Актуальность изучения химии в школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в условиях реформирования старшей школы и опытные учителя, и, конечно, начинающие педагоги сталкиваются с целым рядом проблем.

Химия наполняет конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире: связь между строением и свойствами сложной системы любого типа, вероятностные представления, хаос и упорядоченность, законы сохранения, формы и способы передачи энергии, атомно-молекулярная теория, единство дискретного и непрерывного, эволюция вещества и т.д.

Важный аспект химического образования в общеобразовательных организациях – прикладная составляющая химической науки. Система общего образования направлена на овладение обучающимися химическими знаками в объёме, необходимом для повседневной жизни в деятельности во всех областях промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования, культуры, науки, государственного управления, в т.ч. непосредственно не связанных с химией. Химическое образование необходимо для создания у обучающихся представлений о роли химии в решении современных, энергетических, экологических, продовольственных и медицинских проблем.

– мотивационного характера (при переходе от основного общего к среднему общему образованию обучающимся предлагается сделать выбор профиля обучения. Многие из них затрудняются с выбором или лишены возможности выбора. В таких условиях невозможен равный доступ к полноценному образованию для разных категорий обучающихся. Такая ситуация приводит к деструктивным явлениям в мотивационной сфере, вплоть до потери стремления к учёбе);

– методического характера (необходимость реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО, а также повышения результативности и эффективности образовательного процесса выдвигает новые требования к методическому обеспечению образовательной деятельности. Не обобщены и не систематизированы наиболее эффективные методы, методики и технологии обучения по химии с учётом возрастных особенностей обучающихся и содержания обучения);

– материально-технического характера (в недостаточной степени решена проблема создания электронных наглядных средств обучения. Зачастую химический эксперимент представлен видеороликами низкого качества как в техническом, так и в дидактическом плане. Практически отсутствуют учебные фильмы, рассказывающие о современных химических производствах, работе аналитических лабораторий и научно-исследовательских институтов. Также не разработана методика использования этих материалов в учебно-воспитательном плане);

– кадровые (поскольку преподавание химии предполагает наличие у учителя теоретических знаний в области химии, математики, физики, биологии, умений и навыков экспериментальной работы, а также владение методикой преподавания учебного предмета, негативное влияние на состояние химического образования оказывает возможность переподготовки специалистов с любым высшим или средним профессиональным образованием, в результате они получают право занимать должность учителя).

Вследствие необязательности изучения химии в 10–11 классах возникла необходимость завершить курс в основной школе. Для этого перенесли часть материала из старшей школы в 8–9 классы, в результате чего содержание обучения перестало соответствовать возрастным особенностям учащихся: увеличился объём теоретических представлений, которые опираются только на абстрактные модели, стало гораздо меньше материала, который требует образного мышления. Всё это также не содействовало развитию мотивационной сферы обучающихся и их устойчивого интереса к изучению химии.

Всем нам известны основные факторы, способствующие возникновению желания заниматься химией: химический эксперимент, современное учебно-методическое обеспечение, соответствующее принципам доступности, научности, системность в изложении учебного материала и, конечно, профессиональные и личностные качества педагога. Чтобы желание идти на урок химии в дальнейшем переросло в мотивацию, важно создавать для учащихся ситуации успеха, а это зависит от уровня сформированности у них знаний и умений, способов деятельности, интегрированных понятий и др.

Осознанная мотивация к изучению химии формируется также, если учащийся выбрал сферу будущей профессиональной деятельности, связанную с химией. В этом случае он стремится подготовиться к ГИА и поступить в химический вуз. На развитие осознанной мотивации положительно влияет также опыт участия в олимпиадном движении.

Сегодня в качестве критериев оценки работы учителя используются такие показатели, как результаты ЕГЭ и ОГЭ, количество учащихся – победителей региональных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов. А это значит, каждый урок должен быть нацелен на результат. На мой взгляд, общий результат зависит от того, как составлена рабочая программа, как идёт обучение по этой программе, как достигаются на каждом уроке его триединые цели.

Рабочая программа – это главный документ, по которому работает учитель. В педагогической копилке опытного педагога много вариантов рабочих программ по уровням для всех классов, тематические разработки, банк олимпиадных заданий и т.д. Опытные учителя составляют рабочие программы с учётом принципов научности, доступности, системности, систематичности и в соответствии с требованиями ФГОС, указывая в ней, помимо предметных результатов, также личностные и метапредметные.

Составляя рабочую программу, мы прогнозируем результаты на весь учебный год, и это очень важно. Со временем у каждого учителя вырабатывается своя тактика преподавания предмета, и он планирует каждый урок с учётом индивидуальности учащихся, дифференциации учебного материала в учебниках, оптимального сочетания обязательного и вариативного компонентов образовательной программы, приоритетного использования самостоятельной работы обучающихся во время урока.

Например, в 9 классе учебная нагрузка учащихся два часа в неделю, а объём материала большой, поэтому при составлении рабочей программы важно запланировать интегрированные уроки, уроки в музеях и т.д. В нашем лицее введена зачётная система. Зачёты проводим в конце каждой четверти по кодификатору ОГЭ.

В средней школе, как правило, весьма поверхностно рассматривается материал, связанный с химическими производствами. Я считаю, что данная информация крайне важна для учащихся. Можно провести внеурочные занятия, посвящённые производствам серной кислоты, хлороводорода и соляной кислоты, аммиака, азотной кислоты и минеральных удобрений, алюминия, чугуна и стали, а также силикатной промышленности. Изучать данный материал целесообразно по такому плану:

– теоретическое обоснование производства;

– экологичность, экономичность производства и др.

Особое внимание учащихся обращаю на научные принципы производства, т.е. научно обоснованные технологические приёмы и методы производства, которые позволяют увеличить выход продукта, снизить энергетические затраты, ускорить течение химических процессов, уменьшить выбросы вредных веществ и т.д. К важнейшим научным принципам производства относятся принципы противотока и теплообмена, предварительного обогащения сырья, подбора оптимальных условий, непрерывности производства, циркуляции реагирующих веществ и др.

Эта тема очень важна. Задания, проверяющие знание производства серной кислоты контактным способом из конкретного сырья, имеются в вариантах ЕГЭ, встречаются на олимпиадах разного уровня.

Приведу два примера заданий ЕГЭ и олимпиадную задачу.

Пример 1. Вычислите объём (н.у.) сернистого газа, который образуется при сжигании 500 г пирита (дисульфида железа (II)) в избытке кислорода. Ответ дайте в литрах с точностью до целых.

Пример 2. Газ, выделившийся при обжиге пирита массой 6,8 г, пропустили через 9% раствор гидроксида калия массой 70 г. Рассчитайте массовую долю соли в образовавшемся растворе.



Статья поможет учителям химии показать своим ученикам, что знания по этому предмету необходимы как в повседневной жизни, так и в овладении многими востребованными в современном обществе профессиями. Акцент сделан на особенностях преподавания химии детям-сиротам, лишенным простейших бытовых знаний.

Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:
Очевидном — полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.
Бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Дети, обучающиеся в школах-интернатах, имеют возможность глубже погрузиться в изучение программных предметов и эффективнее использовать полученные знания. Особенно, если речь идет о специализированных интернатах с углубленным изучением определенных дисциплин. Но и общеобразовательные учебные заведения позволяют получить отличную базу, на основании которой ученик сможет получить хорошую специальность.

Рассмотрим первый аспект — поступление в высшее учебное заведение.

Несмотря на то, что обучение в интернатах детей-сирот дает некоторые льготы при поступлении, дальнейшем им потребуется полный набор базовых знаний, чтобы эффективно осваивать программу высшего учебного заведения. Химия является довольно сложной дисциплиной, требующей от ребенка таких навыков, как умение концентрироваться, аналитически мыслить, целостно воспринимать изучаемое явление, самостоятельно делать выводы, брать на себя ответственность за безопасность окружающих. При этом химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях:

Ученый-химик

Покуда люди будут стремиться преобразовывать мир, ученые-химики будут нужны человечеству. Эта отрасль знаний на данный момент является наиболее значимой для развития цивилизации! А значит, каждый человек имеет возможность сделать свой вклад в ее развитие.

Медицинский работник

Врачебное дело востребовано всегда. Хороший врач никогда не останется без работы и не будет испытывать чувство ненужности. Он всегда полезен людям, ведь он помогает поддерживать здоровье, спасает жизни людей. Даже медсестра, которой не придется брать на себя ответственность за постановку диагноза и составление плана лечения, должна понимать, что скрывается за составом таблеток, микстур, уколов. Без знаний по химии врач не сможет подобрать хорошее лечение, выписать рецепт на лекарства, составить грамотную рекомендацию по их применению, предложить альтернативные методы лечения с помощью народной медицины. Ведь все препараты взаимодействуют друг с другом и могут подавлять лечебные свойства или наоборот, делать их воздействие чрезмерным.

Еще важнее уроки химии для будущих фармацевтов, которые изобретают новые лекарства, составляют лечебные порошки и мази, помогают выбрать наиболее дешевые, но эффективные аналоги разных препаратов.

Ветеринар, зоолог, биолог, агроном, садовод

Флора и фауна вызывают восторг практически у каждого любознательного ребенка. Деревья, травы, цветы радуют нас своей красотой и приносят пользу. Если бы их не было, люди не могли бы создавать книги, шить одежду, составлять лечебные сборы. Мир животных также поражает своим разнообразием. Химия актуальна для каждой из этих профессий.

Например, биологу нужно знать, как смешивать разные вещества, чтобы получить хорошее удобрение или эффективное средство для борьбы с вредителями. Зоолог должен понимать, как составить питательные смеси для разных животных, какими средствами обрабатывать их от паразитов. А ветеринар, как и терапевт, должен уметь подбирать лечение в зависимости от возраста и веса животного.

Природа — бесконечный источник жизненных сил для любого человека. Мудрые люди стремятся жить в гармонии с ней, поэтому миру всегда нужны профессиональные экологи, которые помогают людям сотрудничать с природой и наносить ей минимальный вред.

Строитель, дизайнер-оформитель, художник

Строительство также является отраслью, которая всегда будет востребованной. Ведь людям нужно где-то жить, на чем-то сидеть, спать. Знания по химии позволяют правильно рассчитать пропорции при составлении бетонной смеси – необходимом элементе для постройки дома. Определить необходимые временные рамки, необходимые для окончательного затвердения фундамента, также будет сложно без понимания особенностей прохождения различных химических реакций.

Даже художники, которые многими воспринимаются как отстраненные наблюдатели, должны владеть базовыми химическими понятиями о взаимодействии веществ! Иначе они просто не смогут грамотно смешивать краски, закреплять их на холсте. Дизайнер-оформитель тоже обязан иметь понимание химических процессов, в особенности их влияние на здоровье человека – ведь от его работы зависит не только красота жилого помещения, но и качество жизни людей! Он должен уметь выбрать нужный материал для отделки, чтобы у проживающей в квартире семьи не начались хронические заболевания и аллергические реакции.

Технолог пищевой промышленности

Продукты, которые мы приобретаем в магазинах, имеют долгий срок хранения по одной простой причине — в пищевой промышленности применяются знания по органической и неорганической химии, с помощью которых удается продлевать срок хранения различной пищи. Вкусовые добавки, заменители сахара, конфеты, чипсы, лимонады — большинство лакомств, столь радующих нас, были бы невозможны, если бы люди не создали такую науку, как химия.

Издревле люди использовали природные красители для того, чтобы окрасить одежду из натуральных веществ в яркие цвета. Процесс окраски — это обычная химическая реакция, которую можно спрогнозировать. Благодаря технологам легкой промышленности мы имеем возможность так ярко выглядеть и использовать для создания одежды такое количество синтетических материалов!

Опытные технологи, хорошо знающие химию, нужны для создания косметических средств, парфюмерии. Они разрабатывают способы переработки полезных ископаемых, разрабатывают новые виды пластмасс, используемых для создания корпусов ноутбуков, планшетов, бытовых предметов. Они создают материалы для военной промышленности, космической индустрии, медицины.

Эксперт-криминалист

Криминалисты, которым приходится расследовать тяжелые преступления, обязаны иметь широкие познания в химии, биологии, психологии, физике и ряде других наук. Знаменитый литературный детектив Шерлок Холмс успешно раскрывал многие преступления, поскольку был сведущ в химии!

На такое заявление существует два емких ответа. Первый заключается в том, что если не получить хотя бы базовых знаний по химии, то в будущем множество дорог развития будет закрыто. К тому же, интерес к какой-то сфере деятельности может проснуться спонтанно. Второй ответ несколько приземленней — химия нужна в обыденной жизни.

Применение знаний по химии в обыденной жизни

Следует отметить, что для детей, обучающихся в интернате, именно эта, бытовая причина изучения химии является наиболее значимой. Особенно если дети лишены родительской опеки и вынуждены самостоятельно находить своё место в жизни. Элементарные сведения, почерпнутые из уроков химии, помогут им в решении самых простых задач. Поэтому, проводя урок, я стараюсь показать цель получаемых знаний.

Например, при знакомстве с классом кислот ребята не смогли назвать, какие кислоты можно найти у себя на кухне. Поэтому, рассказывая о кислотах, делаю упор на применение их в быту: как можно использовать уксусную и лимонную кислоты, где пригодятся им эти знания.

Изучая нуклеиновые кислоты, обязательно подробно говорим о биотехнологиях и генной инженерии, я знакомлю их с продуктами, содержащими генетически модифицированные компоненты. Ребята пишут сочинения-рассуждения о будущем человечества.

Учащиеся впитывают азы химической науки, которые впоследствии позволят им хорошо ориентироваться в обыденной жизни и не совершать необдуманных поступков! Ведь знания о том, как нейтрализовать химический ожог, могут спасти здоровье, а то и жизнь человека! Где же ещё ребёнок сможет их получить, как не на уроках химии?

Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Химия – это жизнь, которую стоит постичь!

Кузьменко Елена Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №24
г. Санкт-Петербург
Учитель химии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность изучения химии в условиях профильного обучения

Современные социально-экономические условия создают новые требования к выпускникам школ. Стандартность мышления молодых людей, неготовность к творческой деятельности, неспособность принимать самостоятельные решения, вести поиск характерны для большинства выпускников школ. В связи с этим, ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах – это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к каждому выпускнику. Именно поэтому задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника, ставится сейчас остро.

Современный старшеклассник стоит на пороге социального взросления. У него появляются конкретные жизненные планы. Поведение старшеклассника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. В этом возрасте для школьника важно понимание сущности и смысла производимых действий, Креативные ситуации в урочной и внеурочной деятельности, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.

Профильное обучение является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности. Углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящее предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, Профильное обучение является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

Профилизация содержания образования в старших классах является одним из наиболее позитивно оцениваемых мероприятий в ее модернизации. Реализация концепции профильной школы направлена на подготовку выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования; повышение адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям; дифференциацию содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ.

Модернизация современного образования заключается в предоставлении возможности каждому ученику проявить свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личностных планов. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и творческой деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой невозможна самореализация личности на последующих этапах жизни.

В сфере изучения творчества проводятся теоретические исследования, разработаны различные концепции творчества и одаренности Актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения посвящены работы

В этих исследованиях акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся и организация их совместной творческой деятельности.

Накоплен достаточно большой объем знаний по проблеме развития творческого потенциала. Однако в ранее выполненных исследованиях недостаточно рассмотрен вопрос развития творческого потенциала школьника старшего возраста в условиях профильного обучения. В настоящее время этот вопрос, на наш взгляд, приобретает особую актуальность, поскольку перед современной школой встал ряд серьезных задач, одной из главных является развитие творческого потенциала ученика, способного реализовать себя в современных условиях.

Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

потребностью общества в творчески активных личностях и инертностью традиционной системы подготовки выпускников;

гуманистическими целями образования, выражающимися в формировании личности, способной к творческому саморазвитию, в создании условий в учебно-образовательном процессе для формирования творческой личности, и недостаточной разработанностью педагогических условий, повышающих эффективность процесса развития и саморазвития творческого потенциала учащегося;

необходимостью введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на развитие творческого потенциала каждого школьника, и недостаточной разработанностью механизмов индивидуализации обучения; социализации учащихся; ориентации содержания образования на систему среднего и высшего профессионального образования; перехода школьников в новые социальные институты (гражданские, профессиональные, этнокультурные, правовые и т.д.).

Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в разработке и внедрении модели развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения.

Объект исследования – процесс обучения химии учащихся в основной школе.

Предмет исследования – развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения.

Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании модели развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения.

Гипотезу исследования составили предположения о том, что развитие творческого потенциала старшеклассника будет эффективным, если:

– разработать и научно обосновать модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения, основанную на принципах признания индивидуальности, самоценности каждого ученика, диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– оптимизировать учебную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся за счет коллективного и индивидуального творчества, вариативности обучения; внедрения интерактивных информационных технологий, регионализации экологического образования;

– разработать и реализовать систему интенсификации творческой активности учащихся, применяя креативные ситуации в урочной и внеурочной деятельности;

– создать образовательное пространство для развития творческого потенциала старшеклассника, характеризующееся единством ценностно-смысловых ориентаций образовательного процесса, психологической комфортностью.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

Определить сущность феномена творческого потенциала и его роли в развитии личности старшеклассника;

Выявить педагогические условия развития творческого потенциала учащихся в условиях профильного обучения;

Разработать модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения;

Осуществить экспериментальную проверку эффективности реализации разработанной модели развития творческого потенциала старшеклассника

Роль предмета

Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет? Мой ученик — это будущий студент медицинского, технического, технологического или же педагогического высших и средних учебных заведений, это будущий почвовед, геолог, криминалист, нефтехимик, газодобытчик, фармацевт, лаборант, работник пищевой, легкой, тяжелой промышленности, а может быть, учитель.

И даже если моему выпускнику не придётся в жизни столкнуться и с подобными вопросами, не стоит забывать, что химия — одна из важных областей естествознания. Без знаний по химии, невозможно формирование полноценной научной картины мира, а соответственно, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии способствует развитию исследовательских компетенций, мышления (анализу и синтезу, сравнению и обобщению, выдвижению и подтверждению или опровержению гипотез и т. д.). На уроках формируется основа самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Изучение химии развивает самостоятельность, трудолюбие, добросовестность и интерес к знаниям в целом. Таким образом, на уроках химии кроме получения учениками теоретических знаний происходит формирование умений для повседневной жизни, развивается совокупность способов действий, обеспечивающих способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


Нужно ли изучать химию в школе? Если да, то насколько глубоко? С какими проблемами сталкиваются учителя химии в России? Эти вопросы стали особенно актуальны после ЕГЭ по химии в 2020 году. Стало понятно: с этим предметом в школах всё не так просто, особенно при дистанционном изучении.


Химическое мышление и популярность химии

— Почему школьникам в принципе полезно изучать химию? Как она развивает мышление?

— Химия — это наука про всё. Она сродни философии. Химия познаёт мир, вырабатывает систему знаний о веществах, их взаимодействии, основываясь на фундаментальных законах природы. При изучении химии активизируются способности наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы. Постижение этой науки начинается с эмпирического уровня: наблюдения, осмысление увиденного. Затем происходит преобразование первоначальных знаний с помощью символов, формул, уравнений реакций. Потом ученик начинает размышлять, что же происходит на молекулярном, атомарном уровне…

Так развивается химическое мышление. Таким образом, мы имеем дело с удивительной наукой, которая комплексно развивает мыслительные способности, изучая во взаимосвязи абстрактное и реальное, наблюдаемое и прогнозируемое.

— Почему у школьников химия становится всё более популярным предметом?

— Не уверена, что это так, к сожалению. Хотя сегодня, мне кажется, общество должно повернуться лицом к химии. В настоящее время из-за коронавируса многие поняли, что фармакология, исследования в области биотехнологий, создание новых материалов — это самые важные вопросы. Трудно себе представить, что бы мы делали, если бы не было тех людей, которые разрабатывают новые вакцины и лекарства. И во всём этом у химии главенствующая роль. Те люди, которые способны это вовремя оценить и увлечься этими проблемами, пойдут в химию.

Разумеется, людей, которые способны совершать открытия, генерировать яркие идеи, не может быть много. А вот тех, кто будет доводить инновационные идеи до практического применения, должно быть гораздо больше. И, мне кажется, люди тоже это понимают, и кто-то выбирает для себя область профессиональной деятельности уже со школьной скамьи. Естественно, что учителям в этом процессе отводится особая роль: мотивировать и вызывать интерес к химии.


Особенности преподавания

— Что самое сложное в преподавании химии сегодня с точки зрения учителя?

— К сожалению, на протяжении последних лет химию пытались оттеснить на задворки учебных планов. Вплоть до того, что директор или управляющий совет решал, быть или не быть химии в образовательной организации. Возможно, это связано с тем, что химия — сложный предмет и для преподавания, и для понимания учеником.

Нередко бытует мнение, что если в будущем ты не связываешь свою жизнь с химией и другими естественно-научными дисциплинами, то она и не нужна. С такой позицией никак нельзя согласиться: химию можно убрать из учебных планов, но невозможно убрать из жизни. Не важно, кем станет человек — руководителем предприятия, администратором, мэром города, он должен будет принимать решения, которые так или иначе связаны с химией.

Например, зная состав различных растительных масел, можно сделать правильный выбор того или иного масла для использования в кулинарии. Так, льняное масло оптимально для усвоения полезных веществ в сыром виде, в то время как жарить лучше всего на оливковом или подсолнечном масле. Или другой пример: прочитав на упаковке состав маргарина, можно судить о его полезных и опасных свойствах, понимая, что это искусственный, модифицированный продукт, который может содержать ненужные организму консерванты и эмульгаторы. Если человек знает химию, он никогда не примет аспирин (ацетилсалициловую кислоту) на голодный желудок, зная, что этот препарат может вызвать раздражение стенок желудка.

— Как изменилось преподавание химии за последние несколько лет? В чём плюсы и минусы таких изменений?

— Во многих школах резко уменьшили количество часов на изучение химии. Хотя я соглашусь с тем, что хороший педагог и в этих условиях сможет мотивировать учеников к дальнейшему изучению предмета, сформирует интерес к науке. Но всё же хотелось бы, чтобы химия стала обязательным предметом в школе, чтобы больше стало классов, где она будет изучаться углублённо.

И ещё очень большая проблема — подготовка учителей химии в вузах. Парадоксально, но при поступлении на химфак педагогического вуза абитуриенты не сдают химию. В итоге на первый курс подчас приходят студенты, которые о химии не имеют почти никакого представления, и преподаватели вынуждены работать с ними с нуля. Плюс в школах явно не хватает действующей системы наставничества. А ведь как важно, чтобы старшие поколения учителей передавали свой опыт работы начинающим учителям, чтобы те правильно вошли в профессию и могли продуктивно работать.

— Какой, по-вашему, хороший учитель химии? Какими качествами, знаниями, умениями он должен обладать?

— Нужен человек, который видит химию с разных точек зрения, способен показывать ученикам все её возможности. Он должен своим отношением к работе вызывать уважение к предмету. Конечно же, ему нужно владеть цифровыми технологиями. Учитель химии должен иметь светлую голову и умелые руки: соблюдая правила безопасности, ставить сложный демонстрационный эксперимент, организовывать лабораторные опыты, практические работы, проектную и исследовательскую деятельность.

Сферы деятельности учителя химии в современной школе чрезвычайно многообразны. Есть те, кто нашел себя исключительно в работе с талантливой молодёжью или в проектной деятельности, а также те, кто уверен, что учить химии нужно всех и каждого. В любом случае, главное, чтобы педагог мог развивать, мотивировать учеников, влюблять в свой предмет.


Возможности онлайн-обучения и перспективы химии

— Какие современные инструменты и возможности стоит использовать в обучении детей химии?

— Всё, что направлено на популяризацию науки, на мотивацию учащихся, развитие их интереса к химии. Что бы люди ни придумали, всё нужно использовать. Учащиеся тоже выбирают: одни — практическую направленность, другие — решать задачки и участвовать в олимпиадах. Перспективное направление в практике современной школы — использование интегрированного подхода в процессе обучения (подход, при котором устанавливаются связи между разными предметами для создания единой картины мира — прим. ред.). Такой подход позволяет формировать единую научную картину мира и развивать у учащихся естественно-научную грамотность.

— Лабораторные работы по химии требуют специального оборудования. Как это осуществлялось в период самоизоляции, когда у нас было дистанционное обучение?

— Очень сложно. Учителя показывали опыты виртуально. Но выбора не было. В конечном счёте, я уверена, что умелый учитель всё наверстает, покажет необходимый эксперимент потом, на реальных уроках.

— Какие перспективы у профессий, связанных с химией, в ближайшем будущем?

Мы не до конца знаем, где ещё химия может быть использована, потому что цивилизация и мир развиваются семимильными шагами. Сегодня трудно предположить, в каких области науки химия может себя проявить. Она есть и будет везде.

Читайте также: