Актуальность изучения окружающего мира в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: методическое пособие для учителей начальных классов и родителей/ О.А.Свиридова; Министерство образования и науки РФ- Оренбург, 2011.- 68с.

1.Опыт использования в начальной школе цифровых

образовательных ресурсов на уроках окружающего мира………………………………………………………………. 6

1.1.Электронное издание и новые педагогические инструменты……. 6

1.2. Понятие цифрового образовательного ресурса………………………….………………………………… 9

«В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. Сильно возросла их информированность. Раньше школа была основным источником информации для ребёнка о мире, человеке, обществе, природе. Сегодня же СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако такой объём информации, воспринимаемой детьми, часто оборачивается негативной стороной. Получаемая информация бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные формы обучения, в том числе и компьютерные.

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры.[23]

Отличительной чертой универсальных учебных действий от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены познавательные, личностные, регулятивные, и коммуникативные действия.

Мы считаем что для того чтобы успешно формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование различных цифровых образовательных ресурсов и компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

1. Опыт использования в начальной школе цифровых образовательных ресурсов на уроках окружающего мира.

1.1. Электронное издание и новые педагогические инструменты.

Сегодня, когда в качестве важнейшей стратегической задачи развития российской школы, в том числе начальной, рассматривается формирование новой парадигмы образования, обеспечивающей личностно-ориентированную направленность учебного процесса, его развивающий и деятельностный характер, основанной на совершенствовании информационной среды, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения, требуется принципиально новый подход к обеспечению учебного процесса и его реализации в новых условиях.

Решение названной проблемы возможно при использования в учебном процессе нового вида обеспечения – информационно-технологического, представляющего собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие – информационную и технологическую.

Первая составляющая должна обеспечить содержательный аспект подготовки специалиста в вузе, предоставить учащимся и педагогу полную и адекватную учебную и другого рода информацию, способствующую достижению поставленных дидактических задач. В качестве составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону обучения, рассматривается технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Технология обучения выполняет связующую функцию, т.е. является стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию учителя с учащимися.

Основными целями и задачами использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей) в начальной школе являются:

· интеллектуальное развитие младшего школьника;

· формирование его познавательной деятельности, знаний, умений и навыков;

· реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом.

Главное отличие электронного издания от традиционных учебных и наглядных пособий – в использовании новых инструментов визуализации информации и управления деятельностью обучаемого, предоставляемых современным компьютером и информационными технологиями. Новые педагогические инструменты электронных учебных изданий основаны на следующих свойствах современного компьютера:

- мультимедиа – возможность представления информации с помощью фото, видео и т.д., во всех известных сегодня формах; обеспечивается комплексное, многоканальное воздействие информации на обучаемого;

- интерактив – возможность активного взаимодействия человека с информационной средой;

- моделинг – возможность моделировать на экране не только изучаемые объекты, процессы и явления, но и естественную культурную и социальную среду обитания человека и действия в ней;

- коммуникативность – возможность непосредственного общения в реальном времени с удаленным объектом, оперативность предоставления информации и т.д.;

- производительность – возможность автоматизации нетворческих рутинных процессов. Экономия времени, удобство, эргономичность работы порождают энтузиазм и прилив творческих сил, как у ученика, так и у учителя.

1.2. Понятие цифрового образовательного ресурса.

ВложениеРазмер
okr_mir_aneks.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы.

Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое концептуальное (исходное) положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.

1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.

5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

При изучении этого предмета младший школьник:

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Очень важно установить правильное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием. Такой связующей идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом к природной и социальной среде.

Рассмотрим подробнее некоторые методы работы, наиболее продуктивные и действенные, с моей точки зрения.

Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки).

Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определённые правила.

Правило 1. Чётко сформулировать общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Правило 2. Создать условия для результативного наблюдения: заранее продумать место проведения, расположения объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён и т.п.

Правило 3. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Правило 4. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слух, вкус, обоняние.

Расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путём. Если на первом этапе обучения (1 - 2 класс) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта, то в 3 – 4 классах инициатива всё больше и больше передаётся детям.

Практические методы ( опыты и эксперименты).

Методы игры ( дидактические учебно-ролевые).

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или её создании обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).


  • умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
  • стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
  • умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
  • умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

Например, при формировании представления о круговороте воды в природе целесообразно показать его значение для очищения наземных антропогенных экосистем.

Суть в том, что с океана к нам приходит чистая, дистиллированная вода, которая выпадает в виде дождя или снега, очищает воздух и поверхность земли, особенно сильно загрязнённую в ареале городов, после чего нечистоты попадают в реки и затем обратно в океан, где вода проходит биологическую очистку. К счастью, мировой океан в целом пока ещё справляется с утилизацией этих отходов, чего нельзя сказать об отдельных его составляющих – некоторых морях и заливах. Данный пример показывает, как сугубо природоведческий вопрос перерастает в социально-экологический.

Главная отличительная черта авторских программ А.А. Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.

Одним из ключевых направлений развития современного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целью обучения детей с ОВЗ - не только овладение ими знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский придавал особое значение природе в нравственном и духовном развитии ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу и чувствовать ее красоту, нужно прививать эти качества с самого раннего детства, как только ребенок начнет осознавать все то, что его окружает.

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Изучение детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Учебный курс является своего рода системообразующим стержнем всего процесса обучения в начальной школе. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась во внеурочной деятельности. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия я провожу не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.



Фотография. Урок-экскурсия в Музее сыра, г. Йошкар-Ола, 2017 г.


Мои ученики, учащиеся начальных классов Регионального Центра дистанционного обучения, добиваются успехов не только в учебной деятельности, но и являются участниками творческих и исследовательских проектов, интеллектуальных конкурсов, викторин, олимпиад. Результатом участия является то, что дети занимают в данных мероприятиях призовые места.


Читайте также: