Актуальность изучения русского языка в школе

Обновлено: 05.07.2024

Приложение (анкеты, буклет) ………………………………….

Введение

«Родной язык нам должен быть главною основою и

Петр Андреевич Вяземский,

русский поэт, литературный критик,

Моя исследовательская деятельность под руководством учителей началась еще в начальных классах. За это время были работы по литературе, краеведению, журналистике, географии, иностранному языку. Все работы, за исключением последней, написаны на моем родном языке, то есть на том, на котором говорю, пишу, мыслю, словом, с которым я – одно целое. Но вот работы по русскому языку нет. Это и подтолкнуло меня к ее написанию.

Цель работы – анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования – русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

Задачи:

изучить учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово,

провести анкетирование учеников разного возраста на предмет важности с их точки зрения данного учебного предмета.

Методы исследования:

сбор информации (работа с различными источниками: научная литература, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы),

анализ и обобщение информации.

В самом начале работы нужно определить базовые понятия, с которыми придется сталкиваться при поиске и обработке информации.

Средняя общеобразовательная школа – учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования 1 .

Обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными 2 .

Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;

2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;

3) периоды производственной практики, лагерных сборов;

4) продолжительность учебных четвертей и каникул 1 .

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на классных часах и родительских собраниях, а также на педсоветах и методических объединениях учителей русского языка.

Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?

Русский язык как учебная дисциплина: история и современность.

Русский язык как учебная дисциплина имеет многовековую историю. Древнерусский язык, сформировавшийся на землях Киевской Руси, в IX-XII веках утвердился в качестве средства общения восточных сла­вян, а также других географически соприкасавшихся с ним народностей. В последующий период он стал языком государственности не только самой Киевской Руси, но и Литовского и Молдавского княжеств и лег в основу единого церковно-славянского языка (языка Православной церкви). В 988 году в Киеве было учреждено первое на Руси образовательное учреждение, вторая подобная школа на Руси была создана в 1030 году в Новгороде при Софийском соборе 2 .

Во второй половине ХVIII века сеть российских учебных заведений расширилась: в каждом губернском городе учреждали главные училища с 4-мя классами образования, а в уездных центрах – малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, в том числе русского языка, появились первые методики преподавания и учебные планы.

В последнее десятилетие существования Российской империи количество школ с обучением на русском языке и число их учеников особенно стало увеличиваться, совершенствовалась и система управления учебными заведениями. В учебные программы в качестве обязательных предметов входили русский язык и чистописание.

Для сравнения. В царской России в 1900 году свыше 90% учащихся начальных школ получали образование на русском языке, в Советской России уже в 1925 году эта доля уменьшилась на 1/3. Русский язык при этом не был обязательным предметом в школах с обучением на национальных языках.

В конце 1930-х годов был взят курс на русификацию образовательных учреждений, в связи с чем Совнарком принял постановление о постепенном переводе обучения на русский язык. Он был также восстановлен в качестве обязательного учебного предмета в национальных школах.

Я считаю, что важнейшей причиной той безграмотности, какая имеется среди учащейся молодёжи, является преступная политика Наркомпроса в отношении русского языка…

Насаждалась безграмотность и постоянным сокращением количества часов русского языка в учебных планах школ, и нелепыми программами, и безграмотными грамматиками…

Все учителя школ, и даже преподаватели русского языка, не мобилизованы на борьбу за грамотность. Ученики пишут в тетрадях много по истории, по географии, по естествознанию. Преподаватели этих предметов не исправляют ошибок учащихся, даже в письменных работах. Ученик привыкает писать неграмотно.

Роль русского языка в системе образования повысилась в послевоенный период в связи с переходом к всеобщему 7-летнему образованию. Увеличению доли школьников, получающих образование на русском языке, способствовало принятие в 1958 году закона, согласно которому изучение национальных языков и обучение на них стало добровольным. В последующие 20 лет (с 1960 по 1980 годы) были приняты ещё 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении функционирования русского языка в национальных школах. К концу 1980-х годов почти во всех средних общеобразовательных школах (98%) работали кабинеты русского языка и литературы, в том числе в каждом шестом из них имелось лингафонное оборудование. Постоянно увеличивался выпуск соответствующей учебно-методической литературы, и расширялась подготовка учителей-русистов.

В советский период преподавание русского языка велось на серьезном уровне. По мнению авторов учебников и Министерства образования СССР, количество часов позволяло в полном объеме пройти государственную программу.

Российская школа (с 1990г. – до сего времени) стала преемником, но внесла свои коррективы, в том числе, к сожалению, и негативные в плане уменьшения часов на изучение русского языка.

Классы

1990-1995

2000-2005

Итого:

29

25

23 27

Однако есть опасения, что количество часов уменьшится. Планируется уроки русского языка и литературы для старшеклассников объединить в один предмет – словесность. Реформа школьного образования предполагает постепенную замену уроков русского языка и литературы для учащихся 10 – 11-х классов единым предметом – словесностью. Основное внимание будет обращено на культуру речи и духовно-нравственный аспект. Со следующего года в порядке эксперимента эту новую и еще не полностью разработанную программу введут в нескольких школах, а к 2020 году по этой системе должны работать уже все средние учебные заведения. У нового курса есть как сторонники, так и противники.

Сторонники говорят о том, что в советских школах старшеклассники уже не изучали русский язык, так как его правила в нужном объеме были изучены в предыдущих классах. Тем не менее за грамотностью следили: оценки за сочинение выставлялись двойные – за содержание и грамотность. В пример приводится также опыт Польши – там родной язык и литературу преподают одним предметом с самого первого класса.

Противники изменений утверждают, что уровень грамотности среди учащихся снижается и в этой ситуации убирать русский язык из программы старших классов было бы неразумным 1 .

2.2. Учебный план общеобразовательной школы

(на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

В данном учебном плане учтены предметы федерального, регионального и школьного компонентов с соблюдение недельной часовой нагрузки на каждую параллель младшего, среднего и старшего звеньев. Школа, таким образом, обеспечила необходимые условия для ведения качественного образовательно-воспитательного процесса.

Сравнительный анализ почасовой нагрузки за последние несколько лет показывает стабильность по отношению к изучению русского языка.

Таблица № 2. «Количество часов русского языка по классам в

2.3. Русский язык в системе общеобразовательного курса

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции:

- является предметом изучения и обучения ему,

- средством изучения всех остальных предметов.

2.4. Урок русского языка: зачем он школьникам?

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития лингвистики; педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Также русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения – языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

На уроках русского языка у школьников формируется эстетическое чувство, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное предмет передает в текстах художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

вооружение учащихся нормами литературного языка;

развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.

2.5. Анализ анкетирования учеников и педагогов

Исследовательская часть работы состоит в проведении анкетирования по заданной тематике учеников и педагогов и анализ полученных результатов.

В анкетировании приняли участие 53 школьника, из них учеников 4-го класса – 17 человек, 9-го класса – 15 человек, 11 класса – 21 человек. Девочек из общего количества было 31, мальчиков – 22.

ВложениеРазмер
programma_-_zanimatelnaya_grammatika.docx 93.64 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Место курса в базисном учебном плане.

2 класс – 1 час в неделю

3 класс – 1 час в неделю

4 класс – 1 час в неделю

Цель, задачи и принципы программы:

формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

Общая характеристика учебного курса:

Содержание курса грамматики строится на основе:

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета .

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е , ё , и , ю , я , ь ; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши , чу–щу , ча–ща , безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости . Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования : в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем , однокоренными словами , суффиксом , приставкой , графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение ; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия , как предложение , текст . Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности .

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мирсложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.

Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.

Основные виды деятельности учащихся:

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения
  • личностно ориентированного образования
  • моделирующего обучения
  • здоровьесберегающих
  • ИКТ

Общий объём учебного времени составляет 105 часов: 2 класс - 35 часов, 3 класс - 35 часов, 4 класс - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письма и речи

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

Слово
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и

глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные),

слог,ударение.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Алфавит. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова, которые отвечают на

вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение
Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Текст
Отличие текста от набора предложений.

Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,

отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Анализ эффективности программы факультативного курса:

диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце); анализ занятий проведенных по плану; разработка рекомендаций.

2 класс (35 часов)

В гостях у частей речи(5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

3 класс(35 часов)

Дружим с грамматикой (17 часов) Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Дружим с орфографией(5 часов) А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

4 класс(35 часов)

Состав слова(2) Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.

Образование слов(4 часа) Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Главные и второстепенные члены предложения(2 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Признаки частей речи(29часов) Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

Личностные результаты обучения.

Метапредметные результаты обучения.

Предметные результаты обучения.

У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

К концу 2 класса учащиеся должны:

- знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким знаком;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

- правильно писать формы букв и соединения между ними;

- уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически.

К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:

- Правила правописания слов с изученными орфограммами.

- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

- Главные члены предложения.

-Различать приставки и предлоги.

-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

-Разбирать предложения по членам предложения.

-Обозначать на письме интонацию перечисления.

-Разбирать слова по составу.

-Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

-Писать правильно слова с удвоенными согласными.

-Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

- Определять число, время глаголов.

-Писать НЕ с глаголами.

-Работать со словарем.

-Группировать и подбирать слова на определенные правила.

-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

-Составлять рассказы по картинке.

К концу 4 класса учащиеся должны:

Обучающиеся должны знать:

Образование слов (простейшие случаи).

Главные и второстепенные члены предложения.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами .

Писать и разбирать предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.

Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное автономное учреждение

История изучения русского языка и его роль среди школьных предметов

Евсеева Дарья, ученица 6 А класса.

Научный руководитель:

Мишучков Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ЦДТ Промышленного

г. Оренбург, 2021

Глава 1. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения ……………………………………………………………………….. 4

Глава 2. Русский язык как предмет изучения в школе ………………………6

Раздел 2. Анализ роли русского языка среди предметов школьного цикла ..8

Список использованных источников …………………………………………15

Актуальность: современная система образования предполагает разностороннее развитие подрастающей личности. Именно поэтому школьный курс предметов периодически меняется: какие-то предметы появляются и предполагают обязательное изучение, какие-то выносятся как факультативные занятия. Но изучение русского языка было и остается обязательным. Актуальность работы заключается в том, чтобы показать и доказать, что изучение русского языка среди школьных предметов было и остается на первом месте, т.к. преподавание школьных предметов в современной школе ведется на русском языке и русский язык является для нас вторым родным языком.

Цель: анализ роли и места русского языка среди предметов школьного курса.

- рассмотреть теоретические аспекты современного русского литературного языка как предмета, который изучается в современной школе;

- рассмотреть, какие основные разделы русского языка на II ступени образовательного процесса в современной школе изучают школьники;

- провести анкетирование среди учащихся 5-х и 9-х классах для выявления роли русского языка среди предметов школьного курса;

Объект исследования – русский язык в современной школе, предмет исследования – учащиеся 5-х и 9-х классов СОШ №56 г. Оренбурга.

Гипотеза: доказать, что русский язык занимает первые позиции по важности изучения среди других школьных предметов для учащихся II ступени образования

Методы исследования:

- теоретические: сбор информации (работа с различными источниками информации: научная литература, нормативно-правовые акты, интернет-источники;

методы обработки данные: табличные.

Глава 1. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения.

Предметом нашего изучения является современный русский литературный язык.

Что же такое литературный язык? Лингвисты говорят, что литературный язык – это язык государственный и общественных учреждений, школы, науки, средств массовой информации (печати, радио, телевидение), художественной литературы, театра и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что литературный язык обслуживает наиболее высокие формы общественно-политических, культурных и технических отношений. Для выполнения своих функций он должен сохранять внутреннее единство, целостность, быть устойчивым и стабильным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современный русский литературный язык – это язык со времен А. С. Пушкина, язык русской нации, который является государственным и обслуживает все сферы общения.

Современный русский литературный язык, являющийся одним из богатейших языков мира, также требует серьезного, вдумчивого осмысления. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.

Историей и теорией русского литературного языка занимается русистика. Русистика – это – наука о сущности, происхождении и этапах русского литературного языка. Как самостоятельная научная дисциплина, она сформировалась в первой половине ХХ в.

Под влиянием различных логических, философских аспектов и психологических концепций формируются новые направления и школы, связанные с именами , Буслаева, , Бодуэна де Куртенэ, в 20 в. – появляются различные школы в языкознании – Казанская лингвистическая школа, Московская фортунатовская школа, Петербургская (Ленинградская) школа.

На рубеже веков формируются такие научных школ и направлений, которые определили формирование разнонаправленных научных взглядов и стимулировали появ­ление важных теоретических трудов. Эти школы, обращавшиеся к разным сторонам языковой систе­мы в её историческом и современном состоянии, на разных теоретических основаниях разрабатывавшие собст­венные методы и приёмы анализа, часто связанные с различными социологическими, философскими и психологическими концепциями, сформировали русистику как широко разветвлённую, многоотрас­левую науку, концентрирующую в себе различные концепции и теории, разные исследовательские методы.

Фонетика (греч. phone – звук) – это учение о звуках русского языка. в разделе фонетики рассматриваются следующие вопросы: гласные и согласные звуки; глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; слог, ударение.

Графика (grapho – пишу) – раздел языка, в котором изучается буквенное обозначение звуков речи. Графикой называют также сами начертания букв, их изображение на письме.

Орфография (греч. orphos – правильный, прямой, grapho – пишу) – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Орфоэпия (греч. orphoepeia, от orphos – правильный и epos – речь) – это – раздел языкознания, который изучает совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимые единиц: морфем, слов, предложений и вырабатывает произносительные рекомендации - орфоэпические правила.

Морфология (греч. morphe – форма и logos – слово) – это раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов со всеми грамматическими значениями; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.

Синтаксис (греч. syntaxis – построение, порядок) – раздел грамматики, изучающий существующую в языке систему типов соединения слов в предложении и систему предложений разных типов.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку (аффиксов, префиксов).

Пунктуация – раздел языкознания, изучающий систему внеалфавитных графических средств, главным образом знаков препинания, образующих – вместе с графикой и орфографией – основные средства письменного (печатного языка).

Лексикология (греч. lexikos – относящийся к слову и logos – учение) – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его лексика.

Фразеология (от греч. phrases род. п. от phraseos – выражение, logos слово) – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каков статус русского языка среди молодежи? И каково его значение не только в России,но и за рубежом?

Научно-исследовательская работа

Руководитель: учитель русского языка и

Ефременко Татьяна Ивановна

Глава 1. История появления русского языка……………………………………4

Глава 2. История русской графики, орфографии и пунктуации…………..…. 5

Глава 3. Русский язык в мире профессий………………………. ……………. 6

Глава 4. Русский язык в странах дальнего Зарубежья…………………..……..7

4.1 Русский языка на постсоветском пространстве…………………………. 8

Глава 6. Современный русский язык в интернет – пространстве. Тенденция сокращения слов…………………………………………………. …………….11

Глава 7. Молодежный сленг………………………………………. 12

Глава 8. Развитие русского языка в условиях интернет – коммуникации….14

Глава 9. Русский язык в современном мире………………………….………..15

Список используемой литературы……………………………………………. 17

Актуальность: Среди пяти тысяч языков, существующий сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Русский язык входит в число мировых языков, он приобретает все большее международное значение, его изучают многие люди в разных странах мира, и он является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах. Но каков статус русского языка среди современной молодежи? И какого его значение не только в России, но и за рубежом.

Цель исследовательской работы:

Узнать значение русского языка в различных странах мира.

Раскрыть влияние русского языка на школьников.

Выяснить значение русского языка в современном мире.

1. Изучить сведения по данной теме, используя специальную литературу, ресурсы Интернет

2. Выявить отношение людей к данной проблеме.

3. Познакомится с историей языка.

4. Выяснить популярность языка в различных уголках мира.

6. Сравнить значение языка раньше и сейчас.

Объект исследования: Русский язык в современном мире

Проблемные вопросы:

Какая история происхождения языка?

Каковы особенности русского языка?

Современный русский язык?

Значение русского языка в современном мире?

Глава 1. История появления русского языка

А уже в 18 веке была проведена реформа русского языка, проведенная Петром 1. Например, благодаря этому правителю был создан русский гражданский шрифт, преобразована азбука и т. п. В этот же период начинает активно развиваться грамматика и орфография русского языка, которая еще не слишком, но уже напоминает современную.

В частности, Петр 1 стал инициатором разделения алфавита на отдельные ветви – церковный, а также гражданский. В результате были сформированы два соответствующих варианта речи. Причем во втором из них использовались междометия, недопустимые для первого типа (церковного). Реформа азбуки привела не только к смене формы букв, но и к изменению ее состава, которое свелось к исключению надстрочных знаков, а также определенных букв. К сожалению, в наше время язык из области науки перешагнул в область спекуляций.

Глава 2. История русской графики, орфографии и пунктуации

В 1735 году из азбуки исключаются ѯ (кси) и ѕ (зело); получает официальный статус буква й. С конца XVIII века начинает использоваться ё — в частности, она появляется в текстах Н.М. Карамзина. Знак ё, скорее всего, был заимствован из французского языка; до него в той же функции использовалось сочетание iо.

Очередная реформа состоялась лишь в 1917-1918 годах. В это время отменены буквы ѣ (ять), i (и десятеричное), θ (фита); ъ на конце слов; установлено современное правило орфографического оформления приставок на -з (ср. дореволюционные написания рассказ, бесполезный). Кроме того, флексии -аго, -яго в род. падеже прилагательных, причастий и местоимений заменяются на -ого, -его; -ыя, -iя в им. и вин. падежах мн. ч. женского и среднего родов – на -ые, -ие. Прежние формы были церковнославянскими по происхождению; таковыми являются и сохранившиеся до сих пор окончания -ый, -ий в именах прилагательных.

Основные пунктуационные знаки древнейших русских текстов — это точки. Они чаще всего ставились в середине строки и обозначали границы предложений и синтагм. Изредка в той же функции использовались некоторые другие знаки, в частности, кресты. В период с XIV по XVIII век состав знаков препинания существенно расширяется. Начинают употребляться запятая, точка с запятой, двоеточие, кавычки, вопросительный и восклицательный знаки. Со второй половины XVIII века распространяются многоточие и тире. Популяризации тире способствовал Н.М. Карамзин

Глава 3. Русский язык в мире профессий

Велика роль русского языка и в кругу языков современной науки и техники. На нём издаются научные и технические журналы, выходит новая научная литература. Научные публикации на русском языке по физике и математике, лингвистике и литературоведению пользуются международным признанием. Большой интерес за рубежом вызывают работы на русском языке в таких технических областях, как разработка космических аппаратов и приборов, электротехника. Потребности науки и технического описания изобретений инженерной мысли привели к формированию в русском литературном языке функционального развитого научного стиля, позволяющего чётко и определённо описать по-русски любые научные открытия и технические достижения. Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи.

Глава 4. Русский язык в странах дальнего зарубежья

Русский язык принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Согласно оценочным данным, русский язык по числу владеющих им занимает 3 место в мире после китайского и английского. Он является официальным или рабочим языком в большинстве авторитетных международных организаций.

В общеобразовательных школах русский язык изучается в Германии (168тыс.), Франции(10тыс.), Англии (10тыс.), Австрии (4тыс.). В Бельгии, Ирландии, Исландии, Испании русский язык изучается в основном в системе высшего образования.

В последние годы в Германии, Испании, Греции, Португалии и на Кипре появились значительные группы из числа бывших советских и российских граждан. В связи с этим организуются курсы русского языка для работников сферы обслуживания и гостиничного бизнеса. Русским языком владеют десятки тысяч граждан Азии, получивших высшее образование в нашей стране. Русский язык продолжает преподаваться в национальной системе обучения в Китае, Монголии, Корейской народно-демократической республике, Вьетнаме.

В Израиле также сложилась многочисленная русская община, для которой русский язык является родным. Существует русско-ивритский билингвизм.

В большинстве стран Азиатского континента русский язык преподается в отдельных культурных центрах и на курсах при российских центрах науки и культуры.

В странах Африки русским языком владеют десятки тысяч выпускников российских и советских вузов и те, кто обучался российскими специалистами на объектах сотрудничества. В Египте, Мали, Сенегале русский язык преподается в отдельных школах, лицеях и вузах.

В странах Америки имеются две достаточно многочисленные группы населения, владеющие русским языком: иммигранты из Российской империи, СССР, России и СНГ и специалисты, подготовленные в советских или российских вузах. В Северной Америке проживает более 1,5млн. человек, считающих русский язык родным. В странах Латинской Америки русским языком владеют, прежде всего, выпускники советских и российских вузов, а также русскоязычная диаспора. Значительное число жителей Кубы владеет русским языком.

В настоящее время разными формами изучения русского языка в дальнем зарубежье охвачено почти 2млн. человек.

4.1 Русский языка на постсоветском пространстве.

В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. С одной стороны, по исторической инерции, он до сих пор играет роль языка межнационального общения. Русский язык используется в различных сферах жизни, большинство населения стран еще достаточно свободно им владеет. С другой стороны, идет процесс разрушения русскоязычного пространства, последствия которого ощутимы в настоящее время. Сокращаются возможности получения образования на русском языке, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, обучение в которых ведется на языке титульных наций, ему уделяется всё меньше внимания.

Читайте также: