Елизавета Ивановна (15.09.1924), Ступачева Лидия Александровна (12.03.1927), Муртазин Михаил Муртазинович (01.01.1927).

Выяснилось, что нынешнее поколение начинают забывать о том, какой ценой нам досталась Победа. Результаты анкетирования еще раз показывает актуальность нашей выбранной темы. Сейчас, когда за окном спокойно протекает мирная жизнь, а над нашими головами чистое и ясное небо, многие не задумываются над тем, какой ценой и какими неимоверными усилиями удалось этого добиться нашим бабушкам и дедушкам.

Есть и плюсы: во время нашего исследования, обучающиеся стали больше интересоваться о Великой отечественной войны, стали искать ответы на вопросы, которые они не смогли ответить.

Мы задались вопросом: а что будет через 10 лет? Может, мы совсем забудем о тех, кто умирал за нас, за наше светлое будущее? Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Ведь нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям.

Мы считаем, что пока люди помнят об этой трагедии, которая унесла жизни более 27млн. наших соотечественников, не пощадив ни детей, ни женщин, ни стариков, они сделают всё возможное для того, чтобы она не смогла вновь повториться.

Салехардцы в годы Великой Отечественной войны

Ночь с 21 на 22 июня 1941 года. В далёком северном городке Салехарде в самом разгаре свадьба — соединяются судьбы Зи наиды Мамеевой и Михаила Скурыхина. О чём мечтают молодожены? Конечно, о будущей счастливой жизни! Но всё перевернулось в одночасье. Михаил, как и большинство его друзей, работал связистом, поэтому-то и узнали они о начале войны самыми первыми. Было уже не до веселья. Ребята не могли дождаться утра, чтобы пойти в военкомат и проситься добровольцами на фронт. Вместе с ними рвался и Михаил, но у него, как у всех связистов, была бронь, поэтому его не взяли. Не нужно объяснять, какую роль играют средства связи во время чрезвычайных обстоятельств. Но и в тылу его молодой семье, впрочем, как и всем остальным, пришлось испытать горького до слёз.

В это же самое время в Салехардской школе № 1 в самом разгаре был выпускной бал. Духовой оркестр под управлением Бориса Григорьевича Манн играл без устали. Юноши и девушки готовились к вступлению во взрослую жизнь. Ведь впереди их ждёт так много ин тересного! Они ещё ничего не знают, а только строят планы, думают о том, что их ждёт впереди. Но уже произошло то ужасное, что уничтожит все их надежды. Всем классом они подадут заявление о добровольном вступлении в ряды Красной Армии и отправке на фронт. Многие вскоре погибнут в горниле тяжелейшей войны, и останется только фотография, на которой они запечатлены всем классом.

Вот, например, что писал рабо тник Салехард ского совхоза А.И. Плеханов:

Коллектив духового оркестра также не остался в стороне — молодые люди во главе со своим руководителем ушли защищать Родину. Большинство из оркестрантов погибли в первые годы войны. В живых остались буквально единицы.

В конце ноября 1941 года в город пришла первая похоронка в дом Дмитрия Дмитриевича Булыгина. Он родился в 1909 году, работал учителем Салехардской начальной школы, потом её заведующим, затем директором Шугинской неполной средней школы. В 1940 году его назначили директором Салехардской школы ФЗУ. 16 июля 1941 года ушёл добровольцем в Красную Армию. Погиб 22 ноября 1941 году на Украине.

Фронтовые солдатские письма. Написанные порой второпях, карандашом, свёрнутые треугольником, потёртые на сгибах. Им уже больше 70 лет. Время безжалостно уничтожило большинство этих живых свидетельств времени. С некоторыми из писем, сохранившихся в архиве, у родственников, нам довелось познакомиться. Приведем только одно из них. Оно хранится в музее средней школы №1.

Омская область, г. Сале-Хард, Окртопотдел, дом 4, кв. 2.Давыдовой Марии Васильевне. Путь следования.

Добрый день , моя дорогая мамочка и Нюра. Письмо пишу в вагоне, потому так плохо. Я получил ваших 2 письма 1 и 5 января, за которые сердечно благодарю. Получил перевод 50 рублей. Жив, здоров , того и вам желаю. Сейчас едем на запад, на фронт, защищать свою Родину. Письмо спущу в Омске или близко от Омска. Едем в теплушках, тесно. Письма не пишите, так как не знаю, где остановимся. Напишите папе, что я проехал на запад через Омск 13 января. Мама, сильно не плачь, не paccmp аивайся. Живы будем, не умрем, так встретимся .

Нюра, маму не обижай. Живите, не скучайте, обо мне изредка вспоминайте.

О! Знаю, что мама уже плачет. Зря! И еще раз — зря. Я должен защитить Родину от немецких фашистов.

Ну, будьте здоровы. Ещё бы пописал, да очень неудобно. Напишу с места. Привет всем знакомым.

Ваш Семен Давыдов

13 января 1942. Ст. Татаркино

4 часа дня. Целую вас всех!

Это единственное письмо, которое родные получили от Семёна Давыдова. Он так же, как и многие салехардцы, не вернулся домой.[4]

Много смертей принесла нам война. В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Прошло почти семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.[6]

Подводя итоги сказанному, мы можем смело утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, верна. Действительно, в ходе исследовательской деятельности учащиеся стали овладевать знаниями о Великой Отечественной войны, о подвигах героев-земляков. Это значит, что историческая память о великом подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны не утратится.

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:
1.Через историю своей малой родины мы приобщаемся к национальному достоянию нашей страны, гордимся трудолюбивым, терпеливым и героическим народом.
2. Наши земляки проявили героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны
3. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет и должна жить в памяти всего народа, в памяти каждого из нас.

Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.

Список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение Великой Отечественной войны должно обладать повышенной взвешенностью и отличаться многообразными подходами. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главный акцент должен делаться на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших. А главное нужно сделать так, чтобы документ стал равным компонентом наряду с авторским текстом. Рассматривать события ВОВ следует с учетом всей стратегической обстановки мировой войны в целом. Учебники по этому периоду пока не совсем отвечают современным концептуальным посылкам. Возникают определенные трудности с системой изложения материала, отсутствием документов и противоречивостью суждений. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью и логичностью. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.

Основная трудность в преподавании материала военной истории заключается в превалировании идейных и эмоциональных пристрастий. Необходимая определенность в постановке и решении учебных проблем часто входит в противоречие с незавершенностью многих реальных процессов военного периода. Данную эпоху следует рассматривать через призму чисто человеческих, личностных оценок.

Результатами изучения школьного курса истории второй мировой войны могут быть знания фактов, умение ориентироваться в хронологии, представления о наиболее устойчивых тенденциях мирового развития и, конечно же, интерес к предмету, вызывающий желание самостоятельно разобраться в сложных проблемах ХХ века.

В нашей школе постоянно ведется работа по изучению победных дат великого подвига нашего народа: легендарных битв под Москвой, Сталинградом, Курской дуге, снятию блокады Ленинграда. Эти великие даты, посвященные им исследовательские и краеведческие работы, позволяют детям проникнуться в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих дедов и прадедов, глубже узнать историю своей страны, с чувством уважения и благодарности относиться к старшему поколению, своим родным.

Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.

У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.

Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь учащимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение.

Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.


Переживаемые трудности заставляют людей искать аналогии в истории своей страны, демонстрирующие способность выходить из тяжелейших ситуаций. История Великой Отечественной войны по сложности решаемых проблем выделяется среди всех других событий.
Великая Отечественная война — единственное крупнейшее событие истории России XX в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза.Именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян.


Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети, интернет за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в интернете, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие, в том числе и я, ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. И сегодняшняя конференция, конечно же, позволит сделать нам определенные шаги в этом направлении.

Лиджиева Зула Лиджиевна

ВложениеРазмер
veterany.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

5. Список использованной литературы.

-формулировка целей исследования

-выдвижение гипотезы исследования

а) изучение источников

б) анализ событий

-метод приобретения фактического материала

-метод переработки фактического материала

-методы рационального изложения результатов

Новизна исследования: новизна состоит в том что, именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны. Позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир. Результаты работы и выводы: всесторонне изучены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. О вкладе земляков в Победу.

Область практического применения результатов: Создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг — помнить о тех суровых днях и героях войны. Все стремительнее уводит нас время от ужасов войны. И тем значимее для нас, молодого поколения XXI века, живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи.

Меня увлекла данная тема. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, которые живут рядом с нами, об их судьбах, ведь об их жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Я решил узнать от родственников живых свидетелей того времени о жизни советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере своих земляков, познакомить со своими исследованиями учащихся нашей школы. В этом заключается практическое значение моей работы.

Объектом исследования данной работы являются – выпускники моей школы.

Предмет исследования — жизненный путь ветеранов.

Цель данной исследовательской работы — увековечивание в памяти подрастающего поколения подвига наших земляков в годы ВОВ.

Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны.

Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы войны, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.

Основные этапы проекта.

— совместная деятельность по подготовке материалов с учителем истории Лиджиевой З.Л, и сельской библиотеки ;

— изучение литературы и периодической печати;

— выбор методов исследования под руководством учителя истории.

-самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне;

-анализ собственных данных, их сопоставление;

Цель работы: исследовать взаимосвязь истории малой Родины с достоянием целой страны; углубить и расширить свои знания о ВОВ на основе судеб своих земляков.

Исходя из целей поставлены следующие задачи:

- Расширить свои знания о ВОВ

- привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края

- из местных газет, энциклопедий узнала о земляках - участниках войны

- встретилась с семьями участников ВОВ

- записала их воспоминания

- изучила литературу по данной теме

- провела опрос среди учащихся школы о наличии знаний, о героях ВОВ

Предмет исследования: История жизни моих земляков - участников ВОВ.

Объект исследования: Мои земляки - участники ВОВ

Источники исследовательской работы стали:

- воспоминания и материалы из личного архива участников ВОВ, В. Т. Бифельда

- воспоминания и материалы из личного архива участников ВОВ, И. Емельяненко

- воспоминания и материалы из личного архива участников ВОВ, К. Шемет

- Солдаты Победы 1941-1945.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.

Так же мне хочется рассказать о своем земляке Емельяненко Иван Иванович. Родился 21 сентября 1921 года в селе Вознесеновское Донской области. В селе было четверо детей и Иван был младшим. Закончил четыре класса, стал работать в овцеводческом коллективе. Началась война и Иван Емельяненко отправился на сооружение оборонительного рубежа на Дону. Затем участвовал в строительстве оросительного канала на Ставрополе и доставлял гужевой транспорт защитникам Сталинграда. Призвали Иван Ивановича в 1942 году, направили на охрану военных объектов. Воевал на втором Украинском фронте, в Венгрии, Австрии, где и встретил победу.

В мае 1946 года он вернулся к родителям, жившим в то время в Эсто-Алтае. В том же году Иван Иванович женился на Любови Николаевне, с которой воспитал троих детей. В 1947 году молодая семья переехала в село Ульяновское. Иван Иванович работал трактористом в колхозе имени Карла Маркса, электромехаником в райпромкомбинате, на пилораме, кирпичном заводе. 1969-1996 годы трудился на мельнице. За отличные успехи в работе добросовестное отношение к труду отмечен почетными грамотами и благодарностями. У Ивана Ивановича семеро внуков и восемь правнуков. Емельяненко Иван Иванович награжден орденом Отечественной войны II степени и юбилейными медалями.

Праздник победы отмечается в России довольно широко и торжественно. В честь этого события на площади райвоенкомата стоит памятник генералу Лембиту Перну. Родился Лембит Перн в Эсто-Хагинском, Медвеженского уезда Ставропольской губернии в семье Абрама Юрьевича Перна 21 июня 1903 года третий сын, которого назвали Лембитом.

Осенью 1940 года Л. Перн был назначен начальником штаба 2-го особого стрелкового корпуса. Летом 1941 года корпус передислоцировался в район Минска 21 июня в день своего рожденья. Встретил он его в гостинице это была последняя спокойная ночь. 22 июня 1941 года гитлеровцы вероломно напали на Советский Союз. Не успел Лембит Абрамович отдать приказ как над городом появились фашистские самолеты. И уже на следующий день фашисты подвергли город бомбежки. Появились убитые раненые. 100-я Ордена Ленина стрелковая дивизия генерал-майора И. Руссиянова оборонявшая Северные поступи к городу в течении дня отражали атаки и смогла отбросить гитлеровцев на 15 км от города. Но силы были не равны и они вынуждены были отступить. В этой сложной обстановке себя проявил и штаб под командованием Л. Перна. награды в первые годы войны давали крайне редко. Но именно в августе полковник Л. Перн был награжден орденом Красного Знамени.

Вся ваша грудь сияет орденами,

Геройски вы прошли сквозь дым войны

Пусть голова уже давно седая, но мыслью и духом Вы сильны,

Так пусть не сломят вас невзгоды жизни,

Здоровья счастья вам на долгий век.

Благополучия от всей души желаю,

Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне — ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

Читайте также: